В век программирования всего и вся, когда даже трехмерные изображения и пейзажи задаются программно, давно назрел вопрос: почему нет общедоступных программируемых инструментов для литературного творчества? Ну а если такие инструменты уже существуют или рано или поздно появятся, то вопрос в том, какой будет первая «программа», типа «Hello, World!» на «обычных» языках программирования? Действительно, специфика литературного творчества требует выполнения как минимум трех условий: 1. Художественный текст должен соответствовать определенным канонам или, иначе говоря, шаблонам.
2. Этот текст должен быть весьма оригинальным.
3. Как минимум, оно должно нравиться автору и в какой-то степени отражать его «Я».
Итак, давайте с этих позиций рассмотрим первую литературную «программу», которая должна выполняться в определенной среде разработчика.
Собственно, любой фиксированный текст, вроде: «Здравствуйте, господин Твистер, бывший министр!» для этой цели он совершенно непригоден, так как абсолютно не соответствует пункту 2. Поэтому не явный текст нужно выводить, а некий его шаблон нужно реализовать.
Например: [Слова приветствия] [Должность] [Должность или имя или их эквивалент] Это немного веселее.
Соответственно, программа должна иметь доступ к элементам множеств, указанных в квадратных скобках.
Допустим, у нас есть десяток слов приветствия, пара десятков популярных названий и столько же позиций.
Мы также считаем, что всегда должно быть хотя бы одно слово приветствия.
В результате мы имеем комбинаторный набор всех возможных комбинаций данных слов.
Чем богаче элементный состав этих множеств, тем больше.
Понятно, что этот набор ограничен, хотя в данном случае никто особо не будет придираться к тому, что и у автора X, и у автора Y есть одна и та же фраза, скажем: «Отлично, чувак!» Дела обстоят лучше с именем или его эквивалентом.
Здесь есть еще много вариантов.
Все, что требуется для литературной «программы», — это указать фильтры, ограничения и метод выбора элементов заданных множеств, например случайный.
В простейшем случае можно просто сгенерировать фразу: «[Добро пожаловать], [Имя]!», где имя, например, имеет довольно оригинальную реализацию шаблона SGSGS, здесь C — согласная буква, а G — гласная.
Полученное слово можно прогнать через Google, чтобы проверить на низкую частоту встречаемости.
Вот программная генерация таких слов: «Зушор», «Гелюж», «Чоцер», «Фосюр», «Цитыж», «Ранюр» и т. д. Практически все благозвучные имена этого типа встречаются в Google гораздо чаще.
Запускаем генератор случайных чисел, получаем: - Привет, Зушор! - Привет, Гелюж! - Салют, Ранюр! - Здравствуйте, Цитыж! - Эй, Фосюр! - Привет, Ропетс! Естественно, для большей благозвучности необходимо использовать более часто употребляемые слова и, как следствие, мы снижаем оригинальность.
Я уверен, что следующим вопросом будет, а как насчет программной генерации литературных сюжетов? Когда возникают вопросы типа: «Какой должен быть сюжетЭ» и мы не можем сказать ничего путного по предмету Х, то нам следует пойти следующим путем: 1. Мы разбиваем X на его противоположности или логические компоненты.
Абстрактно, X = Y + Z, где Y может быть, например, причиной или событием, а Z — следствием, процессом или результатом.
2. Чтобы ограничить множества Y и Z, введем их модификаторы фильтрации.
Абстрактно, X = aY + bZ, где a, скажем, «особенный», а b, скажем, «необычный».
В результате мы приходим к нашей формуле (X=aY+bZ) основного шаблона литературного сюжета: Особое событие дает необычный результат или Особое событие порождает необычный процесс с непредсказуемым результатом.
В последнем случае справедлива формула X = aY + bZ + cW. Хотя вместо знака «+» более логичным может быть знак «–> », т.е.
: X = aY -> bZ -> cW Теперь вместо расплывчатого понятия «Х» («сюжет» для нашего литературного произведения) мы имеем шесть понятий: «а» («особенный»), «Y» («событие»), «б» («необычный» ), «Z» («процесс»), «c» («непредсказуемый»), «W» («результат»).
И это несколько меньшая неопределенность, но, понятно, что это лишь первый уровень устранения неопределенности, которых должно быть как минимум несколько.
В произведении может быть два и более особых событий, так что одно стимулирует (катализирует) появление второго и т. д. Другими словами, эти формулы могут быть рекурсивными, например: Особое событие 1 приводит к необычному процессу 1 Процесс 1: Особое событие 2 порождает Необычный процесс 2. и т. д., до последнего вложения Процесс N: Особое событие N+1 порождает необычный процесс N+1 с непредсказуемым результатом.
В принципе, с точки зрения литературы описание обычных и необычных событий не имеет принципиальной разницы.
И то и другое следует описать «красиво» и занимательно.
В данном случае «необычность» — это уже эффект восприятия читателем полученной информации.
Для тех, кто много читает, необычное вполне может стать обыденностью.
Поэтому для начинающего автора, который пишет небольшими порциями (на уровне отдельных эпизодов), нет особой разницы, что именно описывать? Главным вопросом для него будет, как именно это описать? Например, как описать первую встречу героя с героиней? Понятно, что должны быть указаны обстоятельства, намерения, обстановка ситуации, процесс общения, действия персонажей и их диалоги.
Это можно сделать разными способами.
Но как именно это сделать, может оказаться сложной задачей для неопытных писателей.
С другой стороны, многие и многие тысячи молодых людей так или иначе знакомятся.
Иногда анекдотично, комично и глупо.
Иногда совершенно естественным образом.
А иногда даже очень красиво, даже если номинировать на соответствующую награду.
Поэтому резонно задаться вопросом: существуют ли закономерности описания первых контактов молодых (и не только) людей? Конечно, должно быть или может быть, почему бы и нет? Просто шаблон и его реализация — это как небо и земля.
Реализация подразумевает определенную «текстуру» для некоторой заданной структуры шаблона.
Хотя кто вам мешает изменить структуру самого шаблона? «Технология» любви всем известна, но сама эта тема вечна.
И таких «вечных» тем немало.
Общий шаблон сюжета у нас уже есть, теперь пора перейти к формулированию шаблонов событий, поскольку любой сюжет представляет собой последовательность событий (чем-то напоминает трассировку выполнения программы в ее алгоритмической схеме).
В принципе, один из вариантов такой схемы уже известен из истории.
Один из полководцев однажды сказал: «Пришёл, увидел, победил».
Если перефразировать это утверждение в более удобную для нас форму, то получим формулу: Пришел (вошел) – Оценил ситуацию – Действовал по обстоятельствам Результатом чего может быть «победа» или просто удовольствие/неудовольствие от процесса своих действий.
Этот шаблон уже вполне подходит для описания, скажем, процесса знакомства нашего героя с героиней.
Например, он зашел в комнату общежития, где планировалась студенческая вечеринка, оценил ситуацию, увидел для себя подходящую кандидатуру и на фоне всего остального начал попытку познакомиться и наладить отношения.
Хотя, естественно, детализация процесса должна быть продолжена, вплоть до окончательного художественного текста.
Именно с технологией такого рекурсивного описания событий нам еще предстоит разобраться.
Как всегда, варианты таких описаний следует искать в реальных литературных произведениях.
Теги: #литературные закономерности #формулы сюжета #принципы литературного творчества #Аномальное программирование #Анализ и проектирование систем #Профессиональная литература #Читальный зал
-
Скопировано Правильно
19 Oct, 24 -
Работаем Над Эскизами
19 Oct, 24 -
Mail.ru Зарегистрируется В Екатеринбурге
19 Oct, 24 -
Menuetos: Ос На Дискете
19 Oct, 24 -
Яндекс Наконец-То Запустил Видео
19 Oct, 24 -
Скромный Комплект Thq
19 Oct, 24 -
«Гонки Роботов» В Уральском Федеральном
19 Oct, 24