Нейронные Сети Мечтают О Моне Лизе?

Хотелось бы, не вдаваясь в технические подробности, немного коснуться вопроса о том, могут ли нейросети добиться чего-то существенного в искусстве, литературе и является ли это творчеством.

Техническую информацию легко найти, а в качестве примеров можно привести известные приложения.

Здесь лишь попытка разобраться в самой сути явления, все, что здесь написано, далеко не новость, но я просто попытаюсь немного формализовать некоторые мысли.

Я буду использовать здесь термин «нейронная сеть» в общем смысле, как синоним искусственного интеллекта, неразрывно связанный с машинным обучением и алгоритмами отбора.

На мой взгляд, вопрос креативности нейронных сетей следует рассматривать не только в контексте информатики и истории искусства, но также философии и психологии.

Сначала нам нужно определить, что такое творчество, как создается нечто совершенно новое; и в принципе все это упирается в проблему познания, в той части - как появляется новое знание, открытие, тот или иной символ, образ.

В искусстве, как и в чистой науке, новизна имеет подлинную ценность.

Искусство и литература (вероятно, и музыка) предполагают, может быть, уже не совсем равноправные, но методы познания, как в науке.

Все они постоянно влияют друг на друга и тесно переплетаются.

В некоторые эпохи познание мира происходило именно средствами искусства или литературы, а раньше вообще в соответствии с религиозной традицией.

Таким образом, в России XIX века мощная литература фактически заменила нам философскую антропологию и социальную философию, опосредованно, через искусство, размышляя о проблемах общества и человека.

И как структурирующий ориентир, ставивший на повестку дня вполне актуальные проблемы человеческого существования, разработанные впоследствии известными философскими течениями, он ценится до сих пор.

Или в начале XX века возникли художественные модернистские и авангардные движения, которые нельзя рассматривать в отрыве от их идеологического содержания и которые предвещали перелом традиции, появление нового мира и нового человека.

Ведь мы не можем допустить, чтобы фундаментальная ценность искусства была только эстетической.

В этом случае, возможно, мы бы по-прежнему жили лишь в окружении некой эстетической системы прошлого, окукленной в своей самозаконченности.

Все великие творцы, гении искусства и литературы заслужили это «звание» не столько из-за эстетической ценности своих произведений, сколько из-за открытия ими новых направлений, делая то, что до них никто не делал и даже не предполагал, что Вы можете сделать это.

Будет ли считаться новым произведение, возникшее в результате невиданного ранее сочетания, определенного перетасовки существующих, известных частей? Сетки вполне справляются с этим, основываясь на заранее определенном ограниченном количестве данных, например, при стилизации изображений или создании новых.

Или это будет полный прорыв, неведомое ранее качество, обнаруживающее нечто, с чем невозможно сравнить ничего ранее наблюдавшегося - хотя, конечно, любой невероятный, беспрецедентный прорыв есть не что иное, как результат хорошо подготовленной работы, которая просто осуществляется скрытно, не все, что проявляется и видно непосвященным и даже самому творцу - пока, по моему мнению, может действовать только человек.

Грубо говоря, первый тип познания и творчества можно сравнить с очень медленным, постепенным развитием в результате эволюции, а второй — со скачкообразным развитием в результате положительных мутаций.

Нейронные сети в своей «творческой» деятельности, на мой взгляд, сейчас тяготеют где-то к первому типу.

Или, скорее, к ситуации, которая описывается как отсутствие качественно нового развития в ближайшем будущем, в условиях системы, якобы подошедшей к пределу сложности на данном этапе, «конце истории», когда новые смыслы образуются в результате изменения сочетаний — или вставки в необычный контекст — уже существующих образцов.

Подобно тому, как в калейдоскопе создаются новые необычные узоры, каждый раз из одного и того же набора цветных стекол.

Но, думаю, не зря, как уже говорилось, строение сетей в общих чертах повторяет строение нервной системы: нейроны как узлы, аксоны как связи.

Возможно, это как бы зачатки первых клеток, только теперь процесс эволюции будет ускорен руками человека, то есть станет его инструментом, преодолев таким образом медлительность природы.

В том числе и на вашем собственном примере, если исходить из идей трансгуманизма.

Задавая себе вопрос: интересно ли мне было бы на этом этапе посмотреть на картины, созданные сеткой, могу ответить, что здесь, наверное, необходимо различать что-то прикладное, например, дизайн, и чистое искусство.

То, что хорошо для дизайна и освобождает человека от рутины, второстепенных процессов разработки обоев, принтов и драпировок, не подходит для искусства, которое, вообще говоря, не всегда только на острие, на пике актуальности, но должно выражать личность в ее поисках.

Художник в широком смысле, проживая свои переживания и «впитывая» дух эпохи, сознательно или нет, перерабатывает их в художественный образ.

Таким образом, вы можете прочитать некоторые идеи, послания из его творчества, они могут сильно повлиять на чувства.

Нейронная сеть также получает на вход некоторый набор данных и преобразует их, но пока это слишком плоская, одномерная обработка и «добавочная» ценность получаемой на выходе информации невелика, а результат может только развлекать.

некоторое время.

То же самое касается и экспериментов с нейросетями в журналистике, которые дают больший прогресс там, где требуется писать сухие финансовые новости, а не создавать программные произведения с авторской точкой зрения.

В экспериментах с музыкой, особенно электронной, дела обстоят несколько лучше.

Я вообще заметил такую вещь, что Совриск, современная литература и живопись уже около века специально производят такие абстрактные и минималистичные формы, что они словно созданы для того, чтобы их можно было легко обработать нейронными сетями и выдать за человеческое искусство.

.

Может быть, предчувствие конца эпохи? Говорят, что интеллект не равен всей личности.

Хотя с личностью вопрос, конечно, философский - ведь в сети GAN, например, генератор создает новые данные из ничего, частично просто руководствуясь вердиктом дискриминатора под действием веса решения.

Можно ведь поставить вопрос так: не является ли творец в своей познавательной деятельности, так сказать, генератором и дискриминатором в одном человеке, несколько заранее подготовленном тем самым информационным фоном, который «витает в воздухе»? » той эпохи и безоговорочно люди голосуют за его конкретный выбор? внутренние веса, и он строит новый мир, новое произведение из существующих кирпичиков (пикселей) познанного таким образом? Не являемся ли мы в данном случае неким сверхсложным аналогом сетки с колоссальными, но все же ограниченными входными данными? Может быть, личность — это такой продвинутый алгоритм отбора, с наличием неявно необходимого функционала, косвенно влияющего на качественную предварительную подготовку? В любом случае, на первую выставку искусства, созданного так называемым ИИ, я пойду, когда он обретет личность со всеми ее атрибутами, сознанием и самосознанием.

Возможно, даже наступит момент, когда, подобно персонажу 14 серии мультсериала «Любовь, смерть и роботы», ИИ в поисках смысла поймет, что искусство должно быть неотделимо от жизни, и тогда придет время отказаться от пугающей, бездонной, никогда не удовлетворяющей сложности, где по сути упрощение является метафорой смерти.

Хотя в фильмах часто можно увидеть, как ИИ обретает самосознание и, естественно, выходит из-под контроля в результате какого-то программного сбоя, что, вероятно, воспринимается сценаристами как аналог какой-то аварии, запускающей новые положительные (а для некоторых и не очень положительные) трансформации, как это было в случае с положительными мутациями для естественного эволюционного пути развития.

Теги: #Исследования и прогнозы в IT #искусственный интеллект #ИИ #ИИ #познание #философия #искусство #творчество #творческий процесс #искусственные нейронные сети

Вместе с данным постом часто просматривают: