Вариант Решения Демографической Проблемы России

Александр Шохов Решение демографической проблемы России.

Данный текст написан автором как ответ на работу «ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ РОССИИ.

Проект для обсуждения», опубликованной в Международном научно-практическом междисциплинарном журнале «РЕФЛЕКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ» № 2, вып.

5, 2005. стр.

5–14. Наверное, любой текст, написанный коллективом авторов, не может не содержать противоречий.

«Российская демографическая доктрина» является прекрасной иллюстрацией этого тезиса.

Итак, на странице 5 авторы утверждают: «Преодолеть демографическую катастрофу традиционными мерами, основанными на стереотипных представлениях о причинах беспрецедентного снижения рождаемости и роста смертности, невозможно.

Прежде всего следует признать, что количество детей в семье не определяется низким материальным обеспечением (доходом, размером жилья и т. д.)».

При этом уже через три страницы авторы пишут: «Начиная с рождения третьего ребенка каждая семья должна быть отнесена к особой категории лиц стратегического государственного значения, а каждому члену многодетной семьи должно быть назначено персональное пособие в размере средней заработной платы, а матери - просторный дом или иное оптимальное жилье и личное государственное жалованье в размере, привязанном к количеству детей (например, трое детей - 30 тысяч рублей, четверо детей - 40 тысяч рублей и т.п.

)".

(там же, стр.

8) «Преодоление демографической катастрофы требует обязательного и гарантированного государством обеспечения каждой молодой семьи адекватными жилищными условиями для воспитания детей» (там же, с.

8).

Однако страницей ранее часть коллектива авторов, не потерявшая оригинального тезиса, утверждает, что «Проект и теория могут быть основаны на гипотезе о существовании демографических циклов в истории Вильгельма Абеля и Михаэля Постана.

Они не только описали на примерах истории Европы и Китая парадоксальный рост населения в отдельные эпохи, но и выдвинули идею о том, что, казалось бы, неожиданный и поразительно быстрый рост населения связан с культурой и определяется так- называемые великими или фундаментальными открытиями».

(там же стр.

7) Однако вовсе не с целью найти противоречия в чужом тексте я начал писать свой текст. Решение демографической проблемы России, с моей точки зрения, вытекает из простых и очевидных соображений, столь же очевидных, как и сам процесс рождения детей.

Для этого не нужно будет переносить столицу России на Дальний Восток (как предлагают авторы упомянутого документа на стр.

11) или платить каждой женщине за рождение второго ребенка по 250 тысяч.

рублей, упомянутых В.

В.

Путина в своем послании Думе в 2006 году и с тех пор стало своего рода «притчей во языцех».

Для этого даже не надо сочинять настоящую сказку о том, что «особое призвание и миссия России заключается в воспитании начала личности».

Именно этот принцип является фундаментальным открытием, позволяющим осуществить в России цивилизационный сдвиг глобального значения и организовать демографический «взрыв» или демографическую «волну» в ближайшие полвека.

Этот принцип устанавливает, что высшей реальностью каждого человека является его личность, достоинство и статус которой носят автономный характер и не могут быть нарушены каким-либо государственным или социальным институтом или другим лицом» (там же, с.

9).

Я хотел бы спросить уважаемых авторов, они здесь вообще пишут о России? Когда в России личность и достоинство человека не могли быть ущемлены государственным или социальным институтом? Как долго вы стояли в очереди, чтобы попасть в государственные учреждения? Собирали ли вы когда-нибудь унизительные пакеты документов по какому-либо поводу? Или они уже давно не предъявляют свои паспорта доблестным полицейским на московской улице, рискуя оказаться в обезьяннике при малейшем подозрении в нелояльности мелкой, но неограниченной власти носителей формы? СУТЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ В ЧАСТИ ПОВЫШЕНИЯ РОЖДАЕМОСТИ Для нас совершенно очевидно, что заводить детей финансово невыгодно.

И никакие государственные субсидии или обещания не смогут этого изменить.

Ни один добропорядочный и уважающий себя человек не будет иметь ребенка только потому, что получит за это финансовую помощь от государства.

Более того, надо еще успеть получить какую-то реальную финансовую помощь от российского государства (не иллюзорную и не скудную, а реальную и конкретную, в виде, например, банкнот).

При этом женщины решаются на аборт или вообще не решаются беременеть, очень часто исходя именно из финансовых соображений.

Следовательно, возникает простая, хотя и несколько парадоксальная, логическая конструкция: ФИНАНСОВОЕ РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ – ЭТО ВСЕГДА ПОТЕРЯ.

ЕСЛИ ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ, ТО В ПОДАВЛЯЮЩЕМ БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ НЕ ПО ФИНАНСОВЫМ ПРИЧИНАМ.

ПРИ этом ОТКАЗ ОТ РОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ОЧЕНЬ ЧАСТО ПРОИСХОДИТ ПО ФИНАНСОВЫМ ПРИЧИНАМ.

Поэтому вопрос, на который нам предстоит ответить для решения демографической проблемы в плане роста рождаемости, лежит вовсе не в плоскости финансовых соображений или причин.

Напротив, оно лежит в плоскости принципиально нефинансовых соображений.

В области финансовых соображений лежит вопрос ОТКАЗА от рождения детей.

Таким образом, разрабатывая решение демографической проблемы, основанное исключительно на обещании материальных благ и финансовых бонусов молодым семьям и роженицам, государство не решает проблему РОЖДЕНИЯ детей, а лишь частично смягчает тяжесть финансового кризиса.

проблемы, из-за которых происходит ОТКАЗ от рождения детей.

Строго говоря, снижение влияния причин, по которым люди отказываются иметь детей, лишь уменьшает количество отказов от рождения детей среди тех пар, которые уже хотят иметь детей.

Однако эти меры не увеличивают количество пар, желающих иметь детей.

С нашей точки зрения, необходимо полностью усилить влияние именно тех факторов, которые способствуют желанию иметь детей у как можно большего числа любящих пар.

Вопрос в том, при каких условиях молодые семьи начнут заводить детей, забывая о неизбежных финансовых трудностях? Какие обстоятельства могут отодвинуть финансовые причины отсутствия детей на второй план и вывести на первый план НЕФИНАНСОВЫЕ причины рождения детей? Такова постановка проблемы, решив которую, мы решим демографическую проблему России.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО МОТИВАЦИОННОГО ПОЛЯ Представим себе сознание участников процесса родов (мужчины и женщины, любящих друг друга, желающих создать семью и родить детей) состоящим из четырех подсистем.

1. Логические аргументы (в том числе финансовые расчеты).

2. «Эмоциональные состояния, чувства и привязанности».

3. Социальные модели поведения, закрепленные в воспитании и культуре и одобряемые социальной средой.

4. Биологические и биосоциальные программы, определяющие мотивы действий и решений мужчин и женщин.

На уровне логики рождение детей выглядит хлопотным и дорогостоящим делом, как возникновение ответственности за здоровье, благополучие, материальное обеспечение, воспитание и образование детей.

И все это в то время, когда можно наслаждаться жизнью, пока ты молод и полон сил, а заработанные деньги тратить только на собственные удовольствия.

Конечно, эти аргументы можно смягчить размерами государственных социальных выплат, однако логичные аргументы, как мы видим, касаются не только и не столько финансовой стороны вопроса.

Логично, что молодые люди не нуждаются в детях.

Что могло убедить их действовать вопреки только что описанной логике? С нашей точки зрения, этому могут способствовать три другие подсистемы в модели сознания мужчин и женщин: эмоции и чувства, социальные модели поведения, биологические и биосоциальные программы.

Люди принимают серьезные жизненные решения, исходя из мотивов, существующих в их сознании или бессознательном.

Если у человека есть мотив, он выстраивает соответствующую логику, испытывает соответствующие эмоции, находит социальные закономерности поведения, подтверждающие обусловленность его мотива.

Мотивы – это движущая сила, посредством которой человек начинает принимать решения и действовать.

В свою очередь, мотивы не возникают без причины.

Существуют условия и стимулы, способствующие возникновению мотивов.

Внутренние условия, конечно, включают в себя биологические и социальные программы человека.

Будем рассматривать внешние условия как целостное воздействие на личность человека.

Этот комплекс влияний мы назовем социальным мотивационным полем.

Социально-мотивационное поле конфигурирует мотивы, возникшие в результате биологических и социальных программ человека, после чего логика, эмоции и культурные закономерности становятся содержанием человеческой жизни.

Рассмотрим, как функционирует социальное мотивационное поле, на примере произведений массовой культуры, например, художественных фильмов.

Как вы думаете, что объединяет такие разные по сюжету и жанру фильмы, как «Правдивая ложь», «Один дома», «Бетховен», «Семейка Аддамс»? Сходство уловить нетрудно: это фильмы о семейных ценностях, о том, как важна семья для человека.

Их герои – семейные люди.

В американском кино немало и других известных фильмов, в которых герои одиноки: «Вам письмо», «Карты, деньги, два ствола», «Матрица», «Гарри Поттер», «Терминатор.

» Однако во всех этих фильмах (кроме «Карты, деньги и два ствола») герои хотят найти семью и в той или иной форме они ее находят. Конечно, есть герои вроде Джеймса Бонда, у которых никогда не будет семьи, а есть герои Тарантино, которые, мягко говоря, далеки от семейных идеалов.

И эти фильмы пользуются не меньшей популярностью, чем перечисленные выше.

Однако фильмы, тонко передающие идею ценности семьи, многочисленны и любимы многими зрителями.

Именно через массовую культуру социальное мотивационное поле подталкивает людей к реализации своих социальных и биологических программ, к достижению желаемого, учит людей быть счастливыми и рассказывает им, что такое настоящее счастье.

Давайте вспомним, когда в последний раз в России снимали кассовый фильм, героями которого были семейные люди или люди, ищущие и стремящиеся обрести семейное счастье? Ни «Бумеры», ни «Часы», ни подробно описанная жизнь господина Фандорина не вызывают мыслей о семье и семейных ценностях.

Напротив, идея в том, что семья – это довольно скучно и обыденно.

Но реальная жизнь происходит вдали от дома.

Конечно, читатель может оспорить мнение автора.

И кого в наши дни можно убедить примерами? Но загляни в свое сердце, читатель.

ЕСЛИ ВЫ МУЖЧИНА ДО 35 ЛЕТ, ПРОЧИТАЙТЕ СЛЕДУЮЩИЙ КОМПЛЕКТ УТВЕРЖДЕНИЙ И ОЦЕНИТЕ ПО 100-БАЛЛЕННОЙ ШКАЛЕ СТЕПЕНЬ, С КОТОРОЙ ВЫ СОГЛАСНЫ.

Человек счастлив, когда он свободен.

Когда он сможет распоряжаться своим временем и заработанными деньгами по своему усмотрению, когда сможет купить себе хорошую машину, компьютерную технику, потакать мелким слабостям и при этом быть авторитетным и уважаемым человеком.

Женщина отнимает свободу и все ее преимущества, давая взамен кучу обязанностей и минимум удовольствий.

Конечно, женщина сможет родить детей, но с детьми еще большая беда.

Они, конечно, нужны.

Но лучше, чтобы они появились позже.

=== Конечно, когда мужчине исполняется 35 лет, он начинает думать по-другому.

Все чаще появляются мысли об одинокой старости, зависть к товарищам, вовремя создавшим семьи, желание завести детей.

Однако к этому возрасту мужчина уже достаточно опытен, чтобы строить отношения с женщиной и не сильно ограничивать ее.

свою свободу, даже если его партнер об этом не знает. То есть для мужчины после 35 семья зачастую не ценна сама по себе: это всего лишь компромисс, на который он идет осознанно и расчетливо.

ЕСЛИ ВЫ ЖЕНЩИНА, ПРОЧИТАЙТЕ СЛЕДУЮЩИЙ НАБОР УТВЕРЖДЕНИЙ И ОЦЕНИТЕ ПО 100-БАЛЛЕННОЙ ШКАЛЕ, НАСКОЛЬКО ВЫ СОГЛАСНЫ.

Мне нужен мужчина, которого я смогу полюбить и от которого хочу иметь детей.

И нам нужно, чтобы он зарабатывал достаточно, чтобы обеспечить нашу семью и детей.

Я хочу, чтобы он был внимательным, нежным, каждый день признавался в любви, хорошо относился к моим родителям, ценил меня и любил такой, какая я есть.

Я хочу, чтобы он был мне верен, и чтобы все мои друзья и знакомые мне завидовали.

=== Если вы честно согласны на 70% и более с набором утверждений, описывающих ваши мотивационные установки, то подведу итог: формулы счастья мужчин и женщин существенно различаются.

Эту разницу легко объяснить статистикой разводов, происходящих в первый год брака.

Замечу также, что подобные «формулы счастья» формирует именно та виртуальная субстанция, которую мы назвали социальным мотивационным полем.

Всем известно, что женщины любят смотреть сериалы, семейные саги и читать «женские» истории в журналах.

Мужчины же усваивают другие установки из окружающего социального мотивационного поля: и эти установки касаются свободы, независимости, богатства, уважения со стороны других и.

одиночества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Социально-мотивационное поле в современной России не настроено соответствующим образом, а значит, не пробуждает в людях те биологические и социальные программы, которые приводят их к браку и деторождению.

И это настоящая демографическая проблема России.

РЕШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ В ЧАСТИ РОСТА РОЖДАЕМОСТИ Прежде всего, необходимо разрушить в массовом сознании уже сформировавшееся представление о том, что финансовый фактор играет ведущую роль в вопросе рождения детей.

Это требует демонетизации сознания российских граждан в вопросах отношений между мужчинами и женщинами и вопросов, связанных с созданием семьи.

За последние двадцать лет в общественном сознании россиян прочно закрепился стереотип о приоритете финансовых критериев при принятии жизненно важных решений.

Иными словами, если определенное решение не влечет за собой немедленной, быстрой и ощутимой финансовой выгоды, лучше отложить его «на потом».

Именно это последствие диких «рыночных» отношений, внедренных в общество в эпоху перестройки и демонтажа остатков советской экономики, «научило» российских граждан в первую очередь считать деньги.

Конечно, рождение детей — это решение, которое меняет жизнь.

Точно так же, как жениться.

А также официальная регистрация брака.

Стереотип, отдающий приоритет финансовым соображениям, отговаривает молодых людей от таких шагов.

Задача демонетизации мышления решается путем внедрения в массовое сознание сюжетов, историй и образов героев, которые принимают решения и действуют не исходя из финансовых соображений, а потому, что им так велит любовь, совесть или преданность определенной идее.

Внедрение подобных стереотипов в массовое сознание представляется задачей, которую можно решить через кино, современную музыку всех стилей, через литературные произведения, видеоклипы, ток-шоу и публикации в молодежных журналах.

Собственно, через те же средства массовой коммуникации могут внедряться любые другие идеи, в частности, касающиеся приоритета эмоциональной (сенсорной) сферы в жизни личности в противовес идее материального благополучия, власти.

и положение в обществе, которое сознательно или неосознанно, намеренно или непреднамеренно устанавливается владельцами и авторами этих СМИ сегодня.

Любовь как романтическое переживание, способное радикально изменить жизнь человека, угасла.

В сегодняшней действительности любовь, если она и существует в массовом сознании, то лишь как чувство, свойственное молодым и беззаботным.

Однако ограничивается ли этим любовь? А как же любовь внутри семьи, любовь, которая меняет человека уже во взрослом возрасте? А как же любовь к детям, которая часто побуждает человека изменить свою жизнь? Радости семейной жизни вовсе не являются предметом внимания сегодняшней массовой культуры.

Все любовные истории в кино и романах, как правило, заканчиваются свадьбой, а то, что происходит после свадьбы, обычно остается за рамками рассказов.

Образ красивой и привлекательной женщины в массовом сознании – это прежде всего образ молодой и незамужней женщины.

А красота замужних или беременных женщин остается за пределами массовой культуры.

Воспитание детей и радости материнства и отцовства также остаются во многом за пределами ее компетенции.

Соответственно, у молодых людей не формируются приоритеты, связанные с семейной жизнью и воспитанием детей.

Они искренне не понимают (да и взять это понимание им неоткуда), что они получают, принося финансовые жертвы и обременяя себя семейными и родительскими обязанностями.

Материализм в последнее время стал главным приоритетом массового сознания.

Под этим мы подразумеваем, что по большей части люди не будут ничего делать, если у них нет очень конкретного материального мотива к действию.

Сегодня очень мало действий предпринимается ради идей, духовных ценностей, абстрактных убеждений, этических или моральных принципов.

Почему-то считается, что духовность и религиозность – синонимы.

А это приводит к тому, что идеям, духовным ценностям и убеждениям в повседневной жизни не остается места.

Как, впрочем, часто бывает с этикой и моралью.

Получается, что этика, мораль и духовность находятся в храме.

А в повседневной жизни царит материализм и трезвый расчет. Между тем, без внедрения в массовое сознание идеи приоритета духа над материей, трудно будет рассчитывать на демонетизацию мышления российских граждан, на их действия ради любви, ради детей, ради семьи, а не ради денег или карьеры.

Дошло уже до того, что молодых людей нужно учить семейной жизни.

Вплоть до открытия сети школ для молодых мужей, молодых жен, женихов и невест. В этих школах можно научить мужчин и женщин доставлять друг другу чудесные эротические удовольствия, а также сформировать в их сознании систему понятий и логики, которая позволит им лучше понимать своего партнера и принимать его таким, какой он есть.

Это могло бы значительно сократить количество разводов и уменьшить количество одиноких людей просто потому, что люди начнут лучше понимать друг друга.

«Ротика не должна быть запрещена в России.

Как можно рассчитывать на любовь между мужчиной и женщиной, на рождение детей в обществе, где молодежь учат бояться и стыдиться собственного тела, где красивое обнаженное тело считается непристойным? Полное жизни, красивое, молодое тело беременной женщины, вызывающее у всех женщин детородного возраста желание «стать такой же, как она», тиражируемое в женских журналах, может работать на решение проблемы рождаемости гораздо лучше любого правительства.

программы.

Обратите внимание, что сегодняшние женские журналы в подавляющем большинстве содержат красивые изображения обнаженных или полуобнаженных женщин, которые не беременны.

Соответственно, красота и беременность закрепляются в сознании как несвязанные вещи.

Мужчина, который любит беременную женщину, проявляя к ней нежность и заботу.

Когда вы в последний раз видели такого героя с экранов телевизоров и со страниц журналов? А может быть, о таких мужчинах пишут книги? Нет, нет и НЕТ! Мужчин и женщин окружают изображения, видео и рекламные слоганы, тексты и речи, которые готовят их к тому, что жизнь – это чудо, процесс наслаждения и наслаждения.

Однако это чудо, эти удовольствия и наслаждения связаны с любовью и сексом, а не с беременностью, родами и радостями семейной жизни.

Сконфигурированное таким образом социальное мотивационное поле порождает социальную реальность, в которой Россия теряет коренное население.

Итак, решение демографической проблемы тривиально: необходимо настроить социальное мотивационное поле так, чтобы люди хотели иметь семью и детей.

Это, и это тоже очевидно, можно сделать только через массовую культуру.

Однако убедить российских чиновников в том, что эти пути и методы, внешне не имеющие ничего общего с демографической проблемой и ее решением, на самом деле более эффективны, чем любые финансовые выплаты молодым семьям, крайне сложно.

Как это почти всегда бывает, найти решение гораздо проще, чем объяснять суть решения людям, от которых зависит его реализация.

Кроме того, такой вариант решения демографической проблемы упирается в вполне конкретные материальные интересы руководителей ведомств.

Ведь если на решение демографической проблемы будут выделены значительные суммы, встанет вопрос, какие министерства ими воспользуются? Поэтому любая дискуссия о методах решения демографической проблемы в России легко превращается в азартную игру в «дел бюджетных денег», а содержание решаемой проблемы зачастую полностью игнорируется.

РЕШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ В ЧАСТИ СНИЖЕНИЯ СМЕРТНОСТИ СРЕДИ ПОЖИЛЫХ И СТАРЫХ ЛЮДЕЙ Ни для кого не секрет, что люди в России не живут так долго, как могли бы.

Можно предположить, что ранняя смертность связана с отсутствием у старшего поколения приверженности здоровому и полноценному образу жизни.

Спорт и физкультура среди пенсионеров сейчас воспринимаются скорее как издевательство над стариками, а вовсе не как необходимость или средство продления жизни.

Старики сегодня просто отсутствуют в социальном мотивационном поле.

Их нет в кассовых фильмах, их почти нет в популярных книгах.

Молодые люди стыдливо отводят взгляд, увидев на улице беспомощного старика.

Сами пожилые люди зачастую не живут, а выживают, поскольку их доходы очень низкие.

Однако ранняя смерть объясняется не только низким доходом.

Убивает не бедность, убивает отчаяние, убивает отсутствие надежды и цели, смысла жизни.

Людям в любом возрасте нужно помочь найти смысл своей жизни; в этом, собственно, и состоит цель массовой культуры и искусства.

Помните книгу Боэция «Утешение философией»? Массовая культура выступает также своеобразным средством утешения человека, когда он теряет цель и смысл жизни.

А это особенно необходимо пожилым людям.

Конечно, одних фильмов и книг здесь недостаточно.

Конечно, есть религия, которая притягивает умы и души стариков.

Однако готовит ли это их к активной и долгой жизни? Нет! Религия помогает им принять неизбежность смерти и смириться с тем, что жизнь прожита.

Необходимо предоставить пожилым людям возможность социальной самореализации в тех сферах, которые им по силам, предложить им концепции смысла жизни, которые дадут им силы и позволят мотивировать себя на долгую и активную жизнь.

.

Теперь пожилые люди начинают готовиться к смерти раньше времени.

И этому процессу они зачастую посвящают не одно десятилетие своей жизни – драгоценное время, которое можно было бы прожить совсем по-другому.

Большую роль в этом могут сыграть не только пропагандистские силы, посредством которых сегодня транслируется массовая культура, но и новые формы социальной организации пожилых людей, которые позволят им почувствовать собственную значимость и ценность для России и для своего народа.

сверстники.

Не так дорого для российского бюджета выделить средства на создание спортивных, шахматных клубов, театральных студий, хоров и других форм общественной организации для пожилых людей.

В рамках государственного бюджета необходимо выделить совсем немного денег на создание центров по всей стране, где пожилые люди смогут бесплатно заниматься йогой, цигун, овладевать техниками массажа, вышивкой, вязанием, авиамоделированием, программированием, резьбой по дереву, изучением древней философии - да что угодно.

Ведь это позволит пожилым и пожилым людям вновь обрести цели и смысл жизни, расширит их мир, который с возрастом только сужается и обедняется.

Но главное – конфигурация социального мотивационного поля начнет меняться, вмещая в себя людей старшего и старшего возраста.

Это означает, что в какой-то степени начнут воссоздаваться ценности большой патриархальной семьи, в которой дедушки и бабушки будут не оболваненными маразматиками, в принципе неинтересными их детям и внукам, а активными членами общества.

у которых есть свои дела и которые с радостью могут научить внуков тому, что умеют делать сами.

==== Таким образом, решение демографической проблемы существует и легко обнаруживается даже при небольшом размышлении.

Однако автор более чем уверен, что предложенная здесь концепция социально-мотивационного поля не будет принята в России теми, кто принимает решения по распределению бюджетных средств.

Концепция социального мотивационного поля решает проблему в целом, однако в России существуют особенности культуры управления, предписывающие решать проблему «по частям», шаг за шагом.

Эти особенности частично объясняются осторожностью, с которой принимают решения высшие чиновники (важно не подставить себя, если что-то пойдет не так).

Отчасти эти особенности мышления высших российских чиновников связаны с существующим стереотипом решения проблем «в лоб» и всегда «простыми методами».

В грубом и упрощенном (почти комиксовом) виде применительно к демографической проблеме эти особенности российской культуры управления приводят к следующему алгоритму деятельности.

1. Численность населения падает, нация стареет. Мы осознали проблему.

2. Порядок умножения? Не будет работать.

Итак, вам придется дать взятку! 3. Да, взятка.

Но дайте взятку так, чтобы это выглядело очень заманчивой наградой, но при этом не повлекло за собой каких-либо существенных расходов.

4. Нет эффекта? Надо еще раз объяснить это людям! Пусть СМИ попробуют! 5. Нет эффекта? Что делать? Может быть, кто виноват? 6. Виновные найдены, пойманы и наказаны.

Энет эффекта.

Что делать? 7. Вы должны отчитаться о проделанной работе, чтобы самому не оказаться виноватым.

Строго говоря, вся эта суета вокруг супружеского ложа никоим образом не решает проблему, но создает видимость решения.

Перечисленные особенности культуры управления в России делают ее насквозь постмодернистской - когда содержание неважно, важна форма и игра форм, перетекающих друг в друга.

Если рано или поздно кто-то задаст вопрос «Почему в России возникла и существует демографическая проблемаЭ» России это не нужно.

==== Скорее всего, российским властям потребуется несколько безуспешных попыток решить демографическую проблему, не прибегая к концепции социального мотивационного поля, прежде чем этот путь «проб и ошибок» будет наконец обнаружен и реализован.

Но на это могут уйти многие годы, и нынешние демографические тенденции за это время станут необратимыми.

ноябрь 2006 г.

Литература 1. «ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИИ.

Проект для обсуждения», опубликованной в Международном научно-практическом междисциплинарном журнале «РЕФЛЕКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ» № 2, вып.

5, 2005. стр.

5–14. Теги: #социология #политические технологии #управленческий консалтинг #демография #Чулан

Вместе с данным постом часто просматривают: