Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 Предыдущие части настоятельно рекомендуется прочитать.
Давным-давно, когда деревья были большими, трава зеленой, а воздух чистым, родился IBM PC. Открытая модульная архитектура системы, возможность расширения и стандартизация компонентов привели к огромной популярности этих компьютеров.
И хотя современные компьютеры достаточно далеко ушли от своего предшественника, они по-прежнему являются его последователями и продолжают нести в себе общие принципы, заложенные еще тогда, в далекие 80-е годы.
За это время материнская плата, или системная плата, претерпела множество изменений.
Изначально будучи просто подложкой для размещения других компонентов, он стал приобретать различные дополнительные возможности и функции.
Прогресс сделал свое дело.
Хороший набор встроенных устройств, широкий набор интерфейсов и широкие программные возможности – вот что отличает современные материнские платы от их предков.
Материнская плата — это не просто аппаратное обеспечение, а основа платформы, на которой построен компьютер.
Именно она определяет его многочисленные возможности как в настоящий момент, так и в будущем.
Поэтому разумный выбор материнской платы — один из важнейших шагов при покупке компьютера.
Часть 4. Платформа
Форм-фактор и эргономика
Всего существует более десятка различных форм-факторов материнских плат и множество их разновидностей.Нас интересуют только два наиболее широко используемых сегодня — ATX и ITX. Размер материнской платы стандартного форм-фактора ATX составляет 305x244 мм.
Часто встречаются модели, обрезанные по ширине (305х210мм).
Топовые продукты иногда доступны в версии EATX (305x330 мм), а решения для двухпроцессорных систем также доступны в версии WATX (356x425 мм).
И если стандартные материнские платы ATX и их урезанные версии легко помещаются в любой корпус ATX, то материнская плата EATX никуда не поместится, не говоря уже о огромной WATX. Материнские платы MiniATX имеют размер 244х244мм и предназначены в первую очередь для небольших корпусов того же форм-фактора, хотя никто не мешает установить их в полноценную «башню», поскольку крепления подавляющего большинства корпусов универсальны.
Среди форм-фактора ITX нас интересует только одна разновидность — MiniITX. Материнские платы этого форм-фактора имеют размер всего 215x179 мм, но в остальном очень похожи на ATX — монтаж, расположение внешних портов и внутренняя организация этих материнских плат основаны на тех же стандартах, что и ATX. Эдакий микро-микро-ATX.
Однако мы не будем углубляться в вопрос размеров и креплений – более подробно он будет рассмотрен в шестой части материала, когда мы будем говорить о корпусах.
Сейчас нас больше интересует вопрос эргономики материнских плат, а в частности влияние на нее форм-фактора.
Очевидно, что чем больше материнская плата, тем больше на ней можно разместить различных элементов и тем свободнее они будут. С другой стороны, увеличивать размер не всегда удобно, да и с экономической точки зрения не выгодно.
Решающим фактором в этом вопросе является изобретательность инженеров, разрабатывающих устройство.
Грамотная компоновка материнской платы исключит проблемы в будущем при обслуживании и модернизации системы.
Можно долго спорить о необходимости тех или иных решений; легче разобраться в основных ошибках с одной стороны и правилах хорошего тона с другой.
Злейший враг любого производителя материнских плат — это, прежде всего, видеокарты.
Хорошие длинные видеокарты с 2/3-слотовой системой охлаждения закрывают достаточно большую площадь материнской платы.
И хороший инженер просто обязан следить за тем, чтобы в эту область не попадали те или иные элементы.
Чтобы наглядно показать основные ошибки проектирования, я наугад выбрал для самосуда несколько материнских плат.
Первая и, пожалуй, самая неприятная ошибка – блокировка разъемов SATA и PATA.
Хорошо видно, к чему приведет установка большой видеокарты во второй слот — пользователь лишится доброй половины интерфейсов подключения накопителя.
А на некоторых устройствах даже в первом слоте видеокарта может много чего блокировать.
Есть довольно интересный выход из ситуации, очень популярный сегодня, но, к сожалению, встречающийся только на не слишком дешевых моделях:
В первом варианте разъем PATA тоже установлен рядом и тоже уложен набок.
Это определенно плюс.
Для более простых моделей будет достаточно просто более грамотного размещения:
Но в данном конкретном случае инженеры не учли, что первая видеокарта будет поддерживать разъемы оперативной памяти.
На некоторых материнских платах видеокарта полностью закрывает эти защелки.
Согласитесь — каждый раз вынимать видеокарту для доступа к оперативной памяти дело не из приятных.
Это вторая ошибка проектирования.
Третья ошибка – расположение элементов не совсем на своих местах.
Вот, например, порт PATA перетащили в дальний угол.
Понятно, конечно, что это сейчас мало кому нужно, но если возникнет необходимость, о тщательной прокладке кабелей можно забыть.
Если вообще длины хватит, чтобы дотянуться до устройства.
Думаю, примеров достаточно.
Посмотрев фото материнской платы, вы сможете самостоятельно разобраться в ее недостатках.
Теперь можно сделать несколько более обобщенный вывод и сформулировать правила хороших манер:
- Процессорный разъем не должен располагаться слишком близко к другим элементам (или слишком близко к краям платы), чтобы не возникло проблем при установке массивного кулера;
- Разъемы питания материнской платы и процессора должны располагаться вверху материнской платы, на своих привычных местах.
Ведь блок питания в большинстве случаев тоже расположен сверху, а кабель-менеджмент тоже рассчитан на стандартное размещение.
Попытка запихнуть эти разъемы в центр материнской платы ни к чему хорошему в обоих случаях не приводит;
- Разъемы SATA и PATA должны располагаться с правой стороны материнской платы, а длинные и широкие видеокарты не должны перекрывать их.
Очень хорошо, если эти разъемы будут иметь боковую ориентацию;
- Защелки слотов оперативной памяти не должны блокироваться видеокартой;
- Видеокарта также не должна закрывать все слоты PCI — хотя бы 1-2 должны оставаться доступными;
- На задней стороне платы в районе процессорного разъема количество выступающих контактов должно быть сведено к минимуму (важно при установке кулеров с бэкплейтом, подробнее в шестой части материала).
И напоследок пара примеров качественно собранных материнских плат:
БАРАН
Хорошие материнские платы — это те, которые имеют 4 слота для оперативной памяти.Это и понятно – своего рода «стандарт» при покупке ПК – это комплект из двух одинаковых модулей памяти (для работы в двухканальном режиме), соответственно 2 разъема уже заняты и на перспективу дальнейшего апгрейда еще два скорее всего понадобится.
Платформа Intel S1366 обычно имеет трехканальный контроллер памяти, из чего понятно, что слотов должно быть целых шесть.
Но можно посмотреть на это и с другой стороны.
В предыдущих частях мы выяснили, что многоканальный режим работы с памятью у современной ПС дает довольно небольшой прирост производительности, а трехканальный режим из-за своих задержек вообще доставляет сомнительное удовольствие.
Да и объём памяти тоже спорный вопрос.
Хорошенько подумайте, понадобится ли вам модернизировать подсистему памяти? Будет ли необходимо вывести из эксплуатации весь компьютер к тому моменту, когда он станет недостаточным? В целом количество слотов под оперативку, равное удвоенному числу каналов, это конечно хорошо, но если бюджет ограничен, то не стоит кидать какашками железку только потому, что она оказывается в этом несколько обделена характеристика.
С платами MiniITX сложнее.
Большинство решений имеют только один слот памяти.
Конечно, есть платы с 2 слотами – но только в верхней ценовой категории.
Однако, учитывая назначение систем, собранных на базе плат MiniITX, им достаточно даже одного слота.
Некоторые материнские платы предлагают возможность установки различных типов памяти.
Особенно это распространено среди материнских плат для платформы Intel Core 2, поскольку контроллер памяти этих процессоров расположен в северном мосту и является универсальным — поддерживаются как DDR2, так и DDR3. Естественно, заставить работать разные типы памяти одновременно не получится, но решение в целом интересное.
Слоты расширения
Из всего разнообразия слотов расширения до наших дней сохранились только PCI-Express и PCI.PCI-Экспресс
Интерфейс современный и универсальный.Подходит для подключения практически чего угодно.
Особенностью его архитектуры является возможность создания как высокоскоростных, так и низкоскоростных слотов расширения путем выделения необходимого количества линий передачи данных – так рождаются варианты х16, х8, х4, х2 и х1. Фишка в том, что основные контакты (в том числе и силовые) расположены в начале слота, что обеспечивает программную совместимость устройств и слотов с любым соотношением «Х».
Еще одна проблема — совместимость оборудования.
Если, например, мы легко вставляем устройство х1 в слот х16, то для обратной комбинации нам понадобится молоток, так называемый «открытый слот», не имеющий задней стенки.
Или полноразмерный слот х16, но только с одной проводной линией.
В некоторых случаях количеством линий на слоте можно управлять динамически, но об этом позже.
Производители видеокарт пошли дальше всех в использовании возможностей PCIe. С появлением нового интерфейса технологии объединения нескольких видеочипов — NVIDIA SLI и ATI CrossFire — получили свое второе (и гораздо более успешное) рождение.
Изначально масштабируемость производительности при их использовании была достаточно низкой, а сами технологии — сырыми и неудобными (как и мастер-карты ATI, специальные внешние кабели и т. д.), но постепенно ситуация улучшилась.
Технологии Multi-GPU сейчас гораздо полезнее, чем когда они впервые появились.
Конфигурации с несколькими графическими процессорами Позволяет объединять в системе две, три или четыре одинаковые видеокарты для повышения производительности.
Естественно, для этого необходимо, во-первых, наличие необходимого количества слотов на материнской плате, во-вторых, аппаратная поддержка двусторонней связи.
Последнее особенно плохо в стане NVIDIA — компания очень жадна к своей технологии, а поддержка ее с помощью сторонних чипсетов появилась не так давно и только на топовых моделях материнских плат для платформы Intel S1366. Другое дело — CrossFireX (так стала называться технология AMD/ATI после удачной модификации напильником), который поддерживается повсеместно и благодаря чему пользуется большой популярностью.
Альтернативой всем альтернативам является недавняя разработка Lucid — чип Hydra, позволяющий объединять в системе разные видеокарты разных производителей.
Ээффективность такого решения немного хромает Однако сам факт очень интересен.
Но речь все же идет не об умных чипах, а об интерфейсе PCIe. И здесь тоже есть подводные камни.
Стандартная конфигурация слотов PCIe для видеокарты — 16x. Однако современные наборы системной логики поддерживают в общей сложности не более 20-30 строк.
Вычитаем отсюда строки для слотов х1-х4, строки для различных контроллеров.
На два полноценных слота х16 просто не хватит. Отсюда есть несколько выходов.
- Первый вариант — установить два полноценных слота, но во втором впаять неполное количество линий.
Так рождаются асимметричные конфигурации 16+4.
- Второй вариант — динамическое изменение конфигурации слота (о котором говорилось выше).
Если занят только один слот, ему выделяется 16 строк.
Если оба - по 8 строк.
Эта схема управления является привилегией более дорогих наборов системной логики.
- Как нетрудно догадаться, в обоих вышеописанных случаях мы получаем резкое падение пропускной способности слота.
И если скорости х8 вообще достаточно даже для высокопроизводительных решений, то х4 недостаточно.
Вот тут-то и пригодится удвоенная пропускная способность PCI-Express 2.0.
- Третий вариант — установка специальных чипов-переключателей, например NVIDIA nForce 200. Они позволяют увеличить количество доступных линий PCIe. Этот ход используется в основном на материнских платах, предусматривающих установку 4 и более видеокарт.
Они постепенно отошли от мейнстрима (ну, согласитесь, 400 баксов за 5870 - это совсем не средний класс), но продолжают следовать многочиповой технологии.
HD3870X2, HD4870X2, HD5970 — все топовые решения двухчиповые.
NVIDIA не очень оценила эту инициативу, заявив, что их графические процессоры способны на многое даже в одночиповой конфигурации, но в итоге они начали массово клепать бутерброды - 9800GX2 и GTX295 (народное название они получили за свою компоновку - видеокарты были собраны на двух печатных платах, однако вторая ревизия GTX295 уже стала одноплатной).
Что касается ожидаемой новинки от Fermi, то графический процессор GF100 объединяет в себе целых 4 видеоядра (хотя с Fermi немного другая история).
Классические двухчиповые решения для интеграции используют те же SLI и CrossFireX и специальный чип-переключатель.
Многочиповые видеокарты, кстати, тоже можно объединять в одной системе по две (3 или 4, увы, не получится.
Впрочем, это и не обязательно).
Гибридные конфигурации Hybrid CrossFireX и Hybrid SLI позволяют объединить интегрированное графическое ядро чипсета и дискретную видеокарту в «единую экосистему».
Здесь есть два режима работы.
В первом случае встроенная графика поможет дискретной, сняв с нее часть нагрузки.
Мероприятие весьма сомнительное и полезное только в том случае, если встроенное видеоядро относительно хорошее (HD4200, GF8400), а дискретная видеокарта, наоборот, слабая.
Еще один вариант – экономичный.
Когда основное видеоядро простаивает, его частоты и напряжение серьезно снижаются (карты NVIDIA могут вообще отключиться), а вывод изображения передается на встроенную графику.
Цель – экономия энергии.
Не то чтобы это оказывало существенное влияние на окружающую среду, но, учитывая прожорливость современных видеокарт (по иронии судьбы, аббревиатура GTX на русской раскладке превращается в PEC, прекрасно характеризуя видеокарты, имеющие в названии этот суффикс) - сэкономить можно пару ящиков пива в год с ним можно легко использовать.
Конфигурации с несколькими мониторами Не забывайте также о возможности просто установить несколько видеокарт, не объединяя их программно.
Это может понадобиться, например, для подключения большого количества мониторов.
Ну или для вычислений с использованием GPGPU. Таким образом, некоторые преданные личности могут запихнуть в свою систему до 14 видеочипов – 7 слотов, в каждом по однослотовому HD5970 или GTX295 с водоблоком.
Я этого не говорил)))
Вопросы подключения других карт расширения к низкоскоростным вариантам PCIe и обычному PCI обсуждать, пожалуй, не буду — с этим и так все ясно.
Внутренние интерфейсы
Прежде всего, нас интересует Серийный АТА .Все современные материнские платы имеют 4-8 портов SATA-300, и вопрос их количества – один из тех моментов, которые отличают оборудование разных ценовых сегментов.
Младшие модели лишены этих портов и, как правило, имеют всего 4 порта.
С другой стороны, опять же стоит оценить необходимость большого количества.
Пара жестких дисков, один оптический привод и один порт «про запас».
Достаточно.
Другое дело, если вы собираетесь хранить на винтах большую личную коллекцию или, зачем возиться с мелочами, собираете файловый сервер.
В этом случае четырех портов может быть недостаточно.
По той же причине платы MiniITX, к сожалению, не подходят в качестве платформ файловых серверов — в лучшем случае у них есть два порта SATA. Необходимость SATA-600, который потихоньку внедряется в старые материнские платы, сейчас весьма сомнительна.
Подавляющее большинство жестких дисков вряд ли смогут достичь скорости выше 100 МБ/с при операциях чтения/записи — для них будет достаточно устаревшего SATA-150. SSD-накопители будут быстрее, но не преодолеют порог в 300 МБ/с.
Что касается скорости чтения/записи из кэша HDD, то при поддержке SATA-600 с обеих сторон она будет выше, но в целом на производительности это практически не скажется.
Что касается ПАТА и интерфейс для флоп-дисков - несмотря на их полную неактуальность (Intel, например, вырезала их из своих чипсетов с приходом платформы S775, т.е.
достаточно давно), производители продолжают их паять на материнских платах.
Возможно, они пригодятся.
Внешние интерфейсы
Среди внешних интерфейсов царит известная середина USB версия 2.0. Количество портов, расположенных на задней стенке, конечно важно, но не стоит гнаться за ним со святым фанатизмом - даже на самых потрепанных материнских платах имеется как минимум 2 двухпортовых разъема, к которым можно подключить дополнительные порты к заглушкам или лицевой стороной системного блока.
Что ж, что касается USB 3.0, то слова, сказанные выше о SATA-600, по-прежнему справедливы.
Еще один важный интерфейс Внешний SATA (eSATA).
Он бывает двух разновидностей.
Стандарт eSATA поддерживает только передачу данных, поэтому питание для устройства придется брать откуда-то еще.
Гораздо интереснее разъем Power eSATA, который для передачи питания использует шину USB. Это то, что чаще всего можно встретить на современных материнских платах.
Однако опять же не стоит расстраиваться, если производитель лишил материнскую плату необходимых разъемов.
Существуют специальные кронштейны, позволяющие превратить обычный разъем SATA в eSATA.
FireWire Он есть не на всех материнских платах, но в целом не всем он нужен.
Лично я знаю только два распространённых способа использования этого интерфейса — подключение видеокамер и внешних звуковых карт. Разъемы ПС/2 до сих пор встречаются на подавляющем большинстве материнских плат. Правда, некоторые производители не устанавливают их 2, а один универсальный.
Ну, старики КОМ И ЛПТ если они и встречаются на современных материнских платах, то чаще всего в виде нераспаянных блоков.
Интегрированные устройства
Первым в списке стоит звуковой адаптер .Они установлены на всех материнских платах уже 100 лет. В целом пользователей можно разделить на две условные группы: тех, кого устраивает встроенный звук, и тех, кого он не устраивает. В общем, промежуточных вариантов здесь нет. В первом случае вас по сути не волнует, на каком чипе построен интегрированный звук и какими характеристиками он обладает. Во втором вас не интересует само устройство.
На этом абзац про встроенный звук можно закончить =) Сетевой адаптер также является неотъемлемой частью современных материнских плат. Раньше дешевые и интегрированные сетевые адаптеры критиковались за замедление работы системы при более или менее высокой сетевой активности.
При сегодняшней производительности процессора они могут добавить тормозов примерно на 1-2%, т.е.
в пределах погрешности измерения.
Другой вопрос, что встроенные сетевые карты могут не поддерживать Wake On Lan, и, что более важно, загрузку сети (актуально для терминалов).
В противном случае нет необходимости углубляться в этот вопрос.
На плате распаяна гигабитная сеть — и это хорошо.
Кстати, на материнских платах для рабочих станций сетевые карты часто распаяны целых две штуки.
Кому это нужно и зачем – оставим за рамками данного материала.
Видеоадаптер
Это момент, который стоит рассмотреть более подробно.О видеоадаптерах было сказано немало в предыдущих частях, поэтому основную информацию можно почерпнуть оттуда.
Однако встроенная графика имеет ряд своих особенностей.
Во-первых, он интегрирован в материнскую плату (да-да, спасибо).
Это уже говорит о том, что полноценное устройство, изначально произведенное на собственной печатной плате, здесь разместить невозможно.
Требуются специальные решения.
При этом логично предположить серьёзное ограничение TDP - вспомните, как питаются и охлаждаются современные видеокарты и представьте себе такую конструкцию на материнской плате =) Интегрированные решения, как правило, не имеют собственной видеопамяти( или иметь его в очень небольшом объеме — 128 МБ для Radeon HD4200 в некоторых материнских платах на базе AMD 785/790), и съедать его из оперативной памяти.
Во-вторых, встроенная графика изначально была ориентирована на офисный сегмент. Для тех устройств, целью которых является просто вывод изображения на экран.
В последние годы наблюдается тенденция к интегрированной графике, ориентированной на домашние мультимедийные системы — графические процессоры становятся более мощными, приобретают поддержку аппаратного декодирования видео, расширяется набор выходных портов.
Однако производительность даже самых быстрых решений (а сегодня это вышеупомянутый HD4200) находится на уровне бюджетного сектора.
Для приложений, требующих высокой мощности — будь то игры (мы имеем в виду полноценные современные 3D-игры, а не офисные развлечения от Alawar и Co), 3D-моделирование или вычисления GPGPU — интегрированные решения не подходят. В остальном ничего особенного сказать нельзя.
Хотя, если отойти непосредственно от видеоадаптеров.
2009 год ознаменовался очень большим извращением — Intel решила отказаться от производства чипсетов со встроенной графикой, но стала пихать эту самую графику в собственные центральные процессоры семейства Clarkdale. Очень оригинальный ход, имеющий свои преимущества.
Однако недостатки оказались более существенными.
Для работы встроенной графики требуется материнская плата с определенным набором микросхем.
Что ж, пусть переживут такой поворот событий.
Если бы не цена.
Привыкнув к низкой стоимости материнских плат со встроенной графикой, хотелось бы видеть соответствующие устройства в диапазоне от $50 до $100. Однако даже самые простые решения MiniATX появлялись в рознице по цене, превышающей те самые 100 баксов.
Не говоря уже о «полноценных» устройствах, стоимость которых превышает 150 долларов.
Конкурентные решения на базе вышеупомянутого AMD 785 начинаются от $80, а за 100 вечнозеленых президентов можно купить очень хорошую, полноценную ATX-мать с хорошей компонентной базой и богатыми возможностями.
В этой ситуации можно было бы предположить, что встроенное видеоядро Intel работает быстрее конкурирующих решений, но на самом деле в нем нет ничего выдающегося.
Например, недавнее тестирование fcenter показал, что только более высокочастотный потенциал позволил ему не истощить конкурента.
В общем, не то чтобы полный провал, но революция у Интела не получилась.
А с точки зрения рационального подхода использование этой комбинации вдвойне сомнительно - для домашних мультимедийных ПК выгоднее выбирать платформу 775 или АМ3, да и вообще производительным системам эта встроенная графика не нужна.
.
Подсистема питания и элементная база
Начнем с элементной базы.Производители материнских плат любят хвастаться толстыми сердечниками печатных плат, транзисторами с низким RDS, дросселями с ферритовыми сердечниками и твердотельными конденсаторами.
В теории все это приносит немалую прибыль, но на самом деле от последнего только польза, и эта польза чисто технологическая — твердотельные конденсаторы меньше подвержены выходу из строя из-за перегрева.
Даже более дорогие материнские платы обычно изготавливаются на печатной плате с большим количеством слоев, что тоже в целом положительно, но опять же не критично.
Речь идет о качестве.
В отличие от качества можно проповедовать количественный подход. Питание на материнские платы подается по нескольким линиям, но основная — +12В.
Полученные от него 12 вольт уже преобразуются в необходимое напряжение с помощью преобразователей мощности.
По идее, их достаточно трёх — по одному на процессор, оперативную память и чипсет с контроллерами.
На практике прожорливый процессор устанавливается как минимум с 2-3 преобразователями.
Минимум, потому что тогда начинается самое интересное.
Сколько фаз питания процессора нужно топовой материнской плате? 4? 8? 16? Ты летаешь низко! ASUS предлагает оборудование с 32 фазами питания процессора (и еще 3 для оперативной памяти).
Нетрудно догадаться, что если материнская плата поддерживает процессор, то она поддерживает его и без 32 фаз и ферритовых дросселей.
Зачем тогда все это нужно? С точки зрения компании понятно почему – люди едят все это с двойной радостью.
А с точки зрения потребителя? Теоретически все эти улучшения подсистемы питания и элементной базы должны улучшить разгонный потенциал материнской платы.
Однако всему есть предел.
Практика показывает, что есть отличные для разгона модели с 4-фазным питанием и без всяких «толстых медных проводников».
Даже экстремальные оверклокеры чаще всего выбирают проверенные модели с 8-фазным питанием.
Хороший разгонный потенциал все равно зависит от конкретной линейки плат или даже модели.
Но не количественные характеристики.
Более того.
Мы установили на бедную материнскую плату целый вагон преобразователей.
Но не все из них будут использоваться постоянно.
«Так давайте выключим их! А заодно наклеим на коробку увесистую наклейку ECO GREEN и убедим потребителей, что, покупая нашу продукцию, они вносят большой вклад в экономию и заботу об экологии» — таковы тенденции последних лет. На самом деле, даже по самым оптимистичным тестам, снизить энергопотребление таким способом можно всего на 5-10 Вт. Если посчитать цифры за год, при круглосуточно работающем ПК, то можно сэкономить всего несколько бутылок пива.
Вообще вся эта возня вокруг материнских плат мне напоминает аудиофилизм в чистом виде.
Все для любителей теплого 32-фазного разгона и толстой меди =) Нафф сказал.
Еще один момент касается прямого питания материнской платы.
Стандарт ATX предусматривает 24-контактный разъем для питания материнской платы и отдельный дополнительный 4-контактный разъем для ЦП.
Последний может быть как 8-контактным (что необходимо для хорошего разгона процессоров с высоким TDP, и требует соответствующего вывода от блока питания), так и отсутствовать вообще (привет системам на базе Intel Atom).
Система охлаждения
Еще одна область, в которой производители стремятся выделиться.
В общем, нужно охладить материнскую плату:
- Чипсет;
- Дополнительные микросхемы переключателей;
- Транзисторы в подсистеме питания.
Обычный прямоугольный радиатор с плоскими (или игольчатыми) ребрами.
Пото Теги: #Компьютерное железо #Видеокарты #Процессоры #железо #производительность #Настольные компьютеры #память #информационные технологии #разгон #материнские платы #охлаждение #выбор
-
Лучшие Инструменты Интернет-Маркетинга
19 Oct, 24 -
Интернет-Подключение У Вас Дома
19 Oct, 24 -
Настраиваем Мониторинг. Что Дальше?
19 Oct, 24 -
Как Я Поджарил Видеокарту
19 Oct, 24 -
Интернет Вещей Для Бизнес-Объектов (Часть 2)
19 Oct, 24 -
Гугл Шелл
19 Oct, 24 -
Все О Фидбернере
19 Oct, 24