- 29, Apr 2023
- #1
В одном селении было много людей, и жили они в достатке - всё имели.
И вдруг начали умирать.
Один за другим.
А почему - никто не знает.
И приехал в это селение богатый человек.
Он пожелал жениться на девушке Инанупирике.
Но она отказала ему.
Тогда богатый человек, обиженный и обозленный, уехал в свое селение.
А в этом селении люди опять начали умирать.
Инанупирика сказала: - Надо уходить отсюда, а то все умрем.
Послушались люди и ушли на морской берег.
Там построили себе новые жилища.
Но скучно было вдали от своего народа.
Люди стали думать и говорить так: есть ведь и другие селения; если уйдем туда и будем жить там, всем станет хорошо.
Правильно, конечно, говорили люди.
Однако Инанупирика, которая отвергла того богатого человека, была против возвращения в прежние места.
И в разговорах она всех одолела.
Вот как долго и красиво она могла говорить.
После этого люди наготовили себе много пищи.
Должно было хватить на всю зиму.
Тут и в это селение - отыскал как-то - пришел тот богатый человек и снова пожелал, чтобы Инанупирика стала его женой.
Но она и в этот раз отвергла его.
И даже еще сказала: - Чтоб больше я тебя никогда не видела! Совсем разгневался тот богач.
И ушел.
А зимой, когда началась метель, он незаметно пришел в селение и топором перерубил опоры амбара.
Амбар упал.
Он и его порубил, и мясо, и рыбу, которые хранились в нем.
А метель разбушевалась такая сильная, что все сидели у очагов.
Десять дней ревела метель, все жилища, вырытые в земле, сильно очень завалило снегом.
Когда она кончилась, люди еле выбрались наружу.
Все хотели есть.
А амбара нет.
Долго раскапывали его, нашли остатки пищи - много ее успели съесть лисы и соболи.
И собаки им помогли.
И тогда они снова заговорили: - Надо уходить отсюда.
Надо уходить в другие селения, к своему народу.
Может, не все дойдем.
Но если останемся здесь, то все погибнем.
- Нет, - сказала Инанупирика, - никуда не надо собираться.
Мы здесь проживем.
И на этот раз она всех переговорила.
Но лучше никому не стало.
Есть совсем уже было нечего.
Люди, ослабшие, собирались вместе в земляном жилище.
Женщины надевали шелковые халаты и украшали себя бусами, как украшают мертвых.
Сделав так, они ложились спать вместе.
Ночью кто-нибудь умирал.
Потом все умерли.
Умерла и Инанупирика.
Однажды пришел сюда тот богач.
Посмотрел на большие пустые котлы, на обрушившиеся жилища.
И ушел.
Старики из других селений после рассказывали об этом своим детям, их дети - своим детям.
Рассказывали затем, чтобы не поддавались рассуждениям женщины.
У каждого ведь свой ум есть.
Вот так было в одном селении.
Обиделись, потому и воевали Однажды, когда еще, кажется, снег не выпал, это было.
В Тарайке жили люди.
Ничего жили.
Даже очень хорошо было, если морского зверя убивали и рыбу ловили.
И вот один мужчина, богатый, пошел зачем-то вверх по реке, туда, где ороки жили.
У ороков много оленей паслось.
От одного леса до другого - вот как много! Ладно, пришел этот мужчина к орокам.
Вошел в их жилище, сел у огня.
Ну, ороки захотели угостить гостя.
Приготовили олений желудок и подали ему.
Никогда никто не подавал мужчине такую пищу.
Плохая пища.
Мерзкая.
Обиделся он. Не стал есть.
Вышел из их жилища и направился к себе домой.
Даже забыл, зачем приходил к ним.
Вернулся в селение и рассказал про то, как ороки предложили ему есть желудок оленя.
С обидой рассказал.
Все послушали и тоже обиделись.
На всех ороков.
Плохие это люди, - решили.
Надо с ними воевать.
Собрались и пошли в то селение ороков.
Напали на то жилище.
Убили всех мужчин и всех женщин.
Один только юноша успел вскочить на оленя и поскакал.
Бежали за ним - не догнали.
Стрелы в него пустили - не долетели.
Быстро убегал.
Тот юноша приехал в другое орокское селение.
Плакал.
От него узнали те ороки, что случилось в соседнем селении.
Тогда они изготовили большую кучу луков.
И еще большую кучу стрел.
Потом наступила зима.
Озеро покрыло льдом.
Айны селения вышли на лед, продолбили в нем лунки и ловили рыбу леской.
И вдруг от берега озера выскочили на оленях ороки.
За спинами у них были колчаны, полные стрел, а в руках - луки.
Они стали стрелять по людям, ловившим рыбу.
Метко стреляли.
Куда ни побежит человек, стрела в него воткнется.
Всех перебили.
Темно уже стало, а ороки никак не успокоятся.
Друг перед другом хвалятся, кто сколько айнов убил.
И еще хотят воевать.
И понеслись на оленях в селение.
Айны тогда в землянках жили.
И кто был-то в них? Женщины и дети.
Ну еще старики.
Они уже забыли, когда воевали.
И никакого оружия не имели.
Окружили ороки селение.
Сломали у всех землянок крышки дымоходов и стали бросать в них сухую горящую траву.
Испугались женщины, заплакали дети.
Не знали, куда деваться.
Мало кого тогда пожалели ороки.
Только красивых женщин увели с собой.
После поженились на них.
Айны других селений ждали: будут ли еще ороки воевать? Сами они уже не хотели.
Но готовились на всякий случай.
Двое мужчин первыми начали готовиться воевать.
Один встал в стороне, на открытом месте, другой принялся стрелять в него из лука стрелами с тупыми концами.
Этот стреляет, а тот ловит.
Этот еще стреляет, тот снова ловит.
Потом многие в того стали стрелять.
Он и их стрелы успевал ловить.
Очень хорошо научился - ни одна стрела в него не попала.
После и другие мужчины этому научились.
Узнали об этом ороки.
И подумали.
Если в таких ловких бойцов пустят стрелы с железными наконечниками, то они все равно поймают их. Или уклонятся.
К тому же они, ороки, имея жен-айнок, уже как бы породнились с айнами.
Чего же теперь воевать? Айнам тоже война не нравилась.
Плохое это дело.
Стали жить мирно.
И вдруг начали умирать.
Один за другим.
А почему - никто не знает.
И приехал в это селение богатый человек.
Он пожелал жениться на девушке Инанупирике.
Но она отказала ему.
Тогда богатый человек, обиженный и обозленный, уехал в свое селение.
А в этом селении люди опять начали умирать.
Инанупирика сказала: - Надо уходить отсюда, а то все умрем.
Послушались люди и ушли на морской берег.
Там построили себе новые жилища.
Но скучно было вдали от своего народа.
Люди стали думать и говорить так: есть ведь и другие селения; если уйдем туда и будем жить там, всем станет хорошо.
Правильно, конечно, говорили люди.
Однако Инанупирика, которая отвергла того богатого человека, была против возвращения в прежние места.
И в разговорах она всех одолела.
Вот как долго и красиво она могла говорить.
После этого люди наготовили себе много пищи.
Должно было хватить на всю зиму.
Тут и в это селение - отыскал как-то - пришел тот богатый человек и снова пожелал, чтобы Инанупирика стала его женой.
Но она и в этот раз отвергла его.
И даже еще сказала: - Чтоб больше я тебя никогда не видела! Совсем разгневался тот богач.
И ушел.
А зимой, когда началась метель, он незаметно пришел в селение и топором перерубил опоры амбара.
Амбар упал.
Он и его порубил, и мясо, и рыбу, которые хранились в нем.
А метель разбушевалась такая сильная, что все сидели у очагов.
Десять дней ревела метель, все жилища, вырытые в земле, сильно очень завалило снегом.
Когда она кончилась, люди еле выбрались наружу.
Все хотели есть.
А амбара нет.
Долго раскапывали его, нашли остатки пищи - много ее успели съесть лисы и соболи.
И собаки им помогли.
И тогда они снова заговорили: - Надо уходить отсюда.
Надо уходить в другие селения, к своему народу.
Может, не все дойдем.
Но если останемся здесь, то все погибнем.
- Нет, - сказала Инанупирика, - никуда не надо собираться.
Мы здесь проживем.
