Нолан Бушнелл, Основатель Atari: Жизнь Похожа На Игру

История обычно помнит имена первопроходцев-победителей, оставляя в тени тех, кто проиграл гонку за первенство – пусть даже незначительно.

Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

Первую электрическую лампочку массового производства изобрел Томас Дисон.

Первый серийный персональный компьютер выпустила компания Стива Джобса.

Тем удивительнее, что исключением из этого ряда стал Нолан Бушнелл, создатель первой видеоигры, получившей массовую популярность, основатель компании Атари , «отец индустрии видеоигр» — его сегодня мало кто из геймеров вспомнит. Но это колоритнейшая личность.

Бушнелл в каком-то смысле является антагонистом Билла Гейтса.

Если Гейтс представляет собой «разумный» полюс лидерства – умный, расчетливый, прагматичный – то Бушнелл с его бешеной энергией, авантюризмом и страстью к порой бездумным инновациям является ярким примером «хаотического» полюса.

Стива Джобса (по крайней мере, в его втором пришествии) можно представить как «золотую середину» между ними, гармонично сочетающую бизнес-расчеты и эмоции в управлении компанией.

В отличие от Гейтса и Джобса, у Бушнелла практически нет комплексов, и это неоднократно сослужило ему плохую службу.

В частности, Бушнелл после своего первого ошеломительного успеха не смог удержаться.

Атари на вершине.

Причем дело вовсе не в том, что Бушнелл не смог понять, чего хотят геймеры, просто… Но обо всем по порядку.



До Атари
Нолан Бушнелл родился в 1943 году.

Несмотря на то, что он вырос в мормонской семье, где было принято много и неутомимо трудиться, он с детства начал проявлять неистребимый интерес к азартным играм и всевозможным рискам в частности.

Именно эта черта его характера доминировала над всем остальным на протяжении всей его жизни и в конечном итоге привела ко всем его победам и поражениям.

В различных азартных играх со сверстниками он в конечном итоге проиграл всю сумму, которую родители отложили для него на обучение в колледже.

Разгневанный отец заявил Бушнеллу, что, поскольку он растратил деньги на свое образование, ему придется немедленно в поте лица идти на работу.

Бушнелл несколько лет работал на различных работах, не требующих высокой квалификации (в том числе работал зазывалой и смотрителем парков развлечений, что впоследствии позволило ему прекрасно понимать психологию посетителей различных увеселительных и развлекательных заведений).

В результате он накопил денег и поступил в Университет Юты на изучение электроники.

Нолану не хватило звезд в учебе, но его очень впечатлил один предмет – курс компьютерной графики, где преподаватели иногда демонстрировали простейшие игры, запрограммированные на компьютере.

Бушнелл, чья страсть к риску с годами только усилилась (сокурсники даже прозвали его «Янки-игроком»), просто влюбился в это высокотехнологичное развлечение.

Окончив колледж, Бушнелл начал искать способ реализовать свою амбициозную мечту — донести компьютерные игры из университетских аудиторий до широкой публики.

Между тем карьера его не сложилась: его не приняли в студию Уолта Диснея, где он всегда хотел работать, и ему пришлось работать на второстепенной должности в Корпорация Ампекс , которая занималась производством и продажей магнитофонов (на тот момент это тоже было вполне IT-штуком).

Это еще больше побудило Бушнелла попытать счастья в «плавании в одиночку».

Он пытался оценить компьютеры того времени, чтобы строить из них игровые устройства, но тогда виртуальные машины были слишком громоздкими и дорогими.

Все изменилось в 1970 году — на рынке появились первые интегральные схемы и микропроцессоры, благодаря которым компактный компьютер стал реальностью по разумной цене.

Бушнелл немедленно ухватился за этот шанс.

После ухода из Ампекс , он присоединился к компании Наттинг Ассошиэйтс , которая продавала простые компьютерные игры.

Он предложил компании свою разработку под названием Компьютерное пространство , который я лелеял со студенческих лет. Однако продажи показали, что игра оказалась слишком сложной для потенциальных игроков: обычные люди просто не понимали концепцию развлечения, рожденную инженерами-гиками.

Именно тогда, наблюдая за крахом своего первого детища, Бушнелл пришел к выводу: люди не любят сложные игры.

Нужно придумать игру, которая будет понятна последнему пьянице в провинциальном баре.

Изначально Нолан считал, что на роль «опиата народа» подойдет гоночный симулятор.

Кто знает, что бы вышло из этой затеи, если бы Бушнелл случайно не посетил компьютерную презентацию Магнавокс Одиссея , где в качестве демо-приложения на экране отображался простой теннисный симулятор, он понял: это то, что ему нужно.

Он ушел из Наттинг Ассошиэйтс (хотя ему предлагали остаться там на солидной должности и даже стать совладельцем) и основал компанию Сизигий (сизигия – астрономическая ситуация, при которой три небесных тела расположены на одной прямой; из-за своей символичности она любима и астрологами).

Но вскоре выяснилось, что имя Сизигий уже есть свечной завод. Опасаясь юридических конфликтов, Бушнелл переименовал свою компанию.

В качестве нового названия он взял термин из китайской игры Го, обозначающий ситуацию атаки фигур противника, напоминающую шах в шахматах.

Так в 1972 году появилась компания Атари .



В Атари
Игра, разработанная Бушнеллом, называлась Понг да и вообще все было предельно просто: по экрану летит «теннисный мяч», который нужно отразить с помощью «ракетки».

Игра засчитывается, очки начисляются за не попадание ракетки соперника в мяч.

Изначально планы Бушнелла были очень скромными — он хотел продать лицензию на свою игру какому-то известному производителю, но одна за другой все крупные компании отказали Бушнеллу — мол, игра будет неинтересна обычному обывателю.

Усомнившись в том, что его детище действительно интересно игрокам, Бушнелл решил провести «тест-драйв»: собрал один игровой автомат, на который установил Понг и поставил его в баре Ndy Caps в Саннивейле, Калифорния, где располагалась его компания.

Цена за игровую сессию составляла 25 центов.

Через пару дней Бушнеллу позвонил владелец бара и потребовал убрать автомат: он был сломан и только расстраивал посетителей заведения.

Бушнелл отправился на ремонт Понг , но вскрыв корпус никаких неисправностей я не обнаружил.

Только когда он попытался открыть резервуар для монет, он понял, что происходит. В контейнере, рассчитанном на 300 четвертаков, валялось по меньшей мере 1200 монет. Причина неудачи устройства заключалась в том, что оно было слишком популярно.

Бушнелл понял, что вытащил козырь, и со свойственным ему авантюризмом бросился с головой в омут: он сразу перестал искать покупателей на игру и решил производить Понг на своей мощности.

Проблема заключалась в том, что у него вообще не было денег, но он сумел убедить банк Wells Fargo в перспективности идеи и открыл кредитную линию на 50 000 долларов.

Приобретя производственные мощности и детали, Бушнелл приступил к производству игры.

В ноябре 1972 года поступили первые партии.

Понг стали устанавливать в барах и салонах.

Понг стал суперпопулярным.

Это была первая по-настоящему массовая видеоигра, по сути создавшая этот рынок с нуля.

Американские СМИ до сих пор называют Бушнелла не иначе как Кинг-понг .

прибыль 1973 года Атари составила 3 миллиона долларов, в 1974 году - уже 10 миллионов долларов.

К концу 1974 года по всей стране было установлено более 8000 машин.

Понг .

Тем временем Бушнелл не собирался почивать на лаврах: он активно расширял линейку игр своей компании (за два года появились такие игры, как Гранд Трек , Космическая гонка , Дотронься до меня и улучшенные версии Понг Супер Понг И Квадра Понг ) и заодно попробовал запустить в производство портативную версию Понг , который можно было подключить к обычному телевизору.

Все это требовало денег, и бурный рост компании поглотил почти все ее денежные средства.

Атари .

Некоторое время Бушнелл справлялся с задержкой зарплат сотрудникам, но в 1976 году стало ясно, что компания нуждается в значительных денежных вливаниях.

Собственно, в то время Атари было довольно странным местом.

Сам факт того, что такой неординарный человек, как Стив Джобс, выбрал Атари место его первой и последней наемной работы о чем-то говорит. В стенах Атари царил совершенно свободный дух; большинство сотрудников были либо длинноволосыми хиппи, либо бородатыми байкерами.

На рабочем месте алкоголь лился рекой, почти все работники баловались наркотиками.

Не было никакого рабочего режима; иногда после выхода новой видеоигры сами сотрудники настолько увлекались ею, что производственные мощности целыми днями простаивали.

Бушнелл позже признался, что в тот момент он сам очень смутно понимал, как ему удалось каким-то образом умудриться всем этим фарсом, чтобы новые машины продолжали выходить.

Существует легенда, что однажды, когда инвесторы пришли в механический цех, чтобы лично убедиться, во что они вкладывают свои деньги, Бушнеллу пришлось прятать своих рабочих в пустые контейнеры и картонные коробки: один взгляд на них, и инвесторы навсегда потеряют доверие.

в Атари .

Именно по этой причине Бушнеллу до поры до времени удавалось удерживать компанию на плаву практически без финансов – как правило, первых сотрудников Атари такие мелочи, как мизерная заработная плата и постоянные ее задержки, мало интересовали: Атари это было просто место, где можно было тусоваться и общаться с себе подобными.

Час Х наступил в 1976 году.

Атари столкнулась с тем фактом, что ей необходимы крупные инвестиции, чтобы справиться с собственным ростом.

Капитализация компании на тот момент составляла около $40 млн, и у нее были отличные перспективы: портативная версия Понг хорошо продавались и выигрывали американские дома.

У Нолана также были планы выпустить новую версию портативной консоли, которая не была бы заточена под одну конкретную игру, а работала бы на сменных картриджах, которыми игроки могли бы обмениваться между собой (консоль, получившая название Атари ВКС ( Видеокомпьютерная система ) был выпущен в 1977 году и послужил предшественником таких устройств, как наш любимый РЭШ И Сега Мега Драйв ).

В общем, все говорило о том, что пора акционировать компанию и превратить ее в серьезное предприятие.

Но.

произошло то, что должно было случиться с таким человеком, как Нолан Бушнелл.

Ему стало скучно.

Новизна игровых автоматов потеряла для него свое очарование, когда он работал в Атари превратился из ежедневного риска в рутину, и он продал компанию.



После Атари
Атари был куплен Уорнер Коммуникейшнз в 1976 году за $28 млн с условием последующего инвестирования в компанию $100 млн.

Бушнелл получил половину продажной цены (14 миллионов долларов) и остался вполне доволен сделкой.

С этими деньгами он мог искать новые приключения, новые риски.

Кроме того, его оставили на посту председателя совета директоров.

Атари (правда, ненадолго: в 1978 году недовольные новые владельцы освободили его от этого поста, и Бушнелл оказался полностью вне созданной им компании).

Говорят, Бушнелл просто потерял первый чек от этой сделки - ровно миллион долларов - во время организованного по этому поводу грандиозного разгула, но особо не расстроился.

Человек, который рассматривает жизнь как одну большую, рискованную, захватывающую игру, обычно легко относится к проблемам.

Тогда Бушнелл дал полную волю своей страсти к творчеству и экспериментированию.

Прежде всего организовал сеть ресторанов.

Театр «Пицца Тайм» , основной идеей которого было предложить клиентам, ожидающим свой заказ, всевозможные развлечения: от любимых видеоигр Бушнелла до детских площадок и танцев с костюмированными персонажами.

Сеть приносила хорошую прибыль и быстро расширялась: в 1983 году здесь было уже 250 ресторанов.

Время пиццы .

Нолан Бушнелл был громким именем на Уолл-стрит. Однако его снова подвело отсутствие «тормозов» и денежных средств: почти все доходы от ресторанов Бушнелл сливал в свою дочернюю компанию.

Катализатор , занимавшийся рискованными венчурными инвестициями в проекты, которые были лично интересны Бушнеллу.

Также в 1983 г.

Время пиццы столкнулась с финансовым дефицитом, была объявлена банкротом и продана конкурирующей компании.

Однако даже после этой неудачи у Бушнелла все еще оставалось достаточно средств, и он запустил еще много интересных проектов на грани приключений, не забывая и об IT-секторе.

Так, Бушнелл ревностно интересуется роботами, поэтому постоянно принимает участие в различных связанных с ними начинаниях.

Например, в 1986 году вместе со Стивом Возняком (уже покинувшим Яблоко ) он разработал детских роботов НЕМО , которые управлялись голосовыми командами.

Среди последних проектов Бушнелла: uWink Медиа Бистро - еще один ресторанный бизнес, построенный на идее совмещения еды и развлечений, а также автоматизации системы доставки еды в сети пиццерий.

Маленькая пицца Цезарь .

Оба проекта коммерчески успешны и работают в настоящее время.

Ну а что насчет Атари , откуда он ушел? Я уверен, что многие здесь знают, что с ней случилось.

В 1970-е годы компания развивалась беспрецедентными темпами; его название стало почти нарицательным для видеоигр в целом.

На пике повального увлечения видеоиграми в США, в 1982 году, прибыль компании составляла фантастические 2 миллиарда долларов.

Но кризис компьютерных игр 1983 года фундаментально потряс компанию.

Управление Атари принимал одно плохое решение за другим, и в конце концов Атари полностью проиграли войну с игровыми консолями нового поколения.

В 80-е и 90-е годы звезда Атари угасал до тех пор, пока компания окончательно не закрылась в 1996 году.

Однако права на бренд до сих пор переходят от одного владельца к другому – и даже сегодня, думаю, знаменитый логотип сложно не узнать.

Более того, в 2010 году Бушнелл «вернулся к своим корням», совершив полный круг – он был включен в совет директоров Атари, С.

А.

, которому принадлежат права на наследие компании.

К сожалению, триумфальный перелом в судьбе бренда, как и в случае с Яблоко и Джобса вряд ли стоит ожидать, потому что в этом случае пациент скорее мертв, чем жив.

В заключение – один интересный эпизод. В 1975 году к Нолану Бушнеллу подошел молодой сотрудник его компании и показал ему прототип странного устройства, для которого ему требовались инвестиции.

Сотрудник был уверен, что устройство имеет огромный потенциал, как коммерческий, так и технологический.

Бушнелл критически посмотрел на прототип и произнес почти те же слова, которые сам не раз слышал в начале своего пути: — Очень интересная вещь, но не думаю, что она будет интересна покупателям.

Массовые персональные компьютеры не имеют будущего.

Стив Джобс не спорил.

Он только что ушел с прототипом Яблоко я с самим собой.

Он был уверен, что у персональных компьютеров большое и светлое будущее, и был полон решимости доказать это всем.

Теги: #биографии компьютерщиков #биография #atari #нолан бушнелл

Вместе с данным постом часто просматривают: