Пишу здесь впервые и редко пишу по-русски, поэтому если что-то не так, прошу понимания.
Тема указана в заголовке, как мне показалось из комментариев к Эта статья представляет некоторый интерес, и я решил поделиться своим небольшим опытом в надежде, что он поможет кому-то преодолеть жизненные трудности.
Кто я
Не буду слишком глубоко вдаваться в биографические подробности.Скажу, что недавно мне поставили диагноз шизофрения.
В клинике это делал профессионал, но я сама впервые заподозрила этот диагноз.
Во-первых, в семье был как минимум один случай, а во-вторых, все, что я читал в Интернете, наводило именно на эту мысль.
Сначала я думала, что это сильный невроз, обсессивно-компульсивное расстройство.
Когда я понял, с чем имею дело, все встало на свои места.
И действительно стало легче.
Что такое шизофрения
Я буду очень краток.Шизофрения: психическое расстройство или группа расстройств, вызванных нарушением мыслительного процесса, паранойей и галлюцинациями.
Наука до сих пор точно не знает, что вызывает это заболевание.
Известно, что определенную роль играет генетика, а также могут способствовать сторонние факторы.
Было идентифицировано несколько областей мозга и химических процессов, которые могут быть вовлечены в заболевание.
Например, считается, что распознавание ошибок происходит в области базальных ганглиев.
В результате неправильного функционирования этого участка мозга вполне безобидная ситуация может показаться ошибочной.
Например, вы можете сказать что-то, из-за чего ваш выбор слов покажется неправильным.
Вы начинаете размышлять об этом, что может дать возможность другим навязчивым или неприятным мыслям.
Вероятно, с этим расстройством также связан нейромедиатор дофамин, который является частью системы вознаграждения мозга.
Положительные симптомы шизофрении (те, которые что-то добавляют к восприятию, например, голоса или галлюцинации) могут быть вызваны избытком этого вещества или чрезмерной реакцией на него определенных участков мозга.
В общем, теории существуют, но на данный момент нет научного консенсуса относительно того, что именно вызывает шизофрению, а значит, и универсального метода лечения не существует.
Личный опыт: как все началось
Скорее всего, ранние проявления возникли в раннем возрасте.Помню небольшие ритуалы, повторения определенных действий (например, перешагивание трещин в асфальтовых плитах сначала левой, затем правой ногой).
Некоторая навязчивость и чувство тревоги при невыполнении этих действий.
Чрезмерный перфекционизм в некоторых вопросах.
С возрастом небольшое усилие воли вполне эффективно решает все эти проблемы.
Я никогда не придавал этому особого значения, хотя семья периодически замечала эти небольшие странности.
Настоящие проблемы начались внезапно, примерно в двадцать пять лет. По сути, это было именно чрезмерно обостренное чувство ошибки в той или иной ситуации.
Почти что угодно могло спровоцировать это.
Сначала это были в основном слова.
Либо услышав неверное в моем понимании слово, либо оказавшись в какой-то ситуации, когда мое сознание сигнализировало об ошибке, я повторял слова, начинающиеся на ту же букву, одновременно пытаясь сознательно выкинуть неприятную ситуацию из головы.
Стало легче, хотя логического смысла не было.
В голове появлялись фрагменты голоса (похожего собственного), говорящего какие-то неприятные вещи.
Ощущение, что это ваши собственные мысли, что вызывает чувство вины.
Маленькие ритуалы вроде фокусов со словами давали вспышку какого-то радостного чувства, просветления: я предполагаю, что здесь сыграл роль дофамин, выделяющийся при якобы исправлении ошибочной ситуации.
Но через некоторое время все повторилось.
Депрессия из-за вышеперечисленного, раздражительность.
В какой-то момент мне стало трудно смотреть на людей вообще; физиологические реакции неприятного характера на голоса или лица мешали сосредоточиться.
Стало трудно подбирать слова и концентрироваться.
Появился новый ритуал: нужно было прокрутить в голове цепочку неправильных событий, как бы выбрасывая их, после чего становилось легче (вспышка радости).
Но если в этот момент что-то мешает или прерывает, придется начинать заново, следуя уже растянувшейся цепочке событий.
Чувства просветления стали привычными, после них я часто решал для себя, что всё, отныне избавлюсь от всех своих проблем, было чувство эмоциональной возвышенности и триумфа.
Тем не менее, в какой-то момент все повторилось.
Иногда ощущения просветления были чрезвычайно кратковременными, и как только случалась малейшая мелочь (уронили отвертку, треснула кость), чувство ошибки приходило снова.
В худшем случае я либо ходил по комнате, либо часами лежал в постели, пытаясь завершить свой ритуал путешествия по постоянно растущей цепочке событий.
Семья начала замечать проблему, хотя едва ли видела ее всю глубину.
В итоге все закончилось звонком социального работника во время одного из моих визитов, после чего мне пришлось объяснять суть проблемы: тогда казалось, что это невроз.
Сначала была жуткая депрессия из-за прерванного ритуала, после чего появилось какое-то ощущение спокойствия.
Мы пошли в поликлинику за рецептом на снотворное, пытаясь объяснить причину необходимости.
Ничего полезного не посоветовали и ничего не выписали (случай происходил в США), хотя это логично, поскольку ситуация неясна.
Посещение больницы также не дало ощутимых результатов.
К этому времени снова стало хуже, появилась чувствительность к звукам и изображениям.
Шум и проезжающие машины беспокоили.
Если смотреть на машину неправильно, возникало ощущение, что что-то не так, и необходимость посмотреть еще раз, отведя взгляд в нужную сторону, после чего происходило вышеупомянутое просветление.
При этом был страх, что машина уедет раньше, чем я успею завершить ритуал.
Я побежал за машинами, поворачивающими за угол, чтобы закончить дело.
В больнице, к удивлению персонала, я сидел, заткнув уши руками, иногда усилием воли отрываясь от неприятных мыслей, чтобы поговорить с персоналом больницы.
Было настолько плохо, что я очень надеялась тут же на помощь психолога, но оказалось, что его у них нет, был только какой-то аналог социального работника, который ничего не мог посоветовать.
Дали мне какую-то таблетку (насколько я поняла, успокоительное), и на этом визит закончился.
Положительным моментом было то, что меня дали направление к психотерапевту, после чего я попала к специалисту из университета, где на тот момент училась в магистратуре.
Намного легче не стало, да и визиты были трудными.
Меня все еще беспокоили звуки, и в какой-то момент я начал носить наушники с активным шумоподавлением, что немного помогло.
Однако во время некоторых визитов я даже не могла смотреть на психотерапевта, говорила с закрытыми глазами и с большими перерывами.
Сначала мне прописали флуоксетин, распространенное лекарство от депрессии.
Вроде стало немного легче, но ненадолго.
Я старалась вообще отказаться от ритуалов.
При этом в какой-то момент меня затрясло: я подумал, что это реакция на уже привычную мозгу нехватку дофамина, хотя это всего лишь моя теория.
Прописали Сероквель (5 мг) — психотропный препарат, который принимают в больших дозах при шизофрении.
Возможно, она подозревала, что это может быть именно то, что у меня было, хотя прямо не говорила.
Было очень плохо, поэтому любая медицинская помощь приветствовалась.
Сероквель имел несколько эффектов.
На физиологическом уровне была сухость во рту, опухшие пальцы.
Все как будто стало тише, звуки исчезли.
Желание что-либо делать пропало.
Казалось, я ничего не хотел.
К вечеру действие Сероквеля ослабло.
Это было неприятное ощущение, но те несколько дней, когда я его принимал, казалось, позволили мне успокоиться.
В результате мне стало немного лучше, и я решила отказаться от лекарства, так как безволие начало наоборот мешать бороться со своим состоянием.
После этого последовало довольно длительное улучшение, и я на какое-то время забыл о других препаратах, кроме флуоксетина.
Через несколько месяцев снова стало хуже: я ходил по комнате более 20 часов, не ел и не пил, борясь со своими проблемами.
Это неприятный голос и неприятные мысли, неприятные образы, необходимость бесконечно вспоминать то, о чем я только что думал.
К сожалению, я не могу описать все более подробно, но учитывая индивидуальность каждого случая, думаю, в этом нет необходимости.
Диагностика
Впервые я поставил себе диагноз, прочитав в Интернете о симптомах шизофрении.Очень похожие жесты, голос, подергивания лицевых мышц и т. д. Поскольку я на тот момент не училась в университете, обратилась к частному психотерапевту.
Мне это не очень понравилось, не было взаимопонимания.
Он никогда прямо не говорил мне, согласен ли он с моим диагнозом или нет. Тем не менее он прописал мне лекарство: это был арипропазол, более или менее новый препарат, который подавляет одни дофаминовые рецепторы и стимулирует другие, якобы тем самым восстанавливая баланс в организме.
Честно говоря, никаких эффектов, кроме возможно чрезмерной сонливости, я не ощутил вообще, хотя доза изначально была очень маленькой (1 мг).
Со временем дозу увеличили, в итоге до 10 мг, и через какое-то время (несколько недель) действительно стало лучше.
Но полностью не отпустило, поэтому было решено посетить клинику, специализирующуюся на лечении нервных расстройств, и в силу ряда обстоятельств выбор пал на Швейцарию, так как аналогичных учреждений с действительно хорошей репутацией не нашлось.
в США.
Швейцария
В Швейцарии психотерапевт внимательно выслушал меня, задал много вопросов и попросил меня написать краткую историю жизни.Мы проводили все виды тестов: от компьютерной томографии и МРТ до тестов на внимание.
Диагноз не стал неожиданностью: шизофрения.
Главным фактором был голос, поскольку в местной медицине считали, что это симптом шизофрении, а не просто обсессивно-компульсивного расстройства.
Подход к лечению был комплексным.
Во-первых, увеличивали дозу арипропазола максимум до 30 мг в течение нескольких недель (опять же без заметного эффекта), во-вторых, проводились различные виды терапии, от занятий спортом до рисования.
Не скажу, что последнее мне как-то помогло, но в силу природной скромности и отсутствия излишней нелюбви к этому занятию я от него не отказался.
В принципе, они очень старались мне помочь.
Но должен отметить, что в основном помощь сводилась к лекарствам и установлению режима.
То есть ничего особо нового даже от этих профессионалов я, к сожалению, не узнал.
Никаких советов, как избавиться от голоса или ходьбы на психологическом уровне, я не получила.
То есть вряд ли найдется волшебное средство, которое сразу вас вылечит, и никто другой не сможет прийти вам в голову и помочь.
Вам нужно набраться терпения и понять, что многое зависит от вас.
Сейчас
Теперь это намного проще.Я принимаю 15 мг арипропазола и 20 мг флуоксетина.
Я еще не полностью восстановил способность концентрироваться на работе, но прогресс есть.
Я занимаюсь электроникой и робототехникой, что требует определенных умственных усилий, то есть интеллектуальный потенциал сохраняется.
Особая благодарность семье, которая отнеслась с пониманием и дала мне возможность системно решить мою проблему.
Что делать?
Прежде всего, не отчаивайтесь.Никогда.
Главное понять, в чем проблема, после чего ее решение станет более очевидным.
Для меня поворотным моментом стало то, что я поставил себе диагноз.
После этого мне стало гораздо легче бороться на эмоциональном уровне.
Во-первых, нужно понять, что никакой вины нет вообще.
Депрессия и депрессивное состояние также создаются искусственно, на уровне химических процессов в мозге.
Старайтесь мыслить позитивно, даже если кажется, что надежды нет. Она.
Голоса, неприятные мысли и образы лучше игнорировать.
Обратитесь к логике.
Если мысли, слова и образы вам неприятны, это говорит о том, что они противоречат вашим моральным ценностям.
Это хорошо.
Поэтому не нужно чувствовать себя виноватым.
Если у вас есть ритуал, который вам помогает, постарайтесь оптимизировать его так, чтобы он занимал меньше времени и давал вам возможность расслабиться.
После 20-40 часов ходьбы без еды, питья и сна я был полностью измотан.
Наверняка начинаются необратимые химические процессы в мозгу, а это плохо.
В голове было большое давление, даже голос казался утомленным и в какой-то момент затих, неприятные мысли и образы стали менее навязчивыми.
Постарайтесь прежде всего понять, что ничего плохого с вами не произойдет, и сделайте перерыв, если вдруг окажетесь в подобной ситуации.
Обязательно пейте воду, можно попытаться поспать.
Внесите небольшие изменения в ритуал.
Например, в какой-то момент я изменил ритуал: вместо того, чтобы каждый раз проходить всю цепочку неверных событий, я фактически делаю контрольные точки: останавливаюсь на каком-то событии и, даже если его прерывают, начинаю оттуда.
Таким образом, я стал тратить на ритуал гораздо меньше времени.
Если при смене ритуала вы испытываете чувство страха и беспокойства, попробуйте просто проигнорировать его.
Ничего страшного не произойдет, помните об этом.
Не отказывайтесь от помощи.
В такой сложной ситуации любая поддержка играет большую роль.
В этом нет абсолютно ничего плохого и это не признак слабости.
Мы должны использовать все ресурсы, чтобы как можно быстрее улучшить свое здоровье, это главное.
И обязательно помните: дальше будет лучше.
Возможно, это будет не сегодня и не завтра, но если вы не сдадитесь и постараетесь оставаться бодрым, светлая полоса обязательно наступит. Помню, как иногда было плохо, и понимаю, как хорошо, что я не отчаялась.
Если мне удалось победить болезнь, то и вам удастся.
Сегодня я гуляю максимум час в день, и мне даже кажется, что я нашла в себе силу воли полностью отказаться от этого ритуала.
Я искренне надеюсь, что моя история сможет помочь кому-то в трудной ситуации.
Добрый день.
Теги: #здоровье #мозг #интеллект
-
Логика Английских Времен
19 Oct, 24 -
Новости В Библиотеке Поддержки
19 Oct, 24