В середине ноября наши друзья из Спорт.ру запустили курс для желающих стать менеджером по продукту мобильные приложения.
Среди лекторов сотрудники Sports.ru, AppFollow, Aviasales, Uber и другие крутые ребята.
Весь декабрьский студенческий курс Кириллкобелев рассказывает, как проходит обучение.
Ниже представлен отчет лекций 4 и 5, которые были посвящены наболевшим вопросам начинающего продакт-менеджера — монетизации и управлению командой.
На этот раз, для разнообразия, в жанре индустриальной драмы.
Ранее в серии: Часть 1 — кто такие продакт-менеджеры и немного о дизайне.
Часть 2 – об этапах разработки приложения.
Акт 4, в котором почти полный тезка известного писателя отговаривает нас делать мобильное приложение
—.во время мобильной разработки я съел собаку.
Марк Тен, CPO Спорт.ру .
Как я уже говорил, каждый из студентов курса работает над своим приложением – с разной степенью серьёзности, но всё же надеясь применить полученные знания на практике.
Думаю, выражу мнение большинства, сказав, что я ожидал каких-то напутственных слов от главного идеолога курса Марка Тена во время его лекции по монетизации.
Первое, что сказал Марк, было: — Не думал, что вы все дотерпите до этой лекции ( отличное начало - ок.
авто ).
Начну с простой мысли: «Если ты не можешь делать приложение, то не делай».
Спасибо, Марк.
С такими напутственными словами можно было ошибиться, но давайте будем честными — иногда хорошему продукту действительно нужен только сайт. Мобильное приложение — это инструмент: как в 2010 году требования клиентов сводились к «странице на сайте», так и в 2015 году приложения для мобильных платформ все видели как панацею.
В 2016 году ситуация немного изменилась — теперь есть умные люди, которые предлагают «сэкономить» и «сделать гибридное приложение».
Договоримся на берегу: нет необходимости создавать гибридные приложения.
Как это часто бывает, вместо того, чтобы объединить преимущества платформ и сайтов, все возможные недостатки кристаллизуются в гибриде.
Взаимодействие с ресурсами мобильной платформы пока не работает; гибкость сайта уже потеряна.
Серьезно, в наши дни мобильный интернет стоит дешево и достаточно быстро, поэтому можно обойтись крутым сайтом со всеми наворотами (нет, я не сказал дешево, я сказал достаточно дешево :)
Почему аборигены съели Кука?
Задача мобильных магазинов (App Store и Google Play) — аутсорсинг бизнеса.Список бизнес-функций, которые берут на себя платформы, впечатляет:
- Стандарты дизайна.
Продуктовые команды в далекой Калифорнии все придумали за нас.
Миллионы пользователей уже сделали выбор в пользу той или иной платформы, поэтому нам просто нужно ничего не испортить.
- Торговая инфраструктура.
И в узком, и в широком смысле магазины необходимы для снижения трансакционных издержек.
Разработчики экономят массу времени на обработке платежей в разных валютах, на трансграничных переводах и решении юридических вопросов.
Вам просто нужно поставить галочку напротив нужной страны.
- Безопасность.
Хотя у Google с этим проблемы :) Тем не менее, если не увлекаться местными китайскими магазинами, большинство приложений вполне безопасны для пользователей.
- RnD (или, если хотите, НИОКР).
И Google, и Apple вкладывают миллиарды собственных денег в создание новых функций, мотивируя нас двигаться вперед, совершенствоваться и предлагать новые решения.
- Аппаратно-программная интеграция.
Опять же, за исключением странных китайских магазинов, платформы прилагают значительные усилия для обеспечения быстрой и бесперебойной работы собственных приложений на родном оборудовании.
- Распределение.
Не зря площадки называют маркетплейсами – чем лучше условия для покупателей и продавцов, тем выгоднее для всех участников процесса.
Интерлюдия, в которой все познается в сравнении
Вы удивитесь, но удовольствие не думать о многих аспектах бизнеса и сосредоточиться на развитии имеет свою цену в прямом и переносном смысле.Вот несколько советов для менеджера по продукту мобильного приложения:
- Поддержка обеих платформ одновременно означает удвоение ресурсов на разработку.
- А также затраты на проектирование.
- Приложение как продукт имеет дополнительный барьер для пользователя — его необходимо сначала скачать и установить.
- В среднем привлечение новых пользователей в приложение обходится дороже, чем на цифровом рынке в целом.
Каждое пришедшее обновление предъявляет к продакт-менеджеру массу новых требований, за несоответствие которым приложение обязательно будет минусовано (а новинками все равно никто пользоваться не будет).
Кульминация, в которой на сцену выходят новые герои.
Всем известна поговорка о рыбе и динамике процессов разложения.
Эта динамика такова, что пришло время задуматься о том, какие инструменты заменят мобильные приложения.
Вот они, герои нового времени:
- Мгновенные приложения.
Приложения, которые работают в облаке и транслируются на мобильные устройства.
Здесь хорошая статья по этой теме на Tech Crunch.
- Новое поколение браузеров.
Рост функциональности браузеров поможет им частично вытеснить нативные приложения, но мне трудно поверить, что за этим форматом будущее.
Google Chrome не стал нормальной операционной системой и не станет нормальной заменой приложений.
- Мессенджеры и новые экосистемы.
Только ленивый не говорит, что аудитория мессенджеров сравнялась (или вот-вот сравняется) с аудиторией соцсетей.
Я не спорю, что пользователи тратят много времени на общение, но инфраструктуре мессенджерам все равно не хватает.
- Контекстное взаимодействие или Уберизация всего.
Но несмотря на всю эффективность подхода Uber, он органично ограничен довольно узким кругом сфер применения и не всегда подходит.
Антракт, в котором автор, виновато улыбаясь, продает рекламу.
Абсурд отечественной реальности в том, что наш потребитель одновременно хочет новых продуктов и функций и в то же время не хочет за них платить.
Менеджеру, желающему заработать и окупить создание продукта, придется выбрать один из трех вариантов монетизации.
Они отличаются только вкусом дегтя:
- Премиум.
Деготь со вкусом икры.
Вы можете создать приложение, за которое будете платить относительно много и относительно регулярно, но это либо профессиональный продукт, либо мобильное приложение оффлайн-продукта.
- Бесплатно.
Следует отметить, что бесплатных приложений нет; просто не всегда очевидно, кто за это платит. Платеж может произвести инвестор (приложение как часть более крупной бизнес-экосистемы), рекламодатель (рекламное приложение) или спонсор (дополнительное приложение).
Приложение также может быть бесплатным, но зарабатывать на рекламе.
В этом случае вам предстоит большая кропотливая работа по выбору и взаимодействию с рекламной сетью( минута рекламы для Appodeal :).
Плюс рекламы не всегда достаточно, поэтому подумайте о диверсификации своих доходов.
- Фримиум.
По уровню снижения неприятия внутриигровые покупки делятся на возобновляемые («нужно больше золота!») и разовые покупки, а также возобновляемые и невозобновляемые подписки.
Он этого не говорил, и я этого не скажу — сходите на любую цифровую конференцию, там только об этом и говорят. Тем временем антракт подходит к концу, и поскольку рекламу нужно показывать на стыке пользовательских сценариев, скажу, что в следующем акте Антон Байцур из Авиапродажи .
Акт 5, в котором Антон Байцур довольно доходчиво объясняет, как управлять людьми, которые намного умнее нас.
Антон, вероятно, имел в виду, что продакт-менеджеру необходимо постоянно работать со специалистами, значительно превосходящими его в своей области компетенции, но это звучало так, будто мы были не очень умны, когда ввязывались в управление продуктом.
Шутки в сторону.
Пришло время добавить несколько слов об управлении процессами и проектной составляющей работы продакт-менеджера.
Начнем с того, что отрежем лишнее:
- Менеджер по продукту не должен отвечать только за разработку, дизайн или маркетинг.
Для этого в команде есть специально обученные люди (умнее нас).
- Продукт при этом берет на себя всю полноту принятия бизнес-решений в рамках своего продукта (по крайней мере, теоретически).
Действительно, вам не обязательно знать тонкости разработки или дизайна интерфейсов, но подбирать нужных людей вам придется снова, и снова, и снова.
Давайте остановимся на секунду и установим следующее: единственный практический способ измерить успех менеджера по продукту — это деньги, которые приносит его продукт. Менеджер по продукту не может позволить себе не думать о деньгах .
Сцена первая: баланс продуктового магазина
Поскольку основная работа продакт-менеджера — общение и организация процесса, то зачастую это похоже на жонглирование горящими шарами (на леске, над пропастью, под дулом пистолета).Умение находить баланс нельзя недооценивать.
Этот аспект работы описывается термином «продуктовые операции» и включает в себя следующие элементы:
- Взаимодействие на 360 градусов.
Как по горизонтали – со смежными функциями, так и по вертикали – с высшим руководством или инвесторами.
У всех участников процесса постоянно возникают вопросы, и все эти вопросы перетекают к продакт-менеджеру.
