Ux-Стратегия На Практике. Часть 1. Структура

В идеале дизайном следует заниматься систематически с момента запуска первых продуктов компании.

Но так происходит не всегда по разным причинам — важно запустить как можно раньше, денег на старте не было, требовался максимально быстрый рост, концепция постоянно менялась в поисках работающей бизнес-модели, и т. д. Вспомните первую Windows, Android до версии 4.0 и массу других продуктов.

Почему это происходит?

UX-стратегия на практике.
</p><p>
 Часть 1. Структура



UX-стратегия на практике.
</p><p>
 Часть 1. Структура

1985 год: около 500 тысяч экземпляров.

2013 год: более 90% рынка.



UX-стратегия на практике.
</p><p>
 Часть 1. Структура

2009 год: около 2% рынка.

2013 год: более 80% рынка.

?Эволюция интерфейса .

Скорость роста аудитории продукта и глубина его проникновения на рынок на раннем периоде жизни компании важнее, чем совершенство технических решений и качество дизайна.

И это особенно характерно для бережливых стартапов и концепции MVP (minimum viable Product) — сначала нужно подтвердить, что вы решаете правильную задачу для нужной аудитории на правильном рынке.

И только после этого можно полировать изделие.

В какой-то момент все же приходит понимание важности дизайна для успеха продуктов.

Причины могут быть разные - конкуренты становятся сильнее, есть плохие отзывы пользователей, есть негативное общественное мнение, есть отток аудитории, это просто модно и т. д. Компания переходит от агрессивного наращивания пользовательской базы к удержанию.

это.

Много лет назад с подобными проблемами столкнулась наша компания Mail.Ru Group. У нас около 40 продуктов, причем многие из них также имеют пачку мобильных и планшетных версий — всего пара сотен проектов.

Значительная часть из них являются лидерами в своих нишах.

Общая аудитория — более ста миллионов пользователей.

Этот масштаб накладывает свои особенности на процесс переосмысления текущего дизайна.

В этой серии статей я расскажу об уровнях развития, которые проходят UX-изменения в компании с большим продуктовым портфелем.

Основываясь на нашем опыте, наблюдении за другими крупными организациями и изучении существующих моделей зрелости UX, я выделил три уровня его развития:

  • Оперативный — дизайнер как конечный исполнитель.

    Обеспечивает выполнение задач по созданию проектных артефактов.

  • Тактический — дизайнер в составе продуктовой команды.

    Тесно интегрирует работу по проектированию с другими задачами по продукту.

  • Стратегический — дизайнер как визионер и продакт-менеджер.

    Влияет на принятие стратегических решений по разработке продукта.



UX-стратегия на практике.
</p><p>
 Часть 1. Структура

Эти уровни развития соответствуют уровням проникновения в управление продуктами и бизнесом.

У каждого из них есть базовые компоненты, необходимые для его достижения.

А также те, которые обеспечивают устойчивое развитие.

Устойчивое развитие имеет решающее значение для обеспечения систематического развития дизайна внутри компании и предсказуемого качества.

В совокупности это называется стратегией дизайна.

Об этом я расскажу в своей серии статей – объемной и, надеюсь, полезной для вас.



Зрелость компании

Помимо UX-зрелости, зрелой должна быть и сама компания.

Они находятся на разных уровнях развития с точки зрения успешности бизнеса и внутренней организации.

Это определяет гибкость в выборе целей, стабильность бизнес-модели и текущего положения на рынке, наличие средств для инвестирования в продукты и процессы, квалификацию и дальновидность сотрудников и руководства, общие приоритеты и т. д. Это среда, в которой UX будет развиваться и развиваться.

его особенности чрезвычайно важны для успешной реализации UX-стратегии.

Для того чтобы его реализовать, необходимо глубоко понимать бизнес компании.

Для наших задач важно понимать состояние трех ключевых элементов компании – ресурсов, процессов, приоритетов.



Ресурсы

Это основные требования, которые обеспечивают UX-стратегию и вообще любое внимание к дизайну.

Проще говоря, ресурсы – это:

  • Деньги , которые можно вложить во что-то кроме самых базовых потребностей — обеспечение функциональности текущего продукта и привлечение новых пользователей.

    Полезно понять, есть ли деньги у компании вообще и у конкретного продукта или подразделения в частности.

  • Люди , способный выполнять задачи дизайна и UX. Особенно важны их квалификация и загруженность.

  • Время , который имеется у команды разработчиков перед запуском продукта или любого из его компонентов.

  • Кредит доверия , что позволяет принимать смелые решения без ручного контроля и прямых указаний по каждой мелочи со стороны руководства.

Важно оценить их текущее состояние и сравнить с тем, что необходимо для успешной реализации вашей стратегии.

Если их достаточно – отлично, начнем! Если каких-то ресурсов нет в наличии, можно ли их получить в ближайшее время и с кем об этом договариваться? А что, если разделить реализацию стратегии на несколько этапов с постепенным выделением новых? Что делать, если необходимые ресурсы уже имеются, но о них еще никто не просил?

Процессы

Системная работа над UX — это, прежде всего, построение процесса создания и совершенствования дизайна, а также его интеграция в общее производство.

Хороший процесс проектирования должен учитывать всю производственную цепочку.

Более того, помните о его реальном состоянии и постарайтесь довести его до идеального состояния:

  • Запуск продуктов и их новых функций .

    Кто именно в компании принимает решения о запуске и редизайне сервисов, а также конкретных функций? Как проводятся исследования рынка, конкурентов и целевой аудитории? В какой форме эти решения трансформируются в задачи, когда доходят до проектировщиков?

  • Разработка .

    Какая модель разработки принята в компании – водопадная, итеративная, бережливая? Какие артефакты дизайнеры передают разработчикам и как поддерживается реализация?

  • Гарантия качества .

    Что компания подразумевает под качественной реализацией продукта — базовое «не падает», соответствие функциональным и бизнес-требованиям, хороший уровень юзабилити, соблюдение принципов дизайна и оригинальная верстка? Имеет ли команда разработчиков возможность задержать выпуск продукта в случае проблем с потребительскими качествами?

  • Маркетинг .

    Как и какой аудитории продвигается продукт? Соответствуют ли рекламные обещания тому, что она действительно может сделать? Сопоставимо ли качество визуального оформления самого продукта с дизайном маркетинговых материалов?

  • Поддерживать .

    На каких этапах и в какой форме компания помогает пользователям решить их проблемы в использовании продукта? Какова удовлетворенность пользователей обращениями в службу поддержки?

Участие дизайнеров имеет решающее значение на этапах разработки и обеспечения качества.

На этапе инициации это важно, если команда разработчиков хочет быть больше, чем просто разработчиком.

А в рамках сервис-дизайна оптимизация процессов поддержки и маркетинга может стать самостоятельной задачей дизайнера.

В идеальной ситуации UX — важная составляющая каждого из этапов.

Не менее важно понимать основные принципы работы конкретной компании:

  • Полномочия и ответственность каждый член продуктовой команды.

  • Процедура утверждения - от требований и финальных артефактов до крупных этапов работы и продуктовых решений.

  • Оценка и мониторинг эффективности — сотрудники, подразделения, продукты и продуктовые решения.

  • Организационная структура - матричный, функциональный, дивизиональный или комбинированный.

    Разделение по подразделениям, продуктам, отделам и ролям.

На старте компании все проблемы с продуктом может решить небольшая группа основателей и первых сотрудников.

Это универсалы, которые сами выполняют все обязанности.

Но со временем возникает необходимость в специализации.

Происходит разделение ролей, найм новых людей и общий рост компании.

Это означает, что меняются организационная структура и рабочий процесс от инициации до запуска продукта.

И если компания амбициозная, это будет происходить регулярно.

Кроме того, в каждой организации есть политика.

Не всегда в плохом смысле – интриги и хитрости, о которых рассказывают в кино и новостях.

Прежде всего, это учет интересов других участников рабочего процесса.

Это поможет вам получить их поддержку и в целом эффективнее действовать в команде, избегая внутренних конфликтов и противоречий.

Текущие процессы компании не всегда эффективны.

Где-то это связано с молодостью организации, где-то с тяжелым наследием или нынешним кризисом, а может быть, с инертностью руководства.

И сначала вам придется интегрироваться в эту структуру на условиях компании.

Но если вы хотите что-то серьезно изменить, вам нужно будет помимо дизайна перестраивать процессы.

И давайте будем честными: успешная компания постоянно меняется, поэтому эффективность процессов обычно не поспевает за ростом.

Это означает, что вам нужно проявлять бдительность после построения оптимального процесса проектирования.



Приоритеты

У компании и ее продукции всегда есть много путей развития.

Приоритеты подскажут, какие из них она выберет и почему.

На этот выбор влияет общее состояние рынка и его ниши, которые хотелось бы занять или укрепить; позиции и поведение конкурентов; общие технологические тенденции; текущее состояние продуктов и бизнеса компании и т. д. UX-стратег должен не только знать, куда движется компания, но и точно понимать, почему — какие проблемы стоят перед бизнесом прямо сейчас и будут важны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В конце концов, это те проблемы, которые нужно будет решить с помощью дизайна.

Сами приоритеты разные:

  • Поиск подходящего рынка, продуктового решения и бизнес-модели для его монетизации.

    .

    Чтобы компания выжила, продукт просто должен меняться часто и, возможно, даже радикально.

    Роль дизайнера — участвовать в исследованиях, формулировать и тестировать гипотезы продукта, а также быстро совершенствовать дизайн.

  • Рост пользовательской базы и/или прибыли .

    Продукт приобретает новые функции и получает новые способы распространения.

    Роль дизайнера — исследование, детальное проектирование, проектирование интерфейса и тестирование.

  • Удержание пользователей .

    Возникает необходимость отличаться от конкурента – за счет улучшения потребительских качеств, расширения возможностей продукта, оптимизации ключевых вариантов использования, усиления значимости бренда, дифференциации рынка.

    Роль дизайнера — исследование и оптимизация интерфейса.

  • Ээффективность работы над продуктовым портфелем .

    Становится важным ускорить и упростить процесс создания и развития сервисов, включая их проектирование.

    Роль дизайнера заключается в создании руководящих принципов и стандартов.

  • Выводим продукт из кризиса , когда пользовательская база, доходы или доля рынка сокращаются — все или некоторые из них.

    Есть два возможных сценария: постепенная эволюция или радикальные изменения.

    Роль дизайнера — исследование, детальное проектирование, проектирование интерфейса и тестирование.

У компании может быть сразу несколько приоритетов.

Более того, разные продукты компании могут иметь разные наборы приоритетов.

И UX-специалисты должны понимать, чем именно они могут помочь.

Во-первых, важно научиться эффективно обслуживать текущие запросы дизайна, а зачастую они очень просты и просто требуют хорошей техники исполнения.

Но тогда можно задуматься о влиянии на постановку задач и выбор приоритетов.

Вот тут-то и пригодится метод связывания бизнес-задач с артефактами и действиями, которые выполняет команда дизайнеров.



Связывание бизнес-задач с артефактами и действиями от Лис Хьюберт



UX-стратегия на практике.
</p><p>
 Часть 1. Структура



Рамочная программа Международного человеческого фактора



UX-стратегия на практике.
</p><p>
 Часть 1. Структура

Адаптивный путь поговорить на тренинге по стратегии дизайна в рамках UX-интенсив о пяти этапах эволюции команды дизайнеров:
  1. Решение дизайнерских задач.

  2. Решение проблем развития.

  3. Решение проблем пользователей.

  4. Решение бизнес-задач.

  5. Способность подвергать сомнению необходимость постановки индивидуальных целей.

Также важно, чтобы ценность хорошего дизайна понимала высшее руководство компании.

Тогда вы будете защищены от резких перемен настроения и курса, которые сведут на нет все ваши достижения в построении процесса и обновлении продуктов.

Это, к сожалению, происходит регулярно и имеет печальные последствия для UX. Классик дизайна айдентики Пол Рэнд всегда стремился работать напрямую с высшим руководством компании — чтобы быть уверенным, что его работа не окажется на столе и не будет искажена.



А что насчет вашей компании?

Эти параметры ресурсов, процессов и приоритетов можно использовать как чек-лист при изучении компании, для которой вы будете продумывать UX-стратегию.

Они составляют ее «портрет».

И у большинства организаций есть свои особенности, поэтому, хотя большинство целей реализации UX схожи или одинаковы, реализация стратегии почти всегда уникальна в деталях.

Некоторым людям повезло, и компания изначально строится на предпосылке, что дизайн является важным конкурентным преимуществом и способом дифференциации; это настоящий драйвер бизнеса.

Где-то основателями или одними из первых сотрудников являются дизайнеры, поэтому интерфейс делается сразу.

Но большинство организаций задумываются о системном подходе к UX уже после того, как сформировались как бизнес, поэтому изучение его текущего состояния — одна из основных задач UX-стратега.

Помимо контрольного списка, в этом анализе могут помочь модели зрелости компании и продукта.



Жизненные циклы Исаака Адизеса



UX-стратегия на практике.
</p><p>
 Часть 1. Структура



Модель проникновения продукта Джеффри Мура



UX-стратегия на практике.
</p><p>
 Часть 1. Структура



Джаред Спул Модель зрелости рынков технологий

Этап Пользователи хотят Средства удобства использования Разработчики фокусируются на
Необработанное железо Базовые возможности Продукт работает Технические вопросы и доставка
Чек-лист битв Лучший набор функций Наличие правильных функций Добавление функций и исправление ошибок
Войны производительности Чтобы их работа выполнялась лучше и быстрее Легко учиться, быстро, мощно Поддержка производительности, снижение затрат на техническую поддержку
Прозрачность Самая низкая стоимость Товар невидим Снижение затрат или поиск новых рынков
И чтобы усложнить задачу, помните, что компании и конкурентная среда постоянно меняются.

Поэтому ваша стратегия должна адаптироваться к этим изменениям, позволяя вам максимально эффективно использовать дизайн как способ решения текущих задач и проблем.



UX-зрелость

Как я говорил в начале статьи, основываясь на нашем опыте, наблюдении за другими крупными организациями и изучении существующих моделей зрелости UX, я выделил три уровня его развития — операционный, тактический и стратегический.

Чтобы подняться по ним, нужно хорошо понимать, как работает ваша компания и ее бизнес — существуют ли все необходимые условия, нет ли текущих ограничений и проблем.

В этой вводной статье я кратко опишу эти уровни, а в последующих частях остановлюсь на них подробно.



Исполняющая команда

Команда UX выступает в качестве окончательного исполнителя и обеспечивает выполнение задач по созданию артефактов дизайна.



UX-стратегия на практике.
</p><p>
 Часть 1. Структура



Бессистемный дизайн

Качество дизайна зависит от вашей удачи.

  1. Разработчики справятся с этим сами.

    В любом случае вам необходимо расположить элементы интерфейса на экранах, а также придать ему некий визуальный стиль.

  2. Нанимаются первые дизайнеры или дизайнером становится кто-то из существующей команды с зачаточными способностями.

    Возможно, кто-то из основателей компании имеет опыт проектирования.

  3. Аутсорсеры подключаются.

    До найма людей в команду или после.

    Но мало кто знает, как правильно работать с дизайнерами, поэтому конечный результат тоже хаотичен.

  4. Проблемы проектирования формально решены.

    Качество дизайна зависит от вашей удачи.



Желание руководства измениться и лидера

Первый шаг к планомерной работе над дизайном; первые успехи и перезапуск продуктов.

  1. Руководство осознает проблемы потребительского качества.

    На основании негативных отзывов, оттока пользователей, критики отрасли.

  2. Поиск лидера, или лидер находит компанию, или человек растет внутри себя.

  3. Лидер показывает, в чем именно заключаются проблемы и как их можно решить.

  4. Проводятся пользовательские исследования и аналитика.

  5. Первые успехи, первые изменения в продуктах и перезапуски.



Команда и рабочий процесс

Рабочий процесс был оптимизирован; существует краткосрочное и среднесрочное планирование; Есть четкие критерии постановки и принятия задач.

  1. Команда собирается или приобретается готовая.

    По возможности всегда нанимаются сильные или перспективные люди.

    В раннем периоде можно брать средних, чтобы закрыть дыры – позже они растут вместе с командой или уходят.

  2. Определяется порядок постановки и принятия конкретных задач.

    Разрабатывается принцип краткосрочного и среднесрочного планирования проектных работ.

  3. Выделены ключевые этапы работы над типовыми задачами – от создания концепции нового продукта до поддержки существующих.

  4. Подбираются и отлаживаются оптимальные инструменты проектирования и проектирования, хранения и обмена знаниями и артефактами проектирования, планирования и отслеживания эффективности.

  5. Аутсорсеры привлекаются для решения непродуктовых, технических проблем или если не хватает рук.

    Устанавливаются долгосрочные связи.

  6. Запущены процессы обучения и повышения квалификации специалистов в коллективе.

  7. Товары регулярно обновляются.



Тактическая команда

Дизайнеры становятся частью продуктовой команды и тесно интегрируют работу по проектированию с другими задачами по продукту.



UX-стратегия на практике.
</p><p>
 Часть 1. Структура



Интеграция команды

Ээффективная работа в связке со всей продуктовой командой; дизайнеры понимают разработчиков и менеджеров, и они понимают дизайнеров.

  1. Важность хорошего UX доводится до сведения конкретных менеджеров по продукту.

    Они начинают понимать и поддерживать команду UX; приходят с проблемами, а не с готовыми решениями.

    Дизайнеры отвечают за дизайн и UX, но над решением проблем продукта они работают совместно с менеджером.

    Когда приходят новые менеджеры, их тоже нужно обучать.

  2. Команда обретает авторитет и авторитет. Ей больше доверяют, к ней постоянно прислушиваются, все дизайнерские решения заранее проходят через нее.

  3. Дизайнерам доверяют конечные специалисты – разработчики, верстальщики, тестировщики.

    Зачастую они напрямую ищут решения текущих рабочих проблем, минуя руководителей.

  4. Разрабатывается принцип средне- и долгосрочного планирования проектных работ.
  5. Существует стандартизированный механизм контроля качества выпускаемой продукции.

    Качество реализации и проверки дизайна, удобство использования, аналитика на соответствие бизнес-целям.

  6. Это набор продуктов, объединенных общим стилем и принципами работы.



Принципы и стандарты проектирования

Становится проще поддерживать текущие и запускать новые сервисы; портфель продуктов приобретает свою индивидуальность.

  1. Появились первые «модельные» изделия, которые взяты за основу будущей унификации.

    Их стиль, логика работы и потребительские качества вполне хороши.

    Эта концепция позволяет масштабировать ее.

    Трудно разработать руководящие принципы в вакууме и навязать их всем; их обязательно нужно протестировать на паре продуктов перед массовым использованием.

  2. Новые изделия и обновление уже существующих выполнены по образу модели.

  3. Создаются рекомендации, описывающие логику работы и стиль модельных продуктов.

    Рекомендации становятся рекомендациями для дизайнеров, менеджеров и разработчиков.

    Рекомендации существуют в виде спецификаций и макетов.

  4. Технологизация методических указаний.

    Фреймворки, унифицированные базы кода и т. д. создаются на основе руководств.

    Дизайн встроен в строительные инструменты, которые используют разработчики.

  5. Мы сводим сотни продуктов к нескольким рекомендациям — их легче контролировать и развивать.

    Вместо того, чтобы контролировать сотни продуктов, мы контролируем несколько правил.

    Мы вносим изменения сразу в группу товаров, а не перебираем каждый в отдельности.

  6. Принципы дизайна, которыми руководствуется компания при создании и разработке продуктов.

    «Заповеди» высокого уровня, предполагающие критерии выбора проектных решений.

  7. Обновлен дизайн всей продукции.

    UX в портфеле продуктов последовательный.



Дальновидная команда

Команда становится провидцем, а в некоторых случаях даже менеджером по продукту, влияя на стратегические решения по разработке продукта.



UX-стратегия на практике.
</p><p>
 Часть 1. Структура



Накопление и обмен знаниями

Все полученные знания о пользователях и их работе с интерфейсом помогают улучшить весь портфель продуктов; компания не повторяет ошибок.

  1. Имеется единая база знаний о том, как пользователи работают с продуктами, конкурентами, тенденциями и т. д. Аналитика, исследования пользователей, исследования рынка и конкурентов, обратная связь, данные из CRM-систем.

  2. Метрики, которые оценивают разработку дизайна продукта, определяются и контролируются.

    Они привязаны к бизнес-показателям и целям.

  3. Идеи для разработки продукта приходят снизу вверх, от дизайнеров до менеджеров по продукту.



Дизайн как инструмент дифференциации рынка

У компании есть собственный визуальный язык и язык взаимодействия, который влияет на отрасль в целом.

  1. Дизайн становится средством дифференциации рынка.

  2. Все члены продуктовой команды обладают хотя бы базовыми навыками дизайна — разработчики, верстальщики, тестировщики, менеджеры.

  3. Компания способна определить свой визуальный язык; стилистика улавливает тенденции в самом начале или определяет их.

  4. Дизайн продукта влияет на отрасль в целом; интерфейсные решения копируются конкурентами.



Другие модели зрелости UX

Существует несколько моделей, описывающих развитие UX в компании.

Будет полезно изучить их, чтобы иметь более широкое представление о возможных подходах.



Датское конструкторское бюро



UX-стратегия на практике.
</p><p>
 Часть 1. Структура



Якоб Нильсен

  1. Враждебность по отношению к удобству использования
  2. Удобство использования, ориентированное на разработчиков
  3. Удобство использования Skunkworks
  4. Выделенный бюджет на удобство использования
  5. Управляемое удобство использования
  6. Систематический процесс юзабилити
  7. Интегрированный дизайн, ориентированный на пользователя
  8. Корпорация, управляемая пользователем


Стефан Клочек



UX-стратегия на практике.
</p><p>
 Часть 1. Структура



Томер Шэрон



UX-стратегия на практике.
</p><p>
 Часть 1. Структура



Макадамские технологии

Характеристика 1: Неосвещенный 2: Пробуждение 3: Просветленный 4: Суперчеловек 5: Небесный
Сроки первоначальных UX-действий Окончание разработки (если вообще будет) После завершения большей части кодирования Смешанный.

Иногда до кодирования, иногда параллельно, иногда до

До написания кода В рамках требований бизнеса и рынка
Наличие квалифицированных/знающих ресурсов Визуальный дизайн Визуализация, взаимодействие, исследования, управление нижнего уровня Визуализация, взаимодействие, исследования, низшее и высшее руководство Визуальное, Взаимодействие, Исследования, Менеджмент, Руководитель
Сложность методов, используемых для учета пользовательского ввода Несуществующий Часто тестирование юзабилити, а не потребностей пользователей Потребности пользователей и удобство использования, иногда интегрированные с маркетингом Интегрировано с маркетинговой и другой исследовательской деятельностью.

Лидерство Нет четкого владельца, разделенного между функциями Явный собственник в высшем руководстве Ясный и понятный владелец, представленный на руководящих уровнях
Внедрение и интеграция процессов Не зная Осведомленность Организация обучения, принятия, интеграции Хорошая интеграция в создание продукта Хорошо интегрирован во все аспекты корпоративной культуры.

Перспектива влияния на бизнес Минимальный Смешанный.

Имеет значение для некоторых продуктов

Значимо для продуктов или между продуктами Важен для всего клиентского опыта


Брюс Темкин, Forrester Research



UX-стратегия на практике.
</p><p>
 Часть 1. Структура

У нее есть масса альтернативных вариантов - например.

Обычные режимы И Ренато Фейхо .



Андреа Васчеллари



UX-стратегия на практике.
</p><p>
 Часть 1. Структура

Вероятно, вы в чем-то не согласитесь с каждым из них, но это нормально — «универсальной теории всего» нет и не будет. Но они являются хорошей отправной точкой для описания UX-стратегии вашей компании.



В конце концов

Чем выше вы продвигаетесь по уровням зрелости UX, тем больше качества в результате получит компания.

И тем легче станет поддерживать этот уровень качества.

Вы можете прыгать по уровням, но это краткосрочный успех и поддерживать его будет сложнее.

Вы же не хотите, чтобы все развалилось, когда вы уйдете или покинете компанию, не так ли? Постарайтесь сосредоточиться на долгосрочных целях.

В следующих частях статьи я расскажу, как это сделать на каждом уровне.

Теги: #дизайн #интерфейсы #UX #Управление #пользовательские интерфейсы #пользовательские интерфейсы #управление дизайном #UX-стратегия #стратегия дизайна

Вместе с данным постом часто просматривают: