Вся Правда О Hi-Res: Что Скрывают Аудиоформаты Высокого Разрешения

Одним из самых интересных событий, произошедших в мире аудио за последние годы, является беспрецедентный рост популярности форматов высокого разрешения (Hi-Res).

Среди причин появления в свое время новых форматов была неудовлетворенность качеством звучания компакт-дисков, ведь на заре эры компакт-дисков все звукозаписывающие компании спешили переиздать свой аналоговый каталог на цифровых носителях, мало заботясь по поводу качества: как минимум плюс-минус привлекательно и лишено всяких щелчков и прочего.

Шершавость звука уже казалась победой.

Таким образом, производителям оборудования и звукозаписывающим компаниям потребовалось некоторое время, чтобы выполнить свои обещания относительно превосходного качества звука компакт-дисков.

В результате в сознании многих аудиофилов формат был непоправимо испорчен, а компакт-диски стали своеобразным цифровым «злодеем».

Однако, забегая вперед, стоит отметить, что компакт-диски могут звучать совершенно замечательно – при условии, что оригинальная запись будет высочайшего качества, а также при должном внимании к мастерингу и продюсированию.

Но обо всем по порядку.



Вся правда о Hi-Res: что скрывают аудиоформаты высокого разрешения

В последнее время мы наблюдаем возвращение к винилу, а также рост интереса к цифровым файлам высокого разрешения.

Но не грозит ли нам попадание в ловушку 1970-х годов, когда все внимание было сосредоточено только на технических характеристиках? Чтобы ответить на этот вопрос, поговорим о том, как и что именно мы слышим, а также о реалиях хай-записи.

Для начала коснемся технической стороны вопроса.

Формат CD с 16-битным квантованием и частотой дискретизации 44,1 кГц позволяет записывать звук в диапазоне частот от 0 Гц до примерно 22 кГц (то есть немного шире возможностей человеческого слуха) и динамическом диапазоне около 95 дБ, чего вполне достаточно для подавляющего большинства музыкальных инструментов.

При этом 24-битный формат 48 кГц расширяет динамический диапазон до 150 дБ, а верхнюю частоту — до 24 кГц.

Более того, многие аудиофилы предпочитают 24 бит 96 кГц с максимальной частотой до 48 кГц, а также 24 бит 192 кГц с максимальной частотой около 96 кГц.

Столь высокие звуковые частоты выходят далеко за пределы возможностей человеческого слуха, поэтому возникает простой и резонный вопрос: для чего именно все это нужно? Некоторые пуристы Hi-Res скажут, что, хотя они ничего не слышат на этих частотах, они все же могут «чувствовать» разницу, часто рекламируя это как более высокую «воздушность» звука.

При этом любопытно, каким органом чувств они ощущают эту воздушность? В целом, мы действительно можем «чувствовать» очень низкие частоты — при условии, что они подаются с большой амплитудой и с относительно близкого расстояния.

Ну а любители Hi-Res, скорее всего, воспринимают звук более плавным и цельным за счет высокой частоты дискретизации.

Кроме того, АЦП и другие компоненты, используемые при записи 192 кГц, скорее всего, будут высокого качества, что само по себе повлияет на качество прослушивания.



Вся правда о Hi-Res: что скрывают аудиоформаты высокого разрешения

Чтобы проверить преимущества Hi-Res на практике, каждый может провести интересный тест — прослушать в случайном порядке несколько записей с разной частотой дискретизации на хорошем цифровом аудиоплеере.

Накройте дисплей плеера чем-нибудь удобным, чтобы вы не знали, в каком разрешении сейчас воспроизводится файл.

Вооружитесь ручкой и блокнотом (или приложением «Заметки» на смартфоне), прослушивайте все записи и отмечайте, что именно вы слышите и какой трек звучит лучше.

Если вы можете точно обнаружить более высокие частоты дискретизации, можно с уверенностью сказать, что у вас необыкновенный слух.

Большинство людей старше среднего возраста способны слышать тон с максимальной частотой до 15 кГц.

К 60 годам эта частота может упасть примерно до 12–13 кГц для среднего мужчины (и может быть немного выше для женщин).

Таким образом, звуковой сигнал частотой 96 кГц не имеет большого значения для восприятия звука.

Однако вполне вероятно, что многие слушатели оценят дополнительную плавность и связность средних частот, которыми может похвастаться Hi-Res. Однако на качество звука записей влияет и множество других факторов, некоторые из которых играют очень важную роль.



Вся правда о Hi-Res: что скрывают аудиоформаты высокого разрешения

Например, вам может быть интересно, какое оборудование используется для записи.

Потому что, по иронии судьбы, многие профессиональные конденсаторные микрофоны Sennheiser, Beyerdynamic, AKG, Neumann, Shure, Rode и Audio Technica имеют частотные характеристики, которые быстро падают сразу после 20 кГц.

Более того, некоторые популярные микрофоны имеют заметный спад после 18 кГц: таким образом, они вряд ли что-то уловят на частоте 48 или 96 кГц, а в большинстве случаев это и к лучшему, так как на входе высоких частот не особо хочется.

частотный шум в схему микширования.

Итак, чтобы записать звук по-настоящему «высокого разрешения», вам в первую очередь нужны специальные микрофоны, которые могут улавливать очень высокие частоты, не внося слишком много собственного шума.

Далее нам нужны микрофонные предусилители и микшеры с расширенной частотной характеристикой и сверхнизким уровнем шума, а также высококачественный аналого-цифровой преобразователь.

Допустим, у нас есть микрофоны с ровной частотной характеристикой от 20 Гц до 96 кГц и сверхнизким шумом, подключенные специальными аудиокабелями к сверхмалошумящему предусилителю.

Затем мы отправляем этот сигнал в секцию микширования и высокопроизводительный аналого-цифровой преобразователь, который доставляет аудиосигнал высокого разрешения на цифровой рекордер или компьютер с аналогичными улучшениями.



Вся правда о Hi-Res: что скрывают аудиоформаты высокого разрешения

И вообще да, все это действительно осуществимо.

Более того, записав таким образом скрипичное соло в формате 24 бит 96 кГц, можно заметить, что на самых высоких нотах некоторые гармоники достигают частоты примерно 28 кГц.

Флейта-сопрано может издавать подобные гармоники, но способны ли мы их услышать – другой, не менее интересный вопрос.

В конечном счете, почти весь аудиосигнал, значимый для наших ушей при сольных записях скрипки, вполне может содержаться на 16-битном компакт-диске с частотой дискретизации 44,1 кГц.

Вдвойне удивительно, что даже полноценный оркестр с его широчайшим динамическим диапазоном можно записать в 16 битах при условии, что уровни изначально выставлены правильно (не прибегая к компрессии).

Конечно, не следует забывать, что вполне возможно генерировать электронные звуки, выходящие за пределы частотного диапазона человеческого слуха и динамического диапазона в 100 дБ.

Но все это остается, как правило, на уровне теории.



Вся правда о Hi-Res: что скрывают аудиоформаты высокого разрешения

В заключение стоит отметить, что благодаря более высокой плавности и слаженности звука в среднечастотном диапазоне, записи Hi-Res определенно достойны внимания слушателей, но только при условии, что аудиосистема позволяет воспроизвести все эти нюансы.

Интересно, что у многих аудиофилов есть любимые записи классической музыки, сделанные в конце 50-х – начале 60-х годов.

Ведь музыка – это не только технические характеристики, зачастую определяющим фактором является работоспособность и профессионализм звукорежиссера, который позволяет сделать хорошую запись даже с минимальным набором микрофонов.

А прослушав некоторые джазовые записи, сделанные в начале 60-х, нельзя не заметить, что они звучат очень живо и музыкально: возможно, не так уж важно, что они не в Hi-Res. Теги: #Звук #Электроника для начинающих #физика #Периферия #акустика #музыка #звук #аудиофилы #верность #Hi-Res Audio #hi-end #hi-fi audio

Вместе с данным постом часто просматривают: