Конфуцианство

КОНФУЦИАНСТВО: Учение о мудрости и гармонии Конфуцианство, или «учение школы ученых-интеллектуалов» (чжу [цзя/цзяо]) — одна из древнейших философских систем и одно из трёх основных этических и религиозных учений Дальнего Востока.

Зародившись в Китае на рубеже VI-V веков до нашей эры, конфуцианство наряду с даосизмом и буддизмом играет важную роль в формировании культуры и мировоззрения миллионов людей на протяжении многих столетий.

В отличие от других философских традиций, конфуцианство не получило свое название от своего основателя.

В оригинальном китайском названии Чжу (конфуцианство) нет прямой ссылки на имя Конфуция.

Это соответствует позиции самого Конфуция, который считал своей задачей передавать и сохранять древние знания, а не создавать что-то новое.

Он верил в мудрость «святых мудрецов» правителей древности и стремился продолжить их наследие.

Одной из основных характеристик конфуцианства является его внимание к историческим прецедентам.

Конфуций отождествлял свое учение с мудростью древних правителей, что выражалось в историко-художественных произведениях, таких как каноны Шу Цзин и Ши Цзин, относящиеся к концу II — первой половине I тысячелетия до нашей эры.

Этот акцент на прошлом сделал конфуцианство нормативным учением, основанным на исторических предписаниях и канонах.

Исторически сложилось так, что во времена Конфуция (эпоха Чжоу, XI-III вв.

до н.

э.

) хранителями древней мудрости были учёные-интеллектуалы, отстранённые от политической власти.

Они специализировались на «культурной» деятельности, которая включала хранение и изучение письменных памятников и протонаучные исследования, преимущественно астрономические и астрологические.

Они сосредоточились в районе царства Лу, родины Конфуция, и, возможно, были потомками правящей или жреческой элиты государства Шан-Инь, завоеванного племенным союзом Чжоу.

Термин «жу» в своем этимологическом значении означает «слабый» и, вероятно, отражает их социальный упадок.

Конфуций считал, что эта социальная слабость несовместима с их культурной и интеллектуальной силой.

Он предложил идеал государственной системы, в которой реальная власть принадлежит правосудию, сочетающему в себе качества философов, писателей, ученых и чиновников.

Конфуцианство с самого своего зарождения отличалось сознательной социально-этической ориентацией и стремлением к слиянию с государственным аппаратом.

Одной из главных целей конфуцианства является достижение гармонии и стабильности в обществе.

Конфуцианская этика основана на концепциях жэнь (человечность) и ли (правильное поведение).

«Жэнь» подразумевает заботу о других, уважение, доброту и этичное общение, а «ли» определяет правильное поведение в различных сферах жизни, включая семью, общество и государство.

Конфуцианство подчеркивает важность таких этических ценностей, как доброта, честность, уважение к старшим и добросовестное исполнение долга.

По мере развития конфуцианства возникали и развивались различные школы и течения, каждое из которых вносило свой вклад в понимание и интерпретацию учения Конфуция.

Однако все они стремились к достижению гармонии в обществе, основанной на этических принципах.

Конфуцианство оказало глубокое влияние на развитие китайской культуры, образования, политики и межличностных отношений.

На протяжении многих веков конфуцианские принципы были важным компонентом китайской идентичности и составляли основу социальной организации и управления.

По сей день конфуцианская философия остается значимым фактором культурной и общественной жизни Китая и других стран Восточной Азии.

В заключение отметим, что конфуцианство — это уникальная философская система, основанная на этических принципах и стремлении к гармонии в обществе.

Его влияние на китайскую культуру и общество невозможно переоценить, а его ценности и принципы продолжают оставаться актуальными и вдохновляющими и сегодня.




Конфуцианство: учение о человеческих отношениях и ритуалах

Конфуцианство – одно из традиционных китайских учений, основанное на учениях философа Кун-цзы (Конфуция). ?та философия оказала огромное влияние на китайскую культуру и государственность в течение нескольких тысячелетий, считается, что ее основы были заложены около 2500 лет назад.

Основой конфуцианства является Конфуцианский канон, который основан на шести классических книгах (цзин): И цзин (Книга перемен), Ши цзин (Книга песен), Шу цзин (Книга истории), Ли цзи (Правила благопристойности), Юэ цзин (Книга музыки) и Чунь цю (книга «Весны и осени»). Конфуций досконально знал предсказания И цзин и, вероятно, написал к ней комментарий. Книгу музыки, которая уже давно существовала лишь во фрагментах, заменил посвященный ритуалам текст Чжоу ли («Правила благопристойности эпохи Чжоу»). Изречения Конфуция известны под названием книги Суждения и беседы или Аналекты («Лунь юй»).

Конфуций, настоящее имя которого было Кун Цю, родился около середины VI века в провинции Шаньдун. Он получил не блестящее образование и молодость провел в безвестности. Он любил музыку и ритуалы, но не достиг никакой официальной должности. Лишь в пятьдесят лет он стал чиновником, но год спустя оставил свой пост. Наконец, Конфуций вернулся на родину, служил на скромной должности, и главным образом посвятил себя обучению узкого круга небогатых учеников, которых он хотел сделать жэнь— безупречными людьми. Чтобы составить себе представление о том, что такое жэнь, лучше взять для сравнения не средневекового рыцаря, а «джентльмена», который во всех случаях жизни, от самых обыденных до самых необычайных, ведет себя безупречно правильно. Принцип же, дающий вещам их истинную сущность (ли), обществу преемственность, человеку правильное положение в обществе - это ритуал.

Конфуцианская мораль, остававшаяся основой китайской государственности до 1911 года, - это не аристократическая, а буржуазная мораль. Она укрепляла привилегии не врожденные, а связанные с образованием и умением себя вести, поощряла не воинскую доблесть, а чиновничьескую эффективность, не индивидуальную свободу, а социальную ответственность. Конфуцианство подчеркивает важность моральных ценностей, таких как честность, уважение к старшим, милосердие, верность, умеренность и справедливость. Оно призывает к установлению правильных отношений между людьми, таких как отношения между родителями и детьми, между правителями и подданными, между друзьями и соседями.

Конфуцианство рассматривает общество как организм, в котором каждый человек играет свою роль и должен уважать свою позицию в этом организме. Конфуцианские ритуалы, такие как поклонение предкам, обряды свадьбы и похорон, помогают укреплять социальные связи и поддерживать стабильность в обществе.

Конфуцианство оказало огромное влияние на китайскую культуру и философию, а также на культуру и образ жизни других народов Азии. В настоящее время конфуцианство продолжает оставаться важным элементом китайской культуры и истории, а также используется в качестве практического руководства для личного развития и управления в современном мире.

Вместе с данным постом часто просматривают: