- 29, Apr 2023
- #1
Жил когда-то человек по имени Моджуд.
Жил он в небольшом городке, работал мелким служащим, и было похоже на то, что он так и кончит свои дни инспектором мер и весов.
Однажды Моджуд прогуливался по парку среди древних развалин неподалеку от своего дома, и вдруг перед ним в сверкающих зеленых одеждах появился Хызр, таинственный путеводитель суфиев.
- Человек с блестящими перспективами, оставь свою работу и жди меня через три дня на берегу реки, - сказал Хызр и исчез.
Чувствуя неизъяснимую тревогу, Моджуд отправился к своему начальнику и попросил освободить его от должности.
Весть об этом вмиг облетела жителей городка.
В уличных разговорах только и слышно было: "Бедняга Моджуд! Он, наверное, рассудка лишился". Но так как на его место было много претендентов, его вскоре забыли.
В условный день Моджуд встретил Хызра и тот сказал ему: - Разорви на себе одежду и прыгай в воду.
Возможно, тебя кто-нибудь спасет.
Моджуд сделал так, как ему было сказано, хотя и чувствовал, что сходит с ума.
Он умел плавать и потому не утонул, но его долго несло течением, пока какой-то рыбак не втащил его в свою лодку, приговаривая: "Чудак! Здесь сильное течение.
Зачем ты полез в реку?!" - Я и сам не знаю, - ответил Моджуд.
- Да ты спятил! - воскликнул рыбак.
- Ну ладно, вон на берегу мой шалаш, я отвезу тебя туда, а там посмотрим, что с тобой делать.
- И рыбак направил лодку к берегу.
Узнав, что Моджуд образованный человек, рыбак оставил его у себя.
Он кормил Моджуда, а Моджуд учил его читать и писать и помогал ему в работе.
Так прошло несколько месяцев.
Однажды вечером, когда Моджуд уже улегся спать, перед ним появился Хызр и сказал: "Вставай немедленно и уходи от этого рыбака.
Ты найдешь себе пропитание и в другом месте". Моджуд тут же поднялся с постели и вышел из лачуги, одетый, как обычно одевались рыбаки.
Полночи проплутав в темноте, он выбрался, наконец, на дорогу и зашагал вперед.
На рассвете Моджуд нагнал крестьянина, неторопливо трусившего на осле, и пошел рядом с ним.
- Ты, наверно, ищешь работы? - обратился к нему крестьянин.
- Если хочешь, идем со мной.
Я иду на базар, и на обратном пути мне понадобится носильщик.
Моджуд нанялся к крестьянину на работу.
Он проработал у него около двух лет и за это время приобрел много новых познаний, но все они относились только к сельским работам и ни к чему более.
Как-то в полдень Моджуд, увязывая в тюки шерсть, снова увидел перед собой Хызра, который сказал: - Оставь эту работу, возьми свои сбережения, ступай в город Мосул и открой там торговлю кожей.
Моджуд так и сделал.
В Мосуле он стал известен как торговец кожей.
Три года он был купцом, и за это время Хызр ни разу не приходил к нему.
Скопив немного денег, Моджуд уже стал подумывать о покупке дома, как вдруг однажды перед ним опять предстал Хызр.
- Отдай мне свои деньги, - приказал он, - и отправляйся в далекий Самарканд.
Там ты должен стать бакалейщиком.
Итак, Моджуд отправился в путь и спустя некоторое время обосновался в Самарканде.
Вскоре в его жизни стали проявляться все признаки просветленного человека.
Он излечивал больных, помогал своим компаньонам и во время работы, и в свободное время, и все глубже и глубже проникал в тайны духа.
Священники, философы и многие другие посещали его и спрашивали: "Кто ваш учитель?" - Трудно сказать, - отвечал Моджуд.
- С чего вы начали вашу карьеру? - спрашивали его ученики.
- Я был мелким чиновником.
- И вы оставили эту должность, чтобы посвятить себя аскетизму? - Нет.
Просто оставил.
Они не понимали его.
Некоторые хотели описать жизнь этого удивительного бакалейщика и спрашивали Моджуда: "Какие приключения вы испытали в своей жизни?" - Я бросился в реку, стал рыбаком, затем однажды ночью покинул рыбацкую хижину и некоторое время проработал у крестьянина.
Как-то раз, когда я упаковывал шерсть, со мной произошло изменение, и я отправился в Мосул, где открыл торговлю кожей.
Там я скопил немного денег, но затем отдал их и отправился в Самарканд.
И вот сейчас я бакалейщик.
- Но все эти непонятные события никак не объясняют ваших удивительных способностей и поступков.
- Да, это так, - отвечал Моджуд.
И тогда биографы сочинили о Моджуде захватывающую историю, потому что все святые должны иметь свои жития, а житие должно отвечать интересам публики, а не реальности жизни.
Говорить же о Хызре не разрешается никому, а потому созданное ими житие весьма далеко от правды.
Вот описание реальной жизни одного из величайших суфиев.
Шейх Али Фармади (умер в 1076 году) считал это предание важным для иллюстрации суфийского убеждения, что "невидимый мир" во всякое время и в самых различных местах переплетается с обычной реальностью.
Необъяснимое, говорил он, фактически обязано своим существованием этому чудесному переплетению.
Но люди не признают участия того "мира" в их мире, потому что твердо верят, что знают истинные причины событий.
На самом же деле они этого не знают.
Только когда они могут удержать в своем уме возможность другого измерения, иногда врывающегося в ход обычных событий, это высшее измерение становится доступным для них.
Настоящий вариант сказания взят из рукописи Лала Анвар ("Сказание об измененных"). Рукопись датируется ХVII веком.
Жил он в небольшом городке, работал мелким служащим, и было похоже на то, что он так и кончит свои дни инспектором мер и весов.
Однажды Моджуд прогуливался по парку среди древних развалин неподалеку от своего дома, и вдруг перед ним в сверкающих зеленых одеждах появился Хызр, таинственный путеводитель суфиев.
- Человек с блестящими перспективами, оставь свою работу и жди меня через три дня на берегу реки, - сказал Хызр и исчез.
Чувствуя неизъяснимую тревогу, Моджуд отправился к своему начальнику и попросил освободить его от должности.
Весть об этом вмиг облетела жителей городка.
В уличных разговорах только и слышно было: "Бедняга Моджуд! Он, наверное, рассудка лишился". Но так как на его место было много претендентов, его вскоре забыли.
В условный день Моджуд встретил Хызра и тот сказал ему: - Разорви на себе одежду и прыгай в воду.
Возможно, тебя кто-нибудь спасет.
Моджуд сделал так, как ему было сказано, хотя и чувствовал, что сходит с ума.
Он умел плавать и потому не утонул, но его долго несло течением, пока какой-то рыбак не втащил его в свою лодку, приговаривая: "Чудак! Здесь сильное течение.
Зачем ты полез в реку?!" - Я и сам не знаю, - ответил Моджуд.
- Да ты спятил! - воскликнул рыбак.
- Ну ладно, вон на берегу мой шалаш, я отвезу тебя туда, а там посмотрим, что с тобой делать.
- И рыбак направил лодку к берегу.
Узнав, что Моджуд образованный человек, рыбак оставил его у себя.
Он кормил Моджуда, а Моджуд учил его читать и писать и помогал ему в работе.
Так прошло несколько месяцев.
Однажды вечером, когда Моджуд уже улегся спать, перед ним появился Хызр и сказал: "Вставай немедленно и уходи от этого рыбака.
Ты найдешь себе пропитание и в другом месте". Моджуд тут же поднялся с постели и вышел из лачуги, одетый, как обычно одевались рыбаки.
Полночи проплутав в темноте, он выбрался, наконец, на дорогу и зашагал вперед.
На рассвете Моджуд нагнал крестьянина, неторопливо трусившего на осле, и пошел рядом с ним.
- Ты, наверно, ищешь работы? - обратился к нему крестьянин.
- Если хочешь, идем со мной.
Я иду на базар, и на обратном пути мне понадобится носильщик.
Моджуд нанялся к крестьянину на работу.
Он проработал у него около двух лет и за это время приобрел много новых познаний, но все они относились только к сельским работам и ни к чему более.
Как-то в полдень Моджуд, увязывая в тюки шерсть, снова увидел перед собой Хызра, который сказал: - Оставь эту работу, возьми свои сбережения, ступай в город Мосул и открой там торговлю кожей.
Моджуд так и сделал.
В Мосуле он стал известен как торговец кожей.
Три года он был купцом, и за это время Хызр ни разу не приходил к нему.
Скопив немного денег, Моджуд уже стал подумывать о покупке дома, как вдруг однажды перед ним опять предстал Хызр.
- Отдай мне свои деньги, - приказал он, - и отправляйся в далекий Самарканд.
Там ты должен стать бакалейщиком.
Итак, Моджуд отправился в путь и спустя некоторое время обосновался в Самарканде.
Вскоре в его жизни стали проявляться все признаки просветленного человека.
Он излечивал больных, помогал своим компаньонам и во время работы, и в свободное время, и все глубже и глубже проникал в тайны духа.
Священники, философы и многие другие посещали его и спрашивали: "Кто ваш учитель?" - Трудно сказать, - отвечал Моджуд.
- С чего вы начали вашу карьеру? - спрашивали его ученики.
- Я был мелким чиновником.
- И вы оставили эту должность, чтобы посвятить себя аскетизму? - Нет.
Просто оставил.
Они не понимали его.
Некоторые хотели описать жизнь этого удивительного бакалейщика и спрашивали Моджуда: "Какие приключения вы испытали в своей жизни?" - Я бросился в реку, стал рыбаком, затем однажды ночью покинул рыбацкую хижину и некоторое время проработал у крестьянина.
Как-то раз, когда я упаковывал шерсть, со мной произошло изменение, и я отправился в Мосул, где открыл торговлю кожей.
Там я скопил немного денег, но затем отдал их и отправился в Самарканд.
И вот сейчас я бакалейщик.
- Но все эти непонятные события никак не объясняют ваших удивительных способностей и поступков.
- Да, это так, - отвечал Моджуд.
И тогда биографы сочинили о Моджуде захватывающую историю, потому что все святые должны иметь свои жития, а житие должно отвечать интересам публики, а не реальности жизни.
Говорить же о Хызре не разрешается никому, а потому созданное ими житие весьма далеко от правды.
Вот описание реальной жизни одного из величайших суфиев.
Шейх Али Фармади (умер в 1076 году) считал это предание важным для иллюстрации суфийского убеждения, что "невидимый мир" во всякое время и в самых различных местах переплетается с обычной реальностью.
Необъяснимое, говорил он, фактически обязано своим существованием этому чудесному переплетению.
Но люди не признают участия того "мира" в их мире, потому что твердо верят, что знают истинные причины событий.
На самом же деле они этого не знают.
Только когда они могут удержать в своем уме возможность другого измерения, иногда врывающегося в ход обычных событий, это высшее измерение становится доступным для них.
Настоящий вариант сказания взят из рукописи Лала Анвар ("Сказание об измененных"). Рукопись датируется ХVII веком.