Последний отрывок из рассказа» Разум онлайн На этот раз есть некая «претензия» на формулу сознания с объяснением ее происхождения.
Хотелось бы сразу отметить, что все эти тезисы основаны на современных научных данных (когнитивистики).
И все же, это мое мнение, я не претендую на абсолютную истину и ни с кем не спорю.
Каждый имеет право иметь свое мнение, но мнения других людей мне интересны, если они содержат ценную идею, которая поможет продвинуть меня в моем.
ищите.
— Оми, самый важный вопрос — что такое сознание? Как мы можем заставить запрограммированные процессы генерировать свет сознания? И робот вдруг осознал, что видит?! - Это довольно просто.
- Насколько просто? Не может быть.
- Это верно.
Если сравнить бессознательное и сознательное, то второе отличается тем, что вы запоминаете его как свое действие.
Вы помните, что осознавали это, в отличие от неосознанных действий.
Так? что ты думаешь это значит? - Не знаю, но, кажется, догадываюсь, к чему вы клоните, - помним ли мы свои действия? — Да, это значит, что, совершив действие, например, узнав что-то, вы все равно признаете свое узнавание своим действием.
И вы записываете их в свою память – в свою автобиографическую память, связанные в единую цепь времени местоимением «Я», как стихотворение в рифму.
- Я пока не понимаю, о чем ты говоришь.
«Осознаешь не тогда, когда начинаешь испытывать чувства к понравившейся картине, а когда признаешь эти чувства в себе как свои!» Итак, вы входите в музей и видите картину «Красная площадь».
Ваш мозг сначала распознает, что оно красное и квадратное.
Ничего особенного, нейросеть это умеет. Но через мгновение вы осознаёте, что смотрите на картинку «своими глазами», и узнаёте на ней красный квадрат. Вы знаете, что это признание ваше, которое сопровождается чувством «знакомости».
Именно во время второго действия возникает чувство осознанности.
— Но сознание — это единый процесс! Я сразу узнаю то, что вижу.
— Не существует такого единого явления, как сознание.
Он состоит из двух частей, что можно выразить мысленной формулой «Я знаю то, что вижу».
Здесь два акта — «вижу» как обычное узнавание того, что ты воспринимаешь, и «знаю» как узнавание собственного акта «узнавания».
Обе стадии бессознательны, но именно вторая создает ощущение осознанности.
А это возможно только в том случае, если у вас есть модель своих действий, то есть знания о них.
Ребенку с детства рассказывают о его действиях, затем он сам начинает комментировать свои действия и так приобретает эту модель.
Но осознание повторяется ежеминутно с детства, так что к взрослой жизни ты уже не различаешь эти два этапа.
Они сжаты в короткие процессы.
Вам нужно создать диаграмму с этими двумя действиями.
Тогда у робота появится сознание.
— Я не совсем понимаю, можете объяснить, в чем заключается схема? — «Я знаю, что вижу» — эта диаграмма.
Вместо «вижу» может быть любое действие субъекта.
Если это есть в его модели, он может «узнать» это.
Как видите, он содержит бесконечную рекурсию.
Действие узнавания действия также может быть распознано и затем познано.
Это то, что вы ощущаете как постоянное присутствие сознания, хотя и не осознаете всех действий.
Вы осознаете только то действие, которое в данный момент конструируется, осуществляется по заранее разработанной программе и не реализуется.
— Что значит «знать» в этой формуле? - Это значит узнавать по образцу, в этимологии слова это значит быть знакомым, признанным.
- Что-то слишком просто.
Лучшие мыслители человечества два столетия боролись с проблемой сознания и не смогли прийти к решению.
Не могу поверить, что все так просто.
- Я могу показать вам простой пример, демонстрирующий схему в действии.
Вы, наверное, заметили, что в формуле сознания узнавание своих действий происходит после самого действия.
Действие словно вспоминается и осознается через мгновение.
Это очень короткий шаг, полсекунды, поэтому по отдельности вы их не видите.
- Скажем так.
Что за пример? — Ваш ученый Б.
Либет провел эксперимент, в котором ему удалось обнаружить эти две ступени по отдельности.
В нем осознание действия происходит после команды на его выполнение – движение пальца для остановки стрелы.
Это происходит именно по формуле сознания – сначала действие, затем признание его своим, которое вы ощущаете как осознание.
- Точно! И поэтому наши учёные не могли понять, как происходит осознание позже.
Они даже предположили, что его просто не существует, а сознание — это иллюзия.
Все предопределено и без него.
«Но подобный опыт Либета случается в жизни каждого.
Было ли у вас когда-нибудь такое чувство по утрам, что вы просыпались за мгновение до того, как прозвенел будильник? - Да, это произошло.
Я до сих пор не понимаю, как мои биологические часы смогли разбудить меня так точно за мгновение до 7:30. — Вас будит будильник, его резкий звон, а не ваши биологические часы.
Вы просыпаетесь от этого, и в следующий момент ваше сознание включается и пытается осознать, что произошло в последний момент. Это тревожный звонок.
Из-за этого вы словно возвращаетесь на полсекунды в прошлое, узнав уже совершенное вами действие – узнав звонок, из-за которого вы и проснулись.
Но ты чувствуешь все это как нечто, что произошло в сознании, то есть в настоящем, когда ты проснулся.
При этом создается впечатление, что вы проснулись за мгновение до начала.
То есть я не спал, пока не прозвенел звонок.
— Сознание возвращает нас на мгновение назад? — Да, можно сказать, что ты сознательно живешь на полсекунды прошлым.
Но вы считаете это реальным.
— Как мы совершаем осознанные действия, если осознание возникает после? — Речь или мысль — это программирование своих будущих действий, даже если они непосредственно следуют за этим программированием.
Вы подумали, что хотели бы пошевелить рукой, когда стрелки достигнут какой-то цифры на циферблате.
С помощью этих словесных кодов вы создали программу, которая связывает число с движением пальца.
И когда такое событие произошло, запрограммированная связь сработала как бессознательное действие.
И только после этого вы признали это действие завершенным.
И я это понял так.
- Как необычно! Вы думаете, все действия мы совершаем неосознанно? - Да, некоторые ваши учёные пришли к такому выводу.
Само действие происходит так же, как и у всех животных, — это реализация бессознательной программы движения.
Вы осознаете это позже, через мгновение после того, как это было сделано, даже если вы просто сгибаете палец.
И вы программируете до.
— Само программирование посредством речи тоже бессознательно? - Не совсем.
Сам речевой акт, как и программа, представляет собой такое же бессознательное действие, как и любое другое.
Но для связной речи необходимо постоянное осознание ее.
Именно осознание говорения как своего действия возвращает к восприятию содержание речевого акта.
А это позволяет из новой речевой ситуации совершить следующий, новый речевой акт. Таким образом, вы стали способны произносить более длинные высказывания и создавать более масштабные программы своего поведения.
Но это отдельная тема, предлагаю пока на этом остановиться.
- Только один вопрос - если есть признание яблока, то что такое признание моего признания яблока своим? Что я узнаю своим, когда вижу яблоко? Какой аргумент у этой функции? - Аргументом на втором этапе являются проприоцептивные данные, например, напряжение глазных мышц или ощущения, которые вы испытываете, когда видите это яблоко.
Это признание вашего действия, которое сопровождает признание.
Даже если вы просто созерцаете и говорите себе «яблоко», это речевое действие тоже распознается как заторможенное движение мышц гортани.
— То есть вторая стадия — это всегда внутренняя чувствительность? - Почти всегда.
— Как мне это запрограммировать? Что бы это могло быть? — Если создавать робота, то активация сервоприводов или сокращение искусственных мышц.
Это двигательная чувствительность, восприятие робота.
Вам все равно придется снимать эти показания, чтобы контролировать точность действия.
- Подожди, так весь секрет в том, что я не только вижу, но и знаю, что вижу это? - Да, кажется, ты начал понимать.
И это выражено даже в вашей речи.
Когда вы говорите «Я видел», например, зеркало, это означает, что вы не только узнали зеркало, но и узнали свой взгляд в зеркало.
В этой фразе вы говорите о своем поступке, а не о зеркале.
А вы говорите о нем в прошедшем времени.
Это объяснение сознания, если вам так легче понять.
В своей речи вы выразили до сих пор то, что уже спрессовано в реальных процессах.
— А секрет, видимо, во второй стадии? — Да, если вы узнали свой поступок, вы приписали его себе, и он остался в вашей автобиографической памяти.
Ты помнишь его.
А в его отсутствие ваше признание зеркала остается бессознательным.
Вы об этом не знаете – вы не сможете вытащить это из памяти, пока снова не встретите зеркало (оно покажется вам знакомым).
- Неужели все так просто? Почему мы этого не замечаем? Разве мы не понимаем? - Это происходит каждую минуту примерно с 4 лет и поэтому две стадии схлопываются таким образом, что к сознательному возрасту, когда ты полностью осознаешь себя, ты уже не можешь разделить эти стадии.
Вспомните, как дети начинают говорить – они выражают словами то, что вы уже загадали.
Они рассказывают о своих действиях с предметами.
Вы до сих пор пишете друг другу в рассказах о своих приключениях, например: «Я ему рассказала, увидела, упала».
Вы говорите не о падении, а о вашей причастности к нему, то есть вы признали, что это было падение, вы это увидели, вы сказали.
Все тайны сознания всегда были перед вами.
Просто нужно было увидеть их такими.
«Это не первый случай в истории человечества.
Тогда непонятно, как мы вообще осознаём свои мысли и считаем их своими? — Мысли — это тоже ваши действия, потому что они — внутренняя речь.
Раньше ты все говорил вслух, ты не умел думать про себя, как это делают до сих пор первобытные люди некоторых племен Африки.
Вы воспринимаете речь как действие, производимое вами, вашими мышцами, ощущаемое посредством владения.
Вы уже не перемещаете их в своем сознании, но в процессе по-прежнему участвуют те же заторможенные мотонейроны, активность которых вы признаете своей собственной.
- Но почему некоторые процессы не реализуются? - Реализуется новое действие, требующее согласования расположения тела, его желаний и осознанной ситуации для лучшего соответствия условиям действия.
Сознание — часть такого ориентировочного поведения, свойственного всем животным, как описал его ваш учёный Гальперин.
В отличие от животных, вы можете произвольно менять свое поведение, поэтому научились направлять внимание на любой раздражитель, даже если он не новый.
Поэтому они не всегда осознают только новое.
«Я до сих пор не понимаю, как мы программируем свое произвольное поведение».
- Пример.
Вы увидели погоду на компьютере и хотите взять с собой зонтик, выходя из дома.
Вы говорите это себе во время выполнения мысленного действия.
Иногда даже неосознанно.
Что это за действие? Это программирование — вы изменили реальные ассоциации в мозгу.
И тогда совершенно машинально, а не сознательно, вспоминаешь о зонтике, правда, когда выходишь за дверь дома.
Потому что я сказал себе: «Когда я выйду из дома».
Если бы я сказала это, когда одевалась, они бы вспомнили, когда подошли к шкафу с одеждой, где стоял зонт. Вы осознаете только то, что вспомнили про зонтик.
Вспоминание само по себе является бессознательным, но запрограммированным действием.
– Говорим ли мы себе, что делать, а затем следуем этому? - Да.
Люди не сразу научились владеть собой.
Сначала ты научился говорить о прошлом, затем о будущем как о повторяющемся прошлом.
Поскольку прошлое для людей сейчас отсутствовало, говорить о нем было сложно.
Поэтому о прошлом говорилось в мифах и легендах.
Через них утверждались законы как нечто повторяющее и предписывающее действия в будущем.
Это этапы развития мышления – через рассказ.
Ваша память — это история, которую вы рассказываете себе о том, что произошло с вами в другой ситуации.
- Но почему через слова? -Вы не можете видеть свои глаза, когда смотрите на мир.
Для этого вам понадобится зеркало (это метафора).
Таким зеркалом стали слова, называющие не что-то внешнее, а ваши органы, чувства и действия, объединенные указательным местоимением «Я».
Человек, научившийся говорить о своем «Я» как о теле, чувствах или мыслях, как бы открыл себя.
Слово, направленное ли оно на себя, на другого или на самого себя, стало ключевым моментом в возникновении ума и сознания, какими вы их знаете.
— Не думаю, что раньше я бы так легко согласился с тобой.
Но я постараюсь поверить, что это так.
— Скажите, почему для вас так важно сознание, а не мышление или внимание, которые технически предшествуют сознанию и более значимы для работы мозга? — Я думаю, потому что для человека сознание — это он сам.
В сознании человек открывает и реализует себя, как вы пишите.
И теперь понятно почему – потому что, по вашей формуле, в нем есть «Я».
Но до сих пор не ясно, как в этом случае появляется субъективное ощущение? Как свет сознания загорается внутри, как сказал один из наших философов.
— Эта память о своих действиях в формуле сознания «включает» тот «свет в мозгу», о котором вы говорите.
Теперь у вас есть время, в котором живет ваша субъективность.
— Пока из ваших слов не станет яснее, откуда возникает субъективное ощущение, когда вокруг только мертвая материя? - Я попробую объяснить.
Во-первых, у вас есть чувство времени.
Это можно выразить формулой «Я был здесь».
Это лишь ощущение, а не знание времени как потока.
Эта формула не менее важна, чем формула сознания.
С его помощью вы сможете вспомнить ситуацию, в которой ваше «Я» уже побывало, и сравнить ее с аналогичной существующей ситуацией.
Это увеличило возможность сравнения и выводов.
Такая передача «Я» во времени позволяет нам сказать: «Вчера здесь была вода».
Животные придут, не найдут воды, что не вызовет усиления этого маршрута.
И человек сделает вывод: «Кто-то это выпил (знает у себя такой же эффект)».
И он будет искать причину.
В Богах или других людях.
Ассоциация места с названием позволяла говорить «я был там» и сравнивать ситуации «здесь» и «там».
Таким образом, опередить перемены, например, «пришедшие оттуда», что стало для людей прорывом.
Появилось много глаголов действия, то есть изменений.
А произнеся глагол, человек научился вызывать в памяти другую ситуацию, отличную от «здесь и сейчас».
Так возникло воображение, а со временем и чисто человеческая способность планировать.
Ваш философ Рассел не зря считал, что человек становится разумным именно тогда, когда начинает планировать свои действия.
Вместе с воображением появились артефакты.
Человек оторвался от «здесь и сейчас» и научился транспортировать себя в нужную точку.
И я научился ждать, идти к желаемому в своем воображении через несколько ступеней инструментальной деятельности.
Во время всплеска речи у ребенка появляется большое количество глаголов.
Он вдруг понимает, что «пить» — значит сделать полный стакан пустым.
Он может в другой раз подразумевать полный стакан, видя его пустым и активировать действие – «налить».
Животные будут ждать, пока он сам станет полноценным.
Вот что-то важное, что произошло с вами.
- Но причем тут субъективность? - Воспоминания позволили мне увидеть перед собой свои чувства, когда они уже были совершены.
Вы не можете их почувствовать, когда делаете их.
Потому что мозг занят этим действием.
Но когда вы это сделаете, вы сможете вернуть их к восприятию.
И посмотреть".
Среди вас не так много людей, которые сразу осознают все, что делают. Но каждый может рассказать, что с ним произошло.
Я увидел гепарда, я испугался, я побежал, я устал.
Постепенно вы научились обнаруживать и запоминать не только свои действия, но и свои чувства.
А субъективность заключается в том, что это возможность запомнить, как в формуле сознания, свои чувства.
Внутренние переживания, связанные с восприятием.
И чем чаще вы так вспоминаете, тем больше процесс сворачивается и вам становится привычным испытывать чувство субъективности при восприятии всего.
Знайте о том, что вы видите, или «квалиа», как говорят ваши философы.
— Значит, мне нужно построить возможность воспоминаний, чтобы у робота была субъективность? «Вы должны реализовать формулу осознанности, как мы говорили ранее.
Короткие воспоминания уже заложены в нем.
Они создают ощущение субъективности.
Единственная сложность будет заключаться в том, что у робота нет чувств, которые испытывает тело.
Та же самая «печаль».
Вам придется его чем-то заменить, если вы хотите добиться сходства.
— Не простой вопрос, учитывая, что в венах робота нет крови, прилив которой вызывает ощущение «жара в груди», если я правильно помню происхождение слова «печаль».
- Ты правильно помнишь.
Нужно придумать аналог, у вас есть датчики температуры.
«Но тогда остается один вопрос: откуда мне знать, что робот обрел сознаниеЭ» — Это тоже очень просто, если следовать формуле сознания.
Это подразумевает наличие модели своих действий.
Его наличие в любой момент необходимо проверить.
- Как? Для меня не очень очевидно.
— Вопрос «ПочемуЭ» спрашивают в любой момент общения.
Почему ты так думаешь, почему ты так говоришь, почему ты так делаешь, почему ты так себя чувствуешь.
Как только вы задали роботу такой вопрос, вы заставили его обратиться ко второй части формулы сознания – знает ли он, что делает? Конечно, он может знать только в том случае, если вы сами заложили в него модель его действий.
Важный вопрос: «ПочемуЭ» должна быть направлена на действия робота, а не на «почему с крыши упал камень».
— Именно, чтобы ответить, у робота должно быть отражение.
Но ответы на такие вопросы тоже можно включить в программу, как это делают всякие приложения-помощники.
- Можно, но не для всего.
Вопрос должен быть неожиданным для робота.
На все его действия невозможно дать ответы.
Большинство предикатов встречаются в вашей речи лишь один или два раза, но вместе таких сочетаний миллиарды.
А у бессознательного робота не будет ответов на большинство вопросов.
Модель своих действий — не менее сложная модель, чем картина мира, в которую должен быть заложен здравый смысл.
- Хорошо, я проверю на твоих роботах.
Как проверить сознание человека? - Мечты.
Если человека неожиданно разбудили во время быстрого сна и он рассказывает о том, что ему приснилось, значит, у него есть сознание.
Эта способность «мечтать», то есть запоминать их после резкого пробуждения, появилась благодаря сознанию — вы можете вспомнить, что вы делали.
Поскольку никаких других действий во время сна вы не совершали, вы помните сон (как активность мозга).
- Я тоже проверю.
Последний вопрос, почему вы постоянно уточняете, что это метафора? Я это полностью понимаю.
— У нас нет такой формы мышления, нам было трудно ей научиться, поэтому я не всегда говорю их точно.
И на всякий случай уточню.
Продолжение происхождения сознания см.
книга Разговор восьмой.
Теги: #Популярная наука #искусственный интеллект #мозг #сознание
-
Гаджеты Безопасности Для Умного Дома
19 Oct, 24 -
Концепция Образовательной Социальной Сети
19 Oct, 24 -
Покупатель
19 Oct, 24