В 80 году нашей эры, почти 2000 лет назад, Тит Флавий Цезарь Веспасиан Август, великий император Римской империи, провозгласил начало игр в честь открытия Амфитеатра Флавиев, запомнившегося потомкам как Колизей.
При этом императоре извержение Везувия разрушило Помпеи, Геркуланум и Стабии.
И великий римский пожар, уничтоживший всю северо-западную часть города, включая Термы Агриппы, Театр Помпея, Театр Бальбы, Серапеон, Пантеон и многие другие ценные здания.
Узнав об этом, император Тит воскликнул: «Все потери мои!» А восстанавливать город он помогал украшением собственных поместий и домов, а все строительство финансировал только из собственных средств, отказываясь от помощи частных лиц и вассальных королей.
Такая щедрость стала причиной создания оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Милосердие Тита».
Открытие самой большой арены в мире самым богатым человеком в мире и самым могущественным императором на тот момент в истории стало эпохальным событием.
Оно должно было войти в память поколений, высекая на мраморе истории свидетельства непоколебимого величия и процветания Рима, как государства, как общества.
В этот день арена должна была открыться гладиаторским боем двух воинов.
Приск и Вер.
Верус был благородным ребенком, взятым в заложники недалеко от немецкой границы.
Со временем его сделали рабом и отправили в карьер.
После многих лет изнурительного труда немец Вер сам вызвался принять участие в гладиаторских боях, заявив, что он скорее умрет воином на арене, чем рабом с киркой.
Приск последовал его примеру.
Приск и Вер не были их настоящими именами, это были сценические псевдонимы, означающие «Древний» и «Истинный».
Приск был рабом кельтского происхождения и медвежьей внешности.
Прирожденные воины стали первым испытанием друг для друга.
Чтобы пройти отбор в гладиаторы, им назначили бой между собой.
Вер и Приск смогли поразить публику с первого момента, их движения и навыки были далеки от движений рабов.
Бой был остановлен, и их обоих зачислили в гладиаторы.
С тех пор они подружились и много раз выступали вместе, в паре против самых разных соперников.
С годами их слава стала потрясающей.
Они не только сумели выжить, но и по праву считались лучшими воинами своего времени.
И они были лучшими друзьями, по словам современников.
Приск был настолько искусным, что говорил, что его отцом был кельтский бог войны – Тевтат. В одном из боев, оставшись безоружным, он отобрал у противника трезубец, сломал его и куском убил воина.
Верус ни в чем не уступал ему, и эта пара была чемпионами, которым нет равных, что и предопределило цель поединка.
Бой начался посреди жаркого дня.
Все гладиаторы всегда исполняли роли, и хотя результат был непредсказуем, сюжет, его начало соответствовали историческим событиям, загадкам и имели определенный смысл.
Всего видов гладиаторов было несколько десятков; В зависимости от праздника или ситуации воины одевались в доспехи определенного типа.
Бестиарии сражались с животными, символизируя отважных легионеров в далеких краях, охоту, а иногда и просто изощренную казнь пленника.
Цест — боксер, Ретиарий с трезубцем против Мурмиллона в чешуйчатых доспехах и с рыбой на шлеме — поединок рыбака с рыбой.
В этот день появились два чемпиона, судя по всему, в образе Гопломаха и Мурмиллона.
Гопломах подражал гоплиту.
По вооружению он был похож на «Фракийский».
В шлеме, с небольшим щитком – пармулосом.
Стеганые накидки на ноги.
Вооружен кинжалом – «пугио» и копьем – «гаст».
В закрытом шлеме с широкими полями и забралом с решеткой.
С другой стороны Мурмилло.
Обертывания для ног.
Большой шлем с рыбой на гребне (от лат. Murmillos — морская рыба), с «гладиусом» и «скутумом» в руках, представляющий собой квадратный щит легионеров и короткий меч.
Неизвестно, почему воины были представлены в таких обличьях; скорее всего, это были их самые запоминающиеся образы.
И они были выбраны, чтобы подчеркнуть свою узнаваемость.
Этот бой вошел в историю по многим причинам.
Например, это единственный гладиаторский бой, когда-либо подробно описанный.
Не смея сказать лучше очевидцев, приведу перевод оригинала.
Вот что писал об этой битве поэт Марк Валерий Мартиалис: «Приск и Вер продолжали бой, пока могли, Но долгое время сила и мужество каждого были равны.
Раздавались крики с просьбой о пощаде к ним, Но Тит предпочел следовать своим законам - Он приказал им сражаться без щитов, пока не решится их судьба.
Он всегда был щедр к своему народу, И здесь он разделил конец для них обоих.
Равен в бою, равен в награде.
Тит послал каждому по деревянному мечу и лавру.
Достойная смелость – достойная награда.
Это могло случиться только с тобой, о Тит. Двое дрались насмерть — и двое победили».
Да, точно.
Воины сражались честно, не проявляя трусости по отношению друг к другу, но и не имея сил для победы.
Когда император приказал снять щиты, битва продолжалась некоторое время.
Когда мы говорим, что судьба решит, мы имеем в виду, что решение должно было быть оставлено на усмотрение общественности и императора.
Для Тита это были годы тяжелого правления, извержения вулкана, еврейских восстаний, пожаров и болезней.
В народе ходили слухи, что боги покинули римского императора.
И игры, и личный поэт, и, наверное, такой невероятный финал были призваны отвлечь народ от многих бед и наговоров.
Это памятная битва еще и потому, что два отправленных на смерть чемпиона получили не только победу, но и свободу.
Гонорар за такой бой превышал зарплату легионера за несколько лет службы.
Получив свободу, Вер покинул Рим, вернувшись домой богатым и знаменитым тихой и праздной жизнью.
Приск стал мастером фехтования, где начал школу у своего людуса Флавия Квинта Валерия.
Теги: #Популярная наука #здоровье #медицина #история #история #scientae vulgaris #наука
-
Нейронные Сети С Учетом Веса (Wann)
19 Oct, 24