Я использую Impact Map для аналитики ИТ-продуктов более 8 лет. Я достаточно активно делился своими знаниями об этом подходе: писал статьи, выступал с презентациями и мастер-классами на конференциях, рассказывал студентам вузов и стажерам в компаниях.
Слушатели и участники мастер-классов легко понимают, как создать и использовать Карту воздействия, т. е.
с теорией проблем нет. Однако я вижу большие трудности в применении этого подхода на реальной практике, когда нужно придумать и описать идею сложного ИТ-продукта.
В этой статье я попытаюсь объяснить, как формулируются идеи, являющиеся самой сложной и самой ценной частью Карты воздействия, а также поделюсь своими собственными.
И научиться наиболее эффективно воспринимать каждую часть Карты воздействия.
Статьи и выступления, в которых я собрал свой опыт работы с Impact Mapping: 1. Выступление на AgileDays 2015 Картирование воздействия на практике .2. Мастер-класс на AgileDays 2016 в рамках выступления Пять наиболее важных частей процесса выпуска продукта .
3. Статья Картирование воздействия на практике .
4. Статья Мышление «кнопками» или целостный ИТ-продукт .
5. Описание Аналитика ИТ-продуктов , где первая часть — Карта воздействия.
Кратко о картировании воздействия
В его книга Гойко Аджича , автор «Карты воздействия», приводит следующую диаграмму:Идея состоит в том, чтобы провести связь между задачами (Результат) и целями (Цель).
По замыслу задачи оказывают воздействие (Воздействие) на некоторую группу (Актора) и это воздействие приводит бизнес к цели.
Таким образом, нет бесполезных задач и хорошо видно, что За что мы собираемся сделать.
Эта, казалось бы, понятная схема содержит множество нюансов, вызывающих ступор.
Я дам свою интерпретацию каждой части Карты воздействия и дам «ключи», чтобы вы могли точнее понять, что именно необходимо включить в каждую из них:
- Цель - здесь нужно описать измеримый результат .
«Ключом» станет ответ на вопрос, который вы зададите себе и бизнесу: «Представьте, что время прошло, и мы уже сделали релиз.
По каким критериям мы поймем, что добились успехаЭ» Этот вопрос помогает нам перенести наши мысли в будущее и подумать о том, как мы собираемся оценивать результат. Формулировка подобрана для того, чтобы человек начал размышлять, а это не то же самое, что спрашивать «какова твоя цельЭ» Цели могут быть самые разные, но конечный результат в дальнейшем будет оцениваться по каким-то критически важным для бизнеса параметрам, и записывать их в Goal.
- Актер – на кого мы собираемся влиять.
Обычно здесь предложить написать те, кто может помочь или помешать нам в достижении нашей цели.
Мы можем это сделать, это хороший совет, но он недостаточно нас концентрирует. Предлагаю подумать, чью жизнь мы хотим изменить посредством влияния, чтобы это изменение жизнь вела нас к цели.
Фишка в том, что мы не просто намерены влиять, но надеемся, что наше влияние изменит поведение людей в нужную сторону.
Этот взгляд заставляет нас точнее очертить границы Актера и заставляет более тщательно задуматься о Воздействии.
- Влияние – влияние, которое мы собираемся оказать.
Это самая сложная часть, которая дается немногим.
Я сравниваю это с созданием гипотезы в научном методе или рождением идеи в ТРИЗ, т.е.
методика понятна, но откуда приходит идея, как она рождается в голове, как научить человека творить эти идеи абсолютно неясны.
Здесь «ключом» может стать понимание того, что в этой колонке мы описываем ключевые идеи нашего продукта, что в конечном итоге принесет деньги.
Если мы соберем все воздействия из финальной карты, у нас должно получиться уникальное торговое предложение.
Оставшаяся часть статьи будет посвящена этой части Карты Воздействия, где я расскажу вам на примере притчи, как описываются идеи.
- Результат — это список задач, все просто.
Распространенные ошибки при составлении карт воздействия
Карта воздействия обычно не работает по следующим причинам:- Цели неизмеримы или неясны.
Антипаттерном было бы закрыть глаза на отсутствие цели и бросать задачи в работу, как это делали во времена «плоских» технических заданий.
- Описаны абстрактные пользователи, но неясно, как наше влияние изменит их поведение.
Антишаблоном было бы просто указать «пользователей», потому что связь с реальностью будет потеряна; у этих «пользователей» нет жизни и нет реальных потребностей.
Это приведет к тому, что мы описываем идеи, но не понимаем, как они повлияют на мир.
- Вместо идей и гипотез (Воздействие) пишутся пользовательские истории или задачи.
Я даже специально повторю, что это очень распространенная проблема, которая убивает всю идею Impact Map! В этом случае идеи заменяются задачами, потому что у аналитиков нет ни идей, ни гипотез, и они по привычке пишут список дел.
Карта воздействия Поттера
Я взял старую и известную притчу о горшечнике.Гончар столкнется с проблемой, сформулирует цель и попытается придумать, как ее достичь.
Притча о горшечнике и мальчиках Жил-был старый гончар.У гончара было три основные идеи и две группы людей, на которые он надеялся повлиять для достижения своей цели.Он делал горшки, продавал их на рынке и жил за счет этого.
Но потом соседские мальчишки повадились разбивать его горшки.
Он просил их не делать этого, уговаривал, ругал, жаловался родителям - ничего не помогало.
Первоначально его Карта воздействия могла выглядеть так:
Обратите внимание, что каждая идея имеет блок «Кому», который раскрывает практическую ценность идеи и показывает ее основу.
Как мы видим из притчи, горшечник проверил все три гипотезы и не добился результата.
Гипотезы не всегда приводят к целям; это обычное дело, когда мы создаем продукты.
Поэтому гончар продолжил поиск идей:
.Это очень важный момент! Прошу вас не искать дальше, а самостоятельно сформулировать идею, которая помогла гончару добиться результата.Потом он позвал ребят к себе во двор и сказал, что за каждый разбитый горшок он заплатит им по рублю.
Мальчики обрадовались, разбили все горшки, получили деньги и убежали.
На следующий день гончар сказал, что у него недостаточно денег и он может заплатить только 50 копеек.
Мальчики снова разбили все горшки, получили свои деньги и убежали.
На следующий день повторилось то же самое, только за каждый разбитый горшок гончар заплатил всего 20 копеек.
На следующее утро дети снова выбежали во двор.
Старик вышел к ним и сказал: «Ребята, у меня почти не осталось денег, потому что мне нечего было продать.
Теперь я могу заплатить только один пенни за каждый разбитый горшок».
«Нашли дураков, которые бесплатно разобьют вам горшки!» - возмутились мальчики.
Они больше не разбивали горшки.
Обязательно включите часть «чтобы».
Опишите идею так, чтобы она была полностью понятна каждому, кто ее прочтет, т. е.
не оставляйте скрытых смыслов.
Для вашей идеи запишите набор задач, которые необходимы для ее реализации.
.
.
.
Еще один абзац, пока вы думаете над формулировкой.
Предлагаю вам собрать коллег и попытаться вместе сформулировать идею.
Попробуйте записать несколько вариантов.
Если вы сможете кратко и понятно записать идею, то можно считать, что вы готовы составить Карту воздействия ИТ-продукта практически любой сложности.
.
.
.
Надеюсь, что к настоящему моменту вы сформулировали хотя бы одну идею, которая помогла гончару.
Ниже я приведу свою версию, которая мне кажется вполне удачной:
Когда гончар разочаровался в разговорах и угрозах (первые две гипотезы не сработали), ему пришлось искать идею, которая действительно повлияет на мальчиков.
Он понял, что разбивать горшки для них весело и забавно, поэтому нацелился на основу их мотивации.
Он превратил забавное хобби в работу, а затем перестал за нее платить.
Моя формулировка идеи такова: «Превратите хобби мальчиков в работу, а затем перестаньте за них платить, чтобы убить их мотивацию».
В нем описывается, что хочет сделать гончар и на чем основана его надежда в достижении результата.
Он надеется значительно снизить мотивацию мальчиков играть в его горшки.
Похоже, он отличный психолог! Мне будет интересно посмотреть ваши варианты, пишите обсудим в комментариях.
Почему так сложно сформулировать идею?
При создании ИТ-продукта нам также необходимо понимать внутреннюю структуру мотивации пользователей, чтобы влиять на ключевые моменты.Нам необходимо понять взаимоотношения внутри нашей системы, во внешних системах и их пересечении.
По сути, при формулировании идей или гипотез мы работаем как профессиональные инженеры, которые из множества вариантов действий способны выбрать наиболее эффективное действие, исходя из ограничений и принципов работы системы.
Из практики я вижу, что формулировать идеи очень сложно.
Почему это происходит? Мне приходит на ум аналогия с решением прямых и косвенных задач.
Оказывается, дошкольники вполне легко могут решать такие прямые задачи, как: На ветке сидело 3 птицы, прилетело еще 6 птиц.
Сколько птиц на ветке? Ответ детей 9. Если то же задание с теми же цифрами сделать косвенным, т. е.
проблемным, то дети теряются: 3 птицы улетели с ветки, 6 птиц остались.
Сколько птиц первоначально было на ветке? Во втором задании нужно посмотреть на ситуацию как бы задом наперед. У взрослых те же проблемы с описанием идей: они хорошо пишут прямые задачи (Результат), но им трудно писать косвенные/проблемные сценарии (Воздействие).
Рекомендую попрактиковаться в описании идей в простых жизненных сценариях и в повседневной жизни.
Это очень помогает в реальной сессии Impact Map, когда нужно сформулировать идею достижения цели в сложном ИТ-продукте.
Заключение
Надеюсь, мои мысли и «ключи» помогут вам использовать Impact Map. Буду рад услышать ваши вопросы и истории о том, что еще помогает вам создать Карту воздействия в вашей повседневной практике.В опросе могут участвовать только зарегистрированные пользователи.
Войти , Пожалуйста.
Используете ли вы Impact Map для аналитики ИТ-продуктов? 26.67% Да 4 73.33% Нет 11 0% Ваша версия в комментарии 0 Проголосовали 15 пользователей.
3 пользователя воздержались.
Теги: #Управление разработкой #Управление проектами #Управление продуктом #Анализ и системное проектирование #аналитика #управление продуктом #картирование воздействия #продуктовый подход
-
Подружить Sql-Сервер И Perfmon
19 Oct, 24 -
Саундтрек №41
19 Oct, 24 -
Они Уже Здесь!
19 Oct, 24