- 17, Mar 2015
- #1
Отшельники преклонились перед Кришной, как перед ожидаемым и свыше назначенным преемником Васиштхи.
В глубине священного леса была совершена shrada или погребальная церемония над святым старцем, и сын Деваки получил знак верховной власти – посох о семи узлах, после того, как было совершено жертвоприношение огня в присутствии старейших отшельников, тех, которые знали наизусть все три Веды.
Затем Кришна удалился на гору Меру для размышления над своим учением и над путем спасения людей.
Его медитация и его аскетические упражнения длились семь лет.
По окончании этого времени он почувствовал, что подчинил свою земную природу природе божественной и настолько отождествил себя с солнцем Махадевы что получил право на имя Сына Божия.
И тогда лишь призвал он к себе отшельников, молодых и старых, чтобы открыть им свое учение.
Они нашли Кришну очищенным и обновленным; герой преобразился в святого, он не утерял свою львиную силу, но приобрел кротость голубки.
Между теми, которые поспешили на призыв, находился и Арджуна, потомок царей солнечного цикла, один из Пандавов, лишенных престола Кауравами, представителями лунного цикла.
Молодой Арджуна был полон огня, но легко поддавался разочарованию и впадал в сомнения.
Он страстно привязался к Кришне. Сидя под кедрами горы Меру, с лицом, обращённым к Гимавату, Кришна начал проповедовать истины, недоступные для людей, живущих в рабстве у своей чувственной природы.
Он поучал их бессмертью души, ее возрождениям и ее мистическому соединению с Богом.
"Тело – говорил он – внешний покров души, есть нечто конечное; но душа, пребывающая в нем, есть нечто невидимое, невесомое, недоступное тлению, вечное.7 Земной человек троичен подобно Богу, которого он отражает в себе: у него есть разум, душа и тело.
Если душа соединяется с разумом, она достигает "Саттвы", т.е. мудрости и мира; если она колеблется между разумом и телом, она попадает под господство Раджас, страсти, и вращается от предмета к предмету в роковом круге; если же она подчиняется телу, она отдается во власть Тамас, безрассудству, неведению и временной смерти.
Вот что может каждый человек наблюдать внутри себя и в окружающей среде".8 – Но, – спросил Арджуна, – какова судьба души после смерти? Следует ли она все тому же закону, или она может избежать действия его? – Она никогда не может избежать закона и всюду послушна ему, – отвечал Кришна.
– В этом и заключается тайна возрождения.
Глубины жизни освещаются светом этой истины.
По распадении тела, когда победит Саттва (мудрость), душа поднимается в беспорочные области тех чистых Существ, которые приобрели ведение Единого.
По распадении тела, в котором господствует Раджас (страсть), душа возвращается вновь в среду тех, кто привязан ко всему земному.
Точно так же если распадается тело в котором преобладает Тамас (неведение), душа, затемненная материей, снова привлекается в лоно неразумных существ.9
– Это истинно, – сказал Арджуна, – но поведай нам теперь, чему подвергаются в течение веков те, кто следовал мудрости и кто после смерти переходит в божественные обители.
– Человек, застигнутый смертью во время молитвы, – ответил Кришна, – испытает в небесах в течение долгого времени награду за свою праведность и затем возвратится на землю, чтобы воплотиться в святом и почитаемом семействе.
Но этот вид возрождения достигается весьма трудно в земной жизни.
Человек, возрождающийся на земле, является с теми же способностями и тем же разумением, которые он имел в прежнем теле; и он начинает снова работать, чтобы усовершенствоваться.
– Итак, – сказал Арджуна, – добрые тоже принуждены рождаться и возобновлять телесную жизнь; но поведай нам, о, Господи, может ли для того, кто следует по пути мудрости, настать конец воплощениям?
– Выслушайте, – сказал Кришна, – великую и глубокую тайну.
Чтобы достигнуть совершенства, нужно овладеть Наукой Единства, которая выше мудрости; нужно подняться к божественной Сущности, которая выше души и даже выше разума.
– Божественная та сущность, верховный тот друг пребывает в каждом из нас, ибо Бог находится внутри каждого человека, но мало кто умеет найти его.
