- 15, Apr 2023
- #1
Каждый школьник, выучивший две-три (или два-три десятка) формулы из учебника, считает себя достойным участником физической олимпиады любого уровня от школьного до международного.
Неудачное выступление на олимпиаде, как правило, не переводит учащегося в состояние уныния, потому как он тут же находит множество причин своего провала: плохо себя чувствовал; не писала ручка; не «проходили» ту или иную тему; попалась совсем незнакомая задача и т.
д.
и т.
п.
По-видимому, это правильно и хорошо, было бы гораздо хуже, если бы при первой неудаче у юного, но талантливого физика сразу опускались руки.
В действительности, успешное выступление на олимпиаде требует определенной подготовки, как в смысле накопления «знаний, умений, навыков», так и в психологическом плане умения сосредоточиться на быструю и точную работу, настроиться на импульсное и даже «взрывное» включение своей интеллектуальной мощи (или «мощей»).
Безусловно, что единственный, и поэтому лучший, способ подготовки к олимпиаде самостоятельное выполнение заданий предыдущих олимпиад, решение большого числа сложных задач, проведение экспериментальных исследований, не говоря уж, конечно, об изучении основного материала учебной программы.
С этой точки зрения теоретический тур олимпиад имеет существенные преимущества: имеется достаточное количество учебных пособий и сборников олимпиадных теоретических задач, да и число «обычных» сборников задач значительно превышает число книг, посвященных проведению физического эксперимента.
Может тогда стоит вообще отказаться от проведения экспериментального тура?
Мы глубоко убеждены, что такое решение будет в корне неверным физика наука экспериментальная, без эксперимента она приблизится к казуистике, исследующей проблемы типа: «сколько чертей массой m поместятся на кончике иглы плотностью r.
В конце концов, теоретический и экспериментальные туры прекрасно дополняют друг друга: в первом участники «доказывают, как должно быть», а во втором смотрят «как есть на самом деле».