- 23, Oct 2016
- #1
Рецепт для стартапа
Дистанционно руководить стартапом — для большинства предпринимателей это может показаться идеей на грани безумия, особенно в России, где подавляющее большинство людей в бизнесе привыкли к «ручному управлению». Но иногда только так можно привлечь в команду лучших специалистов, желающих избавиться от офисного рабства.
В случае с нашей компанией решение строить процессы управления дистанционно изначально было вынужденным.
Ещё на стадии запуска бета-версии Choister мы с партнёрами работали над проектом не просто из разных городов — разных стран: они из — России, я — из США, где заканчивала обучение в Университете Беркли.
Этот опыт оказался настолько удачным, что мы решили сохранить его и постараться масштабировать.
Прежде всего, для высокотехнологичных проектов возможность привлечь достаточно квалифицированный персонал часто оказывается решающим фактором выживания на рынке.
В Москве, как и в любом другом крупном городе, в «модных» сегментах рынок оказывается настолько перегрет, что хороший специалист может запросить зарплату, сравнимую со значительной частью оборота компании.
Формат распределённой команды позволяет нам иметь в команде профессионалов такого уровня, о которых по столичным ценам рынка труда не могут мечтать не только стартапы, но и состоявшиеся компании.
Решение создавать распределённую команда помогло нам сэкономить до 30% на зарплатах, аренде офисов и обеспечении рабочих мест.
Есть пласт людей, которые не хотят работать в офисе в Москве.
Они могут жить в центре города, а работать ходить в парк Горького, а не на «Красную розу» или просто жить на даче.
Или на Бали.
Или в Париже.
Многие из них осознали тщетность пробок, дресс-кода и кофемашины или захотели пожить в другой стране, но столкнулись с реалиями — либо работа на Москву, либо свой бизнес.
Такие люди обычно обладают крайне высокими компетенциями и ценны для бизнеса.
Конечно, есть профессии, которым в принципе противопоказана такая работа — от слесарей до сейлз-менеджеров.
Поэтому возможен компромиссный вариант: либо создание небольшого офиса в Москве, либо вообще отказ от такой модели работы.
Мы не стали бы советовать своё решение молочному комбинату.
К сожалению, дистанционное управление имеет и ряд достаточно серьёзных минусов.
Сейчас сотрудники Choister живут в Сан-Франциско, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Бишкеке, Калининграде, Саранске, Яффе, Лондоне и Москве.
Разница часовых поясов составляет от 2 до 11 часов.
Менеджер в распределённой команде становится сервисной службой по фактически исполняемым задачам, но при этом должен удержать авторитет и не сдать позицию лидера.
Управление распределённой разработкой — это тонкий тюнинг производственных и бизнес-процессов в десятке локаций одновременно.
Нужны простые и приемлемые для всех правила, обеспечивающие взаимодействие между сотрудниками в спокойном режиме.
Для этого мы ввели правило обязательного пересечения взаимосвязанных сотрудников минимум на 5 рабочих часов в день.
Это хорошо работает при разнице времени в 2–4 часа, но я, например, и ещё несколько сотрудников живём в разных городах Калифорнии.
Наша разница во времени с Москвой — 11 часов.
И тут есть только один вариант — решать вопрос в индивидуальном порядке.
Поэтому, например, мой рабочий день начинается в 6 утра и в 13:00 прерывается.
В следующий раз я должна быть доступна с 22:00 до 24:00. Таким образом, я пересекаюсь с расположенными в городах России и Европы командой продавцов, маркетингом и прожект-менеджером от 5 до 7 часов в день.
Ещё одна проблема, c которой нам пришлось столкнуться, — невозможность обратился к рядом сидящему коллеге.
В онлайн-режиме менеджер может отойти, испытывать проблемы со связью и прочим.
Обособленности удалённой работы могут вести к различным неприятностям — от не столь критичного дублирования задач и функций до серьёзных проблем, когда люди начинают принимать неверные решения на своё усмотрение.
Например, начать проект, который не вписывается в бизнес компании, но требует серьёзных инвестиций для его исполнения.
В частности, Choister приняла решение отказаться от работы с хостелами и сервисами почасовой аренды жилья.
В первую очередь сориентироваться помогает полная документация о конкурентных преимуществах компании, её миссии и ключевых ценностях.
Всё общение между менеджерами ведётся в системе Trello (бесплатное веб-приложение для управления проектами небольших групп), где чётко фиксируется срок постановки задачи, дедлайны и ответственные за их исполнение.
Случались ситуации, когда все наши наработки терпели серьёзную проверку на прочность.
Например, в начале этого года мы очень оперативно запустили раздел «Новостройки» — на него были пущены силы всей команды, а мне приходилось контролировать процесс 24 часа в сутки из Калифорнии.
Нужно было подстраиваться под рабочее время в России и одновременно мотивировать людей работать и ночью.
В частности, дизайнер работал 2 недели без перерыва.
Было недостаточно написать одно письмо и ждать.
Мы общались через SMS, Skype, использовали все доступные каналы обмена информацией.
Параллельно дизайнер общался с разработчиками, а разработчики — с отделом продаж (единственными, кто работает в офисе в Москве). Приходилось идти на разные уловки — от личных просьб до угроз и обещаний каких-то благ в будущем.
Один раз мне пришлось полчаса кричать по Skype на программиста, другой раз — пообещать сейлз-менеджеру оплатить путёвку на море, если он выполнит поставленные задачи.
Результат стоит того — сейчас нашим сервисом пользуются 2,5 млн пользователей в месяц, в базе объявлений — более 2 млн объектов.
Вряд ли нам удалось бы построить этот бизнес, если бы мы не рискнули стартовать с командой в разных уголках планеты.
Ольга Бруковская Сооснователь Choister того года мы очень оперативно запу
Дистанционно руководить стартапом — для большинства предпринимателей это может показаться идеей на грани безумия, особенно в России, где подавляющее большинство людей в бизнесе привыкли к «ручному управлению». Но иногда только так можно привлечь в команду лучших специалистов, желающих избавиться от офисного рабства.
В случае с нашей компанией решение строить процессы управления дистанционно изначально было вынужденным.
Ещё на стадии запуска бета-версии Choister мы с партнёрами работали над проектом не просто из разных городов — разных стран: они из — России, я — из США, где заканчивала обучение в Университете Беркли.
Этот опыт оказался настолько удачным, что мы решили сохранить его и постараться масштабировать.
Прежде всего, для высокотехнологичных проектов возможность привлечь достаточно квалифицированный персонал часто оказывается решающим фактором выживания на рынке.
В Москве, как и в любом другом крупном городе, в «модных» сегментах рынок оказывается настолько перегрет, что хороший специалист может запросить зарплату, сравнимую со значительной частью оборота компании.
Формат распределённой команды позволяет нам иметь в команде профессионалов такого уровня, о которых по столичным ценам рынка труда не могут мечтать не только стартапы, но и состоявшиеся компании.
Решение создавать распределённую команда помогло нам сэкономить до 30% на зарплатах, аренде офисов и обеспечении рабочих мест.
Есть пласт людей, которые не хотят работать в офисе в Москве.
Они могут жить в центре города, а работать ходить в парк Горького, а не на «Красную розу» или просто жить на даче.
Или на Бали.
Или в Париже.
Многие из них осознали тщетность пробок, дресс-кода и кофемашины или захотели пожить в другой стране, но столкнулись с реалиями — либо работа на Москву, либо свой бизнес.
Такие люди обычно обладают крайне высокими компетенциями и ценны для бизнеса.
Конечно, есть профессии, которым в принципе противопоказана такая работа — от слесарей до сейлз-менеджеров.
Поэтому возможен компромиссный вариант: либо создание небольшого офиса в Москве, либо вообще отказ от такой модели работы.
Мы не стали бы советовать своё решение молочному комбинату.
К сожалению, дистанционное управление имеет и ряд достаточно серьёзных минусов.
Сейчас сотрудники Choister живут в Сан-Франциско, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Бишкеке, Калининграде, Саранске, Яффе, Лондоне и Москве.
Разница часовых поясов составляет от 2 до 11 часов.
Менеджер в распределённой команде становится сервисной службой по фактически исполняемым задачам, но при этом должен удержать авторитет и не сдать позицию лидера.
Управление распределённой разработкой — это тонкий тюнинг производственных и бизнес-процессов в десятке локаций одновременно.
Нужны простые и приемлемые для всех правила, обеспечивающие взаимодействие между сотрудниками в спокойном режиме.
Для этого мы ввели правило обязательного пересечения взаимосвязанных сотрудников минимум на 5 рабочих часов в день.
Это хорошо работает при разнице времени в 2–4 часа, но я, например, и ещё несколько сотрудников живём в разных городах Калифорнии.
Наша разница во времени с Москвой — 11 часов.
И тут есть только один вариант — решать вопрос в индивидуальном порядке.
Поэтому, например, мой рабочий день начинается в 6 утра и в 13:00 прерывается.
В следующий раз я должна быть доступна с 22:00 до 24:00. Таким образом, я пересекаюсь с расположенными в городах России и Европы командой продавцов, маркетингом и прожект-менеджером от 5 до 7 часов в день.
Ещё одна проблема, c которой нам пришлось столкнуться, — невозможность обратился к рядом сидящему коллеге.
В онлайн-режиме менеджер может отойти, испытывать проблемы со связью и прочим.
Обособленности удалённой работы могут вести к различным неприятностям — от не столь критичного дублирования задач и функций до серьёзных проблем, когда люди начинают принимать неверные решения на своё усмотрение.
Например, начать проект, который не вписывается в бизнес компании, но требует серьёзных инвестиций для его исполнения.
В частности, Choister приняла решение отказаться от работы с хостелами и сервисами почасовой аренды жилья.
В первую очередь сориентироваться помогает полная документация о конкурентных преимуществах компании, её миссии и ключевых ценностях.
Всё общение между менеджерами ведётся в системе Trello (бесплатное веб-приложение для управления проектами небольших групп), где чётко фиксируется срок постановки задачи, дедлайны и ответственные за их исполнение.
Случались ситуации, когда все наши наработки терпели серьёзную проверку на прочность.
Например, в начале этого года мы очень оперативно запустили раздел «Новостройки» — на него были пущены силы всей команды, а мне приходилось контролировать процесс 24 часа в сутки из Калифорнии.
Нужно было подстраиваться под рабочее время в России и одновременно мотивировать людей работать и ночью.
В частности, дизайнер работал 2 недели без перерыва.
Было недостаточно написать одно письмо и ждать.
Мы общались через SMS, Skype, использовали все доступные каналы обмена информацией.
Параллельно дизайнер общался с разработчиками, а разработчики — с отделом продаж (единственными, кто работает в офисе в Москве). Приходилось идти на разные уловки — от личных просьб до угроз и обещаний каких-то благ в будущем.
Один раз мне пришлось полчаса кричать по Skype на программиста, другой раз — пообещать сейлз-менеджеру оплатить путёвку на море, если он выполнит поставленные задачи.
Результат стоит того — сейчас нашим сервисом пользуются 2,5 млн пользователей в месяц, в базе объявлений — более 2 млн объектов.
Вряд ли нам удалось бы построить этот бизнес, если бы мы не рискнули стартовать с командой в разных уголках планеты.
Ольга Бруковская Сооснователь Choister того года мы очень оперативно запу