Узнай же путь спасения.
Когда вы познаете совершенную сущность, которая выше мира и которая заключена в вас самих, решитесь покинуть врага, принимающего форму желания.
Побеждайте ваши страсти.
Наслаждение, доставляемое чувствами, подобно недрам, рождающим страдание.
Не только делайте добро, но и сами будьте добры.
Достигайте того, чтобы побуждение заключалось в самом действии, а не в плодах его.
Отрекитесь от плодов ваших дел, чтобы каждое из ваших действий было как бы даром, приносимым Всевышнему.
Человек, приносящий в жертву свои желания и свои дела Тому, от кого произошли начала всех вещей, кто создал вселенную, достигает посредством этой жертвы совершенства.
– В духовном единении с Ним человек приобретает духовную мудрость, которая превышает все дары, и он испытывает божественное блаженство, ибо тот, кто находить в себе самом свое счастье, свою радость и в себе самом находит свет, тот в единении с Богом.
Знайте же, что душа, которая нашла Бога, освобождается от рождения и смерти, от старости и от страданий и пьет воду бессмертия.
Так излагал Кришна свое учение ученикам и путем внутреннего созерцания подготовлял их постепенно к восприятью высоких истин, раскрывшихся перед его духовным взором в минуту просветления.
Когда он говорил о Махадеве, его голос изменялся и все черты его освещались внутренним светом. Однажды Арджуна, в порыве смелости, сказал ему: "Дай нам узреть Махадеву в его божественной форме.
Сможем ли мы лицезреть его"?
И тогда Кришна начал говорить с невыразимый силой о Существе, которое дышит во всякой твари, обладает сто тысячью форм с бесчисленными очами, с лицами, обращенными во все стороны, и которое в то же время превышает все сотворенное всем объемом бесконечности, которое содержит в своем неподвижном теле всю движущуюся вселенную со всеми мирами.
Если бы в небесах зажглось одновременно сияние тьмы солнц, сказал Кришна, оно не сравнилось бы с сиянием Единого Всемогущего. Когда он говорил таким образом о Махадеве, зажегся в глазах Кришны луч света такой могучей силы, что ученики не выдержали его блеска и пали ниц к его ногам.
Волосы на голове Арджуны стали дыбом и покорно сложив руки и склоняясь, он сказал: "Господи, твои слова ужасают нас, мы не в состоянии смотреть на высокое существо, которое ты вызываешь перед нашими глазами.
Его вид потрясает нас".10 Далее Кришна поучал: – Многие рождения остались позади меня и позади тебя, о, Арджуна! Я знаю их все, но ты не знаешь своих.
И хотя я по природе моей не подлежу рождению и смерти и есмь Творец всего сущего, тем не менее, повелевая своей природой, я проявляюсь собственной силой.
И каждый раз, когда добродетель падает в мире, а порок и несправедливость преобладают, я делаюсь видимым, и таким образом я рождаюсь из века в век для спасения справедливого, для сокрушения злого и для восстановления праведного закона.
Тот, кто воистину знает Мою природу и Мое божественное творчество, тот, покинув тело, не вернется к новому рождению, тот придет ко Мне.11
Говоря так, Кришна смотрел на своих учеников с кротостью и благоволением.
Арджуна воскликнул: – Господи, ты Сын Махадевы!! Меня убеждает в этом Твоя великая доброта, Твое невыразимое очарование еще более, чем Твой устрашающий блеск.
Не столько в бесконечности ищут Тебя Девы и стремятся к Тебе, под человеческим образом любят они Тебя и поклоняются Тебе.
Ни послушание, ни милостыни, ни Веды, ни жертвоприношения не стоят единого из взглядов Твоих.
Ты – истина.
Веди нас к борьбе, к подвигам, к смерти.
И куда бы ни повел Ты нас, мы последуем за Тобой! В радости и восторге ученики теснились к Кришне, говоря: – Как могли мы не познать этого ранее? Сам Махадева говорит в Тебе. Он ответил: – Ваши глаза не были еще отверзты.
Я поведал вам великую тайну.
Сообщайте ее лишь тем, которые могут вместить.
Вы – мои избранные; вы видите цель; толпа же видит лишь часть дороги.
И потому идите со Мной проповедовать народу Путь спасения.
В глубине священного леса была совершена shrada или погребальная церемония над святым старцем, и сын Деваки получил знак верховной власти – посох о семи узлах, после того, как было совершено жертвоприношение огня в присутствии старейших отшельников, тех, которые знали наизусть все три Веды.
Затем Кришна удалился на гору Меру для размышления над своим учением и над путем спасения людей.
Его медитация и его аскетические упражнения длились семь лет.
По окончании этого времени он почувствовал, что подчинил свою земную природу природе божественной и настолько отождествил себя с солнцем Махадевы что получил право на имя Сына Божия.
И тогда лишь призвал он к себе отшельников, молодых и старых, чтобы открыть им свое учение.
Они нашли Кришну очищенным и обновленным; герой преобразился в святого, он не утерял свою львиную силу, но приобрел кротость голубки.
Между теми, которые поспешили на призыв, находился и Арджуна, потомок царей солнечного цикла, один из Пандавов, лишенных престола Кауравами, представителями лунного цикла.
Молодой Арджуна был полон огня, но легко поддавался разочарованию и впадал в сомнения.
Он страстно привязался к Кришне. Сидя под кедрами горы Меру, с лицом, обращённым к Гимавату, Кришна начал проповедовать истины, недоступные для людей, живущих в рабстве у своей чувственной природы.
Он поучал их бессмертью души, ее возрождениям и ее мистическому соединению с Богом.
"Тело – говорил он – внешний покров души, есть нечто конечное; но душа, пребывающая в нем, есть нечто невидимое, невесомое, недоступное тлению, вечное.7 Земной человек троичен подобно Богу, которого он отражает в себе: у него есть разум, душа и тело.
Если душа соединяется с разумом, она достигает "Саттвы", т.е. мудрости и мира; если она колеблется между разумом и телом, она попадает под господство Раджас, страсти, и вращается от предмета к предмету в роковом круге; если же она подчиняется телу, она отдается во власть Тамас, безрассудству, неведению и временной смерти.
Вот что может каждый человек наблюдать внутри себя и в окружающей среде".8 – Но, – спросил Арджуна, – какова судьба души после смерти? Следует ли она все тому же закону, или она может избежать действия его? – Она никогда не может избежать закона и всюду послушна ему, – отвечал Кришна.
– В этом и заключается тайна возрождения.
Глубины жизни освещаются светом этой истины.
По распадении тела, когда победит Саттва (мудрость), душа поднимается в беспорочные области тех чистых Существ, которые приобрели ведение Единого.
По распадении тела, в котором господствует Раджас (страсть), душа возвращается вновь в среду тех, кто привязан ко всему земному.
Точно так же если распадается тело в котором преобладает Тамас (неведение), душа, затемненная материей, снова привлекается в лоно неразумных существ.9
– Это истинно, – сказал Арджуна, – но поведай нам теперь, чему подвергаются в течение веков те, кто следовал мудрости и кто после смерти переходит в божественные обители.
– Человек, застигнутый смертью во время молитвы, – ответил Кришна, – испытает в небесах в течение долгого времени награду за свою праведность и затем возвратится на землю, чтобы воплотиться в святом и почитаемом семействе.
Но этот вид возрождения достигается весьма трудно в земной жизни.
Человек, возрождающийся на земле, является с теми же способностями и тем же разумением, которые он имел в прежнем теле; и он начинает снова работать, чтобы усовершенствоваться.
– Итак, – сказал Арджуна, – добрые тоже принуждены рождаться и возобновлять телесную жизнь; но поведай нам, о, Господи, может ли для того, кто следует по пути мудрости, настать конец воплощениям?
– Выслушайте, – сказал Кришна, – великую и глубокую тайну.
Чтобы достигнуть совершенства, нужно овладеть Наукой Единства, которая выше мудрости; нужно подняться к божественной Сущности, которая выше души и даже выше разума.
– Божественная та сущность, верховный тот друг пребывает в каждом из нас, ибо Бог находится внутри каждого человека, но мало кто умеет найти его.
Узнай же путь спасения.
Когда вы познаете совершенную сущность, которая выше мира и которая заключена в вас самих, решитесь покинуть врага, принимающего форму желания.
Побеждайте ваши страсти.
Наслаждение, доставляемое чувствами, подобно недрам, рождающим страдание.
Не только делайте добро, но и сами будьте добры.
Достигайте того, чтобы побуждение заключалось в самом действии, а не в плодах его.
Отрекитесь от плодов ваших дел, чтобы каждое из ваших действий было как бы даром, приносимым Всевышнему.
Человек, приносящий в жертву свои желания и свои дела Тому, от кого произошли начала всех вещей, кто создал вселенную, достигает посредством этой жертвы совершенства.
– В духовном единении с Ним человек приобретает духовную мудрость, которая превышает все дары, и он испытывает божественное блаженство, ибо тот, кто находить в себе самом свое счастье, свою радость и в себе самом находит свет, тот в единении с Богом.
Знайте же, что душа, которая нашла Бога, освобождается от рождения и смерти, от старости и от страданий и пьет воду бессмертия.
Так излагал Кришна свое учение ученикам и путем внутреннего созерцания подготовлял их постепенно к восприятью высоких истин, раскрывшихся перед его духовным взором в минуту просветления.
Когда он говорил о Махадеве, его голос изменялся и все черты его освещались внутренним светом. Однажды Арджуна, в порыве смелости, сказал ему: "Дай нам узреть Махадеву в его божественной форме.
Сможем ли мы лицезреть его"?
И тогда Кришна начал говорить с невыразимый силой о Существе, которое дышит во всякой твари, обладает сто тысячью форм с бесчисленными очами, с лицами, обращенными во все стороны, и которое в то же время превышает все сотворенное всем объемом бесконечности, которое содержит в своем неподвижном теле всю движущуюся вселенную со всеми мирами.
Если бы в небесах зажглось одновременно сияние тьмы солнц, сказал Кришна, оно не сравнилось бы с сиянием Единого Всемогущего. Когда он говорил таким образом о Махадеве, зажегся в глазах Кришны луч света такой могучей силы, что ученики не выдержали его блеска и пали ниц к его ногам.
Волосы на голове Арджуны стали дыбом и покорно сложив руки и склоняясь, он сказал: "Господи, твои слова ужасают нас, мы не в состоянии смотреть на высокое существо, которое ты вызываешь перед нашими глазами.
Его вид потрясает нас".10 Далее Кришна поучал: – Многие рождения остались позади меня и позади тебя, о, Арджуна! Я знаю их все, но ты не знаешь своих.
И хотя я по природе моей не подлежу рождению и смерти и есмь Творец всего сущего, тем не менее, повелевая своей природой, я проявляюсь собственной силой.
И каждый раз, когда добродетель падает в мире, а порок и несправедливость преобладают, я делаюсь видимым, и таким образом я рождаюсь из века в век для спасения справедливого, для сокрушения злого и для восстановления праведного закона.
Тот, кто воистину знает Мою природу и Мое божественное творчество, тот, покинув тело, не вернется к новому рождению, тот придет ко Мне.11
Говоря так, Кришна смотрел на своих учеников с кротостью и благоволением.
Арджуна воскликнул: – Господи, ты Сын Махадевы!! Меня убеждает в этом Твоя великая доброта, Твое невыразимое очарование еще более, чем Твой устрашающий блеск.
Не столько в бесконечности ищут Тебя Девы и стремятся к Тебе, под человеческим образом любят они Тебя и поклоняются Тебе.
Ни послушание, ни милостыни, ни Веды, ни жертвоприношения не стоят единого из взглядов Твоих.
Ты – истина.
Веди нас к борьбе, к подвигам, к смерти.
И куда бы ни повел Ты нас, мы последуем за Тобой! В радости и восторге ученики теснились к Кришне, говоря: – Как могли мы не познать этого ранее? Сам Махадева говорит в Тебе. Он ответил: – Ваши глаза не были еще отверзты.
Я поведал вам великую тайну.
Сообщайте ее лишь тем, которые могут вместить.
Вы – мои избранные; вы видите цель; толпа же видит лишь часть дороги.
И потому идите со Мной проповедовать народу Путь спасения.