Ватсипутрия: история и учение
Ватсипутрия - это еретическая ветвь стхавиравады, которая достигла значительного влияния уже к Третьему буддийскому собору при Ашоке. Именно в этот период школа консолидировалась и стала одной из самых влиятельных в Индии. В этой статье мы рассмотрим историю и учение этой школы.
Родословная школы вела от знатока корпуса дисциплинарных правил Шарипутры, одного из знаменитых учеников Будды. Канон ватсипутриев, как и у тхеравадинов, состоял из трех частей (Трипитака). Однако, в отличие от тхеравадинов, ватсипутрии придавали большое значение учению о квазиперсоне-пудгале.
Квазиперсона, признаваемая ватсипутриями помимо скандх, составляющих «призрачного индивида», была призвана принять на себя функцию нити, на которой держатся эти «динамические слои» дхарм, и объяснить действие кармического воздаяния. Это учение стало основной доктриной ватсипутрии.
Однако, все остальные буддийские школы выступили против новшества, увидев в нем, и не без основания, поиск компромисса с брахманистской концепцией Атмана. Дискуссия с учением ватсипутриев о квазиперсоне-пудгале открывается древним палийским абхидхармическим текстом Катхаваттху, ядро которого восходит, вероятно, ко времени после Третьего буддийского собора (вторая половина 3 в. до н.э.).
Ортодокс-стхавиравадин приписывает неназванному оппоненту-«еретику» (подразумеваются ватсипутрии) рассуждение, согласно которому существование квазиперсоны-пудгалы следует считать реальным и бесспорным фактом, но отказывается признать, что она познается таким же способом, как любой другой реальный и бесспорный факт. Далее стхавиравадин пытается выяснить у ватсипутрия, является ли пудгала столь же отдельным образованием, как и любой другой дхармический слой - скандхи, и ватсипутрии затрудняются дать положительный ответ. Тогда оппонент призывает признать его, что пудгала идентичен скандхам, но ватсипутрий не соглашается с этим. Наконец, стхавиравадин вынуждает его определить онтологический статус пудгалы - считает ли он ее обусловленной или необусловленной, временной или вечной, имеющей внешние проявления или не имеющей. Когда ватсипутрии не могут дать определенного ответа, то стхавиравадин считает это недостаточным для установления правильного учения.
Кроме учения о квазиперсоне-пудгале, ватсипутрии также выделялись своими взглядами на практику медитации и просветления. Они считали, что путь к просветлению проходит через понимание пустотности (шуньяты) всех явлений, а также через практику медитации на основе учения о семи факторах просветления (бодхипакша-дхармы).
Несмотря на свои непримиримые разногласия с другими буддийскими школами, ватсипутрии достигли значительного успеха в Индии и существовали до 7 века н.э. В настоящее время их учение изучается как в Индии, так и за ее пределами, и они продолжают оставаться интересным объектом исследования для историков и философов буддизма.
-
Бальбин, Деций Целий Кальвин
19 Oct, 24 -
Дельфы
19 Oct, 24 -
Адашев, Алексей Федорович
19 Oct, 24 -
Шваб, Клаус
19 Oct, 24 -
Булгаков, Сергей Николаевич
19 Oct, 24 -
Ягода, Генрих Григорьевич (Енох Гершенович)
19 Oct, 24 -
Хьюм, Джон
19 Oct, 24 -
Соловецкий Монастырь
19 Oct, 24 -
Карденас, Куаутемок
19 Oct, 24 -
Карл
19 Oct, 24