Облачный Гейминг В России И Снг: Исследование Gfn.ru

Видеоигры уже давно заняли видное место в списке развлечений современной аудитории.

Однако мощность, необходимая для запуска игры, только растёт – а это значит, что оборудование требует частых обновлений, что могут себе позволить не все желающие играть в ту или иную игру.

Тогда на помощь приходят облачные игры.

Благодаря таким сервисам, как Sony PlayStation Now, Google Stadia и GeForce NOW, все больше и больше современных игровых игр становятся доступными среднестатистическому пользователю ПК и мобильных устройств.

При этом сектор только планирует расширяться, а о запуске своих облачных игровых платформ уже объявили Microsoft, Electronic Arts, Nintendo, Amazon и Tencent. Команда PwC при содействии GFN.RU, партнера NVIDIA GeForce NOW в России и СНГ, провела первое исследование российского рынка облачных игр, и мы представляем его здесь.



Облачный гейминг в России и СНГ: исследование GFN.RU



Что такое облачные игры

Облачный гейминг — это услуга, позволяющая играть в видеоигры удаленно — то есть без наличия физических компонентов (оборудования) и локальной копии игры у пользователя.



Облачный гейминг в России и СНГ: исследование GFN.RU

«Облако» в данном случае представляет собой сервер или сеть серверов, используемые для хранения, обработки и передачи пользовательских данных и графической обработки видеоигр.

Взаимодействие с сервером осуществляется через легковесный клиент, который игрок устанавливает на компьютер или смартфон.



Перспективы облачного гейминга в мире

В среднем рынок видеоигр растет почти на 6% каждый год, и ожидается, что к 2024 году он вырастет примерно до 174 миллиардов долларов.



Облачный гейминг в России и СНГ: исследование GFN.RU

При этом мировой рынок облачных игр в 2019 году превысил $150 млн, а к 2025 году может достичь от $3000 до $6000 млн.

О работе облачных сервисов в США мы уже писали в одном из наших предыдущие материалы .

Ключевыми факторами быстрого роста рынка являются высокая популярность игр, легкий доступ к играм с минимальными вложениями и развертывание сетей 5G по всему миру.

По оценкам экспертов, в мире более 1 миллиарда владельцев персональных компьютеров, не готовых запускать видеоигры.

Все они являются потенциальной целевой аудиторией облачных игр.

Кроме того, для запуска стриминговых сервисов не обязательно иметь компьютер — эта функция доступна и пользователям смартфонов.



Облачный гейминг в России и СНГ: исследование GFN.RU

Важным фактором развития рынка облачных игр является ежегодное увеличение стоимости комплектующих для игровых компьютеров и стоимости игровых консолей, таких как Xbox и PlayStation. Преимущество облачных сервисов (в частности, NVIDIA GeForce NOW) заключается в том, что они предоставляют доступ к играм с использованием новейших графических технологий, таких как трассировка лучей, которые доступны только на видеокартах последнего поколения.

Помимо графических технологий появляются новые решения в области оптимизации передачи данных, искусственного интеллекта и машинного обучения, использование которых в облачном гейминге позволит повысить качество услуг без масштабирования вычислительной части.

Перенос вычислительной части на серверную часть позволит создавать игровые миры, по размеру значительно превышающие нынешние — например, с полем боя 1000 на 1000 человек.

Использование облака также поможет снизить уровень пиратства и мошенничества, сделав соревновательные игры более справедливыми и простыми в управлении, в том числе в киберспорте.



Потенциал российского рынка облачных игр

По разным оценкам, среди населения России от 30 до 50 миллионов человек играют в видеоигры на различных платформах.

Русский входит в тройку самых популярных языков на игровой платформе Steam: 11% пользователей русскоязычного сегмента платформы уступают только английскому и китайскому.

Рынок видеоигр в России ежегодно растет в среднем на 5,1%, что близко к мировым показателям.

Объем рынка в прошлом году составил $2,1 млрд.

Облачный гейминг в России и СНГ: исследование GFN.RU



Драйверы российского рынка

Потенциал развития рынка облачных игр в России связан с распространением высокоскоростного Интернета, скорость и качество которого входит в десятку лучших в мире.

По данным на 2019 год, к широкополосному Интернету подключено более 40 млн всех домохозяйств в России (73,6% от общего числа).

При этом около 20 миллионов компьютеров технически не готовы к запуску игр.

Вопрос доступности собственных игровых платформ для российских игроков особенно актуален в связи с тем, что растущий курс доллара влияет на стоимость комплектующих для персональных компьютеров и тем самым создает высокие барьеры для потенциальной аудитории, желающей приобрести или собрать игровой ПК.

Вопрос перехода на новое поколение мобильной связи 5G для России пока не актуален, поскольку его планируется реализовать только в 2024 году.

Это сдерживает рост аудитории мобильного облачного гейминга.

На данный момент в России представлены следующие игровые облачные сервисы: GeForce Now, Playkey, Loudplay, Megadrom, Power Cloud Game, Drova, Beeline Gaming, PlayCloud, PlayInCloud; а также требуется консоль или ПК: Project xCloud, PS Remote, Steam Link, Remotr, Parsec, Cloudzen.tech.

Аудитория облачных игр

На данный момент пользователями облачных игровых сервисов являются те игроки, которые следят за последними технологическими тенденциями и не боятся быть в числе первых, кто опробует новые сервисы.

Информация, представленная ниже, предоставлена сервисом GFN.RU и относится только к его аудитории, а потому может отличаться от других площадок.



География геймеров

На момент публикации исследования общее количество зарегистрированных пользователей на сайте GFN.RU составляло 1 263 155 человек.

С момента запуска сервиса GFN.RU в октябре 2019 года всего было сыграно 328 934 757 минут, или 626 лет игрового времени.



Рейтинг игр по количеству игроков

По количеству пользователей самая популярная игра на сервисе — Fortnite: 80 тысяч человек хотя бы раз запускали игру с помощью GFN.RU. Далее следуют Counter Strike GO (50 000 пользователей), The Witcher 3 (37 000 пользователей), World of Tanks (36 000 пользователей), Rust (25 000 пользователей).



Облачный гейминг в России и СНГ: исследование GFN.RU



Рейтинг игр по игровым сессиям

Если принять за критерий количество игровых сессий, то лидером по-прежнему будет Fortnite с 700 000 игровых сессий, на втором месте Rust с 650 000 сессий, затем Counter-Strike: Global Offensive (360 000 сессий), The Witcher 3: Wild Hunt. (340 000 сессий), Apex Legends (340 000 сессий).



Облачный гейминг в России и СНГ: исследование GFN.RU



Рейтинг игр по времени, проведенному в игре

Пользователи сервиса провели 42 миллиона минут в Rust, 24 миллиона минут в Fortnite, 20 миллионов минут в The Witcher 3, 15 миллионов минут в Dota 2 и 14 миллионов минут в Apex Legends.

Облачный гейминг в России и СНГ: исследование GFN.RU



Рейтинг города

Лидером по числу клиентов GFN.RU среди российских городов является Москва с 51 329 игроками (или 1 065 196 сессий и 5,3 млн минут), за ней следуют Санкт-Петербург (20 800 игроков, 433 342 сессии, 2,2 млн минут), Екатеринбург (9 978 игроков, 170 428 сессий, 7,7 млн минут) и «Краснодар» (9 767 игроков, 145 569 сессий, 6,3 млн минут).

Самой популярной игрой в трёх из этих четырёх городов была Rust и только в Москве — Fortnite.

Данные об аудитории по месяцам

23 марта сервис открыл бесплатный доступ к базовой версии продукта для всех желающих.

Этот фактор, а также переход многих россиян на самоизоляцию и удаленную работу и учебу положительно повлияли на рост интереса к услуге.



Динамика роста аудитории



Облачный гейминг в России и СНГ: исследование GFN.RU

С февраля по апрель 2020 года среднемесячная аудитория сервиса выросла более чем в два раза.



Время и сеансы на игрока



Облачный гейминг в России и СНГ: исследование GFN.RU

Среднее количество игровых сессий на одного клиента до апреля 2020 года находилось в пределах 30–35 сессий в месяц.

К маю оно выросло до 50 часов в месяц, увеличившись более чем на 20%.

На это повлияло, в том числе, разделение сервиса на базовую бесплатную версию и премиум-версию в конце марта 2020 года.



Игровой портрет зрителя

За время существования сервиса с октября 2019 года доля молодой аудитории значительно выросла.

Если к январю 2020 года доля игроков до 20 лет была близка к 25%, то к концу мая 2020 года она составила уже почти 50%.

На это повлиял, в том числе, перевод школьников и студентов на дистанционный формат обучения.



Возраст игроков



Облачный гейминг в России и СНГ: исследование GFN.RU



Портрет игрока

Ниже представлена статистика средних ведущих игроков, использующих GFN.RU.

Облачный гейминг в России и СНГ: исследование GFN.RU



Облачный гейминг в России и СНГ: исследование GFN.RU



Платформы и тип подключения к Интернету



Распределение по типу платформы

Более 85% всей аудитории пользуется сервисом на персональных компьютерах с операционной системой Windows. Примерно 5% клиентов GFN.RU — пользователи MacOS. Количество пользователей мобильных устройств за время существования сервиса выросло почти вдвое — с 5% до 10%.



Облачный гейминг в России и СНГ: исследование GFN.RU

Стоит отметить, что игровые предпочтения пользователей мобильных устройств кардинально отличаются от пользователей ПК.

Tekken7 популярен среди пользователей смартфонов, а в SpellForce 3: Soul Harvest средняя игровая сессия в два раза дольше, чем сессия на ПК.

MacOS традиционно поддерживает небольшое количество видеоигр, но благодаря открытию сервисов облачных игр их количество значительно возросло.



Распределение по типу подключения к Интернету



Облачный гейминг в России и СНГ: исследование GFN.RU

Самый популярный способ подключения к Интернету среди пользователей облачных игр — прямое подключение компьютера через интернет-кабель.

Это обеспечивает максимально стабильный сигнал и качество передачи данных.

Далее идет подключение через Wi-Fi – его предпочитают более трети игроков.



Технические аспекты облачных игр

Со стороны пользователя выделяют следующие факторы, влияющие на интернет-сигнал:
  1. Частота Wi-Fi. Сегодня широко используются два типа частот – 2,4 и 5 ГГц.

    Первый тип работает на довольно больших расстояниях, но использует ту же частоту, что и Bluetooth, что может вызвать помехи, если пользователь использует, например, беспроводные наушники или клавиатуру.

    Второй тип частоты отличается более быстрым откликом и скоростью передачи сигнала, но работает на небольших расстояниях.

  2. Связь с точкой доступа.

    Если точка доступа пользователя имеет высокую мощность, а принимающее устройство — низкую, максимального уровня результирующего качества можно не ожидать.

  3. Наличие Интернета вещей и других устройств.

    Они могут сильно повлиять на интернет-сигнал, в результате чего у пользователя ухудшается качество изображения на игровом устройстве или возникают задержки во время игры.

    Кроме того, если к сети Wi-Fi подключены другие устройства, например робот-пылесос, общая скорость сети может снизиться.



Средние данные о качестве соединения

Поездка туда и обратно — скорость отправки сигнала от клиента на сервисный сервер, далее на игровые серверы и обратно пользователю.

На этом маршруте служба облачных игр оптимизирует подключение в обоих направлениях, что может привести к более высокой скорости ответа, чем при прямом переходе от пользователя к игровому серверу.

Чем короче расстояние от пользователя до сервера, тем меньше игрок замечает время между нажатием клавиши или на экране смартфона и появлением ответа.

Обычно в игровой индустрии приемлемой для игр считается задержка сигнала (латентность) 100–150 мс, а наиболее комфортным значением является 10–40 мс.

Например, время задержки от беспроводного джойстика до вывода картинки на экран в случае с новой консолью Xbox X составляет 8,3 мс.

Медианные значения туда и обратно для различных городов:

  • Москва – 6 мс;
  • Санкт-Петербург – 14 мс;
  • Киев – 23 мс;
  • Минск – 24 мс;
  • Екатеринбург – 33 мс;
  • Владивосток – 115 мс;
  • Сочи – 32 мс.

Потеря пакетов — потеря пакетов, что влияет на качество картинки на экране пользователя.

Например, если потеряно 20% кадров в секунду, изображение будет прерывистым.

Сервисное ПО попытается стабилизировать видеопоток, но это может снизить его качество.

Медианные значения Packet Loss для различных городов:

  • Москва – 0,0374;
  • Санкт-Петербург – 0,0286;
  • Киев – 0,0788;
  • Минск - 0,0387;
  • Екатеринбург – 0,0254;
  • Владивосток – 0,0305;
  • Сочи - 0,0599.
Б/с — количество передаваемых бит в секунду.

Бит/с — один из важнейших факторов, который напрямую влияет на качество изображения и скорость приема сигнала.

Медианные значения Bps для различных городов:

  • Москва – 7670540.645;
  • Санкт-Петербург – 7878417,23;
  • Киев – 6889558,41;
  • Минск – 6057146,76;
  • Екатеринбург – 6979723,14;
  • Владивосток – 5331858,21;
  • Сочи – 7323782,63;
Хотя Москва является ближайшим к серверам городом, ее среднее значение бит/с не самое лучшее.

Это связано с тем, что параметр зависит не только от самого сервиса облачной платформы, но и от технических возможностей пользователя: его провайдера, настроек системы и других факторов, которые в совокупности влияют на итоговое значение.

Интернет-провайдер также может оптимизировать канал передачи данных для облачного игрового сервиса несколькими способами:

  1. Заключение пирингового соглашения.

    Этот метод может положительно повлиять на стоимость интернет-трафика, который дешевле передавать с помощью пиринга, а также улучшит качество соединения в целом.

  2. Маркировка игрового трафика и установка для него определенного приоритета QoS (качества обслуживания).

    Этот комплекс мер также может оказать положительное влияние на общий игровой опыт пользователя.



Мнение Павла Троицкого, исполнительного директора GFN.RU



Как повлияет переход на 5G

Появление сети 5G позволит полностью развиваться мобильным облачным играм.

На данный момент доля игровых сессий через мобильный интернет составляет 2%, но с появлением 5G она должна увеличиться как минимум на 10 пунктов.

Сеть 5G должна облегчить жизнь не только мобильным геймерам, но и дачникам, запускающим наш сервис через модем.

В целом мы видим большие перспективы в мобильных играх: в СНГ только наш сервис позволяет запускать новые компьютерные игры с телефона.

Технология 5G позволяет превратить ваш телефон в портативную мобильную станцию и запустить на нем любую компьютерную игру.



Появление новых игр на сервисе и конкуренция за контент

Совсем недавно NVIDIA изменила детали своего лицензионного соглашения с издателями и разработчиками.

Теперь издателям будет гораздо сложнее удалить свои игры из каталога GeForce NOW. На момент написания статьи в библиотеке GFN.RU 561 игра, но NVIDIA постоянно работает над увеличением их количества.

Наши подписчики еженедельно получают списки из десятка новых игр.

Тесное сотрудничество на GFN с лаунчером Steam, а также Ubisoft, Epic games, CD Projekt и другими крупными издателями позволяет нам добавлять в сервис все больше игр в день релиза, пополнять сервис более чем 10 играми каждую неделю, тесно интегрировать и создавать совместные продукты, а также продвигать их.

NVIDIA постоянно ведет переговоры со всеми другими крупными издателями о возвращении и добавлении их игр в сервис.

Успешное сотрудничество с другими издателями должно побудить их не отказывать новой аудитории, которая раньше не могла играть, но теперь благодаря GFN имеет доступ к играм.

NVIDIA является важной стороной в создании игр, предоставляет новые технологии и уже много лет тесно сотрудничает со всеми издателями в этой части, что в конечном итоге также должно со временем повлиять на появление игр на сервисе.



Сервисные технологии GeForce NOW

Сервис GFN.RU постоянно совершенствуется и модернизируется.

Одна из технологий — трассировка лучей RTX, позволяющая обеспечить недостижимый ранее уровень графики в играх.

Освещение, отражения, тени становятся естественными и интерактивными.

Фотореализм, к которому мы привыкли в кино, теперь доступен и в компьютерных играх.

Данная технология все чаще появляется во многих новых топовых играх и полноценно пользоваться ею можно только на нашем сервисе.

GFN.RU также поддерживает технологию DLSS (суперсэмплинг глубокого обучения) .

Этот метод сглаживания от NVIDIA с использованием нейронных сетей обеспечивает двукратный прирост производительности (за счет рендеринга меньшего количества образцов), улучшая качество изображения с помощью искусственного интеллекта.

Работает на специальных тензорных ядрах CPU RTX. В сочетании с трассировкой это повышает производительность.

DLSS 2.0 позволяет получить значительно больший fps, при этом очистив картинку от артефактов, мерцания и следов ореолов.

Важную роль также играют технологии, обеспечивающие качество стриминга, экономическую эффективность сервиса и позволяющие при хорошем соединении не думать о том, запущена ли игра на игровом ПК или в облако.

Все эти технологии постоянно развиваются, совершенствуются и представляют новые уровни возможностей.

В будущем NVIDIA сможет рассказать много нового и вывести GFN на новый уровень.



Что важнее – техническая сторона сервиса или большая библиотека игр?

Оба фактора важны.

Без большой библиотеки игр пользователю будет нечего делать даже на самом технически совершенном облачном сервисе.

В то же время без технической стороны иметь большую библиотеку игр нет никакого смысла — если все работает через раз и с ужасной графикой, то никакой ценности для клиента в этом сервисе нет. Идеальный облачный сервис — это симбиоз технической стороны сервиса и большой библиотеки игр.

Ссылка на полный материал .

Теги: #Игры и игровые приставки #гейминг #облачные сервисы #статистика #gfn #gfn

Вместе с данным постом часто просматривают: