Как управлять людьми на расстоянии

  • Автор темы Иван Бакун
  • 643
  • Обновлено
  • 23, Oct 2016
  • #1
Рецепт для стартапа



Дистанционно руководить стартапом — для большинства предпринимателей это может показаться идеей на грани безумия, особенно в России, где подавляющее большинство людей в бизнесе привыкли к «ручному управлению». Но иногда только так можно привлечь в команду лучших специалистов, желающих избавиться от офисного рабства.



В случае с нашей компанией решение строить процессы управления дистанционно изначально было вынужденным.

Ещё на стадии запуска бета-версии Choister мы с партнёрами работали над проектом не просто из разных городов — разных стран: они из — России, я — из США, где заканчивала обучение в Университете Беркли.

Этот опыт оказался настолько удачным, что мы решили сохранить его и постараться масштабировать.

Прежде всего, для высокотехнологичных проектов возможность привлечь достаточно квалифицированный персонал часто оказывается решающим фактором выживания на рынке.

В Москве, как и в любом другом крупном городе, в «модных» сегментах рынок оказывается настолько перегрет, что хороший специалист может запросить зарплату, сравнимую со значительной частью оборота компании.

Формат распределённой команды позволяет нам иметь в команде профессионалов такого уровня, о которых по столичным ценам рынка труда не могут мечтать не только стартапы, но и состоявшиеся компании.

Решение создавать распределённую команда помогло нам сэкономить до 30% на зарплатах, аренде офисов и обеспечении рабочих мест.

Есть пласт людей, которые не хотят работать в офисе в Москве.

Они могут жить в центре города, а работать ходить в парк Горького, а не на «Красную розу» или просто жить на даче.

Или на Бали.

Или в Париже.

Многие из них осознали тщетность пробок, дресс-кода и кофемашины или захотели пожить в другой стране, но столкнулись с реалиями — либо работа на Москву, либо свой бизнес.

Такие люди обычно обладают крайне высокими компетенциями и ценны для бизнеса.

Конечно, есть профессии, которым в принципе противопоказана такая работа — от слесарей до сейлз-менеджеров.

Поэтому возможен компромиссный вариант: либо создание небольшого офиса в Москве, либо вообще отказ от такой модели работы.

Мы не стали бы советовать своё решение молочному комбинату.

К сожалению, дистанционное управление имеет и ряд достаточно серьёзных минусов.

Сейчас сотрудники Choister живут в Сан-Франциско, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Бишкеке, Калининграде, Саранске, Яффе, Лондоне и Москве.

Разница часовых поясов составляет от 2 до 11 часов.

Менеджер в распределённой команде становится сервисной службой по фактически исполняемым задачам, но при этом должен удержать авторитет и не сдать позицию лидера.

Управление распределённой разработкой — это тонкий тюнинг производственных и бизнес-процессов в десятке локаций одновременно.

Нужны простые и приемлемые для всех правила, обеспечивающие взаимодействие между сотрудниками в спокойном режиме.

Для этого мы ввели правило обязательного пересечения взаимосвязанных сотрудников минимум на 5 рабочих часов в день.

Это хорошо работает при разнице времени в 2–4 часа, но я, например, и ещё несколько сотрудников живём в разных городах Калифорнии.

Наша разница во времени с Москвой — 11 часов.

И тут есть только один вариант — решать вопрос в индивидуальном порядке.

Поэтому, например, мой рабочий день начинается в 6 утра и в 13:00 прерывается.

В следующий раз я должна быть доступна с 22:00 до 24:00. Таким образом, я пересекаюсь с расположенными в городах России и Европы командой продавцов, маркетингом и прожект-менеджером от 5 до 7 часов в день.

Ещё одна проблема, c которой нам пришлось столкнуться, — невозможность обратился к рядом сидящему коллеге.

В онлайн-режиме менеджер может отойти, испытывать проблемы со связью и прочим.

Обособленности удалённой работы могут вести к различным неприятностям — от не столь критичного дублирования задач и функций до серьёзных проблем, когда люди начинают принимать неверные решения на своё усмотрение.

Например, начать проект, который не вписывается в бизнес компании, но требует серьёзных инвестиций для его исполнения.

В частности, Choister приняла решение отказаться от работы с хостелами и сервисами почасовой аренды жилья.

В первую очередь сориентироваться помогает полная документация о конкурентных преимуществах компании, её миссии и ключевых ценностях.

Всё общение между менеджерами ведётся в системе Trello (бесплатное веб-приложение для управления проектами небольших групп), где чётко фиксируется срок постановки задачи, дедлайны и ответственные за их исполнение.

Случались ситуации, когда все наши наработки терпели серьёзную проверку на прочность.

Например, в начале этого года мы очень оперативно запустили раздел «Новостройки» — на него были пущены силы всей команды, а мне приходилось контролировать процесс 24 часа в сутки из Калифорнии.

Нужно было подстраиваться под рабочее время в России и одновременно мотивировать людей работать и ночью.

В частности, дизайнер работал 2 недели без перерыва.

Было недостаточно написать одно письмо и ждать.

Мы общались через SMS, Skype, использовали все доступные каналы обмена информацией.

Параллельно дизайнер общался с разработчиками, а разработчики — с отделом продаж (единственными, кто работает в офисе в Москве). Приходилось идти на разные уловки — от личных просьб до угроз и обещаний каких-то благ в будущем.

Один раз мне пришлось полчаса кричать по Skype на программиста, другой раз — пообещать сейлз-менеджеру оплатить путёвку на море, если он выполнит поставленные задачи.

Результат стоит того — сейчас нашим сервисом пользуются 2,5 млн пользователей в месяц, в базе объявлений — более 2 млн объектов.

Вряд ли нам удалось бы построить этот бизнес, если бы мы не рискнули стартовать с командой в разных уголках планеты.

Ольга Бруковская Сооснователь Choister того года мы очень оперативно запу

Иван Бакун


Рег
04 Jun, 2016

Тем
324

Постов
438

Баллов
3678
Тем
49554
Комментарии
57426
Опыт
552966

Интересно