- 16, Apr 2023
- #1
Когда у твоего стартапа скромные инвестиции и всего 1,5 человека в штате, включая тебя, а задач и амбиций — на мировое господство, остается только импровизировать Создать сильную и адекватную команду сложно всегда.
Вопрос решается легче, если есть деньги для покупки профессионалов рынка, но для маленького стартапа — эта задача практически неподъемная.
Купить он может только «гастарбайтеров». Однако за несколько лет работы удалось выработать несколько хитростей, которые помогают нанимать амбициозных и сильных ребят на 30% дешевле рынка, а иногда еще и на очень странных условиях. Иногородние рулят Множество тестов доказали тот факт, что приехавшие в Москву из регионов люди требуют меньше оклад на старте, готовы реально пахать, чтобы закрепиться на рабочем месте, более инициативны и готовы к любым авантюрам.
Сегодня у нас в команде восемь из девяти человек приехали в столицу из других городов, включая и меня.
Это можно считать это совпадением, а можно закономерностью.
Когда тебе некуда отступать, в корпорации Mars или Beeline менеджером тебя точно не возьмут, а стартап — отличное место получить опыт, связи, практическое обучение и быстрый карьерный рост. Мечта и вера в светлое будущее Когда нет конкурентного преимущества в виде финансов и стабильности, очень хорошо работает большая идея и вдохновляющее видение.
Сегодня, на мой взгляд, существует дефицит веры: институт семьи расшатан, религия мало интересует молодых и амбициозных, а бессознательно верить во что-то очень хочется.
Именно поэтому для привлечения соискателей хорошо работает продажа будущего — некой картинки, частью которой хочется быть. Отсутствие свободных ресурсов научило «продавать» будущее.
Будучи малочисленной командой из двух человек, мы рисовали прототипы буквально на коленях и стикерах, и у нас не было ни одного готового решения, приходилось продавать во время собеседований именно видение готового продукта, рисовать образ будущего, рассказывать о мечте построить международную компанию.
Этот навык очень помогает привлечь первых единомышленников и сформировать ядро команды, потому что людям хочется верить и мечтать, так за это еще и платят. Вовлечение и совместное созидание Многие сегменты рынка помолодели, поэтому и возраст членов одной команды снижается, зачастую до 30 лет.
Приходится учитывать мотивацию поколения Y и Z, в которой, напомню, финансы стоят далеко не на первом месте, а на третьем-четвертом.
Молодое поколение хочет делать интересные значимые проекты, проявлять инициативу, вносить больше, чем написано в должностных инструкциях. Именно поэтому, например, было решено отказаться от названий должностей.
Если есть понимание своих функций, какой результат деятельности необходим, и очерчены явные границы ответственности сотрудника, компания будет работать слаженно.
Как говорится, хоть горшком назовись, лишь бы было хорошо и комфортно. Еще один прием — внедрение игрового мотива в рабочий процесс.
Например, применить геймификацию в небольшом коллективе можно через зарабатывание игровой валюты, которую можно поменять на покупку своих желаний.
Такое командное соревнование стимулирует к взаимодействию внутри коллектива и дает дополнительный драйв. Важным элементом вовлечения являются и совместные сессии по разработке продукта и стратегии компании.
Здесь каждый может повлиять на то, что и как мы будем делать.
Все члены команды должны осознавать и верить, знают, что их предложение будет выслушано и принято, если оно разумно. Свободный график и «удаленка» Согласитесь, когда вас с 9:00 до 18:00 никто не контролирует с палкой, и вы сами можете строить свой день и управлять своей жизнью, то мотивирует.
Лишний раз подумаешь, просить повышения заработной платы или нет.
К тому же, при таком раскладе можно работать и на других проектах.
Во многих компаниях вообще практикуется удаленное сотрудничество с программистами, менеджерами и партнерами.
В нашем случае, мы работаем с Ростовом-на-Дону, Санкт-Петербургом, городах Сибири и даже Кипром. Хотя разница в часовых поясах и невозможность ежедневного живого общения потребовали немало мозговых усилий, чтобы понять, как лучше выстроить процессы.
Здесь важно разработать четкую систему с критериями эффективности, оплатой за результат и бонусами за выполнение количественных KPI.
Это такая система микро-предпринимательства внутри компании, когда каждый может сам распределять свои ресурсы и ответственность и регулировать собственный заработок.
Сервисы Slack, Trello и Google позволили создать всю инфраструктуру в онлайне и четко отслеживать результаты каждого члена команды.
Можно вести работу со смартфона и это сильно облегчает жизнь. Горизонтальное развитие В привычном нам мире развития карьеры сотрудник растет по вертикали.
И этот рост обязан сопровождаться ростом дохода, но можно действовать иначе.
Горизонтальное развитие предполагает возможность каждому в команде занять другую позицию, если вдруг на предыдущем месте стало скучно.
Такой «трюк« позволяет какое-то время сдерживать рост заработной платы и увеличивать интерес к работе в команде.
К тому же, некоторые используют специализированные коучинговые программы определения уникальности человека, которые помогают формировать должность конкретно «под него» (определяют таланты, ценности, ключевую роль, заложенные в человека с рождения). Не менее важно дополнительное обучение, в которое очень важно инвестировать.
Все это позволяет привлекать людей, нацеленных на развитие, а не на стабильность и финансовые гарантии. Партнерское предложение
Когда нужен человек уровня топ-менеджера международного банка, всегда можно предложить опцион или долю в бизнесе (если это того стоит). Сегодня тренд на предпринимательство, желание путешествовать по миру и работать в удовольствие приводит многих успешных профессионалов в состояние «начинаю все с чистого листа». В этот момент и нужно их ловить.
Здесь отлично помогает нетворкинг.
Много новых знакомств, образовательных площадок, конференций, много постов в социальные сети.
В конечном итоге все это приводит к нужным людям и сформирует воронку партнеров.