- 23, Apr 2023
- #1
Вендинг- продажа товара или услуги с помощью автоматизированных систем.
Лидером в является Япония, в этой небольшой стране почти 1/3 автоматов от общего количества в мире.
Около 80 процентов подключены к Интернету и управляются дистанционно.
В данном случае постараюсь в вкратце изложить что есть на нашем рынке, где взять, куда поставить, что с этим потом делать.
Виды автоматов по «питанию»:
1) Механические- без электричества (жвачка, мелкие игрушки, и прочий товар в капсулах). Продажа товара происходит за счет «усилия» покупателя (повернуть, оттянуть, надавить)
2) Механико-электрические- электричество нужно для рекламы(привлечения), но не для самого процесса ( то же что из 1 варианта, только с свето\музыкальными эффектами)
3) Электрические- автомат без «розетки» не работает ( кофеавтоматы, снеки, аттракционы, игровые, платежные терминалы, массажные кресла и так далее)
4) Автоматы требующие еще коммуникации ( вода, канализация)- ( автомат по продаже фильтрованной воды, прачечные и так далее)
По «продаже»:
1) Продажа готового товара (снэки, напитки, игрушки, тампоны, презервативы, сигареты и т.д.) Тут можно разделить еще на категории: Автомат одного товара (обычно изготавливают на заказ), универсальный автомат продающий несколько позиций (есть ограничения определенные по габариту товара/весу, и продажа продуктов питания(готовых) автомату нужна холодильная установка)
2) Изготовление товара ( кофеавтоматы, свежевыжатый сок, пицца и т.д.)
3) Продажа услуги (чистка обуви, стирка, платежные терминалы, массажные кресла, копии, фотобудки, билеты и т.д.)
4) Продажа эмоций (игровые автоматы, аттракционы и т.д.)
По типу установки:
1) Настольные в большинстве случаев это механические ( ставятся на специальные стойки, столы). На одну стойку можно установить несколько штук.
2) Настенные ( крепятся к стене, иногда сбоку к другому автомату)
3) Под тумбу (но может работать и без нее) визуально по дизайну представляя единое целое.
4) Отдельно стоящие (кофеавтоматы, снэки, и большая часть вендинга)
По месту установки:
1) Помещение
2) Помещение/улица ( допускаются до определенных температур)
3) Уличные ( обычно в спец боксах, с антивандальными/подогревами и т.д.)
Производителю:
1) Европейцы (основные Италия, Германия, дорогие и надежные)
2) Китайцы ( недорого, но ненадежно)
3) Корейские ( середнячки между надежностью и ценой)
4) Японцы (разнообразие)
5) Российские ( в основном механические)
6) Самоделки (собирают под заказ из чужих комплектующих, иногда под единственный товар или услугу)
Где обычно ставят автоматы (самый ВАЖНЫЙ) вопрос:
По времени работы( пока мимо автомата проходят/находятся/ждут он работает):
1) Места 24 часа (вокзалы, аэропорта, таможни, и так далее) одни из доходных мест, но высокие ставки аренды+ сложность захода.
Есть сложности в обслуживание и ремонту. 2) Места работающие по графику ( школы, поликлиники, госучреждения, институты и т.д.) низкая аренда, долговременный договор, защита от конкурентов и отжатия точки.
Сложность захода (тендеры, договора). Проще обслуживание и наполнение.
Без проблем произвести ремонт/обслуживание на месте ( ночью, в выходные) 3) Частные места работающие по графику (офисы, фабрики, заводы, торговые центры и т.д.)- Плавающие ставки аренды от 0 рублей, гораздо проще договориться об установке.
Проще обслуживание и наполнение.
Без проблем произвести ремонт/обслуживание на месте ( ночью, в выходные)
4) Не постоянные графики работы, зависящие от загрузки «основного бизнеса» ( спортивные клубы, секции, студии, семинары и так далее). Плавающие ставки аренды от 0 рублей/процент от оборота Неравномерность нагрузки потребления( стоит час-два-сутки, потом резкое потребление) желательно иметь телеметрию, контролируя исправность.
Для обслуживания или ремонта, нужно подстраиваться под график. 5) Временные места установки ( спортивные мероприятия, лагеря, форумы, ледовые катки, фестивали, предвыборные штабы, форумы) Ставки аренды от 0 рублей.
Быстрота установки, «необязательность»-не пошло увез.
6) Уличная установка (курорты, набережные, парки и так далее) Большой риск вандализма, учитывать температурный режим и погодные условия.
По проходимости:
1) Круглосуточная проходимость ( вокзалы, аэропорта, автовокзалы, транспортные компании, диспетчерские)- важен подбор места внутри, яркость, привлекательность.
Желательно иметь телеметрию ( чтобы автомат не простаивал из за поломки/отсутствия воды/наполнителя)+ умело и быстро обслуживать автомат. 2) Относительно постоянная проходимость ( школы, институты, колледжи, учебные центры) то есть количество человек известно, и периодически обновляется.
Примерно постоянное потребление легко рассчитать частоту обслуживания и наполнения. 3) Постоянная проходимость не обновляемая (завод, фабрика, бэк офисы)- количество равно сотрудникам.
Важно качество продукта или услуги.
(так как работает сарафанное радио). Можно подобрать по просьбе ингредиенты/настройки индивидуально под потребителей или провести тесты «качества». Легко рассчитать частоту обслуживания и наполнения автомата.
Телеметрию можно не ставить.
Недостаток главный если «не пошло» то и ни как не раскачаешь, «переезжать» учитывайте этот момент в договоре(чтоб не стоять в убыток по причине договора аренды)
4) Проходимость зависящая от успехов «чужого бизнеса»- если «бизнес» посещают то и проходят/покупают у Вас (фитнесс центры, торговые центры, кинотеатры, спортклубы, секции и так далее) , и наоборот если загибается, то и падает Ваша выручка, так как никак нельзя Вам повлиять на посещаемость.
Как искать место:
1) Знакомые/родственники- (владельцы бизнеса, директора предприятий или лица имеющие право на такие решения). Самое оптимальное решение.
2) Специализированные форумы/доски- вендоры иногда обмениваются точками, продают или отдают «в хорошие руки» особенно в крупных городах, чтоб оптимизировать маршруты обслуживания и временные затраты.
Не плохой способ, но мало вариантов. 3) Специализированные услуги Локаторов (очень похоже на риэлторов)- фирма или частники, обходят/обзванивают предприятия, склады, бизнес центры вообще куда можно дотянуться, и договариваются.
И выставляют место на продажу обычно 10-15-20 тысяч за место( разовый платеж)+ арендная плата (иногда аренды не бывает по причине того что Владелец бизнеса хочет доп.
услугу (автомойки, автосервисы и так далее). Вариант не самый лучший, так как цена аренды завышена +надо отдать за информацию, и никто не гарантирует спрос на точке. 4) Самостоятельно выходить с предложениями по установке.
Просто предлагая взять в аренду 1-2 кв м торговой, офисной, коридорной площади.
Вариант самый сложный в реализации.
5) Реклама по принципу «вин-вин». Обычно получается у крупных, вендоров, то есть крупные «заказчики» сами выходят на них с просьбой установить автоматы на их площадях или поучаствовать в тендерах ( РЖД, Метро, Аэропорты, Система образования и т.д.)
Размер платы:
1) 0 рублей, обычно если владелец места(бизнеса) хочет обеспечить допуслугу своим клиентам
2) Фиксированный платеж (прописывается в договоре, устно или как договоритесь)
3) Процент с оборота/выручки.
Самый оптимальный для вендора, но сложность расчета + доверие владельца площади под точку
4) Предоставление ключа/пароля- то есть автомат в счет аренды наливает сотрудникам компании бесплатные напитки/услуги/продает товар безлимитно или ограниченное по времени (день месяц и так далее)/сумме/количеству
1) Купить новый у представителя ( дорого, есть гарантия, помощь, консультация, возможность доработки/модернизации)
2) Изготовить самостоятельно ( для механических реально), заказать именно под Ваши потребности, задачи.
3) Купить б/у с точкой ( один из выгодных вариантов, но редко попадается)
4) Купить б/у с работающей точки (оба варианты хороши тем, что покупаете работающий, настроенный автомат и можете самостоятельно проверить его фактическую работоспособность на каком то периоде времени( день/неделя, а не только за 10-20-30 минут во время сделки, и увидеть со стороны проходимость точки.
