История аудиозаписи включает в себя множество экспериментов с форматами и технологиями.
Мы собрали устройства, которые помогли композиторам найти то самое «новое звучание»: от полузабытых экспериментов советских инженеров 1920-х годов до инструментов 1970-х.
Фото ПМДрайв1061 / CC BY-SA / Оптический орган Оптиган
Оптические инструменты
Один из первых, кто работал над идеей «искусственного» звука.начал в СССР.
В 1929 году во время создания фильма «Пятилетка» композитор Арсений Авраамов, инженер Евгений Шолпо и режиссер-мультипликатор Михаил Цехановский задали вопрос: можно ли синтезировать звук, записывая графическое изображение на фонограмму фильма? Убедившись, что это возможно, Авраамов и Шолпо вместе с изобретателями Борисом Янковским и Николаем Войновым приступили к разработке устройств для создания «рисованного звука».
Результатом их работы стало три оптический синтезатор .
Первый прибор «Нивотон» разработал Николай Воинов.
Он работал над бумажными трафаретами, изображающими звуки разного тембра и высоты.
Воинов вырезал эти трафареты вручную ножницами.
В начале 1930-х годов «Нивотон» использовал в озвучке нескольких мультфильмов.
Второе устройство сконструировал Борис Янковский.
Он хотел создать библиотеку синтетических звуков, чтобы заполнить «тембральные пробелы» в симфоническом оркестре.
Результатом его работы стал «Виброэкспонент» — сложный оптический прибор, передача содержимое трафаретных пластинок непосредственно на поверхность фотопленки.
Третье устройство – «Вариофон» Евгения Шолпо.
В отличие от других устройств, вариофон был механизирован: рисунок на пленке создавался за счет вращения дисков разной формы.
В 1930-х годах устройство использовалось и для создания фонограмм, и в качестве синтезатора.
Звук записей созданных Вариофоном напоминать 8-битная музыка.
Работы над «рисованным звуком» прекратились в годы войны и затем не возобновились в полном объеме — Николай Воинов и Борис Янковский отказались от своих разработок, а Евгений Шолпо умер в 1951 году.
Позже идеи инженеров легли в основу первого в мире полифонического синтезатора.
АНС .
Его создал Евгений Мурзин, бывший коллега Борис Янковский.
Оптический синтез звука использовал в вашей работе и Лев Термен .
В 1930-е годы изобретатель жил в США, где вместе с американским композитором Генри Коуэллом создал первую в мире драм-машину.
Он назывался «ритмикон».
В ритмиконе между источником света и фотодатчиком находились вращающиеся диски, один из которых задавал высоту звука, а другой – ритмический рисунок.
Вы можете переключаться между различными тонами и ритмами с помощью встроенной 17-клавишной клавиатуры.
Так получилось, что сам Коуэлл быстро потерял интерес к инструменту.Эксперименты немецкого учёного Воля Сараги привели к разработке ещё одного оптического синтезатора — генератора Сараги.Однако спустя двадцать лет ритмикон получил вторую жизнь.
Его случайно обнаружил продюсер Джо Мик, по предложению которого ритмикон был использован в саундтреке к фильму «Доктор Стрейнджлав», а позже и на пластинках Pink Floyd и Tangerine Dream.
Первая версия инструмента создавалась для озвучивания театральных постановок.
На одном краю сцены разместили неоновую лампу, а на другом — фотоприемник с модулем синтезатора.
Движения актеров создавали помехи на пути неонового луча, тем самым влияя на высоту и тембр звука.
Позже появилась упрощенная версия инструмента, в которой оптический датчик контролировал только высоту звука.
Во время Второй мировой войны Сарага бежал в Великобританию, из-за чего временно прекратил работу над инструментом.
А после его возвращения в Берлин проект и вовсе умер — генератор Сараги не мог конкурировать с транзисторными синтезаторами пятидесятых годов.
Пробоотборники
Технологии оптического синтеза также использовались при создании первых сэмплеров.Одним из первых подобных устройств стал орган Харди-Голдтуэйта.
увидел свет в 1931 году.
Изображения звуковых волн инструментов были нанесены на диск, расположенный перед оптическим датчиком органа, что позволило их имитировать.
Внешне инструмент напоминал фортепиано и управлялся с помощью клавиатуры.
Создатели надеялся что орган мог бы серьезно конкурировать с традиционными симфоническими инструментами, но устройство провалилось и не дошло до массового потребителя.
Optigan, домашний музыкальный сэмплер, созданный производителем игрушек Mattel в начале 70-х годов, работал по аналогичному принципу.
Из-за плохого качества звука он также не пользовался большим спросом.
Даже профессиональная версия выпущенный под руководством одного из изобретателей синтезатора Муга, это не исправили.
Вы можете услышать инструмент на пластинках Крафтверк и Столкновение.
Главным конкурентом Optigan был Mellotron, сэмплер, похожий на фортепиано.
Внутри инструмента находился магнитофон и набор кассет с восьмисекундными семплами.
Нажатие клавиши воспроизводило соответствующую кассету, создавая иллюзию акустического звука.
Меллотрон полюбился музыкантам — его можно услышать на альбомах таких групп, как The Beatles, Led Zeppelin, The Rolling Stones и King Crimson. Работники радио и телевидения также не остались в стороне: в 1965 году специально для BBC была выпущена специальная модель Mellotron — FX Console. Его использовали для создания звуковых эффектов в программах и сериалах.Интерес к инструменту снизился в 1980-х годах с появлением более удобных электронных пробоотборников, которые были легче меллотрона и не требовали такого тщательного обслуживания.
Однако музыканты в 1990-х и 2000-х годах вернулись к инструменту из-за его самобытного звучания: меллотрон можно услышать в творчестве Radiohead, Oasis, Red Hot Chili Peppers и других современных исполнителей.
Ээлектромеханические инструменты
Одним из первых электромеханических синтезаторов был Траутониум.развитый Немецкий инженер Фридрих Траутвейн в 1929 году.
Вместо клавиатуры в инструменте использовался провод, помещенный на металлическую пластину.
Нажатие на провод замыкало электрическую цепь и посылало сигнал на ламповый звуковой генератор.
Игра на траутониуме напоминала игру на слайд-гитаре: на металлической пластинке была нанесена разметка по ступеням хроматической гаммы.
Инструмент привлек внимание композитора Пауля Хиндемита и его ученика Оскара Сала, которые в начале 1930-х годов исполнили первые произведения, написанные специально для траутониума.
Сала продолжал писать музыку для этого инструмента, но популяризировать ее композитору не удалось.
Самым известным применением синтезатора стал саундтрек к фильму Альфреда Хичкока «Птицы» — Оскар записал крики ворон и чаек в течение дня.
В 1930-е годы американец Лоуренс Хаммонд развитый более популярный электромеханический инструмент - орган Хаммонда.
Звук в инструменте был сделан синхронный генератор в виде шестерни, вращавшейся вокруг электромагнитного датчика.
Орган Хаммонда сначала завоевал популярность в религиозных учреждениях — это была недорогая альтернатива духовым органам, — а затем и среди рок-музыкантов.
Звучание инструмента увековечено на альбомах Deep Purple. ЭЛП И другие группы 60-70-е годы.
Со временем появились транзисторные модели и цифровые версии органа.
используются по сей день – их можно услышать на концертах многих джазовые музыканты .
О чем еще вы можете прочитать в нашем «Мире Hi-Fi»:
Метод звукоизоляции, поглощающий до 94% шума.
Зоопарк профессий, связанных с аудиоиндустрией
Технологические музыкальные инструменты до 20 века.
Винил вместо почтовой марки: необычная редкость
Первый в мире «гендерно-нейтральный» голосовой помощник Теги: #аудиомания #Звук #Периферийные устройства #Биографии компьютерщиков #Старое оборудование #музыкальные инструменты #история звукозаписи
-
Опасности Онлайн-Взаимодействия
19 Oct, 24 -
Геометрия Данных 4. Графовое Пространство
19 Oct, 24 -
О Жизни Сайтов После Передачи Заказчику
19 Oct, 24 -
Devops И Agile: В Чем Разница
19 Oct, 24