Притча о трех степенях ( Сказка дервишей )

  • Автор темы Данил Ряшенцев
  • 28
  • Обновлено
  • 29, Apr 2023
  • #1
Жизнь отдельного индивидуума и жизнь человеческих сообществ в целом представляет собой нечто весьма отличное от того, чем она кажется.

В действительности она следует образцу, очевидному для одних и скрытому от других.

Более того, развиваясь во времени, она следует даже не одному образцу, а нескольким.

Люди, однако, знают обычно лишь какую-нибудь часть одной из моделей, и на этой основе они пытаются воссоздать целое.

Они неизменно находят лишь то, что ожидают, а не то, что существует на самом деле.

Рассмотрим для примера три вещи: пшеницу в поле, воду в источнике и соль в шахте.

Таково естественное (природное) состояние человека.

Он представляет собой существо, с одной стороны, цельное и завершенное, с другой - обладающее способностями и возможностью для дальнейшего прогресса.

Каждый из трех вышеназванных элементов (пшеница, вода, соль) представляет собой одну из трех субстанций в состоянии потенциальности.

Они могут остаться такими, какие есть, или же, при известных обстоятельствах, а если говорить о человеке - то при наличии усилий, могут измениться.

Такова первая степень - природное состояние.

Вторая степень выступает как стадия, на которой происходит нечто большее.

Пшеницу, посредством определенного усилия и знания, собирают и превращают в муку.

Воду берут из источника и запасают для дальнейшего употребления.

Соль добывают из шахты и очищают.

Эта степень отличается от первой активностью: предыдущая стадия содержала в себе только возможность к изменению.

Во второй степени имеющееся знание применяется на практике.

В третью степень можно вступить только после того, как три составных элемента в соответствующих количествах и в точной пропорции объединятся в определенном месте и в определенное время: соль, вода и мука соединяются и превращаются в тесто.

С добавлением в тесто дрожжей в нашу смесь внесен жизненный элемент; тогда для выпечки хлеба подготавливается печь.

Этот процесс настолько же зависит от "вдохновения", насколько и от собранного знания.

Все вещи ведут себя согласно своей собственной ситуации, а эта ситуация соответствует степени, в которой они в данный момент пребывают.

Если цель - испечь хлеб, зачем говорить о производстве соли? Эта история, известная от сармунских суфиев, поясняет учение Газали о том, что невежественный человек не может составить себе правильного представления о науке ученых.

И точно так же ученый-схоласт не может понять знания просветленных.

Кроме того, она подчеркивает дервишское убеждение, что традиционная религия, а также метафизические или философские школы продолжают "толочь воду в ступе" и не могут развиться дальше, потому что для этого необходимо присутствие людей высшего понимания, которые являются большой редкостью.

Данил Ряшенцев


Рег
21 Oct, 2020

Тем
1

Постов
1

Баллов
11
Тем
49554
Комментарии
57426
Опыт
552966

Интересно