- Аналитика и статистика.
Менеджер по продукту всегда должен быть в курсе динамики основных метрик, в том числе и потому, что так он получает возможность ответить на вопросы из предыдущего пункта.
И одним из первых вопросов, на которые нужно ответить, является вопрос о том, как развивать продукт дальше.
- Управление доходами (P&L, отчетность и капитализация).
Два ключевых момента здесь — соотношение затрат к прибыли как показатель финансовой эффективности продукта и капитализация, что всегда сложно для ИТ-компаний.
Капитализацией необходимо заняться немедленно и серьезно, чтобы иметь актуальную оценку стоимости компании.
- Планирование.
Не только на уровне продукта и списка функций, но и на финансовом уровне.
При планировании важно выбрать горизонт так, чтобы он оптимально соответствовал операционной модели компании.
Совет директоров не должен обсуждать каждый чих, но не должен терять связь с реальностью.
- СВОТ.
Частота и глубина SWOT-анализа во многом зависят от зрелости продукта и подхода к анализу разработки, принятого командой.
Однако хотя бы периодически нужно делать паузу и обращать внимание на свои сильные и слабые стороны.
Гораздо важнее выбранная инвестиционная политика: можно сократить расходы и остаться в плюсе за счет сокращения бизнеса, а можно вложиться в развитие и сидеть в относительном минусе.
Решение остается за вами (и инвесторами), поэтому важно заранее иметь план и подход. Менеджеру по продукту придется внимательно изучать кейсы других продуктов, поскольку рыночная стратегия и тактика приходят только на практике.
Сцена вторая: маркетинг продукта
Еще один важный аспект работы менеджера по продукту — донести ценность своего продукта как можно большему количеству людей.Стоит помнить, что маркетинг – это инструмент продаж.
Да, в XXI веке уже возможен переход к маркетингоцентрической модели, когда во главу угла всего, в том числе и развития, ставится взаимодействие с потребителем и создание потребительской ценности.
Отсюда, конечно, следует, что маркетологи должны брать на себя больше ответственности за прибыльность продукта.
В обязанности менеджера по продукту также входят такие базовые вещи, как анализ рынка, отслеживание поведения конкурентов и обмен ключевыми сообщениями, аналитика и запуск новых функций и продуктов.
Сцена третья, финальная: продукт мертв, да здравствует продукт!
Я скажу банальную вещь, но продукты умирают так же, как и все остальное, в полном соответствии со своим жизненным циклом.Поэтому менеджеру необходимо сосредоточиться на разработке новых продуктов.
Этот процесс называется разработкой нового продукта.
По сути, он состоит из следующих шагов:
- Генерация и отбор идей.
- Планирование и расстановка приоритетов.
- Формирование бизнес-требований.
- Составление технических требований.
- Техническая реализация.
- Управление так называемым «техническим долгом», то есть накопленной суммой необходимых доработок.
- Методология.
Скрам, канбан, что-то еще, выбирайте тот вариант, который удобен лично вам.
Если речь не идет о крупной корпорации, планирование должно быть максимально эффективным, а для этого важно подробно описать и правильно декомпозировать задачи в работе.
- Правила.
Правила описывают допущения и предположения, в соответствии с которыми действует вся команда, и важно, чтобы вся команда их приняла.
Например, правило приоритета может устанавливать, что никакие новые требования не должны вводиться во время итерации разработки.
Другими словами, определяя внутреннюю структуру, правила также создают защитную оболочку для команды.
- Роли членов команды , например, менеджер по продукту, разработчик, дизайнер, маркетолог, бизнес-разработчик и т. д.
- Инструменты.
Выберите свой набор инструментов, таких как Jira, Wiki, Trello и другие.
Deus Ex Machina
Спасибо всем, кто дочитал до этого момента :).Кажется, это самый длинный лонгрид в серии.
Мы с вами прошли половину пути, осталось три заметки, и на следующую лекцию, как древний бог из машины, к нам прилетает дата-сайентист из Uber Олег Новиков, который расскажет про аналитику, машинное обучение и в чем тут польза всего этого.
Теги: #appodeal #управление продуктом #продукт #разработка продукта #управление продуктом #разработка приложений #разработка продукта #разработка продукта #разработка продукта #мобильные приложения #Управление разработкой #Управление проектами #Разработка стартапов #Управление продуктом
-
Холодный Синтез Мертв?
19 Oct, 24 -
Разгрузочный День - 17 Июня.
19 Oct, 24 -
Женское Тело Как Инструмент Btl-Рекламы
19 Oct, 24