5) Купить с рук ( сложность выбора, дешево, но рискованно).
6) Купить у перекупов ( есть большой выбор, продаются как есть иногда выкупаются после Вашего аванса и тут же перепродаются Вам, недорого но рискованно ).
7) Купить у фирм занимающихся скупкой/ремонтом/перебором/подготовкой ( Обычно дороже на 15-20 процентов, но отдают работающий, настроенный автомат, с подготовкой и дают гарантию + помощь дальнейшая)
Разделить на две группы: продовольственные (имеющие срок годности) и «промтовары»
Продовольственные : те что готовятся в автомате (кофе, соки, пицца, коктейли и так далее) и продающие готовые продукты.
«Промтовары»: продающие готовый товар в своей упаковке, изготовление товара ( амулеты, памятные монеты и так далее), товар упакованный в капсулы (важен размер под капсулы товара), и совместимость с автоматом диаметра.
1) Продовольственные для приготовления приобретают в специализированных фирмах, определенных брендов ( какие брать это тема отдельной статьи). Имеются разных ценовых категорий ( типа эконом, премиум, элит),(российские, совместные, импортные).
2) Продовольственные готовые, можно приобрести у поставщиков ингредиентов для вендинга зачастую даже поштучно по оптовым ценам.
Так же приобретают в обычных сетевых Ашан, Метро, продовольственные базы и так далее.
«Промтовары»:
1) Готовые товары- ничем не отличается от закупок обычных магазинов, главное чтоб соответствовал техническому требованию автомата.( размер, крепление, вес)
2) Изготовление товара- специализированные фирмы для вендинга.
3) Капсульные- либо сразу товар в капсулах продается, либо самостоятельно покупаются нужные капсулы ( по размеру) и товар упаковываете Вы сами.
Фирмы продающие для вендинга ингредиенты, без проблем отправляют их в регионы.
Есть фирмы универсальные продающие разные марки, либо продающие только линейку своего бренда.
Как и какие выбирать Вам. Обслуживание Разделить на 2 части иногда его осуществляют разные люди (у крупных вендоров). 1) Наполнение автомата ингредиентами, снятие выручки, статистики.
(обычно опытным путем устанавливают частоту по фактам продажи, или оптимизации логистики.
Также при «неравномерных» продажах используют телеметрию (блок передающий информацию об автомате дистанционно). 2) Ремонт, техническое обслуживанье, настройки.
Можно использовать фирмы/частных мастеров, но это дополнительные расходы.
Небольшие вендоры стараются приобретать модели оборудования одинаковые и имеют.
к примеру «учебный автомат» для тестирование, выявления узлов неисправностей.
Тут работает правило, чем распространение марки/модели тем проще разобраться с проблемой.
Вандализм/Воровство
1) Вандализм «безобидный»
2) Вандализм «с ущербом»
3) Воровство денег из автомата
4) Воровство ингредиентов.
5) Воровство самого автомата.
К безобидному Вандализму можно отнести Надписи, Царапины, Наклейки, Грязь -вообще то что никак не влияет на работу самого автомата.
Иногда даже не сознательно( к примеру делали «гастеры» косметический ремонт никто не удосужился накрыть автомат в итоге автомат весь в белых каплях от побелки) Вандализм с ущербом- ломают, разбивают, переворачивают- Тут уже есть шанс найти и привлечь к ответственности.
Выбирая места установки, помните об этом (особенно касается при уличной установке автоматов) можно поставить подальше от трафика, но под камерой/или поближе к охране.
Воровство денег из автомата- бывает 2 мя способами с помощью «удочек», либо ломают дверь, стенку/подбирают ключ от замка(достаточно 2-3 сек чтобы вытащить купюры). Удочки-монеты на шнурках, купюры на скотче, половинки купюр в надежде, что автомат засчитает как за целую и вернет мелочью достоинство купюры.
От взлома- спасает установка простой сигнализации либо подключения датчика и передача все это через телеметрию (снеки, кофейники и похожие автоматы имеющие дверь)
Удочки относительно безобидны, так как современные платежки почти не воспринимают их. Но «рыбаки» иногда тупо забывают их там в итоге автомат стоит с заблокированной платежкой, или монетником , что еще хуже клиенту не выдаст сдачу с его купюры.
Воровство ингредиентов /товаров- попытка достать стаканчики, какао ( на автомойке «азиаты» отгибали и длиной тонкой, ложкой набирали какао-порошок, чтоб его пить) или кофе, снека из автомата (отгибают дверь, изготавливают крючки, закидывают кошек в снек).
В механических автоматах - изготовление или подбор монет(более дешевых), в целях совершить покупку значительно дешевле.
К примеру 2 рубля равно 1 евро во многих старых автоматах в Европе.
Воровство автоматов- серьезное уголовное преступление, но не смотря на наказание до сих пор практикуется (изготовление липовых документов «а-ля забрать в ремонт», продажа/сдачи места через посредника, который потом просто увозит Ваш автомат). Будьте бдительны при выборе точки постарайтесь сразу познакомиться с охранниками, владельцем площади или его представителем.
Дайте сразу понять, что любое перемещение только в присутствие владельца.
Как нестранно звучит, но практика показывает, что Арендодатель не отвечает за Ваш автомат по закону и незахочет подписывать с Вами договор с материальной ответственностью (исключение практикуется при тендерах/в госучрежденьях)
Локальные ( по жалобе клиента или по настроению налоговой, роспотребназора) бывают, но обычно легко решаемы, особенно если у Вас есть связи в Вашем регионе.
Обязательно иметь сертификаты, документы на продуктовые ингредиенты, следить за чистотой в автоматах внутри и снаружи.
По «закону» на каждом автомате должны быть указаны телефоны поддержки, адрес, наименование Юридического лица, и контактные данные. Если хотите оформить данный бизнес в белую Вы можете выбрать как ИП так и ООО. Соответственно налоговые режимы Выбираются конкретно от Вашего региона.
По всей России можно оформить УСН 6%, либо УСН 15 % (доходы-расходы) Я рекомендую 6% так как Ваша наценка будет более 100 %. А расходы не всегда получится показать «документально»
В некоторых регионах можно оформить ЕНВД или ПСН. «Базовая доходность по ЕНВД при реализации товаров с использованием торговых автоматов установлена НК РФ и равна 4500 руб.
в месяц на 1 ТА.» К ней есть 2 коэффициента К1 ( корректируется каждый год в зависимости от инфляции по всей РФ) и К2 коэффициент (устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов.
Он призван учесть совокупность конкретных особенностей ведения предпринимательской деятельности в данном регионе: - ассортимент товаров (работ, услуг); - сезонность; - режим работы; - величину доходов и др. особенности места ведения предпринимательской деятельности.)
ПСН рассчитывают индивидуально по регионам, количествам ТА, работникам (к примеру оборот ИП по 4 ТА в год (без наемных работников):
Омск = 448 000; Псков = 370 000; Н-Новгород = 850 000; Рязань = 300 000; Иваново = 200 000, и с этих сумм считают стоимость патента.
С 1 июля 2018 года.
Должен вступить в силу закон о применении ККМ (касс) в вендинговых аппаратах.
Причем «все проблемы» по внедрению это проблемы владельцев.
Будете внедрять или нет на Ваше усмотрение (разуметься 99 процентов вендинговых бизнесменов против). Сухая статистика ( как говорится предупрежден, значит вооружен): 70% автоматов в России установлены не то что без касс для вендинга, но даже оформления юр лица.
По факту, это незаконное предпринимательство.
Но даже за это штрафов почти никто не получает.
И если ваш бизнес совсем не позволяет установить кассы на торговые автоматы, возможно, вам будет выгоднее раз в пять лет попадать на штраф в 2500 рублей, нежели тратить на установку ККМ на кофейный аппарат и ежемесячно оплачивать фискального оператора.
Адаптация к ФЗ-54 обойдется предпринимателю в 25 – 40 тысяч единоразово и в 300-500 рублей в месяц на текущее обслуживание модема и фискального оператора.
Причем оборудование легко ставится на 99% автоматов (даже бу 2003 года).
Лидером в является Япония, в этой небольшой стране почти 1/3 автоматов от общего количества в мире.
Около 80 процентов подключены к Интернету и управляются дистанционно.
В данном случае постараюсь в вкратце изложить что есть на нашем рынке, где взять, куда поставить, что с этим потом делать.
Виды автоматов по «питанию»:
1) Механические- без электричества (жвачка, мелкие игрушки, и прочий товар в капсулах). Продажа товара происходит за счет «усилия» покупателя (повернуть, оттянуть, надавить)
2) Механико-электрические- электричество нужно для рекламы(привлечения), но не для самого процесса ( то же что из 1 варианта, только с свето\музыкальными эффектами)
3) Электрические- автомат без «розетки» не работает ( кофеавтоматы, снеки, аттракционы, игровые, платежные терминалы, массажные кресла и так далее)
4) Автоматы требующие еще коммуникации ( вода, канализация)- ( автомат по продаже фильтрованной воды, прачечные и так далее)
По «продаже»:
1) Продажа готового товара (снэки, напитки, игрушки, тампоны, презервативы, сигареты и т.д.) Тут можно разделить еще на категории: Автомат одного товара (обычно изготавливают на заказ), универсальный автомат продающий несколько позиций (есть ограничения определенные по габариту товара/весу, и продажа продуктов питания(готовых) автомату нужна холодильная установка)
2) Изготовление товара ( кофеавтоматы, свежевыжатый сок, пицца и т.д.)
3) Продажа услуги (чистка обуви, стирка, платежные терминалы, массажные кресла, копии, фотобудки, билеты и т.д.)
4) Продажа эмоций (игровые автоматы, аттракционы и т.д.)
По типу установки:
1) Настольные в большинстве случаев это механические ( ставятся на специальные стойки, столы). На одну стойку можно установить несколько штук.
2) Настенные ( крепятся к стене, иногда сбоку к другому автомату)
3) Под тумбу (но может работать и без нее) визуально по дизайну представляя единое целое.
4) Отдельно стоящие (кофеавтоматы, снэки, и большая часть вендинга)
По месту установки:
1) Помещение
2) Помещение/улица ( допускаются до определенных температур)
3) Уличные ( обычно в спец боксах, с антивандальными/подогревами и т.д.)
Производителю:
1) Европейцы (основные Италия, Германия, дорогие и надежные)
2) Китайцы ( недорого, но ненадежно)
3) Корейские ( середнячки между надежностью и ценой)
4) Японцы (разнообразие)
5) Российские ( в основном механические)
6) Самоделки (собирают под заказ из чужих комплектующих, иногда под единственный товар или услугу)
Где обычно ставят автоматы (самый ВАЖНЫЙ) вопрос:
По времени работы( пока мимо автомата проходят/находятся/ждут он работает):
1) Места 24 часа (вокзалы, аэропорта, таможни, и так далее) одни из доходных мест, но высокие ставки аренды+ сложность захода.
Есть сложности в обслуживание и ремонту. 2) Места работающие по графику ( школы, поликлиники, госучреждения, институты и т.д.) низкая аренда, долговременный договор, защита от конкурентов и отжатия точки.
Сложность захода (тендеры, договора). Проще обслуживание и наполнение.
Без проблем произвести ремонт/обслуживание на месте ( ночью, в выходные) 3) Частные места работающие по графику (офисы, фабрики, заводы, торговые центры и т.д.)- Плавающие ставки аренды от 0 рублей, гораздо проще договориться об установке.
Проще обслуживание и наполнение.
Без проблем произвести ремонт/обслуживание на месте ( ночью, в выходные)
4) Не постоянные графики работы, зависящие от загрузки «основного бизнеса» ( спортивные клубы, секции, студии, семинары и так далее). Плавающие ставки аренды от 0 рублей/процент от оборота Неравномерность нагрузки потребления( стоит час-два-сутки, потом резкое потребление) желательно иметь телеметрию, контролируя исправность.
Для обслуживания или ремонта, нужно подстраиваться под график. 5) Временные места установки ( спортивные мероприятия, лагеря, форумы, ледовые катки, фестивали, предвыборные штабы, форумы) Ставки аренды от 0 рублей.
Быстрота установки, «необязательность»-не пошло увез.
6) Уличная установка (курорты, набережные, парки и так далее) Большой риск вандализма, учитывать температурный режим и погодные условия.
По проходимости:
1) Круглосуточная проходимость ( вокзалы, аэропорта, автовокзалы, транспортные компании, диспетчерские)- важен подбор места внутри, яркость, привлекательность.
Желательно иметь телеметрию ( чтобы автомат не простаивал из за поломки/отсутствия воды/наполнителя)+ умело и быстро обслуживать автомат. 2) Относительно постоянная проходимость ( школы, институты, колледжи, учебные центры) то есть количество человек известно, и периодически обновляется.
Примерно постоянное потребление легко рассчитать частоту обслуживания и наполнения. 3) Постоянная проходимость не обновляемая (завод, фабрика, бэк офисы)- количество равно сотрудникам.
Важно качество продукта или услуги.
(так как работает сарафанное радио). Можно подобрать по просьбе ингредиенты/настройки индивидуально под потребителей или провести тесты «качества». Легко рассчитать частоту обслуживания и наполнения автомата.
Телеметрию можно не ставить.
Недостаток главный если «не пошло» то и ни как не раскачаешь, «переезжать» учитывайте этот момент в договоре(чтоб не стоять в убыток по причине договора аренды)
4) Проходимость зависящая от успехов «чужого бизнеса»- если «бизнес» посещают то и проходят/покупают у Вас (фитнесс центры, торговые центры, кинотеатры, спортклубы, секции и так далее) , и наоборот если загибается, то и падает Ваша выручка, так как никак нельзя Вам повлиять на посещаемость.
Как искать место:
1) Знакомые/родственники- (владельцы бизнеса, директора предприятий или лица имеющие право на такие решения). Самое оптимальное решение.
2) Специализированные форумы/доски- вендоры иногда обмениваются точками, продают или отдают «в хорошие руки» особенно в крупных городах, чтоб оптимизировать маршруты обслуживания и временные затраты.
Не плохой способ, но мало вариантов. 3) Специализированные услуги Локаторов (очень похоже на риэлторов)- фирма или частники, обходят/обзванивают предприятия, склады, бизнес центры вообще куда можно дотянуться, и договариваются.
И выставляют место на продажу обычно 10-15-20 тысяч за место( разовый платеж)+ арендная плата (иногда аренды не бывает по причине того что Владелец бизнеса хочет доп.
услугу (автомойки, автосервисы и так далее). Вариант не самый лучший, так как цена аренды завышена +надо отдать за информацию, и никто не гарантирует спрос на точке. 4) Самостоятельно выходить с предложениями по установке.
Просто предлагая взять в аренду 1-2 кв м торговой, офисной, коридорной площади.
Вариант самый сложный в реализации.
5) Реклама по принципу «вин-вин». Обычно получается у крупных, вендоров, то есть крупные «заказчики» сами выходят на них с просьбой установить автоматы на их площадях или поучаствовать в тендерах ( РЖД, Метро, Аэропорты, Система образования и т.д.)
Размер платы:
1) 0 рублей, обычно если владелец места(бизнеса) хочет обеспечить допуслугу своим клиентам
2) Фиксированный платеж (прописывается в договоре, устно или как договоритесь)
3) Процент с оборота/выручки.
Самый оптимальный для вендора, но сложность расчета + доверие владельца площади под точку
4) Предоставление ключа/пароля- то есть автомат в счет аренды наливает сотрудникам компании бесплатные напитки/услуги/продает товар безлимитно или ограниченное по времени (день месяц и так далее)/сумме/количеству
И так с товаром/услугой определились, места нашли, где взять автомат?
1) Купить новый у представителя ( дорого, есть гарантия, помощь, консультация, возможность доработки/модернизации)
2) Изготовить самостоятельно ( для механических реально), заказать именно под Ваши потребности, задачи.
3) Купить б/у с точкой ( один из выгодных вариантов, но редко попадается)
4) Купить б/у с работающей точки (оба варианты хороши тем, что покупаете работающий, настроенный автомат и можете самостоятельно проверить его фактическую работоспособность на каком то периоде времени( день/неделя, а не только за 10-20-30 минут во время сделки, и увидеть со стороны проходимость точки.
5) Купить с рук ( сложность выбора, дешево, но рискованно).
6) Купить у перекупов ( есть большой выбор, продаются как есть иногда выкупаются после Вашего аванса и тут же перепродаются Вам, недорого но рискованно ).
7) Купить у фирм занимающихся скупкой/ремонтом/перебором/подготовкой ( Обычно дороже на 15-20 процентов, но отдают работающий, настроенный автомат, с подготовкой и дают гарантию + помощь дальнейшая)
Ингредиенты ( касается кофе/снэк/торговых и аналогичных автоматов)
Разделить на две группы: продовольственные (имеющие срок годности) и «промтовары»
Продовольственные : те что готовятся в автомате (кофе, соки, пицца, коктейли и так далее) и продающие готовые продукты.
«Промтовары»: продающие готовый товар в своей упаковке, изготовление товара ( амулеты, памятные монеты и так далее), товар упакованный в капсулы (важен размер под капсулы товара), и совместимость с автоматом диаметра.
1) Продовольственные для приготовления приобретают в специализированных фирмах, определенных брендов ( какие брать это тема отдельной статьи). Имеются разных ценовых категорий ( типа эконом, премиум, элит),(российские, совместные, импортные).
2) Продовольственные готовые, можно приобрести у поставщиков ингредиентов для вендинга зачастую даже поштучно по оптовым ценам.
Так же приобретают в обычных сетевых Ашан, Метро, продовольственные базы и так далее.
«Промтовары»:
1) Готовые товары- ничем не отличается от закупок обычных магазинов, главное чтоб соответствовал техническому требованию автомата.( размер, крепление, вес)
2) Изготовление товара- специализированные фирмы для вендинга.
3) Капсульные- либо сразу товар в капсулах продается, либо самостоятельно покупаются нужные капсулы ( по размеру) и товар упаковываете Вы сами.
Фирмы продающие для вендинга ингредиенты, без проблем отправляют их в регионы.
Есть фирмы универсальные продающие разные марки, либо продающие только линейку своего бренда.
Как и какие выбирать Вам. Обслуживание Разделить на 2 части иногда его осуществляют разные люди (у крупных вендоров). 1) Наполнение автомата ингредиентами, снятие выручки, статистики.
(обычно опытным путем устанавливают частоту по фактам продажи, или оптимизации логистики.
Также при «неравномерных» продажах используют телеметрию (блок передающий информацию об автомате дистанционно). 2) Ремонт, техническое обслуживанье, настройки.
Можно использовать фирмы/частных мастеров, но это дополнительные расходы.
Небольшие вендоры стараются приобретать модели оборудования одинаковые и имеют.
к примеру «учебный автомат» для тестирование, выявления узлов неисправностей.
Тут работает правило, чем распространение марки/модели тем проще разобраться с проблемой.
Вандализм/Воровство
1) Вандализм «безобидный»
2) Вандализм «с ущербом»
3) Воровство денег из автомата
4) Воровство ингредиентов.
5) Воровство самого автомата.
К безобидному Вандализму можно отнести Надписи, Царапины, Наклейки, Грязь -вообще то что никак не влияет на работу самого автомата.
Иногда даже не сознательно( к примеру делали «гастеры» косметический ремонт никто не удосужился накрыть автомат в итоге автомат весь в белых каплях от побелки) Вандализм с ущербом- ломают, разбивают, переворачивают- Тут уже есть шанс найти и привлечь к ответственности.
Выбирая места установки, помните об этом (особенно касается при уличной установке автоматов) можно поставить подальше от трафика, но под камерой/или поближе к охране.
Воровство денег из автомата- бывает 2 мя способами с помощью «удочек», либо ломают дверь, стенку/подбирают ключ от замка(достаточно 2-3 сек чтобы вытащить купюры). Удочки-монеты на шнурках, купюры на скотче, половинки купюр в надежде, что автомат засчитает как за целую и вернет мелочью достоинство купюры.
От взлома- спасает установка простой сигнализации либо подключения датчика и передача все это через телеметрию (снеки, кофейники и похожие автоматы имеющие дверь)
Удочки относительно безобидны, так как современные платежки почти не воспринимают их. Но «рыбаки» иногда тупо забывают их там в итоге автомат стоит с заблокированной платежкой, или монетником , что еще хуже клиенту не выдаст сдачу с его купюры.
Воровство ингредиентов /товаров- попытка достать стаканчики, какао ( на автомойке «азиаты» отгибали и длиной тонкой, ложкой набирали какао-порошок, чтоб его пить) или кофе, снека из автомата (отгибают дверь, изготавливают крючки, закидывают кошек в снек).
В механических автоматах - изготовление или подбор монет(более дешевых), в целях совершить покупку значительно дешевле.
К примеру 2 рубля равно 1 евро во многих старых автоматах в Европе.
Воровство автоматов- серьезное уголовное преступление, но не смотря на наказание до сих пор практикуется (изготовление липовых документов «а-ля забрать в ремонт», продажа/сдачи места через посредника, который потом просто увозит Ваш автомат). Будьте бдительны при выборе точки постарайтесь сразу познакомиться с охранниками, владельцем площади или его представителем.
Дайте сразу понять, что любое перемещение только в присутствие владельца.
Как нестранно звучит, но практика показывает, что Арендодатель не отвечает за Ваш автомат по закону и незахочет подписывать с Вами договор с материальной ответственностью (исключение практикуется при тендерах/в госучрежденьях)
Законность. Налоги.( разуметься здесь будет написано в общих словах)
Законность- каких то жестких процедур/проверок, до сих пор не проводилось в вендинге.Локальные ( по жалобе клиента или по настроению налоговой, роспотребназора) бывают, но обычно легко решаемы, особенно если у Вас есть связи в Вашем регионе.
Обязательно иметь сертификаты, документы на продуктовые ингредиенты, следить за чистотой в автоматах внутри и снаружи.
По «закону» на каждом автомате должны быть указаны телефоны поддержки, адрес, наименование Юридического лица, и контактные данные. Если хотите оформить данный бизнес в белую Вы можете выбрать как ИП так и ООО. Соответственно налоговые режимы Выбираются конкретно от Вашего региона.
По всей России можно оформить УСН 6%, либо УСН 15 % (доходы-расходы) Я рекомендую 6% так как Ваша наценка будет более 100 %. А расходы не всегда получится показать «документально»
В некоторых регионах можно оформить ЕНВД или ПСН. «Базовая доходность по ЕНВД при реализации товаров с использованием торговых автоматов установлена НК РФ и равна 4500 руб.
в месяц на 1 ТА.» К ней есть 2 коэффициента К1 ( корректируется каждый год в зависимости от инфляции по всей РФ) и К2 коэффициент (устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов.
Он призван учесть совокупность конкретных особенностей ведения предпринимательской деятельности в данном регионе: - ассортимент товаров (работ, услуг); - сезонность; - режим работы; - величину доходов и др. особенности места ведения предпринимательской деятельности.)
ПСН рассчитывают индивидуально по регионам, количествам ТА, работникам (к примеру оборот ИП по 4 ТА в год (без наемных работников):
Омск = 448 000; Псков = 370 000; Н-Новгород = 850 000; Рязань = 300 000; Иваново = 200 000, и с этих сумм считают стоимость патента.
С 1 июля 2018 года.
Должен вступить в силу закон о применении ККМ (касс) в вендинговых аппаратах.
Причем «все проблемы» по внедрению это проблемы владельцев.
Будете внедрять или нет на Ваше усмотрение (разуметься 99 процентов вендинговых бизнесменов против). Сухая статистика ( как говорится предупрежден, значит вооружен): 70% автоматов в России установлены не то что без касс для вендинга, но даже оформления юр лица.
По факту, это незаконное предпринимательство.
Но даже за это штрафов почти никто не получает.
И если ваш бизнес совсем не позволяет установить кассы на торговые автоматы, возможно, вам будет выгоднее раз в пять лет попадать на штраф в 2500 рублей, нежели тратить на установку ККМ на кофейный аппарат и ежемесячно оплачивать фискального оператора.
Адаптация к ФЗ-54 обойдется предпринимателю в 25 – 40 тысяч единоразово и в 300-500 рублей в месяц на текущее обслуживание модема и фискального оператора.
Причем оборудование легко ставится на 99% автоматов (даже бу 2003 года).