И на этот раз она всех переговорила.
Но лучше никому не стало.
Есть совсем уже было нечего.
Люди, ослабшие, собирались вместе в земляном жилище.
Женщины надевали шелковые халаты и украшали себя бусами, как украшают мертвых.
Сделав так, они ложились спать вместе.
Ночью кто-нибудь умирал.
Потом все умерли.
Умерла и Инанупирика.
Однажды пришел сюда тот богач.
Посмотрел на большие пустые котлы, на обрушившиеся жилища.
И ушел.
Старики из других селений после рассказывали об этом своим детям, их дети - своим детям.
Рассказывали затем, чтобы не поддавались рассуждениям женщины.
У каждого ведь свой ум есть.
Вот так было в одном селении.
Обиделись, потому и воевали Однажды, когда еще, кажется, снег не выпал, это было.
В Тарайке жили люди.
Ничего жили.
Даже очень хорошо было, если морского зверя убивали и рыбу ловили.
И вот один мужчина, богатый, пошел зачем-то вверх по реке, туда, где ороки жили.
У ороков много оленей паслось.
От одного леса до другого - вот как много! Ладно, пришел этот мужчина к орокам.
Вошел в их жилище, сел у огня.
Ну, ороки захотели угостить гостя.
Приготовили олений желудок и подали ему.
Никогда никто не подавал мужчине такую пищу.
Плохая пища.
Мерзкая.
Обиделся он. Не стал есть.
Вышел из их жилища и направился к себе домой.
Даже забыл, зачем приходил к ним.
Вернулся в селение и рассказал про то, как ороки предложили ему есть желудок оленя.
С обидой рассказал.
Все послушали и тоже обиделись.
На всех ороков.
Плохие это люди, - решили.
Надо с ними воевать.
Собрались и пошли в то селение ороков.
Напали на то жилище.
Убили всех мужчин и всех женщин.
Один только юноша успел вскочить на оленя и поскакал.
Бежали за ним - не догнали.
Стрелы в него пустили - не долетели.
Быстро убегал.
Тот юноша приехал в другое орокское селение.
Плакал.
От него узнали те ороки, что случилось в соседнем селении.
Тогда они изготовили большую кучу луков.
И еще большую кучу стрел.
Потом наступила зима.
Озеро покрыло льдом.
Айны селения вышли на лед, продолбили в нем лунки и ловили рыбу леской.
И вдруг от берега озера выскочили на оленях ороки.
За спинами у них были колчаны, полные стрел, а в руках - луки.
Они стали стрелять по людям, ловившим рыбу.
Метко стреляли.
Куда ни побежит человек, стрела в него воткнется.
Всех перебили.
Темно уже стало, а ороки никак не успокоятся.
Друг перед другом хвалятся, кто сколько айнов убил.
И еще хотят воевать.
И понеслись на оленях в селение.
Айны тогда в землянках жили.
И кто был-то в них? Женщины и дети.
Ну еще старики.
Они уже забыли, когда воевали.
И никакого оружия не имели.
Окружили ороки селение.
Сломали у всех землянок крышки дымоходов и стали бросать в них сухую горящую траву.
Испугались женщины, заплакали дети.
Не знали, куда деваться.
Мало кого тогда пожалели ороки.
Только красивых женщин увели с собой.
После поженились на них.
Айны других селений ждали: будут ли еще ороки воевать? Сами они уже не хотели.
Но готовились на всякий случай.
Двое мужчин первыми начали готовиться воевать.
Один встал в стороне, на открытом месте, другой принялся стрелять в него из лука стрелами с тупыми концами.
Этот стреляет, а тот ловит.
Этот еще стреляет, тот снова ловит.
Потом многие в того стали стрелять.
Он и их стрелы успевал ловить.
Очень хорошо научился - ни одна стрела в него не попала.
После и другие мужчины этому научились.
Узнали об этом ороки.
И подумали.
Если в таких ловких бойцов пустят стрелы с железными наконечниками, то они все равно поймают их. Или уклонятся.
К тому же они, ороки, имея жен-айнок, уже как бы породнились с айнами.
Чего же теперь воевать? Айнам тоже война не нравилась.
Плохое это дело.
Стали жить мирно.