Размышления о RAW, или, как снимать сцены с большим динамическим диапазоном

  • Автор темы skitalets
  • 6398
  • Обновлено
  • 06, Apr 2009
  • #1
Для тех, кто снимает только в jpg, это неактуально.

Внутрикамерный процессор уже все решил сам, и что-либо выправить уже практически невозможно. Сначала, о том, что и так всем известно.

А знаем мы вот что: 1. Шумов в тенях всегда больше 2. При съемке сцен с большим ДД гистограмму нужно всегда стараться сдвинуть максимально к светам.

Но так, чтобы не обрезать их. 3. RAW-файл является 12-ти, или 14-ти битным.

А при конверсии в jpg он ужимается до 8-ми битного. Вроде бы, вещи всем известные.

Как все это делается, тоже все знают. Подбираем экпопару, делаем снимок и смотрим гистограмму.

В случае необходимости, подправляем экпозицию, если нужно, вводим экспокоррекцию, и повторно снимаем.

Ничего сложного.

И, в общем-то, все вполне логично и не противоречит нашим знаниям.

Только возникает вопрос, а что же мы видим в действительности на дисплее камеры, когда рассматриваем получившийся кадр и изучаем гистограмму? А ведь мы видим ни что иное, как внутрикамерный ipg.

То есть, мы наблюдаем не исходные данные снятые с матрицы, а уже преобразованные внутрикамерным RAW-конвертором, с применением ББ, возможной коррекцией среднесерого и использованием определенной тоновой кривой.

И наблюдаемая гистограмма, соответственно, относится не к исходным данным, а к преобразованным.

В таком представлении у нас получаются сжатые света и вытянутые тени.

И ориентируясь только на эти данные,

получается, что нет никакой уверенности в том, что даже при правильной

гистограмме, максимально смещенной к светам, мы не потерям часть

светов, или, наоборот, что гистограмма подтянута в область светов

вплотную (а если это не так, то мы получим увеличение шумов,

соответственно). Таким образом, возникает вопрос.

А как определить,

какой запас по экспозиции мы имеем в светах, чтобы впоследствии

ориентироваться на него? Экспонометр камеры настроен таким образом, что

ориентируясь на его показания, мы получаем среднесерый тон (именно

поэтому, если не ввести экспокоррекцию, белый снег у нас получается на

снимке очень темным, когда мы экспонируемся по нему). Возьмем

стандартный сюжет.

Дневной пейзаж.

Освещение достаточно яркое. Экспонируясь по переднему плану, на снимке мы получим его хорошо проработанным, так как экспонометр посчитал его среднесерым.

А вот каким получится небо, зависит уже от того, насколько оно было ярким.

И, естественно, нас интересует вопрос, а сколько мы по экспозиции имеем в запасе, чтобы информация о небе у нас еще не потерялась, и ее можно было бы потом вытянуть тем, или иным способом.

Ориентироваться по гистограмме получается, что нельзя.

Ибо это уже преобразованные и сжатые данные.

Что еще? А почему бы не попробовать экспонироваться по

небу? Или, в общем случае, по тому самому яркому участку сюжета, где мы

хотели бы сохранить какие-то детали? Экспонометр, так же, сочтет это

среднесерым, и на фотографии мы получим темное небо со всеми деталями в

облаках, но совершенно черный передний план (остановившись на этом,

что-то вытянуть будет можно, но полезут ужасные шумы). А теперь,

запомнив экспозицию, будем ее постепенно увеличивать.

Скажем, сделать серию кадров с интервалом в полстопа, а потом все это внимательно изучить уже на компьютере.

Остановиться на том кадре, где детали из светов еще вытягиваются тем, или иным способом.

Каким, уже не суть важно.

Хоть в конверторе, хоть кривые в Photoshop, хоть псевдо-HDR, хоть просто вклеить нужный участок из недоэкспонированного RAW. Главное, что эти детали есть.

Таким образом, можно примерно рассчитать сколько мы имеем в запасе и как лучше проводить такую съемку.

То есть, мы экспонируемся по самой яркой области сюжета, детали которой хотим сохранить, а потом вносим рассчитанную поправку в экспозицию, и делаем снимок.

Естественно, для различных камер эта величина будет разной.

Это зависит и от производителя, и от битности матрицы.

skitalets


Рег
28 Sep, 2004

Тем
3

Постов
28

Баллов
58
  • 12, Apr 2009
  • #2
Все правильно и интересно написано, только мудрено.

Решать подобные проблемы съемки поможет зонная теория Ансела Адамса.

Выбор экспозиции для передачи максимально полного динамического диапазона светов и теней делает как раз она самая! В книге Георгия Розова "Как снимать.

Искусство фотографии" описана самым подробным и доходчивым образом.

Кстати книга лежит на этом сайте в разделе ФОТОБИБЛИОТЕКА-КНИГИ ПО ФОТОГрАФИИ.

Рекомендую всем скачать и читать-читать-читать!!! Опять же - про технику HDR не нужно забывать.

Однако, спасибо автору поста.

Многому научился из его уроков цветокоррекции и обработки фото.

Также всем рекомендую.
 

yuroli


Рег
31 Mar, 2008

Тем
0

Постов
19

Баллов
19
  • 13, May 2009
  • #3
Кстати по гистограмме нет реальной возможности оценить снимок...но есть uniWB! Кто не пробывал...советую! Правда на экране будет не правильная цветовая картина!
 

alexxx79


Рег
05 Apr, 2008

Тем
0

Постов
9

Баллов
9
  • 15, Jun 2009
  • #4
От себя могу добавить, что если съемка требует оперативного принятия решений (нет времени на просмотр результата, правку экспозиции), то я выбираю среднюю выдержку между самой яркой частью кадра (небо, белое платье) и самой темной.



Выставляю режим приоритета диафрагмы, и фиксирую экспозицию "звездочкой" на точке "средней" по яркости (чаще стараюсь даже укоротить выдержку, чтобы не "выбить" цвета). Бывают конечно промахи, но при постоянно меняющихся условиях освещения (например полдень, переменная облачность) это, мне кажется, наиболее оперативный способ получения хорошего результата.
 

maxk


Рег
04 Feb, 2008

Тем
1

Постов
4

Баллов
14
  • 16, Jul 2009
  • #5
А мне нравится тот факт, что у современных камер всё ограниченный динамический диапазон.

Я люблю это использовать в свою пользу - "выбивая" слишком "захламленные" фона, выбивая одежду, акцентируя внимание на лице, затемняя неинтеренсые фона, оставляя только лица, и т.д. Если бы динамический диапазон был гораздо шире, то кроме как "размазть" фон, друг инструментов бы и небыло.

 

VadimOm


Рег
16 Jul, 2009

Тем
0

Постов
5

Баллов
5
  • 11, Sep 2009
  • #6
Мой метод не очень оперативный но снимаю я со штативом, так что.

Определяю экспозицию в зависимости от сюжета.

Выставляю брекетинг, как правило 2/3. Загоняю крайнюю левую риску в ноль.

Снимаю три кадра.

Загоняю крайнюю правую риску в ноль.

Снимаю еще три кадра.

Выбрасываю лишний кадр.

Итог—пять исходников с шагом 2/3 экспозиции.
 

s1221p


Рег
25 May, 2007

Тем
0

Постов
4

Баллов
4
  • 08, Mar 2010
  • #7
мой метод банальный: снимаю с брекетингом +-2 , обычно с рук в дальнейшем проявляю каждый рав (всего их три будет) и свожу в фотошопе с помощью масок
 

maffboy


Рег
24 Feb, 2010

Тем
0

Постов
11

Баллов
11
  • 09, Mar 2010
  • #8
пару слов про области гистограммы. в левой, темной, части гистограммы не то, чтобы шумов больше, как говорится выше, просто матрица фиксирует разное количество информации в разных областях.

экспоненциальное увеличение количества фиксируемых элементов изображения происходит слева направо.

цифры сейчас не помню, но если ближе к левому краю фиксируются десятки тысяч элементов изображения, то справа - сотни тысяч. т.о. матрица фиксирует больше информации в светах, и снимать с максимальным сдвигом в светлые области имеет сымсл именно поэтому.
 

Cimmerian


Рег
19 Dec, 2009

Тем
1

Постов
20

Баллов
30
  • 26, Mar 2010
  • #9
А чем не устраивает приём псевдоХДР из рава? Хочется бОльшего ДД - копите на ХассельбладХ4Д, там он по-моему 12 ступеней.
 

daddyfox2


Рег
25 Mar, 2010

Тем
1

Постов
6

Баллов
16
  • 26, Mar 2010
  • #10
daddyfox2, post: 700573:
А чем не устраивает приём псевдоХДР из рава? Хочется бОльшего ДД - копите на ХассельбладХ4Д, там он по-моему 12 ступеней.
тем, что он именно "псевдо".
 

Cimmerian


Рег
19 Dec, 2009

Тем
1

Постов
20

Баллов
30
  • 26, Mar 2010
  • #11
Cimmerian, post: 700574:
тем, что он именно "псевдо".
А вообще зачем Вам ХДР, лично Вам он нравится или заказчик требует ?
 

daddyfox2


Рег
25 Mar, 2010

Тем
1

Постов
6

Баллов
16
  • 24, Mar 2015
  • #12
RAW очень редко ставлю, обычно JPG-а в 99% случаях хватает. Для размещения на веб-ресурсах - норм.
 

rootspain


Рег
24 Mar, 2015

Тем
0

Постов
2

Баллов
2
Тем
49554
Комментарии
57426
Опыт
552966

Интересно