Заметки Для Игры В Бизнес. Часть 2

Привет Хабр, меня зовут Александр.

Моя статья вдохновила многих людей, и это вдохновило меня на написание продолжения.

Статью я публиковал ранее, она находится Здесь .

Тем, кто читает вторую часть, не читая первую, настоятельно рекомендую не полениться и прочитать первую часть статьи.

Идти!



Часть 4 (продолжение).

Проекты

Продублирую четыре пункта из первой статьи, чтобы не потерять целостности.



1. Выберите нишу.

Во всем виноваты многие небольшие компании и отдельные фрилансеры.

С моей точки зрения, это тупиковый путь развития.

Потому что невозможно сделать все.

Вы не сможете конкурировать с нишевой компанией или индивидуальным разработчиком, если будете делать все.

Невозможно сидеть на пяти стульях одновременно.

Из моего опыта: Как я писал выше, моя основная специальность — признание.

Прежде чем выбрать нишу, я все сделал.

Но это получилось не очень хорошо, так как мне пришлось изучать технологии, инструменты и аспекты этой задачи в новом проекте.

На самом деле мой выбор ниши случился случайно, после написания дипломной работы.

И это было на тему «Распознавание текста с использованием нейронных сетей Хопфилда и Хэмминга».

После этого я начал использовать свою библиотеку в проектах.

Я стал чаще браться за проекты, связанные с признанием.

И тогда он сосредоточился только на них.

Естественно, я работаю над проектами, в которых узнаваемость — лишь малая часть.

Но все равно.

Я оттачиваю свои навыки от проекта к проекту, а так как это бизнес, то использую свои наработки в новых проектах, что значительно сокращает время разработки и приносит больше прибыли за меньшее время.



2. Простота.

Максимально упростите все.

Начиная от интерфейса и заканчивая архитектурой.

Никто не хочет, чтобы все было запутанно.

Чем проще, тем лучше.

Из моего опыта: Лучшим проектом по интерфейсу, удобству использования и архитектуре я считаю тот, который был разработан для испанского клиента, о котором я писал выше.

Я потратил две недели на разработку архитектуры, но нисколько об этом не жалею.

Так как я до сих пор использую этот движок в других проектах и иногда просто продаю его.

А простота, которую я заложил в самом начале, помогла мне в кратчайшие сроки адаптировать двигатель под свои нужды.

Хотя испанский проект был очень сложным.



3. От большего к меньшему.

Разрабатывая более крупный или меньший проект, не пытайтесь охватить все.

Это бесполезно! Вы не сможете учесть все нюансы.

Сосредоточьтесь на основных частях системы.

Опишите основные моменты и задачи.

И начать развиваться.

Этот подход сравним с подходом скульпторов.

Из блока сначала формируют примерный силуэт, а затем, переходя от одной части к другой, делают силуэт более похожим на реальный предмет. И только в конце они детализируют свою скульптуру.

То же самое должно быть и с вами.

Делайте большие части программы, а затем разбивайте их и дорабатывайте, делая более похожими на реальность.

Из моего опыта: Когда я приступаю к разработке нового проекта, я сначала делю его на несколько логических частей.

Затем я приступаю к разработке.

В ходе разработки я делю эти логические части на более мелкие и реализую их.

И повторяю это на каждом этапе, уменьшая детали.

Повторяю действия до тех пор, пока эти части не станут неделимыми.



4. Модульность и масштабируемость.

Делайте все свои проекты так, чтобы их можно было легко масштабировать в дальнейшем.

А также сделать их модульными.

То есть разделен на несколько логических модулей.

Масштабируемость позволит легко расширить функционал системы, а модульность даст возможность выделить часть функционала, например, в отдельную библиотеку и использовать ее в других проектах, тем самым сократив время разработки.

Из моего опыта: В принципе, я всегда делю проект на небольшие части, которые потом использую в других разработках.

Я так делаю везде, поэтому о конкретном случае писать не буду.



5. Сроки.

Одним из трех наиболее важных критериев в ИТ-проектах является время разработки проекта.

На мой взгляд это самый важный критерий.

Потому что поговорка «время – деньги» никуда не делась.

И действительно, время разработки будет одним из тех самых факторов, которые окажут давление на вас и вашу команду.

Иногда попадаются совсем неадекватные клиенты, но с очень интересными проектами.

Вроде бы и ценник приемлемый, и проект интересный, но сроки нереальные.

Что делать в этом случае.

Сначала сядьте и посчитайте, сколько времени вам понадобится на проектирование и разработку.

После этого умножьте это число на 3. Почему три? Так получилось, что эта цифра была выведена на практике.

Поясню: одна треть уходит на разработку, другая треть на тестирование и исправление ошибок, а еще треть нужна на интеграцию на стороне клиента.

Вы можете сказать, что эта цифра нереальна, но для меня это очень даже так.

После того, как я начал использовать подобные расчеты, у меня не было ни одного проекта, провалившегося по времени.

Из моего опыта: Я всегда говорю клиентам настоящую цифру, подчеркиваю – всегда.

Поскольку врать о цифрах нет смысла, потому что ложь и недомолвки приведут к срыву сроков.

Это закон! Если проект требует, например, 100 часов.

Это никогда не будет достигнуто через 50 лет. В одном из проектов я посчитал затраты на оплату труда и озвучил их клиенту.

Насколько я помню, я ставил цифру 1,5 месяца при полной занятости.

Он был шокирован.

И он говорил «как можно скорее» чаще, чем можно было подумать.

Потом он рассказал, что у него есть другая команда, которая предложила ему разработать такой же проект за 3 недели.

Я, конечно, не поверил, так как эта цифра вообще нереальна для того проекта.

И я ему об этом рассказал, но он даже слушать меня не захотел.

И мы попрощались.

И я удобно забыл о проекте, но через 4 месяца этот клиент написал мне письмо, в котором сказал, что я прав.

За 4 месяца другая команда не смогла предоставить даже демо-версию.

Проект, кстати, был точно по моему профилю, а та команда была явно не в курсе.

Вот почему они пропустили срок.



6. Два из трёх.

Этому правилу меня научил мой бывший деловой партнер.

В пятом абзаце я упомянул три важнейших критерия в бизнесе, но не сказал, какие именно.

Итак: 1. быстро, 2. качественно, 3. дешево.

Если клиент давит на вас по одному или всем пунктам, то вы просто предлагаете выбрать 2 наиболее важных для него пункта.

Объясните ему, что почти никогда проект не соответствует трем критериям.

Это никогда не бывает быстро, качественно или дешево.

Как только она выберет два из трех, автоматически прибавит к третьему оставшемуся приставку «не».

Например, ваш клиент выбрал «быстро, качественно», мы ставим приставку «не» к третьему и получаем «быстро, качественно и НЕ дешево».

Позвольте мне дать вам еще парочку: «Не быстро, качественно, дешево» «Быстро, плохо, дешево».

Из моего опыта: Два из трёх я всегда выбираю сама, читая техническое задание и условия клиентов.

В целом я стараюсь четко объяснить клиенту свою позицию, чтобы меньше вступать с ним в конфронтацию.

Мое общение с клиентами иногда чем-то похоже на общение с детьми.

Но это происходит только в тех случаях, когда клиент совершенно ведет себя как ребенок в позиции «Хочу и все!» магазин.



7. Не учитесь на реальных проектах.

Вернее, доучитесь, а не осваивайте новую специальность на новых проектах.

Этот пункт пересекается с пунктом 1. Не беритесь за проекты, в которых знаете хотя бы 80%.

Так как во время разработки вы будете заниматься не только разработкой, но и изучением технологий, алгоритмов и приемов программирования.

Не учитесь за чужой счет! Вам платят за разработку и ничего более.

Из моего опыта: мы решили взяться за проект, который показался нам финансово выгодным.

Но был один нюанс: мы плохо разбирались в теме (документообороте) и в одном из языков разработки JavaScript (в частности, jQuery).

Но мы думали, что все очень просто и всему можно легко научиться.

Но не тут то было! Не буду рассказывать обо всей катастрофе, но в двух словах проект был сорван, наложены штрафы и было много исправлений ошибок, а также бесконечные переговоры с клиентом.



Часть 5. Финансовый аспект, партнерство и сотрудники



1. Это дело, детка!
Как бы вам этого ни хотелось, вы не сможете отрицать, что ваша работа на себя – это не хобби, а чистый бизнес.

Принять это.

Если вы с пеной у рта доказываете, что работаете для удовольствия, так сказать «ради удовольствия», то я не понимаю, зачем вы читаете эту статью.

Из моего опыта: Лично у меня с такими ленивыми хипстерами ассоциируются люди, называющие себя «свободными художниками» и не заботящиеся о финансовом вопросе своей деятельности.

Мол, я такой самостоятельный, работаю на себя, когда хочу и где хочу.

Почему я вспомнил именно про хипстеров, потому что около полугода назад в нашем городе открылся коворкинг-офис open space (если его можно так назвать).

На открытие пришло много фрилансеров.

Я видел фотоотчет, слава богу, меня там не было.

На всех фотографиях были какие-то странные личности.

Из разряда «Я не такой как все, меня не интересуют деньги, а только то, что я люблю».

Я увидел несколько знакомых лиц.

Так вот, эти личности громко называют себя фрилансерами, свободными художниками и очень настойчиво подчеркивают, что они не работают на своего дядюшку.

Но в то же время они заявляют, что их не волнуют деньги и что им плевать на все законы бизнеса, экономики и управления бизнесом.

Такие товарищи могут взять, а потом отказаться от проекта, сославшись на что-то вроде: «Моя муза не пришла» или «Души больше нет в этом проекте».

Если вы начнете работать на себя, то постарайтесь вести дела как бизнесмен, а не как творческий человек.



2. Ценообразование.

Поскольку вы занимаетесь бизнесом, естественно, вы должны уметь правильно рассчитать стоимость проекта, работы.

Расчет стоимости проекта, пожалуй, самая сложная задача в бизнесе.

Каждый бизнесмен рассчитывает ее по-своему.

Ниже я расскажу, как я это рассчитываю, но перед этим хочу упомянуть об одной распространенной ошибке.

Никогда не спрашивайте клиента, сколько он может заплатить.

Если клиент не сообщает вам бюджет проекта, это не значит, что он хочет вас обмануть.

Зачастую клиент просто не знает реального ценника.

Если вы начнете говорить: «Сколько вы готовы заплатитьЭ» – это как минимум непрофессионально.

Клиент начнет колебаться и сомневаться в вас и уйдет к вашим конкурентам.

Из моего опыта: Выше я написал, как считаю сроки завершения проекта.

Итак, ценник я рассматриваю так: во-первых: делю время на две части, оплачиваемое и неоплачиваемое.

Из тех трех частей, описанных в пункте 5 четвертой части, я беру деньги только за первую треть, то есть за разработку.

Интеграция и исправление ошибок бесплатны.

Исправление ошибок понятно; клиент не должен платить за наши ошибки.

Интеграция – это отдельная тема.

Здесь больше психологии, в этот период, когда все хорошо, система работает и вы с клиентом интегрируете ее на клиентские машины, вы часто начинаете говорить на абстрактные темы, которые выводят вас и вашего клиента на более доверительный уровень общения.

коммуникация.

Теперь вы не просто безликий разработчик из далекой неизвестной страны, вы реальный человек.

В этот период клиент часто будет говорить, что хотел бы иметь другую систему или хочет, чтобы вы взглянули на существующую систему и ее проблемы и т. д. То есть он не хочет терять вас из виду.

Поскольку клиенты не любят менять разработчиков, они хотят, чтобы вы были постоянным подрядчиком.

ХОРОШО.

Вернемся к расчету стоимости.

Например: проект требует 100 человеко-часов разработки.

Вы можете выделить на проект одного специалиста.

Часовая ставка такого специалиста составляет, скажем, 20 долларов.

В стоимость часа специалиста вы включаете наценку, то есть прибыль компании, например, 5$.

В итоге мы получаем $25 в час, а всего по проекту $2500. Это лишь приблизительные цифры.

Но суть того, как мы считаем ценник, реальна.

Естественно, в эти оплачиваемые часы не входит тестирование и интеграция.



3. Не будьте жадными.

Да-да, именно так, не жадничайте.

Не стоит «завышать цену», когда вы только получили признание и тем более, если вы только начали заниматься бизнесом.

Редкий случай в нашем бизнесе, когда прибегают к такому трюку, который когда-то проделала компания, производящая сигареты марки «Парламент».

Короче говоря, у них были проблемы со сбытом, и они сделали ребрендинг, а просто подняли цену на сигареты.

После этого продажи начали расти.

К сожалению, в наше время это удается сделать редко.

Из моего опыта: Так получилось, что я никогда не жадничал и устанавливал ценник, вполне соизмеримый с реальным ценником проекта.

Но я видел, что когда ко мне приходили клиенты и говорили, что они работают с другими компаниями, эти компании начали расти и начали устанавливать возмутительные цены.

А оказалось, что клиент не может заплатить столько, сколько хотела компания, и ушел от них.

То есть всегда контролируйте себя при выборе ценника.

Так как вы можете потерять постоянного клиента и репутацию.



4. Выбирайте партнера не как друга, а как партнера.

Часто молодые бизнесмены ищут партнеров для будущего совместного бизнеса в своем кругу, среди друзей или родственников.

Им кажется, что так будет проще и легче.

Так оно и есть, но только на первом этапе.

Когда компания только формируется.

Дальше все будет сложнее.

В любом случае, в дальнейшем у вас или вашего партнера возникнут претензии, либо ваши взгляды разойдутся, и найти компромисс будет очень сложно.

С любимым человеком по делам очень сложно спорить или ссориться, так как вас будет постоянно беспокоить мысль, что вы можете его потерять.

И в конечном итоге ни к чему хорошему это не приведет. Вы можете потерять не только свой бизнес, но и друга.

Поэтому, выбирая партнера, всегда помните, что вы можете расстаться по причинам, связанным с бизнесом.

Из моего опыта: То же самое случилось со мной.

Мой бывший деловой партнер — мой друг.

Но мы с ним расстались и в нашем общении ничего не изменилось.

Я счастливчик.

Он научил меня многому хорошему, и за это я ему благодарен.

Мне всегда запомнилась его фраза: «Саша, по отдельности мы можем добиться гораздо большего, чем вместе».

Мы остались друзьями, у нас нет обид и претензий друг к другу – это большое счастье.

Потому что часто друзья, создающие бизнес, расстаются врагами и с большим количеством обид. Поэтому, чтобы избежать проблем, на начальных этапах выбирайте партнера-единомышленника, а не партнера-друга.



5. Найм сотрудников.

Для всех руководителей наем сотрудников становится ключевой проблемой.

Поскольку программисты – люди специфические, к подбору сотрудника нужно подходить еще тщательнее.

Прежде чем нанимать еще одного сотрудника, подумайте, нужно ли оно вам? Нанимая сотрудника, вы сознательно расширяете штат компании.

Ваша компания в конечном итоге превратится в неуклюжего монстра.

Бизнес – это война.

Но в реалиях нынешнего мира войны ведутся не полками, дивизиями и армиями.

Войны ведутся с помощью мобильных бригад, которые гораздо эффективнее справляются с поставленными задачами.

Будьте мобильны.

Если вы все-таки решили принять на работу сотрудника, то во время собеседования обратите внимание на следующие вещи: адекватность, коммуникабельность, понимание темы разговора, скорость мышления.

Достаточность – Здесь все понятно, если человек приходит на собеседование и не понимает, что он здесь делает, или как-то неадекватно реагирует на ваши вопросы, то он – промах.

Общительность – если человек не умеет нормально общаться на отвлеченные, а тем более профессиональные темы на собеседовании, то представьте, как он поведет себя в реальной жизни.

Понимание темы разговора – если вы говорите об одном, а человек не понимает или пытается отклониться от темы разговора, то с такими людьми будет сложно работать, так как в реальной работе они будут делать не так, как нужно, а как ему нравится.

Скорость мышления – Скорость мышления для ИТ-специалиста, на мой взгляд, очень важна.

Если человек не может быстро сориентироваться в ситуации на собеседовании, то как он справится со сложными и каверзными задачами? Если человек соответствует всем вышеперечисленным критериям, то не забывайте о том, как он войдет в команду.

Даже если ваш кандидат — гений, который идеально подходит по всем параметрам, но по первоначальной оценке не совсем соответствует характеру вашей команды, то лучше от него отказаться.

Так как, придя в новый коллектив, этот человек может нарушить атмосферу в нем, и вся работа будет выполняться не так эффективно, как хотелось бы.



6. Слушайте своих партнеров и сотрудников.

Иметь свою точку зрения – это, конечно, здорово, но если вы полностью отвергаете другие мнения – это неправильно.

Человеку свойственно «закрывать глаза», то есть очень долго решать проблему и не видеть других подходов, кроме одного.

Слушайте коллег, ведь они могут посмотреть на проблему под другим углом и найти решение проще, чем ваше, или подсказать идею решения проблемы.

Из моего опыта: Когда я еще работал «на дядю», у меня был начальник, который мнил себя очень крутым разработчиком, на самом деле он был скорее хвастуном и весьма посредственным программистом.

Итак, этот парень в то время отставал от технологий примерно на 15 лет. Компания разработала программное обеспечение, предназначенное для банков.

Он был разработан еще в 90-е годы и постоянно дорабатывался под нужды клиентов.

СУБД в этой системе была, мягко говоря, не самой распространенной.

К сожалению, не могу вспомнить имя, точнее могу, но боюсь ошибиться.

И так получилось, что в команду пришли новые программисты — тимлиды, они пытались убедить начальника, что продолжать разработку с использованием этой СУБД не стоит, но ему было всё равно.

Итак, в один момент поддержка этой СУБД прекратилась, и в результате у компании, где я работал, возникли проблемы с тем, что делать дальше.

Закончилось все это переписыванием системы на 2-3 года, кучей багов, потерей клиентов и т. д. И если бы начальник послушал программистов годом-двумя раньше, то все могло бы быть не так плохо.



7. Создавайте спин-оффы
Всем давно известно, что бизнес – это бизнес, единственная цель которого – зарабатывание денег.

Расширение финансовых потоков – это, несомненно, вершина профессионализма и мастерства.

Предлагайте больше, чем одно направление.

Работайте по всем фронтам.

Например, вы разработали для клиента какую-то большую систему.

Выбирайте из него движок, ищите, кому он будет интересен.

Но есть одно НО.

Не пытайтесь переключить свое внимание с текущих проектов на получение дополнительной прибыли.

Это неправильно, ведь если увлечься созданием побочных прибылей, можно потерять основную.

Из моего опыта: У нас есть два проекта, которые были изготовлены на заказ и затем запущены в производство.

Естественно, мы не продаем их как есть, мы изолировали движки и затем использовали их для создания очень похожих продуктов, то есть создали дополнительную прибыль, используя минимальные ресурсы.

И эти действия принесли нашему бюджету неплохую прибыль.



8. Не пытайтесь соревноваться с монстрами
Просто не пытайтесь.

У вас не хватает ни сил, ни времени, ни желания.

То же, что и в крупных компаниях.

Идите своим путем, развивайте то, что вам интересно.

Анализируйте своих конкурентов, перенимайте у них лучшее, но ни при каких обстоятельствах не пытайтесь конкурировать с ними.

Ищите слабые места у конкурентов и устраняйте их.

Из моего опыта: С тех пор, как я начал свою независимую карьеру, одержимый программированием, я не особо задумывался о конкуренции.

Я просто работал.

Но с годами, когда мое хобби переросло в бизнес, я начал анализировать продукцию конкурентов и пришел к выводу, что не стоит создавать аналоги продукции конкурентов, а стоит охватить те области, где конкурент слаб.

.

Один из наших продуктов по сути является своего рода заменителем прямого конкурента, но только в очень узкой области.

Мы не пытались сделать аналог, мы сделали отдельный продукт, удовлетворяющий требованиям заказчика, которые не может удовлетворить система конкурента.



Вместо заключения

Надеюсь, что две части статьи дали вам пищу для размышлений и вы узнали для себя что-то полезное.

Я высказал лишь свое субъективное мнение, и это мнение сформировалось за годы моей работы.

Я вообще-то использую на практике всё, что было описано в двух статьях.

Спасибо за внимание.

Искренне, Александр Теги: #бизнес #клиенты #ИТ-индустрия #Разработка сайтов

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.