Ода Истинной Силе Или Громкие И Тихие Ватты

У каждого, кто когда-либо сталкивался с выбором аудиоаппаратуры, возникал вопрос о мощности, а точнее, громкости, например, акустической системы или ресивера.

Предполагаю, что многие слышали от «неравнодушных» продавцов или замечали в рекламных материалах информацию о мощности 30, 50 или, например, 100 Вт. Когда я слышу (вижу) это, я усиленно задумываюсь, о какой мощности идет речь о.

Системы из Поднебесной, например, якобы «выдают» заоблачные тысячи ватт, при этом звучат тише десятиваттных схем других производителей.



Ода истинной силе или Громкие и тихие ватты

Из-за акцента на значениях мощности усилительного оборудования и акустических систем возникает большая путаница, которая мешает покупателям приобретать, а продавцам продавать аудиотехнику.

Под катом я расскажу о существующих стандартах мощности, а также о том, какие маркетинговые уловки помогают некоторым производителям заявлять о «высокой» формальной мощности при достаточно скромных реальных характеристиках.



Что определяет громкость?

На всякий случай еще раз напишу о том, что такое громкость и какие факторы ее определяют для конкретного тракта.

Конечно, сегодня для большинства правда такова, что большая мощность не всегда означает большую громкость – это ни для кого не секрет, но мало ли.

Итак, громкость звука равна:

«субъективная характеристика, она определяется интенсивностью звук пропорционален квадрату амплитуды (А) звукового давления (SPL), и чувствительность органа слуха в зависимости от частоты звука».

Таким образом, мощность – не единственный фактор, влияющий на конечное звуковое давление (SPL).

Громкость тракта определяется сочетанием чувствительности акустики и мощности усилителя.

Чем ниже чувствительность динамика, тем более мощный УМЗЧ потребуется, чтобы его «раскачать».

При этом увеличение звукового давления на 3 дБ требует увеличения мощности в два раза.

Например, акустическая система с чувствительностью 90 дБ создает SPL = 90 дБ при подаче на динамики мощности 1 Вт (расстояние 1 м).

Для увеличения SPL до 93 дБ необходимо увеличить мощность до 2 Вт, до 96 дБ — до 4 Вт, до 99 дБ — до 8 Вт и т. д.

«Советские» и «китайские» Уотты

Но вернемся к стандартам власти как главному инструменту маркетинговых манипуляций.

«Советские» и «китайские» Ватты — это «народное» разделение эталонов мощности, появившееся 20-25 лет назад. В то время самой доступной и востребованной техникой на рынке была новая из Поднебесной или старая из СССР.

Остальное в РФ либо не поставлялось (из-за засилья китайских центров), либо было неприлично дорого для 80-90% населения России.

«Советские» Уотты считались честными, а китайские, соответственно, не очень.

Хотя и с Советами не все так просто.

Мощностные характеристики усилителя в СССР определял ГОСТ 23262-88, который предписывал производителю указывать в паспорте устройства номинальную мощность.

Номинальная мощность определяется при среднем положении регулятора громкости усилителя, при котором остальные параметры устройства соответствуют заявленным в техническом описании.

Иными словами, ГОСТ оставил за производителем право указывать мощность, соответствующую наименьшему значению коэффициента нелинейных искажений.

Показатели, как правило, настраивались под стандартные требования для класса сложности устройства.

Мощность была указана как для усилителей, так и для динамиков (с указанием усиления, на какую номинальную мощность рассчитана акустика).

При этом, как сообщает техпоиск.

ру, иногда это приводило к проблемам.

Например, не были учтены «ступенчатые» искажения, возникающие на малых уровнях громкости в усилителях класса АВ.

Уровень искажений мог снизиться при увеличении выходной мощности сигнала до номинальной.

При этом на среднем и малом уровне громкости сигнал существенно искажался.

Также в отечественном оборудовании можно встретить такой параметр, как синусоидальная мощность (максимальная синусоидальная мощность) – это мощность, при которой УМЗЧ или акустика способны работать 2 часа с музыкальным сигналом без физических повреждений.

Такая мощность не ограничена искажениями, ее пределы определяются только термическими и механическими повреждениями.

Синусоидальная мощность обычно в 2–3 раза превышает номинальную мощность.

Типичный пример спекуляций на синусоидальной мощности – легендарный С-90. Их номинальная мощность составляла 35 Вт (кстати, первый вариант акустики назывался 35АС-01), а синусоидальная мощность, уклончиво названная в паспортной документации, - 90 Вт. Указывался и номинал, но второй одна, которую можно считать почти безобидной, по нынешним меркам, маркетинговой манипуляцией.



Ода истинной силе или Громкие и тихие ватты

По сравнению с китайцами 90-х и начала 2000-х, случай "Радиотехники" с С-90 кажется совершенно невинным.

До сих пор помню, как печальные подвальные копировальные машины детища Мацуситы с созвучным названием Panansonica (орфография перебежчиков сохранилась) оставили на своей поделке «гордую» и заметную надпись: 5000 Вт. В данном случае речь идет о PMPO (Peak Music Power Output), т.е.

о максимальной мощности, которую в принципе может выдержать динамик, а усилитель может выдать без тепловых и механических проблем.

Испытание проводится в течение одной-двух секунд при подаче сигнала частотой 200 Гц.



Ода истинной силе или Громкие и тихие ватты

Такие значения обычно в 20-30 раз превышают номинал и их принято называть китайскими.

В последние годы, к чести китайских производителей, они отказались от использования PMPO и стали использовать RMS. Среди отечественных паспортных характеристик также могут быть максимальная кратковременная мощность (аналог ПМПО), паспортная шумовая мощность (аналог синусоидальной, но в тесте вместо музыкального сигнала используется розовый шум).



DIN, RMS, AES, IEC и другие сокращения.

Сегодня злополучный ПМПО указывается крайне редко и, как правило, как дополнительный параметр, не несущий маркетинговой нагрузки.

Номинал ГОСТ и синусоидальную мощность также довольно сложно соблюсти.

Но это не делает задачу легче.

В многочисленных УМЗЧ и АС современного производства нет единого стандарта мощности.

Распространены и откровенные маркетинговые манипуляции.

Начну, пожалуй, со стандарта DIN 45500 (известного первым стандартизацией понятия HI-FI), в котором мощность DIN измеряется путем подачи на вход устройства сигнала частотой 1 кГц в течение 10 минут. Мощность измеряется, когда она достигает 1% THD. Стандарт практически идентичен EIAJ, принятому Ассоциацией электронной промышленности Японии.

(Ассоциация электронной промышленности Японии).

Стандартом также предусмотрен другой вид измерения мощности - DIN Music Power, который описывает мощность, близкую к определению синусоидальной и паспортной мощности шума, т.е.

величине длительной нагрузки музыкальным сигналом без риска повреждения.

Обычно указанное значение мощности музыки DIN немного превышает DIN. Нормы этого стандарта соответствуют концепции IEC Power по стандарту IEC 268-5 (стандарт Международного электротехнического комитета, второе издание 1989-07 гг.

), который определяет продолжительность нагрузки более 100 часов.

RMS (Rated Maximum Sinusoidal) - максимальная синусоидальная мощность, т.е.

такая, при которой звуковоспроизводящее устройство может работать в течение одного часа с реальным музыкальным сигналом без повреждений.

Как правило, на 120-250% выше рейтинга ГОСТ и на 20-25% выше DIN Music Power. Стандарт AES2-1984 (Аудиоинженерное общество) максимально приближен к RMS. Разница между AES Power и RMS заключается только во времени, которое устройство должно работать — стандарт AES требует 2 часа.

Могут быть указаны и т.н.

мощность программы (Program Power или PP), которая в принципе может быть любой, т.к.

не стандартизирована.

Принято считать, что мощность программы в 2 раза превышает среднеквадратическую величину, но это не является обязательным.

ППС дает не менее смутные представления о мощности, т.е.

пиковой мощности программы (Peak Program Power), которая в 2 раза превышает ПП.

Типичный пример разницы в показаниях мощности — такие известные и уважаемые производители акустики, как Dynaudio и DALI. Первые указывают «Сертифицированную мощность, IEC», т.е.

собственно DIN, вторые вообще ограничиваются понятием «рекомендуемая мощность» и указывают диапазон мощностей.



SOI-манипуляции

Существует другой стандарт IHF, отличный от DIN Power и EIAJ, разработанный Национальным институтом стандартов США и Институтом высокого качества, в котором мощность измеряется при гармонических искажениях 0,1%.

Аналогично любой производитель может ввести свой стандарт расчета мощности, который позволит ему писать рядом со словом Power любые цифры, которые он сочтет выгодными.

При таких расчетах можно увеличить значения КНИ до любого максимума, например, до 15-20%, что повлечет за собой рост формальной «мощности».

Более того, таким образом могут измениться значения RMS.

Хитрый приемник

Следующий неоднозначный момент касается расчета мощности многоканального приемника.

Вот и во время тестирования происходит разделение власти, «выгодное» для искажения реальности.

Результаты измерений будут сильно радовать глаза, но не уши соседей.

Это связано со способом измерения одного загруженного канала из шести, восьми или десяти, что формально дает предполагаемый прирост мощности.

Чтобы не ошибиться при оценке реальной мощности устройства, следует поискать в графе, где указана мощность, запись «приводят все каналы»; если его нет, то измерения, вероятно, проводились с нагрузкой на один канал.

И я почти убежден, что без такой надписи заявленные мощностные характеристики не соответствуют действительности.

Номинальная (по ГОСТу) мощность, которая (с учетом использования усилителя класса Д) составит не более 80% потребляемой мощности, а с усилителями других классов - и того меньше.



Сухой остаток

Чтобы подвести итог и продемонстрировать значимость разницы в мощности, предлагаю провести небольшое сравнение на примере того же С-90. В данном случае я приведу лишь приблизительные расчетные значения (реальные измерения могут отличаться), но это даст вам представление о том, насколько сильно различаются стандарты сегодня.

Итак, Радиотехника С-90:

  • ИХФ: -.

  • Номинальная мощность: 35 Вт.
  • Мощность DIN: 50 Вт.
  • Музыкальная мощность DIN: 90 Вт.
  • Максимальная мощность синусоидальной волны: 90 Вт.
  • Мощность МЭК: 90 Вт.
  • Мощность AES: 110 Вт.
  • Среднеквадратичное значение (номинальная максимальная синусоидальная мощность): 110 Вт.
  • PP (Мощность программы): 220 Вт.
  • PPP (пиковая мощность программы): 440 Вт.
  • PMPO (пиковая выходная музыкальная мощность): 1050 Вт.
Таким образом мы получили 7 разных значений в 11 разных стандартах.

Из всего вышесказанного мы можем сделать следующие выводы:

  • наиболее показательными и учитывающими точность воспроизведения являются такие показатели, как номинальная мощность, IHF, DIN Power, EIAJ (так как они учитывают SOI);
  • менее информативными, но отражающими реальность являются измерения RMS, (AES Power), DIN Music Power, IEC Power;
  • не предоставляют достаточную информацию о мощности ПМПО, ПП и ППС;
  • Оценивая ресивер, следует обратить внимание на наличие надписи «все каналы работают»;
  • номинальная мощность ресивера с усилителем класса Д не может быть более 80-90% потребляемой.

Также могу порекомендовать для оптимального усиления и в то же время безопасной работы пары усилитель + колонки для студийного и домашнего использования выбирать номинальную (или IHF) мощность усилителя, в два раза превышающую мощность колонок по стандарту AES. Для концертного оборудования, где используются живые голоса и динамические инструменты, действует другое правило – номинальная мощность усиления равна мощности акустики по AES. Джинсы В нашем каталог представлен широкий выбор усилителей , ресиверы и другое звуковоспроизводящее оборудование.

Вы можете приобрести у нас высококачественные акустические системы Тэги: #Научно-популярный #Звук #физика #АЭС #Периферия #РМС #акустика #стандарт #усилитель #чувствительность #Как #мощность #манипуляция #мощность #УМЗЧ #акустическая система #ПМПО #номинальная мощность #китайская мощность #маркетинговая мощь #звуковое давление #SPL

Вместе с данным постом часто просматривают: