Как Слепоглухой Профессор В Гарнитуре Покорил Хакатон-2019

Разработчикам понадобилось два дня и одна ночь, чтобы создать, не имея ничего, кроме идеи, первое в мире устройство вибрационной реабилитации слуха — гарнитуру для слепоглухого профессора психологии Александра Суворова.

Но москвичам пришлось разделить свою победу с разработчиками мобильной игры для детей-инвалидов.

Команда из Пензы создала уникальный прецедент, когда главный приз достался сразу двум проектам.



Как слепоглухой профессор в гарнитуре покорил Хакатон-2019

В этом году 36-часовой марафон разработчиков собрал более 100 участников — 15 команд из семи регионов России: Санкт-Петербурга, Новосибирска, Пензы, Липецка, Великого Новгорода, Самары и Москвы.

Десятки наставников и экспертов в области социального бизнеса и реабилитационной индустрии.

Такого масштаба хакатон еще не видел.

3D-принтеры начали работать сразу после старта и не прекращали печатать до самого конца, создавая прототипы уникальных продуктов и смелых решений.

Каждый участник был настроен решительно и искренне работал на победу, что поддерживало соревновательную атмосферу творчества на протяжении всего хакатона.

Все 15 проектов заслуживают особого внимания, но мы расскажем лишь о самых интересных из них.

Подробное описание других разработок можно найти в нашем оперативная публикация с Хакатона.

Идея проекта «Шлемфон» впервые была озвучена в книге профессора психологии Александра Суворова «Встреча вселенных, или Слепоглухие пришельцы в мире зрячих-слышащих людей».

Сейчас Александр Суворов совершенно глух и слеп, но всю жизнь его вдохновляла музыка и он всегда мечтал ее услышать.

Его мечту воплотили в жизнь студенты РТУ МИРЭА кафедры компьютерного дизайна.

В состав инженерной команды также входили опытный инженер-электронщик и переводчик радиознаков, которые организовали связь между членами команды и слепоглухим профессором.



Как слепоглухой профессор в гарнитуре покорил Хакатон-2019

Молодых разработчиков вдохновила идея создания альтернативного способа восприятия музыки.

В своей книге Суворов пишет о слуховом аппарате, который мог не только усиливать звук, но и одновременно преобразовывать его в вибрацию.

Профессор предложил разместить вибромоторы на лбу или на скулах под глазами и при этом обеспечить каждый из них, а также каждый динамик независимым регулятором громкости.

Несколько строк из книги слепоглухого профессора — единственное, что было у команды Суворова на старте хакатона.

А спустя 36 часов, в финале мероприятия, Александр Васильевич признался, что его мечта сбылась.

К вечеру первого дня концепция устройства была полностью разработана и началась сборка «начинки».

Во второй день команда доработала все технические моменты и представила жюри первый прототип гарнитуры, распечатанный прямо перед презентацией.

На образце был только один вибромотор и располагался на лбу, но опытным путём разработчики выяснили, что лучше всего сделать два вибромотора.

Студенты-художники нарисовали дизайн будущего устройства и заявили о его широких рыночных возможностях.

Такая гарнитура может служить не только средством реабилитации, но и использоваться зрячими и слышащими людьми, желающими в прямом смысле ощутить силу и красоту звука.

Любители кино, геймеры и музыканты только возглавят список потенциальных пользователей такого устройства.

Сам Александр Суворов выступал на презентации в только что отпечатанной, но успешно работающей гарнитуре.



Как слепоглухой профессор в гарнитуре покорил Хакатон-2019

Концептуально устройство представляет собой не столько слуховой аппарат, сколько наушники с вибромотором.

Такой гарнитурой действительно будет одинаково удобно пользоваться как глухим, так и слышащим людям.

Музыка в наушниках играла так громко, что ее было слышно на всю комнату, как будто из динамиков включили на полную громкость.

А ведь именно этого и хотел Александр Суворов.

Профессор признается, что, несмотря на глухоту, он может чувствовать вибрацию, создаваемую звуком, и в сочетании с ощущениями от вибромоторов понимать ритм и мотив музыки.

Созданное в стенах хакатона устройство предоставило профессору такую возможность.

Таким образом, проект Helmetphone стал победителем марафона.

Но не один.

2019 год создал интересный прецедент для организаторов и всех участников Хакатона.

Жюри, совещавшееся более часа вместо запланированных 30 минут, приняло необычное решение.

Победу присудили сразу двум командам, разделив между ними первое место.

Вторым победителем (а может, наоборот, первым) стал мобильный игровой проект «Вперед за коровой».

Команда студентов-разработчиков ПензГТУ приехала на хакатон с проектом онлайн-игры для детей с дислексией.

«Концептуально «Вперед за коровой» — это обычный раннер, но в случае проигрыша, прежде чем начать снова, игрок должен выполнить ряд простых заданий — упражнений, тренирующих внимание.

Например, найти все «р» в хаосе букв на экране», — рассказывает руководитель проекта Алексей Тюняев, студент кафедры информационных технологий и систем ПензГТУ.



Как слепоглухой профессор в гарнитуре покорил Хакатон-2019

Геймплей очень казуальный и подойдет любому ребенку.

Игрок предстает в роли ковбоя на лошади, который, преследуя корову, вынужден преодолевать различные препятствия и избегать опасности.

Любая ошибка приводит к упражнению на внимательность.

В ходе хакатона студенты разработали и внедрили в игру еще 3 задачи в дополнение к уже существовавшим.

Жюри сочло проект оригинальным, перспективным и, самое главное, жизнеспособным.

Такая игра вполне может найти отклик у широкой аудитории.

По этим причинам команда «Вперед за корову» стала законным победителем Хакатона, разделив победу только с командой «Шлемфон».

Оба проекта получили по 200 000 рублей.



Как слепоглухой профессор в гарнитуре покорил Хакатон-2019

Отдельного внимания заслуживает и проект, получивший 150 000 рублей за второе место.

Его команда полностью состоит из студентов РТУ МИРЭА – победителей прошедшего Хакатона.

В 2018 году разработчикам удалось собрать команду единомышленников и за 36 часов изготовить рабочий прототип датчика объёма по заказу слепоглухой Галины Ушаковой.

Подробнее об этом достижении и других событиях Хакатона 2018 вы можете прочитать в нашей отчет с мероприятия.

Весь прошедший год команда Павла Кабанова продолжала работать над проектом и продвинулась настолько, что текущая версия устройства уже вполне пригодна для продажи на рынке.

Но разработчикам этого оказалось недостаточно.

«На Хакатоне 2019 был сделан еще один шаг вперед. Сейчас мы собираем устройство с новым дизайном, подходящим для повседневного использования.

Он максимально компактен, удобен и обладает большей функциональностью.

В ходе марафона мы разработали специальную гарнитуру с микрофоном и написали приложение, способное в реальном времени переводить разговорную речь собеседника в письменную речь.

Такое устройство позволит глухому человеку понимать слышащего, не прибегая к языку жестов», — поделился руководитель проекта.



Как слепоглухой профессор в гарнитуре покорил Хакатон-2019

Помимо денег призового фонда проект получил еще одну награду.

По итогам хакатона команду Павла Кабанова пригласили в Сколково на площадку Инкубатора ТРИ, чтобы разработчики могли использовать все необходимое оборудование для запуска производства.

Теперь у ребят будет собственный офис, доступ к 3D-принтерам и многим другим инструментам.

Все абсолютно бесплатно.

VoiceRig — это имя, присвоенное проекту-победителю прошлогоднего марафона разработчиков.

В отличие от первого прототипа, нынешний прототип разделен на несколько удобных беспроводных модулей: гарнитуру с микрофоном на шее и небольшой вибромотор на запястье.

Они встречаются друг с другом только на док-станции, где заряжаются их аккумуляторы — одинаковые и взаимозаменяемые для всех модулей.

Новая функция перевода речи VoiceRig сейчас находится на стадии тестирования и будет полезна любому человеку с нарушениями слуха, который хочет использовать речь для общения с другими людьми.

Представленные на хакатоне проекты отличались не только оригинальностью и инновационным подходом к решению проблем людей с ограниченными возможностями, но и спектром представленных решений.

Марафон разработчиков запомнился большим количеством разнообразных идей, которые объединяет стремление улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями.



Как слепоглухой профессор в гарнитуре покорил Хакатон-2019

Таким образом, третье место и 50 000 рублей заслуженно достались проекту по обучению детей языку жестов «Игра Азбука (Дактиль)».

В ходе хакатона молодые разработчики из Липецка реализовали идею трехмерного дактилического алфавита, с помощью которого можно обучать дактилическому алфавиту.

Концептуально проект состоит из 32 фигур, изображающих руки, застывшие в формах, обозначающих ту или иную букву на Дактиле.

«Именно на хакатоне мы распечатали все наши модели, создав первый прототип трехмерного алфавита.

Это очень удобный инструмент для обучения детей, которые не умеют пользоваться слухом — визуальные трехмерные изделия, которые можно потрогать, легче всего запомнить, а затем воспроизвести в воображении», — рассказала руководитель проекта Юна Никишкина.

Разработчики признались, что планируют создать тот же алфавит шрифтом Брайля, ведь возможность прикоснуться к каждой букве очень важна для слепого человека.

Идея уже становится концепцией, и команда из Липецка хочет реализовать ее на акселераторе и хакатоне «Технологии возможностей» в 2020 году.



Как слепоглухой профессор в гарнитуре покорил Хакатон-2019

Еще для двух проектов жюри после долгого и жаркого заседания специально ввело четвертую премию и премию в 20 000 рублей.

Команда педагогов из Ульяновска разработала инклюзивные счеты (аналог счеты) для работы с детьми.

Разработчики адаптировали для людей с сенсорными нарушениями древний арифметический инструмент, появившийся на заре цивилизации.

Детский механический прототип ABACUS оснащен подсказками.

«Это самый первый прототип, который мы сделали на хакатоне.

В следующей модели добавим подсветку, звук на нескольких языках и шрифт Брайля.

Устройство станет электронным и будет работать от аккумулятора.

Дизайн также будет существенно улучшен, например, справа появится панель управления с тремя кнопками – включения устройства, звука и переключения языка.

«Эти решения позволят максимально адаптировать счеты для детей с ограниченными возможностями всех нозологий», — говорит руководитель проекта Елена Паклина.

В Ульяновке Елена возглавляет центр интеллектуального развития «АБАКУС Kids», где преподает математику детям, в том числе с особыми потребностями.

Проект, с которым ее команда пришла на Хакатон, — это не просто стремление к творческой самореализации, а концепция устройства, необходимого учителю в его профессиональной деятельности.

Дети ABACUS разделили четвертое место с RHPSN, проектом доступного и недорогого протеза ноги.

В состав команды вошли студенты из Пензы и Королева, в том числе один иностранец, приехавший учиться в Россию из Египта.

Египтянин быстро стал одним из лидеров команды, а поскольку он еще не успел хорошо выучить русский язык, часть проектных работ велась на английском языке.



Как слепоглухой профессор в гарнитуре покорил Хакатон-2019

«Мы уверены, что сможем сделать бионический протез с внешним источником питания, который будет в несколько раз дешевле аналогов.

Конструктивно наше изделие простое, что позволит легко отремонтировать его на месте и продолжить эксплуатацию, не сдавая в сервис», — уверенно заявил руководитель проекта Дмитрий Волков.

По словам разработчика, несмотря на доступность и невысокую стоимость, проект протеза предусматривает индивидуальный подход. Устройство подстраивается под конкретного человека с учетом его физиологических особенностей и множества сопутствующих параметров.

36 часов хакатона стали огромным шагом вперед для проекта RHPSN. В стенах марафона был изготовлен первый прототип протеза, разработаны стопа, механизм ее движений и адаптации к поверхности.

«Для нас участие в Хакатоне — это уже победа.

Это возможность «добить» проект с участием более квалифицированных товарищей и специалистов.

Одну из задач, которую мы решали в ходе хакатона, нам подсказали наши наставники.

В частности, протез оснастили сервоприводами, делающими палец ноги подвижным, что существенно повысит устойчивость владельца во время работы», — признался Дмитрий Волков.



Как слепоглухой профессор в гарнитуре покорил Хакатон-2019

На финале хакатона проектом Дмитрия заинтересовалось руководство компании «ОртоКосмос» — ведущего производителя протезирования в России.

Ребятам обещали сделать интересное предложение о партнерстве и поддержать стремление производить доступные средства реабилитации для людей с ампутациями.

Среди проектов, не вошедших в число победителей хакатона, также есть решения, актуальные для рынка и востребованные в отрасли.

Призовые места не могут достаться всем — таковы условия Хакатона, но участие в самом мероприятии, как сказал простой студент ПензГТУ, это уже победа.

Однако главным достижением всех участников марафона являются реализованные проекты.

Это инженерное творчество, незабываемые впечатления и эмоции.

Все одним словом – Хакатон.



Как слепоглухой профессор в гарнитуре покорил Хакатон-2019

В 2019 году Акселератор Opportunity Technologies и Хакатон проходят при поддержке Фонда президентских грантов.

Теги: #Гаджеты #хакатон #разработка #Технологии #Киберпанк #стартап #Биотехнологии #доступность #бизнес #поддержка #проект #поддержка стартапов #слепые #инвалиды #реабилитация #реабилитационная индустрия #глухой #слепоглухой

Вместе с данным постом часто просматривают: