Бас Словами Музыканта



Бас словами музыканта

Далее — еще одна стенограмма нашего подкаста «Звук».

В пятом выпуске (03.02.2014) мы решили открыть серию бесед со знатоками мира музыки, поэтому Тимофей Шиколенков на тему баса взял интервью у Даниэля Добоша, играющего на барабанах в молодой музыкальной группе VSV. Интервью получилось очень живым, и нам удалось в очередной раз развеять пару мифов и сформулировать ряд практических советов и выводов.

[ Послушайте этот выпуск ] [ Подробнее о подкасте ] Другие выпуски подкаста

Тимофей: Основная тема, о которой люди говорят и с которой сравнивают [аудио] оборудование, — это бас.

Эта тема практически фундаментальна в России.

На вопрос об оборудовании отвечают, что оно должно «попадать нормально».

Оказывается, под басом люди подразумевают совершенно разные вещи.

На твой взгляд, взгляд человека, играющего на барабанах: что такое бас, как ты его себе представляешь? Как его слушать, например, дома? Насколько этот [домашний] бас похож на то, что вы слышите, когда играете на своем инструменте? Что интересного вы можете рассказать нам по этой теме? Дэниел: Начнем с того, что мне кажется, что эта история про сверхмощный барабан-бас касается не только России, но и Америки, где люди просто любят тусоваться.

Соберитесь и «мокните» так хорошо, чтобы услышали все соседи, друзья, кто-то через дорогу, и все собрались бы возле машины, начали жарить шашлыки и т. д. Ну, как обычно, бывает. Главное, чтобы оно было громким и било по голове.

Для меня бас – это, прежде всего, бас-гитара.

Это не самая мощная презентация, не тот удар, который люди пытаются получить от своих стереосистем, устанавливая гигантские сабвуферы и покупая гигантские динамики.

Для меня важна мелодическая составляющая: прежде всего, чтобы ее было нормально слышно.

Чтобы бас не просто «бубнил», а был твердый «хлопковый» бит, пусть и не «ватный», но мощный, за которым ничего не слышно.

Главное, чтобы ноты читались и было интересно следить за мелодией, которую играет бас.

Неважно, электронная ли это музыка, классическая или рок-музыка.

Это инструмент, человек на нем играет и пытается что-то передать.

Есть бас-барабан, он называется «бас-кик».

Она не играет роль баса, она отбивает пульсацию, это и есть пунш-удар.

А все остальное зависит от гитариста, басиста, контрабасиста.

Для меня главное, чтобы он [бас] был слышен и не слишком выпирал.

Так «любят» делать во многих наушниках, во многих дешевых акустических системах – бас просто прет, но «переваливается».

Тимофей: Вообще у меня такое ощущение, что когда слушаешь какие-то очень дешёвые системы, то удара по большому барабану вообще нет, его не слышно.

Дэниел: Он вроде бы и есть, но у него весь какой-то беспорядок.

Чистой окончательности не существует. Но что-то есть, и человек думает, что это бас.

Он слышит что-то «низкое» и думает, что это бас.

Тимофей: «Низкие частоты» — у разных людей совершенно разное видение этого понятия.

Когда они добавляют бас в свои дешевые устройства, они на самом деле не добавляют бас, верно? Дэниел: По большому счету, да.

В результате получается перегрузка системы и еще больший беспорядок.

Тимофей: Это не вызывает басов, не так ли? Дэниел: Появляется, но как-то немузыкально: не тот, который должен был появиться.

Тимофей: То есть получается, что существуют системы, которые в принципе не могут воспроизводить бас.

Кстати, первый раз я по-настоящему услышал бас-барабан на записи, когда впервые пришел в Аудиоманию несколько лет назад, я тогда еще не работал, и мне сыграли какую-то демо-запись - тогда я понял, что такое бас был.

Я не только услышал это, я еще и почувствовал это.

Получается, чтобы воспроизвести настоящий бас, нужны очень большие колонки? Есть такой миф, может быть, мы его подтвердим или опровергнем: если динамик в колонке меньше 15 дюймов, то он не способен воспроизводить настоящий бас.

Как вы себя чувствуете? Насколько отличается, например, игра в группе от прослушивания ее на стереосистеме? Дэниел: Я думаю, чтобы записать настоящий бас, вам, вероятно, действительно нужны большие динамики.

Разные: 10, 15 и 20 дюймов.

Потому что бас может быть разным: и среднечастотным, и сверхнизкочастотным.

И можно установить какой-нибудь гигантский динамик для записи сверхнизких частот. Это профессиональные акустические системы для записи, с помощью которых звукорежиссер отсекает все паразитные частоты и создает нормальный микс.

И играют они хорошо, как мне кажется, еще и басы играют на 10-дюймовых динамиках.

Все зависит от громкости, от давления, которое создает динамик.

Понятно, что из одного 10-дюймового динамика мы не получим сверхмощного давления, которое озвучит площадь в 40 квадратных метров.

При этом на среднем или тихом звуке вы получите отличный бас, который будет слышен.

Даже появится ощущение, что в груди что-то бьется.

Возьмем такие же маленькие наушники, динамик очень маленький, но при этом очень низкий бас, и его тоже хорошо слышно.

Поэтому я думаю, все зависит от звукового давления, которого вы хотите добиться в конечном итоге.

Если человек хочет получить ударную волну, способную разбить стену или разбудить утром соседа, пусть купит 15-20-дюймовые колонки и усилители на киловатты звука.

Его счетчик будет просто вращаться с головокружительной скоростью.

В этом случае вам нужно будет что-то делать и с высокими [частотами], и со средними.

Это тоже трудный момент. Домашние системы, которые я видел, воспроизводятся великолепно даже с помощью небольших динамиков.

Я был удивлён — пусть будет реклама, но [возьмём] тот же Арслаб или Пенаудио: я был в шоке [от них], и MC тоже.

Маленькие динамики воспроизводят довольно приличный бас.

Конечно, не на максимальной громкости.



Бас словами музыканта

Акустика книжной полки Арслаб Эмошн 1 SE компактен и рассчитан на небольшие помещения – инженеры поработали над тем, чтобы бас в нем действительно «звучал» Тимофей: Можно сделать вывод, что если нам не нужно воспроизводить особо низкие басы на очень большой громкости, то и огромные колонки дома нам не нужны.

Если мы просто хотим с комфортом слушать любимую музыку, в которой естественно присутствует басовая составляющая, являющаяся элементом драйва и эмоциональности, то речь не идет о необходимости огромных колонок с огромными динамиками.

Дэниел: Конечно не нужен.

Если ощущения гигантского баса недостаточно, можно купить небольшой сабвуфер.

И его даже удобно спрятать, чтобы не было видно, и найти удобное место, чтобы оно звучало великолепно.

Колонки могут стоять достаточно близко к слушателю и быть спрятаны где-нибудь в комнате; сабвуфер также можно установить где-нибудь незаметно.

Но это если не хватает [баса], а у нас в стране, насколько я понимаю, многим его не хватает. Тимофей: Может быть, просто кажется, что этого недостаточно.

Может, и вправду всего достаточно.

Есть просто традиционное желание добавить басы, чтобы звук казался лучше или басы передавались более эффективно.

Дэниел: Не совсем.

Каждому просто хочется получить физическое ощущение приятной вибрации во всем теле.

Я думаю, это очень хорошо расслабляет человека.

На слух разница, конечно, есть, но она небольшая.

Тимофей: Оказывается, речь идет не только о восприятии самого звука, но и о целом ряде других ощущений, без которых полноценное прослушивание невозможно.

Дэниел: Оказывается, да.

Тимофей: Грубо говоря, мы можем взять пару небольших колонок, поставить их на подставки, спрятать или удачно разместить сабвуфер в своей квартире, где, как правило, много мебели.

И тогда, несмотря на то, что у нас нет огромных колонок с огромными динамиками, мы получим ощущения, которые можно сравнить с ощущениями от прослушивания живого концерта, живого баса.

Можно ли попробовать так сравнить или это некорректно? Дэниел: Это возможно, но концерты тоже бывают разные.

Если брать гигантскую платформу, о качестве звука речи не идет. Главное, чтобы все было слышно, главное, передать энергию на большой стадион.

Наверное, такой бас дома получить невозможно.

Тимофей: Это необходимо? Дэниел: И это не обязательно.

Однажды я был на концерте электронной музыки, кажется, это были Peaches, я никогда этого не слышал.

Не знаю, была это очередная реклама или нет, там были профессиональные акустические системы Funktion-One. Они производили такой мощный звук! Оно было довольно чистое и хорошее, но оно было настолько мощным, что все мое тело вибрировало, а рубашка тряслась.

Звук был неплохим, но его было слишком много и хотелось куда-нибудь пойти.

Многим людям нравится что-то подобное, и они хотят сделать то же самое дома.

Тимофей: А что, если просто сделать тише? Или эффект тогда пропадет? Дэниел: Я бы, наверное, заблудился.

Вот так все сходит с ума, люди сходят с ума и начинают танцевать и делать сумасшедшие вещи.

Тимофей: Это из-за громкости? Или это какое-то другое ощущение? Дэниел: Думаю, дело и в объёме, и в тактильных ощущениях.

Тимофей: То есть все сразу, все в комплексе.

Только что мы выяснили, что в принципе такого же эффекта можно добиться и дома благодаря небольшим системам.

Дэниел: Да и дома всё равно хочется слушать музыку, а не прыгать до потолка, бегать, толкаться и танцевать.

Мне хочется очень глубоко прослушать композицию, все инструменты и получить удовольствие от музыки, а не просто получить ударную волну.

Тимофей: Что делать, если вы хотите получить ударную волну? Дэниел: Это всегда возможно, но требует больших размеров.

Это не обязательно должно быть 15 дюймов, но это много.

Тимофей: ХОРОШО.

Мы пришли к выводу, что в целом не обязательно иметь дома что-то огромное, ведь задачи прослушивания музыки дома немного другие.

Дэниел: Да.

Тимофей: Мы хотим комфортного прослушивания, и если собираем какую-то вечеринку, решаем те же проблемы, имея сабвуфер или пару не очень маленьких акустических систем.

И мы слышим настоящий бас, если система способна его воспроизвести.

Если это действительно качественная система, то мы ее все слышим, и для нее не нужны огромные динамики.

Дэниел: Я думаю да.

Ну и самое главное, гораздо приятнее слушать бас, чем получать простую бочку.

Наслаждаться музыкой приятнее, чем отбойным молотком.

Тимофей: Вероятно, возникает вопрос и у соседей.

Дэниел: Да, конечно.

Плюс ко всему прочему звукорежиссеры готовят записи для воспроизведения специально в домашних условиях, а басовая партия тоже готовится специально для домашних акустических систем.

Им больше не требуется такое же воспроизведение, как в студиях при записи.

Тимофей: Не знаю, насколько корректен вопрос, каково Ваше мнение, где грань ценообразования? Где начинаются колонки, способные воспроизводить настоящий бас, и где заканчиваются те, которые пока не могут? Дайте несколько советов слушателям, которые хотят получить «тот самый настоящий бас» дома.

Понятно, что все колонки выглядят одинаково: это какая-то коробочка, из которой что-то приходит, но стоят все по-разному.

К сожалению, как мы уже говорили в предыдущих выпусках, невозможно найти какие-то универсальные характеристики, которые могли бы оправдать тот или иной выбор.

Даже если бы они были опубликованы, они были бы непонятны.

Поэтому те характеристики, которые публикуются - диапазоны частот, как правило, все одинаковы, мощность практически ни о чем не говорит, потому что ее можно измерить по-разному.

Мы можем, например, мощно воспроизводить некачественный звук: грубо говоря, качественные характеристики в технических характеристиках в интернет-магазинах мы не увидим, мы о них не осведомлены.

Косвенная характеристика – цена.

Можно прикинуть, что за определенную цену существуют акустические системы, способные воспроизводить нечто более-менее похожее.

Поэтому вопрос: где та ценовая черта, ниже которой искать бас в колонках бесполезно? Дэниел: По моим ощущениям, для совместителей [эта очередь] начинается от 20 тысяч.

Конечно, чем выше, тем лучше, но средняя цена, наверное, 50 [тысяч – на этом уровне] уже все будет звучать хорошо.

Но мне кажется, что дешевле 20 тысяч найти что-то будет сложно.

Возможно, есть экземпляры и за 20 тысяч, но это надо послушать.

Всё на свете не прослушаешь, по всему миру не объездишь, даже на выставках не наслушаешься.

Есть и чуть дешевле, но есть компромиссы.

Либо компромисс в материалах, либо в конструкции самой акустики.

Даже за 20 тысяч все равно есть компромисс в отделочных материалах.

Потому что если [за эти деньги] начинка отличная, динамики звучат великолепно, то о суперредком шпоне и речи быть не может. Будет классическая отделка, но это нормально.

Но они сыграют хорошо.

Тимофей: Грубо говоря, человек может выбрать для себя, что ему важнее: качественный звук или качественный внешний вид. Дэниел: Да, наверное, тут и начинается дилемма: либо нужно вписать его в интерьер, чтобы жена была довольна, либо слушать музыку и наслаждаться музыкой.

Дальше понятно, что чем дороже акустика, тем интереснее исполнение, но сложностей все равно много.

Это зависит от производителя, какая политика воспроизведения звука.



Бас словами музыканта

Еще один пример акустики для небольших помещений (то есть, например, для сравнительно небольшой квартиры) — это Пенаудио Ребел .

И в этом случае басу разработчики также уделили особое внимание.

Тимофей: Есть провокационный вопрос.

Мы, в общем-то, обсудили это, но хотелось бы услышать от Вас, как от профессионального музыканта, совет, насколько уместна дома профессиональная акустика? Профессионал в той или иной степени.

Это может быть клубная акустика или акустика для студии, где работают звукорежиссеры.

Дэниел: Думаю, это не особо актуально, если вы не начинающий звукорежиссер или не хотите заниматься электронной музыкой дома.

Пожалуйста, тогда вы можете купить мониторные колонки.

Что касается клубного звуковоспроизведения, то эти большие «гробы» домов совершенно не интересны и абсолютно бесполезны, ведь какая же должна быть большая квартира или дом? Тимофей: Что с ними будет в маленькой квартире? Дэниел: Неважно.

Они будут стоять и музыку будут слушать соседи, а не вы.

Весь удар пойдет за стену, вниз, вверх, где соседи наверняка уже будут получать всю гамму удовольствия от проигрывания музыки.

Тимофей: А что если сделать тише? Дэниел: Тогда они не дадут достаточного удара, на который рассчитаны.

Профессиональное оборудование также имеет минимальную и максимальную громкость воспроизведения.

Есть диапазон, в котором они работают как надо, хорошо воспроизводят звуки, с балансом все отлично.

Ниже будут завалы на высоких частотах, громче на низких.

Но, все же, они рассчитаны на большое расстояние, а не для прослушивания прямо возле уха.

Они рассчитаны на 5-10 метров, некоторые на 3 метра.

Разные колонны - на разном расстоянии.

Тимофей: Желание получить настоящий бас дома никак не решается приобретением профессиональной акустики, большой, сценической, клубной.

Дэниел: Я думаю нет. Чтобы слушать настоящий бас, я думаю, нужно пойти в консерваторию и наслаждаться настоящей музыкой с отличной акустикой.

Тимофей: Как-то странно слышать совет «идти в консерваторию» от человека, играющего тяжелую музыку.

Дэниел: Почему нет? Музыка — это единый организм, единое существо, просто воплощенное в разных жанрах и исполненное по-разному.

Но основа та же.

И звуки, в принципе, имеют ту же основу.

Просто где-то они электрические, с электронной обработкой, где-то полностью аналоговые.

Но чтобы понять, что такое бас, нужно сначала послушать фортепиано в хорошей акустике.

На самых низких частотах там возникают настоящие вибрации, очень мощные.

Тимофей: Но я перебил вас по поводу домашних систем мониторинга.

Казалось бы, это то же самое.

Почему звук монитора плох для обычного человека? Дэниел: На самом деле он не очень приятный.

Если люди хотят наслаждаться музыкой, а не слышать все, что там происходит. Тимофей: Что плохого, если мы все слышим? Опять миф или не миф: люди говорят, что хотят услышать настоящий, настоящий, правдивый звук.

Это и есть основание для желания приобрести профессиональное оборудование и следить за акустикой.

Дэниел: Дело в том, что, купив профессиональные мониторные акустические системы, человек будет слушать дома, скорее всего, записи, подготовленные для домашней системы.

Соответственно, что-то [в звуке] будет немного другое.

Мониторы служат рабочим инструментом звукорежиссера для работы с материалом, вырезания ненужных кусков, удаления некоторых частот. Именно для того, чтобы звукорежиссер мог услышать все в материале, с которым он работает, а не слушать конечный результат, который будет хорошо звучать, потому что он его потом еще доработает и подготовит для носителя.

Будет один мастеринг для винила, а другой для сети.

Это другая история.

Даже конечный результат на профессиональных мониторах звучит немного иначе, чем на акустических системах.

В любом случае, все готовится специально для домашних акустических систем.

Тимофей: Проблема в материале.

Если бы вы могли получить источник записи, звучала бы она на мониторах лучше, чем на домашней системе? Дэниел: Это не звучало бы лучше, это просто звучало бы лучше.

Будет слышно больше деталей, как хороших, так и нежелательных звуков.

Вот и все.

Это просто очень тонкий инструмент. Зачем резать сыр медицинским скальпелем? Тимофей: Хорошее сравнение.

Мне нравится.

Дэниел: Это бесполезно.

Это долго, нудно.

Тимофей: Но очень точно.

Дэниел: Очень точно, но в целом не быстро и неудобно.

И наоборот, делать операции кухонным ножом тоже как-то нехорошо.

Здесь то же самое.

Это очень деликатный инструмент, но он выполняет свою работу.

Тимофей: Можем ли мы посоветовать нашим слушателям, желающим узнать, что такое настоящий бас, сходить на настоящий концерт? Дэниел: Да, я так думаю.

Слушайте настоящие акустические инструменты, чтобы понять, что бас – это не только бит, но и настоящий звук, прежде всего настоящая мелодия.

После этого сознание людей меняется.

Для меня и для многих людей, я думаю, все изменилось после того, как они услышали что-то настоящее.

Органная музыка тоже в этом плане очень помогает, там тоже много низких частот. Просто перестаешь думать о басе как о чем-то простом, ударном, мощном, как нам часто нравится делать в автомобилях.

Начинаешь больше думать о музыке, о ее исполнении, ведь даже этот удар какой-то динамик может сделать на определенной частоте, но отыграть весь спектр басовых частот он не может. Это проблемы всех дешевых акустических систем.

Они производят удар и звук только на определенной частоте.

Она [частота] очень маленькая, динамики могут быть маленькие, кабинеты плохо подготовлены, поэтому гармония пропадает, музыка пропадает, остается только бит. Тимофей: Мы слышим, что барабанщик есть, но как музыкальный инструмент мы его не слышим.

Дэниел: Да, именно поэтому люди часто говорят, что не слышат басиста в песнях.

Потому что часто он играет в ритм с бочкой и кажется, что на самом деле только звучит бочка.

Многие партии просто не слышны.

Послушав высококачественные динамики, я был поражен тем, насколько интересно играли многие музыканты.

Я никогда даже не слышал этого раньше.

Тимофей: Прослушал запись, да? Дэниел: Да.

Открывается много интересного.

Тимофей: То есть музыка раскрывается совершенно по-другому? Дэниел: Да.

Тимофей: Подводя итог, совет такой: сначала сходите на концерт, а потом приходите в магазин, в шоу-рум и слушайте, как это может звучать на акустических системах.

После чего, предупреждаю, кому-то, возможно, придется выбросить то, что есть дома.

Дэниел: К сожалению, да.

Не хочу здесь никого обидеть, но с этим сталкиваются все, когда понимают, что со старыми друзьями придется распрощаться, если нужно что-то качественно менять.

Вы ничего не можете с этим поделать.

Тимофей: Короче говоря, мы вас предупредили.

Дэниел: Да.

К сожалению, хорошие вещи не могут стоить дешево.

Очень редко [такое бывает: например] когда тебе просто кто-то что-то подарил или тебе повезло.

О концертах: Я считаю, что не стоит идти на большой стадионный концерт, слушать там музыку и требовать такого звука у себя, а лучше пойти на концерт с хорошим акустическим оформлением зала.

Тимофей: Где помещение предназначено специально для концертов.

Дэниел: Да.

Тимофей: Отлично.

Что можно сказать о клубах, например, джаз-клубах, которые тоже вроде бы маленькие? Насколько они для этого предназначены, насколько их можно принять за эталон? Дэниел: Я думаю, что джаз очень хорошо сюда подходит. Эта музыка родилась и появилась в таких клубах, поэтому и звучит так, как должна.

Что касается звуков, то здесь довольно спокойно и тихо.

Даже тарелки звучат по-особенному, не так, как оглушающие рок-тарелки.

Они играют довольно музыкально.

Все зависит от корней, от того, что изначально играло в таких, не предназначенных для музыки помещениях.

Ну, контрабас не может играть очень громко.

Играет он довольно тихо, поэтому, чтобы быть услышанными, всем музыкантам тоже приходится играть не очень громко, чтобы создать баланс.

Тимофей: В этом случае желаем всем баланса, правильного звучания.

Но правильный – не тот тип монитора, а тот, от которого можно получить удовольствие, поднять себе настроение, получить новые эмоции от прослушивания, может быть, даже знакомой музыки.

Дэниел: Если у вас побежали мурашки, значит, вы попали в цель и получаете 100-процентное удовольствие от музыки и ее прослушивания.

Со мной такое случалось не раз, и я был удивлен.

Теги: #Компьютерное оборудование #Звук #Работа с видео #Периферия #музыка #BAS #акустические системы

Вместе с данным постом часто просматривают: