- 21, Apr 2023
- #1
Мастер-класс ораторского искусства
Автор:Штайнер Р.
В настоящем издании приведены лекции Рудольфа Штайнера, посвящённые правильной подготовке и проведению публичных выступлений.
Рекомендации по развитию ораторских навыков и повышению искусства речи, сделанные человеком, прочитавшим около 6000 лекций, фактически составляют мастер-класс ораторского искусства.
Автор рассматривает как процесс подготовки к публичному выступлению, так и нюансы такого выступления.
Он раскрывает условия приданию речи живости и убедительности, предостерегает от возможных ошибок и затрагивает некоторые вопросы оккультного воздействии оратора на слушателей.
Отдельно рассматриваются незапланированные выступления и диспуты.
Оглавление
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ. Дорнах, 11 октября 1921 г.
Формулировка темы, направление и методика данного курса лекций.
О взаимодействии душевных сил оратора и слушателей.
Практические советы по подготовке и произнесению речи: речь должна исходить от сердца; следует с пониманием относиться к симпатиям и антипатиям слушателей, учитывать чувство, которое говорящий сам испытывает по отношению к содержанию речи, уяснить себе содержание речи еще при подготовке к ней; не облекать заранее содержание речи в словесные формулы; в начале речи личность оратора должна заявить о себе; надо выглядеть немного смешным, обратить внимание на заключительную фразу речи; первая и последняя фраза речи должны быть заранее точно сформулированы.
Отзыв о Михаэле Бернайсе как ораторе.
Волевой элемент речи в связи с подготовкой к ней.
Об успехе и провале оратора.
Незапланированное выступление (экспромт).
ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ. Дорнах, 12 октября 1921 г.
Отдельные аспекты того, что следует предусмотреть оратору. О красноречии. Формы речи и их историко-географическое развитие. Прекрасное, правильное и благое в речи. Ораторская этика. Разговорная манера в среде теософов. Требование раскованности при произнесении речи.
ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ. Дорнах, 13 октября 1921 г.
О необходимости тщательной подготовки композиции речи и использовании в ней опыта непосредственных жизненных переживаний.
Чувство полного удовлетворения, как критерий совершенства речи.
Учет состава аудитории.
Участие в диспутах.
Особенности использования представлений из арсенала пролетарского жизневосприятия.
ЧЕТВЕРТАЯ ЛЕКЦИЯ. Дорнах, 14 октября 1921 г.
Об отношениях между оратором и публикой. Влияние речи на состояние желудка. О юморе и атмосфере речи. Некоторые качества умелого оратора: прочувствованное самопреодоление; антипатия к собственным речам и симпатия к чужим речам. О дебатах. Некоторые выводы.
ПЯТАЯ ЛЕКЦИЯ. Дорнах, 15 октября 1921 г.
Отдельные методические указания для оратора: о духовной жизни следует говорить в лирическом тоне, о правовых отношениях — драматически, а о хозяйственных отношениях — эпически.
Обращение к слушателям; о бессмысленности дословной подготовки и об употреблении ключевых слов; формулирование ключевых фраз; соотнесенность начала и окончания речи.
Эгоистическая и бескорыстная манеры писать и говорить.
О переживании звукописи.
ШЕСТАЯ ЛЕКЦИЯ. Дорнах, 16 октября 1921 г.
Различные аспекты художественной окраски речи: внимание к процессу вдоха и выдоха у слушателей; понимание логики чувств в ходе речи; апелляция к уху слушателя. Кое-что о речах иезуитов. Логичность и нелогичность речи. Юмор. Значение речевой паузы. О слуховом восприятии.
Скачать: