Сразу оговорюсь, что под фрилансом я подразумеваю такой режим работы, когда разработчик географически удален от заказчиков.
Для разработки любого веб-проекта необходимы люди следующих профессий: клиент-менеджер, менеджер проектов, программист, дизайнер, верстальщик и системный администратор.
В зависимости от проекта в этот список могут быть добавлены тестер и SEO-промоутер.
В идеале у каждого человека в команде есть своя ниша, в которой он работает. Это может быть дизайн или верстка или программирование, но точно не первое плюс второе плюс третье и еще поиск клиентов в свободное время.
В последнем случае человек просто начинает «распыляться» на разные профессии и в результате во всех них становится профаном.
Кроме того, слишком многое начинает зависеть от человека и это реальный риск для проекта быть перегруженным в случае болезни/забастовки/увольнения этого человека.
Что мы видим во фрилансе, если работает один фрилансер? Как минимум, каждый профессионал, помимо своей основной работы, выполняет обязанности менеджера по поиску клиентов и менеджера проекта (отчеты перед заказчиком, проверка политик, иногда даже роль связующего звена между членами команды).
Выше я описал, почему это было плохим организационным решением.
У меня есть только одно решение — объединить фрилансеров в группы.
Именно группы, а не студии, т. к.
работая в студии, фрилансер становится обычным наемным работником с удаленной занятостью.
Эти объединения можно построить по принципу строительных отрядов, которые бродили в советские времена.
Базовыми принципами могут быть:
- Перед началом работы полностью прописывается, кто из членов бригады на каком участке будет работать.
Скажем, если вам нужно что-то администрировать, то должно быть понятно, какая это будет ОС, какая версия ядра (хотя бы примерно), на каком железе нужно будет запускать проект и какие процессы в системе нужно будет работать и взаимодействовать.
Так же соискателю на должность дизайнера будет предоставлена схема сайта или полный список функционала, который должен поддерживаться результатом его работы.
Только в этом случае претендент на роль в команде сможет объективно оценить свои способности и предоставить доказательства своей компетентности.
- Перед стартом проекта полностью согласовывается схема распределения прибыли.
Каждый член команды должен знать, кто и сколько получит. Любая темнота в этом вопросе вызовет зависть.
Если кому-то не хватает, то пусть это произойдет до начала работы, а не после.
Найти замену сотруднику до начала проекта будет гораздо проще (больше времени на поиск сотрудника и привыкание к остальной команде) и дешевле (стоимость ~ срочность).
Важная деталь в этом пункте — открытость соглашения с заказчиком для всех членов команды.
В этом случае все члены команды будут знать все суммы и сроки, связанные с проектом.
- Человек, инициирующий создание команды, является ее первым участником.
Человек имеет право создать команду только в том случае, если он может взять на себя роль одного из членов команды.
Все остальные члены команды добавляются только по приглашению одного из существующих членов команды.
Когда каждый участник присоединяется к команде, он обязан предоставить доказательства своей компетентности в той роли, на которую он претендует. Кандидатура может быть отклонена не менее чем 40 процентами голосов, поданных при открытом голосовании.
- Каждый участник команды при вступлении в команду подписывает соглашение на получение прибыли после завершения всех работ по проекту, а не по завершении своего участка работы.
Данное условие решает проблему исчезновения недобросовестных дизайнеров и верстальщиков при возникновении проблем с дизайном или версткой на более поздних этапах работы.
То же самое касается и программистов, которые склонны отказываться исправлять ошибки или решать проблемы с развертыванием приложений на хостинге.
- Все общение между членами команды, а также между командой и заказчиком осуществляется в отдельной Skype-конференции.
Для удобства отслеживания решений все общение ведется в режиме чата.
Текущая конференция не прекращается до завершения проекта.
Любые решения, связанные с важными для проекта вопросами (добавление/исключение участников, архитектура и т.п.
), обсуждаются только на конференции, посвященной проекту.
Любые решения и голосования, принятые вне основной конференции, считаются недействительными и не подлежат исполнению.
Альтернативой Skype-конференциям может стать любое другое средство, обеспечивающее поддержку десятка одновременных пользователей, кроссплатформенность и сохранение истории сообщений.
- К каждому участнику применяется только одно наказание: исключение из команды и лишение всей прибыли от проекта.
Штраф применяется в случае неисполнения заказчиком требований из перечня требований, указанных в пункте 1. Если факт такого невыполнения заявлен заказчиком, то объявляется голосование (открытое) по вопросу об исключении участник от команды.
Для исключения необходимо не менее 60% голосов членов команды.
20% прибыли лица, пригласившего закупленного участника, передается заказчику в виде компенсации морального вреда и неизбежной задержки сдачи проекта.
Конечно, каждый ковен имеет право создавать свои уставы и вносить изменения в эту опцию, но ни один ковен не может существовать без такого перечня правил и ни один проект не может быть начат без уведомления заказчика об этих правилах.
Какие преимущества будет иметь такая или подобная организация перед студиями или офисами? Открытость принципов распределения прибыли.
У участников такой организации нет оснований думать о коллеге, который незаслуженно получает в три раза больше денег.
Все эти моменты уточняются при приглашении в команду.
Я согласился – работай и не появляйся.
Я не согласился – до свидания.
Каковы преимущества для фрилансеров-одиночек? Возможность работать по своей узкой специальности, не распыляясь среди других.
Это гарантирует более высокую производительность и, следовательно, более высокий доход. Каковы преимущества для клиента? Открытость процесса разработки и возможность мгновенного общения с каждым участником этого процесса на конференции.
Гарантия того, что решение, принятое одним членом команды, не будет противоречить интересам другого участника.
Отдельным абзацем повторю, что решение не претендует на идеальное.
Описания альтернативных решений в комментариях приветствуются.
Теги: #фриланс #работа #Чулан
-
Звук На Java
19 Oct, 24 -
Учет Труда - Калькулятор Опыта
19 Oct, 24