- 29, Apr 2023
- #1
Некий интеллектуал, ученый с вышколенным умом, приехал однажды в одно селение.
Ему хотелось, в виде упражнения и развлечения, узнать, насколько различными могут быть мнения жителей этой местности об одном и том же предмете.
Войдя в караван-сарай, он спросил сидевших там людей, кто в их селении самый правдивый человек и кто самый отпетый лжец.
Все единодушно признали самым большим лжецом селянина Казаба, а самым правдивым человеком Растгу.
Ученый посетил того и другого, каждому из них задавая один и тот же вопрос: "Какой дорогой лучше всего добраться до следующей деревни?" Растга Правдивый посоветовал идти горной дорогой.
Казаб Лжец указал тоже на горную дорогу.
Это, конечно, весьмаозадачило исследователя.
Тогда он обратился с этим вопросом к другим жителям селения.
Одни сказали: "Лучше всего добираться по реке". Другие: "Через долину". Третьи также советовали идти через горы.
Итак, он пошел горной дорогой, но теперь к основной цели его путешествия прибавилась еще одна - во что бы то ни стало узнать, почему совпали ответы самого правдивого и самого лживого.
Добравшись до следующего селения, ученый остановился на постоялом дворе и рассказал свою историю, закончив ее такими словами: "Конечно, основную логическую ошибку я допустил в том, что попросил невежественных людей указать правдивого и лжеца.
Я прекрасно добрался сюда горной дорогой". Один мудрый человек из тех, кто слышал его рассказ, сказал: - Следует признать, что логически мыслящим людям присуща слепота.
Поэтому им приходится обращаться за помощью к другим.
Но данный случай объясняется не только этим.
Дело вот в чем: самый легкий путь сюда - река, поэтому лжец и посоветовал идти горной дорогой.
Правдивый же человек был не только правдив - он заметил, что у вас есть осел, на котором вы сможете легко преодолеть горный хребет.
Лжец же оказался невнимательным; поэтому он не подумал о том, что у вас нет лодки - иначе он советовал бы вам добраться по реке.
Обычно людям кажется невозможным поверить в способности благословенности суфиев.
Но такие люди не имеют никакого представления об истинной вере.
Они слепо верят во всевозможные басни - по привычке или потому, что услышали их от авторитетов.
"Истинная вера не имеет к этому отношения.
Только те могут приобрести подлинную веру, кто пережил нечто.
И когда они уже пережили.
рассказы о способностях и благословенности лишаются для них всякой ценности". Эти слова, сказанные Саид-Шахом из ордена Кадирийа (умер в 1854 году), иногда предпосылаются сказанию "Горная дорога".<>/em
Ему хотелось, в виде упражнения и развлечения, узнать, насколько различными могут быть мнения жителей этой местности об одном и том же предмете.
Войдя в караван-сарай, он спросил сидевших там людей, кто в их селении самый правдивый человек и кто самый отпетый лжец.
Все единодушно признали самым большим лжецом селянина Казаба, а самым правдивым человеком Растгу.
Ученый посетил того и другого, каждому из них задавая один и тот же вопрос: "Какой дорогой лучше всего добраться до следующей деревни?" Растга Правдивый посоветовал идти горной дорогой.
Казаб Лжец указал тоже на горную дорогу.
Это, конечно, весьмаозадачило исследователя.
Тогда он обратился с этим вопросом к другим жителям селения.
Одни сказали: "Лучше всего добираться по реке". Другие: "Через долину". Третьи также советовали идти через горы.
Итак, он пошел горной дорогой, но теперь к основной цели его путешествия прибавилась еще одна - во что бы то ни стало узнать, почему совпали ответы самого правдивого и самого лживого.
Добравшись до следующего селения, ученый остановился на постоялом дворе и рассказал свою историю, закончив ее такими словами: "Конечно, основную логическую ошибку я допустил в том, что попросил невежественных людей указать правдивого и лжеца.
Я прекрасно добрался сюда горной дорогой". Один мудрый человек из тех, кто слышал его рассказ, сказал: - Следует признать, что логически мыслящим людям присуща слепота.
Поэтому им приходится обращаться за помощью к другим.
Но данный случай объясняется не только этим.
Дело вот в чем: самый легкий путь сюда - река, поэтому лжец и посоветовал идти горной дорогой.
Правдивый же человек был не только правдив - он заметил, что у вас есть осел, на котором вы сможете легко преодолеть горный хребет.
Лжец же оказался невнимательным; поэтому он не подумал о том, что у вас нет лодки - иначе он советовал бы вам добраться по реке.
Обычно людям кажется невозможным поверить в способности благословенности суфиев.
Но такие люди не имеют никакого представления об истинной вере.
Они слепо верят во всевозможные басни - по привычке или потому, что услышали их от авторитетов.
"Истинная вера не имеет к этому отношения.
Только те могут приобрести подлинную веру, кто пережил нечто.
И когда они уже пережили.
рассказы о способностях и благословенности лишаются для них всякой ценности". Эти слова, сказанные Саид-Шахом из ордена Кадирийа (умер в 1854 году), иногда предпосылаются сказанию "Горная дорога".<>/em