Поводом для данного поста стало обилие публикаций в Интернете и в музыкальных глянцах о влиянии породы дерева, из которого изготовлена дека, на звучание электрогитар.
Многочисленные обсуждения на форумах, таблицы, распространяемые какими-то заказными мастерскими, а также (что самое тревожное) заявления исследователей РАН ( я прилагаю ссылку ) попытайтесь убедить читателей в том, что:
«Деревянный корпус действует как довольно сложный фильтр, который по-разному поглощает и отражает разные частоты вибрирующей струны».
Что в конечном итоге приводит к значительным изменениям (частоты, тембра и т. д.), важным для исполнителя и слушателя.
Сведения о значительном влиянии древесины на гитарный звук электрогитар получили название «теории дерева» и в настоящее время имеют множество сторонников и противников.
Между тем, хотелось бы отметить, что текстура дерева выглядит очень круто, а эстетические качества электрогитар во многом зависят от материала, из которого изготовлены деки.
Пост основан на личных интересах.
Показательно, что с 2000 года я сам не менял инструмент, а потом задумался о покупке чего-нибудь в качестве альтернативы своей старой Ямахе.
Как человек, не являющийся старшим научным сотрудником РАН, но за определенное количество лет диванных игр освоивший инструмент , усомнился в авторитетных выводах специалиста по гитарам из Российской академии наук.
Прослушав несколько гитар, я не мог не задаться вопросом, не были ли мои ограниченные познания в физике причиной моего непонимания влияния дерева на звук.
Полагаю, что подробный анализ полетов шмеля и обзор мнений относительно звука гитары также будут полезны читателям нашего блога.
В посте представлен анализ мнений сторонников деревянной теории, контраргументы ее противников, а также мои личные выводы.
Легенда о Деке или Хроники деревянного мракобесия
Давным-давно.когда солнце светило ярче, вода была прозрачнее, трава зеленее, а мысли людей были чище, жили два великих мастера гитары Джузеппе Страдивари и Андреа Гварнери, Лео Фендер и Тед Маккарти.
В 1950 году на Лео и Теда снизошло прозрение, и они поняли, что достигнут вершин мастерства, если начнут делать гитары с магнитными звукоснимателями, без акустических полостей.
Гитарные деки приходилось делать из дерева, поскольку этот материал был прост в обработке, долговечен и в изобилии имелся на складах.
А Фендер взял сосну и ясень со своего склада, а Маккарти взял красное красное дерево со склада Орвилла Гибсона.
И стали вырезать шестиструнные гитары с магнитными звукоснимателями и реостатическими темброблоками.
Услышав эти инструменты, музыканты того времени, привыкшие к акустическим инструментам, не обученные физике, пришли в недоумение.
Стали говорить: «Почему Gibson Теда Маккарти бормочет низко, а гитары Fender выделяются посередине? Надо подумать, в дереве все по-другому! Видно, что разные породы дерева по-разному поглощают частоты, и это отражается на звуке!»
Так родилась деревянная теория, дошедшая почти в неизменном виде до наших дней.
Сегодня широко распространена таблица неизвестного автора, в которой представлены породы древесины, используемые при производстве гитар, и отражено их влияние на частотный спектр, воспроизводимый инструментом:
Несмотря на обилие данных, подобных этой таблице, они не подтверждены исследованиями и остаются недоказанными.
Неизбежно возникает вопрос, почему не был изучен столь значимый для звука и исполнителей фактор.
Не буду останавливаться на мнениях гитарных форумчан, облекающих свои фантазии в псевдонаучные послания.
В то же время несколько достаточно авторитетных людей в гитарном мире рискнули доказать, что деревянная теория верна.
Среди последних отличились Чэпперс (Роб Чепмен - что характерно - основатель компании Chapman Guitars) и Капитан (неизвестный гитарист), которые в своем видео пытаются доказать разницу в звучании, казалось бы, одинаковых гитар, изготовленных из разных пород дерева.
https://www.youtube.com/watchЭannotation_id=annotation_4179422099&feature=iv&src_vid=F-bCTuOYf9k&v=OLxE8iDWD_w Одним из значительных «научных» вкладов в деревянную теорию является пост некоего Дмитрия Разоренова, ссылка на который дана выше.
Автор утверждает, что он старший научный сотрудник Института ОС РАН, химик, радиолюбитель и музыкант. Для тех, кому лень все читать, вот несколько цитат:
«Наиболее заметное влияние этого фильтра (дерева деки – прим.автора) оказывается в момент атаки, когда от струны исходит импульс, содержащий одновременно достаточно широкий диапазон частот, а не только основной тон и гармоники.
(здесь можно прочитать про ряды Фурье и свертку, но вообще это очень большая тема)"
«?Электрогитара не является акустическим инструментом, но все же наше сознание пытается воссоздать из звука некий образ звучащего объекта.Автор также отмечает, что старое дерево для электрогитары гораздо лучше, так как в процессе старения из дерева уходит влага, а соответственно: «Различия между провалами и резонансами становятся меньше».Но тот «акустический рисунок» дерева с его резонансами – он тоже становится частью этого образа.
».
Если вы умеете читать про ряды Фурье и «большую тему», то «изображение звучащего объекта» и «акустический рисунок» дерева с его резонансами, который становится частью изображения, это, я думаю, перебор.
Суть в том, что, кроме обращения к рядам Фурье и рассуждений о сухости древесины, никакой доказательной базы старший научный сотрудник не предоставил.
Реакция сомневавшихся
Нет сомнений в том, что корпус гитары в той или иной степени поглощает/отражает звуковые волны от вибрирующих струн.Остается только гадать, в какой степени это улавливается звукоснимателями, а затем и нашими ушами.
Как показал эксперимент гитариста Пола Грэма, который в недавнем прошлом был одним из приверженцев деревянной теории, невозможно найти разницу в звучании деревянного Stratocaster и такой же гитары, но с декой из плексигласа ( любителям слепых тестов рекомендуем освоить это полностью): Характерно, что часть видео, где гитара разбирается и собирается с новой декой, была снята без монтажа, чтобы сохранить чистоту эксперимента.
После демонстрации Грэм предлагает всем оценить свои способности в распознавании чистого звука из стратокастера из дерева и плексигласа.
Отличить «акриловый» звук от «деревянного» невозможно.
Еще более интересен и показателен опыт Дэйва Ли и Марка Виренги, посетивших одно из производственных предприятий Fender, где с помощью специалистов компании реализовали амбициозный проект — Stratocaster из.
барабанной дроби.
упаковочный картон.
Видео, конечно, рекламное, но оно ценно тем, что наглядно демонстрирует позицию производителя.
Кто не стесняется сказать, что материал деки – это что-то связанное с дизайном, а не со звуком гитары .
Неутешительный вывод
Опять же, чуда не произошло и волшебная текстура красного дерева не сможет существенно поглотить средние частоты и усилить низкие.Основой звучания электрогитары было, есть и, скорее всего, будет:
- руки гитариста
- пикапы
- свойства строк
- Особенности схемотехники темброблоков.
- усиление и кабинет (драйверы, дизайн)
Искренне надеюсь, что преданные «деревянщики» простят мне мою безграмотность и скептицизм.
Надеюсь, что попытки объяснить и доказать влияние дерева на звук электрогитар пройдут достойно, с достаточным количеством весомых доказательств и приемлемым количеством нецензурной лексики.
Теоретические рассуждения о свойствах материала меня мало интересуют, как и многих на этом ресурсе.
Я всегда готов изменить свое мнение под давлением неопровержимых фактов.
Теги: #Научно-популярная #Звук #Сделай сам или сделай сам #физика #мифы #электрогитары #музыкальные инструменты #дерево #гитары #гитары #интернет-мифы
-
Они Только Что Осуществили Свою Давнюю Мечту
19 Oct, 24 -
Как Сделать Приложение Для Iphone Лучше?
19 Oct, 24 -
Новые Возможности Для Онлайн-Торговли
19 Oct, 24 -
Мотивы И Цели В Управлении Личными Финансами
19 Oct, 24