Создание Commodore 64: Рассказы Инженеров. Часть 2

В предыдущая статья мы остановились на особенностях производства и сборки в мастерских Commodore. Сегодня мы предлагаем вам продолжить знакомство с историей легендарного компьютера, рассказанной инженерами того времени.



Создание Commodore 64: рассказы инженеров.
</p><p>
 Часть 2

Источник: Pixabay



Изменения в ходе серийного производства

Выпуск Commodore 64 весной 1982 года не ознаменовал окончания споров.

«Главное — уметь решать проблемы во время работы», — говорит Зимбицки.

Одной из первых «битв», вспоминает Шарпантье, стал вопрос разводки печатной платы.

Сборочный завод Commodore в США использовал автоматизированное оборудование для сборки компонентов, а японский завод этого не делал, и обе технологии сборки требовали разного расстояния между компонентами.

В конце концов плата для С-64 была готова к автоматической сборке, и производство было перенесено на новый завод в Гонконге, где имелся весь необходимый инструмент. Проблемы также возникли с некоторыми компонентами, например с микропереключателями.

«Вы выбираете коммутатор, который указан как потребительское устройство», — говорит Зимбицки.

«Вы проектируете все на основе этого.

Затем вы связываетесь с производителем и получаете приемлемую оценку.

А затем Калифорния [производственное подразделение] заказывает 50 000 переключателей в неделю, но в ответ звучит: «Мы не можем изготовить их так много!» Это потребительский переход, но мы не нацелены на такой объем».

В этот момент ты буквально замираешь».

«Поскольку компания Commodore только что перевела свой инженерный персонал из Калифорнии в Пенсильванию, связь между инженерами-конструкторами и производственными предприятиями была не очень эффективной», — объясняет Зимбицки.

«Дошло до того, что ты не мог прекратить работу, даже если не получил ответа — ты просто работал с теми компонентами, которые, по твоему мнению, можно было получить с производства».

А внешние поставщики не всегда были надежными.

«Один из них предоставил нам на согласование источник питания», — вспоминает Зимбицкий.

«Ее одобрили, а потом поставщик изменил конструкцию и никому не сказал».



Создание Commodore 64: рассказы инженеров.
</p><p>
 Часть 2



Создание Commodore 64: рассказы инженеров.
</p><p>
 Часть 2

Корпуса видео- и звуковых чипов, а также центрального процессора заменили на пластиковые.

От автоматической сборки перешли к ручной сборке, а вместо осевых конденсаторов стали устанавливать радиальные, которые необходимо вставлять вручную.

Незначительные изменения во внутреннем устройстве Commodore 64 во время производства первых 5 миллионов единиц снизили затраты на треть от первоначальной цены в 135 долларов.

Как известно, увеличение объемов производства – один из способов экономии.

Самой известной проблемой была т.н.

«искрение» — дефект, вызывающий появление небольших пятен света на экране дисплея.

Проблема была решена накануне ухода Шарпантье из компании в сентябре 1982 года, но отзывы о дефекте продолжались до Рождества и приводились в прессе как пример плохого контроля качества Commodore. Хитрые потребители использовали это как предлог для возврата совершенно исправных Commodore 64, поскольку на них шла 90-дневная гарантия.

Учитывая, что стоимость автомобиля упала на 200 долларов в течение двух месяцев после его появления, эта уловка позволила владельцам получить возмещение и купить еще один C-64 за меньшую цену.

«Искры» обычно приписывались ошибке в видеочипе, но на самом деле оно возникло из-за микросхем ПЗУ, три миллиона из которых успешно функционировали в других системах, включая популярную аркадную видеоигру Asteroids. Инженеры Commodore сначала тоже искали проблему в видеочипе.

По словам Шарпантье, настоящего виновника удалось установить только через три недели.

«Проблема носила случайный характер — дефект не проявлялся постоянно.

Мы предположили, что видеочип допускает ошибки при обработке данных.

Нам никогда не приходило в голову, что проблема может быть в ПЗУ.

В конце концов мы подключили к плате логический анализатор и выяснили виновника».

ПЗУ, которое Шарпантье и его команда разработали несколькими годами ранее, имело специальную схему предварительной зарядки, которая позволяла работать быстрее, но была чувствительна к помехам и помехам.

Видеочип и микропроцессор 6510 поочередно управляли системной шиной, и при переходе управления от одного чипа к другому иногда возникали скачки напряжения.



Создание Commodore 64: рассказы инженеров.
</p><p>
 Часть 2

Аркадный автомат Астероиды «Передача произошла в самый неподходящий момент», — смеется Шарпантье.

«Если бы всплеск был на несколько наносекунд короче или дольше, проблемы бы не существовало.

Однако длительность этого пакета была достаточна для того, чтобы ПЗУ восприняло его как логический сигнал.

Он игнорировал запрос «настоящего» адреса и отправлял на видеочип неверные данные».

Поскольку ПЗУ содержало набор символов С-64, на дисплее появлялись случайные их фрагменты.

Конфетти шума на дисплее имело одно крайне неприятное свойство: оно вызывало аппаратные коллизии.

Спрайты воспринимали «обломки» персонажей как настоящие препятствия.

Поскольку «искрение» было вызвано подачей неверных данных на видеочип, оно сработало схемы, отвечающие за проверку наложения спрайтов на объекты фона.

В результате любое программное обеспечение, использующее детектор столкновений, особенно игры, буквально ломалось.

Ошибка ПЗУ была исправлена, но Commodore пришлось какое-то время полагаться на сторонних поставщиков, пока компания наращивала новую производственную линию.

Дефект появился только в первых нескольких сотнях тысяч отправленных устройств.



Проблемы со временем

«Помимо дефектного ПЗУ я допустил логическую ошибку», — вспоминает Шарпантье.

Одна ошибка, которую инженерам пришлось обнаружить и исправить после того, как Шарпантье покинул Commodore, заключалась в том, что ранние C-64 генерировали неправильное количество тактовых циклов в каждой горизонтальной видеолинии.

«Он был сдвинут на один», — сказал он.

«Вместо 65 тактов на строку у меня было 64».

В результате фазового сдвига на 180 градусов между черно-белой и цветной информацией, который должен был устранить проблемы с переходом цветов, не произошло.

В зависимости от цвета спрайта и фона края некоторых объектов на экране выглядели слегка неровными.

Это было исправлено примерно через пять месяцев после начала производства.

Но «передние» края объектов по-прежнему (на момент публикации статьи 1985 год – прим.

перевода.

) являются проблемой C-64. Схема, которая отображает информацию о спрайте или фоне, иногда имеет задержку и накладывает спрайт на фон после того, как он пропустил несколько пикселей.

Над улучшением машины работали не только конструкторы C-64; в дело вмешались даже некоторые работники сборочной линии.

Поскольку автоматически проверить качество цветопередачи практически невозможно, сборщикам предписывалось поворачивать потенциометр, управляющий цветным и черно-белым сигналами, до тех пор, пока они не увидят цвет. Как вспоминает Шарпантье, сотрудники вскоре обнаружили, что если повернуть потенциометр до упора, цвет станет насыщенным, но черно-белый сигнал исчезнет. Несколько тысяч компьютеров было отгружено до того, как была замечена «переделка» сотрудников конвейера; К тому времени некоторые рецензенты уже критиковали С-64 за «безвкусные» цвета.



Уровень качества по-прежнему оставляет желать лучшего

Хотя с момента его появления в C-64 были внесены многочисленные изменения и улучшения, разработчики коммерческого программного обеспечения продолжали требовать большего.

Одним из наиболее частых запросов является установление адекватного контроля качества.

«Они их не тестируют», — говорит специалист Epyx Нельсон.

«Я открыл новые компьютеры Commodore и обнаружил на плате следы механического воздействия.

Видимо при сборке С-64 используют электрическую отвертку и иногда пропускают винт и кромсают гусеницы.

Как, спрашивается, могло такое чудо пройти окончательную проверку? Ну, эти дорожки подведены к разъему привода, который они явно не проверяют».

Одна из жалоб, высказанная разработчиками дополнительного оборудования C-64, заключалась в том, что его дешевая и строгая конструкция приводила к нежелательному взаимодействию между аппаратными и программными компонентами.

Например, схема, используемая для управления портом джойстика и геймпада, «заимствует» каждую 1/60 секунды для проверки клавиатуры на предмет нажатых клавиш.

Если переключатели джойстика замкнуты, программа сканирования клавиатуры сообщит, что клавиша была нажата.

А устройства, подключенные к портам джойстика, могут вызвать совершенно непредсказуемые последствия.

Эта проблема не возникла бы, если бы для этих двух функций использовалось разное оборудование.

Еще одним недостатком C-64 является сырое встроенное программное обеспечение компьютера.

При включении система переходит в базовый режим.

Это пережиток эпохи первого компьютера Commodore Pet. Дисковой операционной системы у него не было, так как поначалу для нее не было дисководов.

«Только до выхода Pet Basic 4.0 была разработана достойная дисковая операционная система», — говорит Шарпантье.

C-64 не использует эту расширенную версию Basic, потому что «для этого потребовалось бы больше ПЗУ, чем мы могли себе позволить».

Вместо этого машина использует гораздо более примитивную версию Basic, заимствованную у VIC-20. Наиболее очевидные упущения в Basic для Commodore 64 — это команды управления звуковыми и графическими чипами.

«В принципе, мы не собирались внедрять такое программное обеспечение», — сказал Яннес.

«Это очевидная часть философии Commodore: вы не тратите деньги на вещи, которые сделают продукт более дорогим и которым большинство клиентов не будут пользоваться».

У конструкторов С-64 были свои представления о необходимых изменениях.

Для сокращения сроков разработки корпус С-64 был создан на базе корпуса ВИК-20, но уже через год на смену классическому должен был прийти новый, принципиально иной корпус.

«Он тоньше спереди и более клиновидный», — говорит Шарпантье.

«Мне всегда казалось, что корпус VIC-20 выглядит громоздким».

В автомобиль также должны были быть добавлены несколько новых функций.

(Вероятно, речь идет о ревизии Commodore 64C, в которой уже читаются черты нового компьютера Commodore Amiga, в частности, домашней Amiga 500 - прим.

перевода.

)

Главный недостаток С-64: дисковод.

Главным недостатком С-64 является не сама машина, а ее дисковый привод. Имея достаточно быстрый дисковод и адекватную дисковую операционную систему (DOS), C-64 мог бы конкурировать на бизнес-рынке с Apple и, возможно, с другими бизнес-компьютерами.

Однако с нынешним дисководом трудно избавиться от репутации игрушки.

«Бизнес-ориентированное программное обеспечение не работает на C-64 так хорошо, как могло бы», — говорит Доэрти, — «не потому, что базовая система недостаточно хороша, а потому, что доступ к диску слишком медленный; любое бизнес-приложение предполагает большое количество вызовов.

А поскольку DOS слаба и лишена ряда функций, таких как автоматическое создание и обслуживание каталогов и отслеживание файлов, разрабатывать бизнес-программы для С-64 гораздо сложнее.

«Такая компания, как Lotus [Development Corp., производитель популярного интегрированного пакета программного обеспечения для бизнеса], сталкивается с гораздо большими трудностями, чем разработка программного обеспечения для IBM PC, потому что C-64 в принципе не имеет операционной системы, сопоставимой с той, которая существует на ПК.

" «Базовая система ввода/вывода в ПЗУ выполнена достаточно качественно, в полном соответствии с принципами написания операционных систем.

В нем есть все необходимые процедуры, но нет, например, средств для автоматического чтения первой дорожки диска и загрузки в память более сложной операционной системы».

По словам Нельсона из Epyx, привод на самом деле имеет функцию, которая автоматически считывает первую дорожку диска, но, поскольку она не документирована, мало кто ею пользуется.

Как инженеры Commodore просчитались с дисководом? «Драйв? Какая ужасная история! — говорит Шарпантье.

— Мы в долгу перед отделом маркетинга, точнее, перед единственным предложением от них, которое мы приняли.

Маркетинг настаивал на том, что С-64 должен быть обратно совместим с VIC-20. .

" Дисковод для гибких дисков VIC-20, объясняет Шарпантье, является прямым потомком дисковода Commodore Pet. «У нас была параллельная шина IEEE-488, и поначалу мы использовали нестандартный формат упаковки данных: на внешних дорожках диск движется «быстрее», чем на внутренних, поэтому скорость передачи данных меняется, чтобы упаковать туда больше информации .

Это была хорошая идея, но она оказалась очень неуклюжей и плохо совместимой с другими ПК.

Вот здесь-то и возникает проблема с дисководом C-64».



Создание Commodore 64: рассказы инженеров.
</p><p>
 Часть 2

5,25-дюймовый флоппи-дисковод для Commodore 64. Источник — Википедия.

Сторонние производители также попытались решить проблему с приводом С-64. Некоторые продавали свои собственные дисководы для гибких дисков для использования с C-64, но им было трудно проникнуть на рынок, который контролировал Commodore. Другие продавали программы, которые можно было загружать в ОЗУ для увеличения скорости передачи данных с диска, но этот вариант был применим только к использованию C-64 для базового программирования; готовые программы, загруженные в систему, «выбивают» программы из оперативной памяти.

(На практике несостоятельный подход Commodore к дисководу привел к появлению целого зоопарка программных, аппаратных и аппаратных модификаций, которые ретро-энтузиасты расхваливают и по сей день - прим.

перевод.).

Концовка следующая.

Теги: #История ИТ #ретрокомпьютеры #Старое оборудование #commodore #commodore 64

Вместе с данным постом часто просматривают: