Изучение история лазердиска на практике, с использованием реального плеера и реальных кинопродукций, мне конечно хотелось узнать, где находится условный «Святой Грааль» этого формата.
Я имею в виду что-то очень редкое, нестандартное, странное и высокотехнологичное.
В случае коллекционирования старых вещей их обычно сложно достать.
Что касается лазерных видеодисков как носителей, существует как минимум четыре категории таких игр: так называемый Squeeze LD, первые выпуски фильмов в формате высокой четкости Hi-Vision и записываемые лазерные диски.
И еще одно чрезвычайно интересное сочетание лазерного видеодиска с компьютером, известное как «Проект Судного дня».
Об этих четырех категориях я хочу рассказать в нехарактерном для меня формате, «по материалам Интернета».
Редкие устройства и диски из этого списка достать можно, но на хобби у меня просто нет столько денег.
К счастью, они были достаточно подробно описаны более богатыми коллекционерами.
Прежде чем начать, я хочу поделиться этой мыслью.
Мне казалось, что залог долгосрочного успеха любой технологии — это определенный запас прочности.
В случае с носителем информации я имею в виду резерв для последующего расширения функционала.
Например, после штампованных компакт-дисков компакт-диски записывались один раз, а затем перезаписывались.
Сама технология развилась до современных носителей Blu-Ray с емкостью более ста гигабайт на диск того же размера.
Лазерный видеодиск появился слишком рано, чтобы получить широкое распространение, но у него был запас прочности.
Для цифрового звука, стереофонического и многоканального, а потом и для записи видео в формате «почти FullHD», и для данных.
Его аналоговая природа и большой размер помешали ему стать популярным носителем мультимедиа для компьютеров в девяностые годы (им стал компакт-диск).
А ведь попытки были, ещё в восьмидесятых, незадолго до появления CD-ROM, но на самом деле из совсем другой эпохи.
И эти попытки были очень интересными.
Предыдущий Статья о лазерных видеодисках с практическим опытом и впечатлениями.
Веду дневник коллекционера старого железа в Телеграмме .
Сожмите ЛД
Начнем с простой игры: дисков формата Squeeze LD. Поскольку лазерный видеодиск со временем стал форматом для богатых кинозрителей, немало фильмов было выпущено в «театральных» соотношениях сторон, в широком формате.И это было тогда, когда стандартным телевизором была коробка с соотношением сторон 4:3. Богатый любитель кино мог купить первые широкоэкранные телевизоры или установить проектор (обычно огромный ящик с тремя трубками).
Даже в этом случае произошла потеря разрешения кадра по вертикали.
Например, соотношение сторон фильма «Терминатор 2» составляет 2,39:1. Разрешение кадра в стандарте PAL составляет 576 вертикальных линий, соотношение сторон 4:3. Получается, что кадр из «Терминатора» в театральной версии должен занимать 321 вертикальную линию.
Все остальное — горизонтальные черные полосы.
Что, если растянуть кадр по вертикали, используя полное разрешение кадра (576 строк в PAL или 480 в NTSC), и сжать его во время воспроизведения? Это сделано на дисках Squeeze LD.
Фактически была использована технология киносъемки анаморфное изображение , только там за растяжение и сжатие отвечает специализированная оптика.
База данных фильмов на ЛД знает всего около 34 релизов в формате Squeeze LD. Эта технология появилась слишком поздно и не обеспечила слишком незначительного улучшения качества изображения, чтобы стать популярной.
На плеерах и телевизорах, которые не могли отображать картинку, нарушалась совместимость.
В общем, не прижилось.
Из-за малого тиража диски Squeeze LD сейчас стоят дорого или очень дорого.
Формат Hi-Vision и MUSE
Но по артефактности Squeeze LD не может сравниться с дисками Hi-Vision. Представленный в 1993 году, Hi-Vision был, по сути, первым носителем видео высокой четкости.За 10 лет до Blu-Ray и HD DVD. Пять лет до выхода еще одного редкого формата D-VHS .
Задолго до массового распространения телевизоров и телевещания в формате HD. История Hi-Vision подробно описана в видеоролике на канале Techmoan. Эmbed выше - это первая часть, но Здесь можешь найти второй.
Hi-Vision — это торговая марка средства массовой информации.
Стандарт кодирования-декодирования видео называется МУЗА , он также использовался в Японии для первых аналоговых (!) телетрансляций высокой четкости.
Параметры изображения (доступны некоторые технические данные) здесь ): разрешение 1035 строк (совсем чуть меньше 1080 строк современного стандарта FullHD), 30 кадров в секунду, для несжатого сигнала требовалась полоса частот шириной 30 мегагерц.
После сжатия лазерный диск сохранил сигнал с полосой частот 8,1 МГц, что чуть больше стандартных ~6 МГц для обычных ЛД.
Это удалось сделать за счет улучшения некоторых параметров носителя: скорость немного выше (до 2700 об/мин против ~1800 у стандартного LD), данные записываются чуть плотнее.
Из того же видео Мэтта Техмоана я приведу сравнение (ок, слегка надавлено YouTube) штатного LD и Hi-Vision релиза.
Разница есть, но она не выдающаяся: помимо возможностей стандарта требовалась еще и правильная передача и сканирование исходника в высоком разрешении.
В общем, все то, чего еще не было в середине девяностых.
Меня никогда не переставало удивлять, что в тот самый момент, когда мои родители наслаждались своим первым магнитофоном, кто-то (очень богатый даже по японским меркам) смотрел фильм в высоком разрешении.
Почти идеальный пример HD-видео девяностых годов показан выше.
Это запись 1993 года, но позже переизданная в цифровом формате на кассете D-VHS. По сравнению с возможностями современных HD-видеокамер, и даже смартфонов, картинка слегка мыльная, но все равно лучше, чем аналоговое видео стандартной четкости.
Чтобы сегодня посмотреть лазерный диск высокой четкости, придется заплатить немалые деньги.
3-5 тысяч долларов за рабочий плеер, или тысяча за нерабочий, если хотите поиграть в рулетку с ремонтом.
Плеер Techmoan дважды ломался, последний раз смертельно.
Более того, просто плеер вам фильм не покажет; еще нужен отдельный декодер формата MUSE — в Японии его использовали и для просмотра Hi-Vision, и для декодирования ТВ-сигнала со спутника.
Среди любителей лазерных дисков распространено мнение, что проигрыватель Hi-Vision лучше читает даже обычные издания благодаря лазерному излучателю с более короткой длиной волны (670 нм против 780 нм).
Да, параметры лазера почти такие же, как у формата DVD, вышедшего через четыре года после лазерного диска (там 650нм).
Наконец, если вы купили оборудование и оно у вас работает, вам понадобятся пленки.
В базе данных LDDB есть информация около 167 выпусков.
Эти диски продаются на eBay примерно за 300 долларов.
Записываемые лазерные диски
Вот, наконец, лазерные диски начинают приближаться к компьютерам тех времён.Но не во всех случаях.
Записываемые лазерные диски чаще всего использовались для хранения аналоговых данных, таких как изображения или видео, а не цифровых.
Упоминаются два цифровых формата.
Здесь : Это Philips LV-ROM и Pioneer LD-ROM. Используя разные файловые системы, эти диски могли хранить до 324 или 540 мегабайт данных на каждой стороне соответственно.
Что, учитывая размеры СМИ, как-то мало.
У всех записанных реинкарнаций лазерных дисков есть одна особенность: они использовались только в профессиональной среде, стоят больших денег, и теперь информацию о них нужно собирать буквально по крупицам.
Популярное описание другого записываемого формата, на этот раз CRVdisc от Sony, есть в ролике того же Techmoan. Он не поленился и нашел записывающее устройство, а также диски.
Данная установка предполагает работу с видеосигналом и не подключается к компьютеру для передачи данных.
Параметры CRVdisc немного хуже, чем у заводского LD в формате CAV: 36 или 43 тысячи отдельных кадров, то есть 20-24 минуты видео.
В видео приведены примеры использования: библиотека изображений, например старинный цифровой каталог в музее.
Или динамичный «задник» для телетрансляций, в который вклеивается изображение с ведущими телепередачи.
В целом записываемый лазерный диск был оправдан там, где нужно было один раз что-то записать, а затем регулярно воспроизводить без ухудшения качества и с достаточно высоким качеством.
Комплект, аналогичный тому, который Techmoan тестировал на момент публикации этой статьи.
был в продаже в Нидерландах всего за 3500 евро (новинка!).
Диски (записываемые, напоминаю, однократно) необходимо приобретать отдельно.
На eBay сейчас ровно одно предложение: два б/у (!) диска по 150 евро в Германии.
Проект судного дня
История проекта «Судный день» начинается более 900 лет назад, когда в средневековой Англии проводилась либо перепись населения, либо инвентаризация национальных экономических ресурсов.Том с результатами переписи населения называется « Книга Судного Дня ".
В названии книги смысловой акцент сделан не на библейском "Страшном суде", когда каждый будет вознагражден за свои дела, а на информации об этих самых делах.
В том смысле, что всякий раз, когда происходит этот Суд, необходимые для возмездия данные уже собраны в книге «Это ценный источник исторических данных», а спустя много лет, в восьмидесятых годах прошлого века, концепцию решили воспроизвести, используя самые современные технологии.
жизнь в Соединенном Королевстве, были записаны видеоролики о жизни того времени, написан сопроводительный текст. Все это называлось.
Проект Судного дня BBC (в честь книги) и был доступен в системе с компьютера Мастер BBC , производства Acorn, и лазерный проигрыватель Philips.
То есть: компьютер с восьмибитным процессором МОС 6502 , 128 килобайт памяти.
Лазерный проигрыватель управляется через интерфейс SCSI; На дисках хранятся как данные (до 300 мегабайт на стороне), так и видео/изображения.
На аналоговое изображение накладывается текст и компьютерная графика, и все это отображается на мониторе.
На видео выше показана вся система в действии, включая невероятную реализацию того, что мы теперь называем Google Street View. Очень круто: настоящий мультимедийный интерактив, сделанный в 1986 году, за пять лет до выхода в прокат. мультимедиа выпуски для обычных IBM PC на компакт-дисках.
Учитывая невероятно низкое качество видео и изображений на компакт-диске MPC, проект Domesday Project даже имел небольшое преимущество в качестве.
Да, но в то же время проект является типичным примером преждевременного цифрового устаревания.
Ставка была сделана на уже устаревшую архитектуру компьютера.
Нежизнеспособный носитель для цифровых и аналоговых данных.
Даже язык программирования ( БКПЛ ) - и тот устарел.
При этом просто взять и перенести кодовую базу на современный язык программирования или запустить в эмуляторе нельзя: весь проект завязан на лазерном диске с аналоговой информацией.
Недостаточно просто оцифровать это; также необходимо восстановить логическую последовательность: при каких обстоятельствах программа воспроизводит ту или иную картинку или видео, обращаясь к нужной области на конкретном диске (их было несколько).
В начале 2000-х стало понятно, что когда умрет последняя специализированная электроника или лазер LD-плеера, проект «Судный день» во всей его интерактивной полноте будет утерян.
Были попытки воссоздать проект в сети, которые сами по себе быстро устарели и были утеряны из-за смерти автора.
Инициативам по загрузке контента препятствовали авторские права.
Короче говоря, можно сказать, что общество столкнулось с большими трудностями в сохранении современного наследия, состоящего из изображений, текста, кода, аппаратного обеспечения.
Были трудности не только технические, но и юридические.
Все это относится не только к проекту «Судный день», но и, например, к сохранению информации из Интернета и многим другим задачам компьютерного архивирования.
Я вижу в этом некоторую иронию: с компьютерным и мультимедийным наследием 34-летней давности большие проблемы, но тысячелетний том доступен, возьмите его и прочитайте.
Нестандартная лазерная оцифровка дисков
Это подводит меня к последней на сегодня истории о лазерных видеодисках.Проект судный день86 пытаясь решить все технические (но не юридические) вопросы сохранения проекта BBC Domesday. Конечным результатом должна стать надежная эмуляция исходного кода на современном оборудовании.
Самая большая сложность, как я уже говорил выше, это сопряжение ПО с железом в виде проигрывателя лазерных дисков, либо с эмулятором LD-плеера, которое по запросу предоставит нужное изображение.
На сайте проекта есть много технической информации об оригинальном оборудовании.
Проект вызвал у меня особый интерес Дубликатор Судного дня .
Задача его авторов — оцифровать видео и графику с лазерных дисков Domesday с максимально возможным качеством.
По части материалов есть источники, с которых был напечатан ЛД - на видеокассетах с дюймовой лентой.
Они оцифрованы, но интересно также посмотреть, как оригинальные видео и картинки сохранялись на лазерных дисках.
То есть мало захватить видеосигнал, нужно как-то записать аналоговые данные целиком, например с метаданными и индексацией.
Вот почему был разработан Domesday Duplicator. Это 10-битный АЦП, перекрывающий полосу частот 20 МГц (для данных с ЛД 13 МГц достаточно с большим запасом).
Устройство подключается к порту USB 3.0, а с другой стороны — напрямую к выводу RF Out лазерного плеера.
Таким образом, аналоговая схема старого устройства не участвует в обработке сигнала; разделение данных на сигналы звука и изображения, яркости и цвета происходит в цифровом представлении.
«Копирование» одной стороны лазерного диска (полчаса) занимает более 100 гигабайт.
Для обработки необработанных данных было разработано программное обеспечение с открытым исходным кодом.
программное обеспечение , результат которого показан на рисунке выше.
Слева — типичный видеозахват с использованием потребительской карты захвата.
Справа — обработка необработанных данных, считываемых лазером.
Самое интересное, что эта технология применима практически к любому проигрывателю лазерных дисков и любому диску.
В другой жизни я бы обязательно сделал такую оцифровку, ради эксперимента.
Это так интересно: извлечение видеосигнала с несовершенного (по современным меркам) носителя с качеством, которое не может обеспечить ни один готовый плеер.
Но нет, я, пожалуй, ограничусь просмотром фильмов со старых дисков, на старом плеере и на старом телевизоре.
Тем не менее, я не могу не восхищаться упорством и фанатизмом авторов проекта Domesday86. Именно благодаря таким людям стремительно устаревающие, редкие и недоступные технологии могут обрести вторую жизнь.
Это вершина ретро-хобби.
Одно дело потратить много денег, играя редкие HD-релизы ради собственного удовольствия.
Другой — досконально изучить ретро-формат и создать для него что-то новое, поделившись этим с сообществом.
Если у меня хватит сил и знаний, я обязательно это сделаю, но, кажется, с другим ретро-форматом - моим любимым мини-диском.
Теги: #Старое оборудование #Видеотехника #Muse #laserdisc #laserdisc #squeeze ld #hi-vision #domesday project
-
Фриланс И Коворкинг Под Пальмами
19 Oct, 24