Образец Для Подражания Японским Школьникам, Или Первые В Мире Кооперативы



Автор: Александр Иванов

Образец для подражания японским школьникам, или первые в мире кооперативы

В мире нет «национальных черт характера», но, безусловно, есть национальные ориентиры, национальные герои, образцы для подражания, с которых учат брать пример.

В большинстве стран это герои или пророки, непоколебимо творящие добро окружающим, а пока оставим в покое «весь мир» (любой может начать перечислять героев и сравнивать их сам) и поговорим о человеке, памятники которому стоят установлен почти в каждой японской начальной школе.

Речь пойдет о Ниномии Сонтоку, человеке, который не участвовал в войнах, не изобретал и не навязывал никому новых религий (без чего невозможно заслужить уважение в других странах) и весь свой путь занимался улучшением жизни людей.

людей на своей малой родине.

Он родился в 1787 году в Японии, в годы, называемые «периодом до», или, иначе, «сёгунатом Токугава», когда долгие годы царил мир, но рыцари-самураи были господствующим классом страны и занимали все более или менее менее значимые административные должности.

должности рангом хотя бы немного выше деревенского старосты.

К тому времени в Японии сложилась довольно жесткая иерархия: даймё (их часто отождествляют с европейскими герцогами), которых в стране было около 300, управляли своими землями самостоятельно, платя при этом налоги со своих земель и участвуя (денежными средствами) и люди) на общественных работах в пользу сёгуна.



Образец для подражания японским школьникам, или первые в мире кооперативы

Японская деревня до-эпохи, периода крайней изоляции Японии от остального мира.

Это время сделало японскую культуру уникальной, так как она развивалась изолированно, экономика страны была отсталой, а население бедным.

Интересно, что даймё считались те, чей доход составлял не менее 10 тысяч коку.

А коку - это мера объема (чуть больше 180 литров), то есть доходность и богатство измерялись количеством произведенного риса - такова была традиция, несмотря на то, что денежная система во времена сёгуната считалась вполне устоявшейся.

.

Самураи были верхушкой японского общества, его основным классом, решавшим буквально все вопросы не только военного, но и любого административного характера.

У них были особые привилегии, такие как наличие фамилии и право носить два меча.

При этом обычный человек, пусть и чисто теоретически, мог стать самураем (хотя таких случаев в Японии было в сотни раз меньше, чем, например, очень редкое получение дворянства за личные заслуги в Европе).

А самураи, в свою очередь, могли усыновлять детей из низших слоев общества.

Вне классов и социальных лифтов находились только буракумины — японские «нечистые», особая каста людей, занимающихся грязной работой, например, вывозом мусора.

Японская экономика была закрыта для остального мира все годы до этой эры; попытки торговать (мы всегда говорили о невероятно малых объемах торговли, не оказывающих существенного влияния на положение дел в стране) ни с китайцами, ни с португальцами, ни с голландцами не приводили к реальной международной торговле обмен, и неслучайно основным капиталом страны, зацикленной на внутренних делах, был рис, от урожая которого, собственно, и зависело благополучие закрытой для торговли Японии.

Наш герой Ниномия, которого тогда звали Киндзиро, родился в крестьянской семье.



Образец для подражания японским школьникам, или первые в мире кооперативы

Хокусай.

Рисовые поля.

Киндзиро было всего 4 года, когда ужасное наводнение буквально смыло поля их семьи.

Отец Киндзиро всю жизнь пытался восстановить свою ферму, но в 1800 году он умирает, а через два года умирает его мать, и дети распределяются между родственниками.

Существует множество легенд и сказок (вообще вся жизнь Киндзиро разделена на весьма поучительные рассказы, анекдоты и сказки) о том, как именно наш герой научился читать, но достоверных сведений об этом нет; абсолютно все исследователи его жизни сходятся в одном: уже в 16 лет он умел читать и писать и, поселившись в доме дяди, где жизнь его была наполнена тяжелым крестьянским трудом, всегда находил время для чтения.

Канонический образ Киндзиро (именно так выглядят скульптуры во дворах японских школ) — мальчика, который несет на спине связку дров и на прогулке читает книгу.

Нельзя сказать, чтобы дядя был доволен его страстью к чтению: он упрекал юношу в том, что он разорил их на стоимости масла для ламп, а Киндзиро научился плести сандалии, не отрывая глаз от книги.

Одной из довольно немногих достоверных историй является история о том, как он посадил рапс на «ничейной земле» — склонах оврага, собрал и продал урожай, а на все деньги купил себе ламповое масло для чтения по ночам.

Японским школьникам в пример приводится неукротимая жажда знаний, которая будет сопровождать Киндзиро всю жизнь.



Образец для подражания японским школьникам, или первые в мире кооперативы

В Японии много статуй Сонтоку; более того, его изображение есть во дворе каждой японской школы.

Они все разные (это не массовое производство идеологических фабрик, как было у нас во времена СССР с нашими образцами для подражания), но канон соблюдается везде, образ - мальчик с вязанкой хвороста на спине, читающий книга, пока он идет. В 20 лет Киндзиро начинает понемногу, по частям выкупать отцовский участок земли.

Денег на всю покупку сразу не хватает, он работает батраком, экономит деньги, разумно распределяет расходы, к удивлению односельчан, но проходит несколько лет, прежде чем участок (1,4 га) восстанавливается, и при нем восстанавливается благополучие семьи – у него есть еще младшие братья и сестры, есть кому помогать и поддерживать хозяйство.

Сам Киндзиро привлек внимание Хаттори Дзюробея, главного управляющего даймё Одавара.

Опять же, каноническая биография нашего героя утверждает, что Хаттори ценил то, как ловко Киндзиро управлял хозяйством, хотя, судя по всему, он ценил могучий рост этого крестьянина: рост Кэндзиро был более 6 сяку, то есть более 184 см, он был намного выше и крупнее среднего японца тех лет. В обязанности Кенджиро входило водить троих сыновей своего хозяина на уроки к конфуцианскому учёному, и это помогло ему систематизировать собственные знания; почти в 25 лет он соприкоснулся с настоящим образованием.

Именно со службы в доме Дзюробэя началась его вторая жизнь, жизнь не мальчика, жаждущего знаний, а жизнь ученого-экономиста и практика, о которой в японской школе говорят несколько меньше, чем о его трудолюбие, но без которого, возможно, сам Ниномия Сонтоку не мог бы быть интересен как образец для подражания.



Образец для подражания японским школьникам, или первые в мире кооперативы

Сельский кооператив, Япония, 1900 г.

Киндзиро разрабатывает концепцию «годжоко», финансового кооператива, который считается самым ранним подобным решением в истории.

По его инициативе все сотрудники семьи Хаттори (то есть, по сути, все самураи) делают добровольные взносы в специальный фонд, который обеспечивает своих членов кредитами под низкие проценты.

Конфуцианская этика предполагала строгое соблюдение сроков выплат, проценты распределялись между вкладчиками в соответствии с их долями – риски были незначительными, а прибыль радовала.

Неожиданно оказалось, что сбережения, которые до этого лежали мертвым грузом, можно, оказывается, пустить в дело и принести прибыль.

Плюс сами самураи часто нуждались в средствах для модернизации своих ферм, а идей по улучшению управления бизнесом у Ниномии хватало на всех.

Вскоре эта схема стала невероятно популярной и привлекла всех самураев Одавара.

В 1820 году Даймё Одавара лично вложил деньги в Фонд Ниномия – это стало значимым сигналом для самураев всей провинции.

Многим сама идея Кинджиро кажется достаточно простой, хотя среди читающих эти строки явно не так уж много людей, являющихся членами финансового кооператива или слышавших о принципах его деятельности.

Так или иначе, Сонтоку это удалось: он обладал даром убеждения, хорошей математикой и имел очень высокую репутацию даже среди самураев, хваставшихся своим высоким происхождением и превосходством над крестьянами.



Образец для подражания японским школьникам, или первые в мире кооперативы

Самурай, 19 век.

К достижениям, которые он внедрил в обычную деловую практику, конечно же, относится понятие капитализации процентов, которое Ниномия смог не только объяснить простым языком, но и научить простых людей считать с помощью соробана — японского варианта счет. Всего несколько лет спустя его таланты в ведении домашнего хозяйства настолько очевидны, что глава семьи Хаттори нанимает его для управления семейными финансами (в чем Сонтоку снова добивается успеха), о нем узнает даже даймё Одавары Акубо Тадазанэ.

, который в 1821 году дает Ниномии особое задание — «спасти» экономическое состояние округа Сакурамати.

Случай с назначением безродного крестьянина на высокий административный пост был тогда явлением скандальным и, мягко говоря, не встретил понимания среди самураев (вся жизнь Киндзиро – это преодоление классовых противоречий и постоянное противостояние с могущественными самураями бюрократия; когда-нибудь ему придется даже удалиться в монастырь, чтобы набраться сил для этой борьбы).

Экономика Сакурамати выглядела поистине разрушенной: почвы были бедными, урожаи риса были скудными, а многие земли были полностью заброшены.

Даймё предлагал Киндзиро весьма щедрые финансовые вливания в умирающие хозяйства, но учёный отверг помощь, полагая, что деньги, падающие с неба, плохо скажутся на мотивации крестьян.

Но Киндзиро широко использовал льготные кредиты на приобретение семенного материала и инструментов для расширения урожайной базы - он убедил местных крестьян делать ставку не на рис, свою основную культуру, которая плохо росла на землях Сакурамати, а на другие культуры.

которые затем можно было обменять на рис в тех провинциях, где урожайность риса была хорошей.



Образец для подражания японским школьникам, или первые в мире кооперативы

Ниномия Сонтоку При этом пригодился и опыт выращивания риса, который имел сам Киндзиро: он объяснил, как организовать полив участков, сделал обильный полив (что жизненно необходимо для такой сельскохозяйственной культуры, как рис), и в течение нескольких лет урожайность риса в Сакурамати резко возросла.

Была также разработана целая программа переселения в Сакурамати крестьян из других регионов – им были предоставлены щедрые кредиты на открытие фермерского хозяйства.

В 1830-е гг.

В Японии разразился великий голод времен Темпо — страшное бедствие, которое, однако, показало экономические способности Киндзиро: оказалось, что на фоне всеобщего бедствия район Сакурамати выглядел островом процветания.

.

В 1831 году Кидзиро покинул свой пост: к этому времени провинция производила только риса вдвое больше, чем до появления в ней ученого.

Его талант невозможно было не заметить, приглашения посетить деревни и помочь жителям сыплются постоянно, и он старается никому и никогда не отказывать.

Говорят, что благодаря его усилиям более 600 японских деревень, общин и фермерских ассоциаций смогли улучшить свое положение.

Его идея годзёко, первых в мире финансовых кооперативов, по мере своего совершенствования выходила за рамки самурайской среды — были известны и крестьянские годзёко.



Образец для подражания японским школьникам, или первые в мире кооперативы

Одна из гравюр из серии «53 станции Токайдо» Утагавы Хиросигэ.

Токайдо — одна из пяти дорог, связывающих столицу До с другими городами и провинциями страны.

Со временем Кенджиро стал рекомендовать беспроцентный кредит на 100 дней (учитывая цикл сельскохозяйственных работ в Японии) и коллективную ответственность за ущерб.

Наверное, стоит сказать и об устройстве крестьянских общин того времени: они были устроены таким образом, что идеи Сонтоку очень хорошо вписывались в их образ жизни (впрочем, его идеи возникли не на пустом месте, а были результатом умное понимание сущностей).

В деревнях все вопросы было принято решать коллективно, и возглавляли их нануси - старейшины; кроме того, все жители были разделены на пятерки, которые выбрали своего вождя – шоя.

Существовала взаимная ответственность: жители несли коллективную ответственность за преступления членов общины, а также коллективно платили налоги.

Наши современники много пишут о том, что уплата налогов для японских крестьян была делом чести, забывая добавить к этому, что вооруженные самураи жестоко наказывали безоружных крестьян за малейшие проступки.

В 1842 году Ниномия сам стал буси — самураем и под именем Ниномия Сонтоку был зарегистрирован в бакуфу — ставке сёгуна.

Это было очень важное событие для крестьянского сына.

Трудно сказать, в какой степени он стал одним из самураев, но с этого момента препятствий для его административной деятельности, распространения введенных им форм управления и его философии стало меньше.

Ниномия Сонтоку умер в 1856 году, незадолго до начала японского капитализма, Реставрации Мэйдзи (она началась 12 лет спустя), но японский капитализм впитал в себя основные философские принципы Сонтоку: во-первых, сисэй, честность и искренность; во-вторых, кинро, трудолюбие; в-третьих, бундо, составление бюджета в соответствии со средствами; и, наконец, в-четвертых, суйдзё, передача благ другому.



Образец для подражания японским школьникам, или первые в мире кооперативы

Ниномия Сонтоку на банкноте в 1 иену.

Его появление на деньгах логично: он является примером самообразования и самоотверженного служения общественному благу.

Именно сдержанность и альтруизм, ключевые идеи Сонтоку, декларировали своими принципами все флагманы новой Японии.

Они провозгласили Ниномию Сонтоку своим учителем.

Образ юноши с вязанкой хвороста за плечами, читающего на прогулке книгу, казался настолько удачным всем правителям Японии всех времен, что впоследствии эксплуатировался весьма нещадно, в частности, во время Второй мировой войны, в пропагандистских целях.

объявил мирного учёного апологетом и предтечей японского милитаризма, а после поражения Японии во Второй мировой войне его статуи были снесены по всей стране.

Однако время иногда (нечасто) лечит даже от пропаганды и восстанавливает справедливость, статуи Ниномия Сонтоку возвращаются во дворы японских школ, а он сам, как и сто пятьдесят лет назад, является образцом для подражания для молодых японцев.

Теги: #Популярная наука #экономика #биографии компьютерных фанатов #бизнес-процессы #бизнес #Япония #предпринимательство #история #история #биография #иерархия #война #конфуцианство
Вместе с данным постом часто просматривают: