Вариации

Статья о жанре «Вариации»: история, особенности, известные произведения Автор: Александр Петренко.

**1. Определение жанра «Вариации».

** Жанр «Вариация» относится к категории циклических инструментальных произведений.

Свое название этот вид музыки получил за свойство вариативного развития тематической идеи.

Каждая последующая работа дополняется новыми элементами, в результате чего получается уникальная серия трансформаций.

Цель – продемонстрировать художественный потенциал искусства на примере одной идеи: изменить исходный материал, добиться максимального разнообразия в его рамках.

**2. Исторический очерк.

** Жанр «Вариалис» впервые появился в музыке вокальной католической духовности, которая издревле была связана с творчеством голоса ангелов.

Наиболее распространенной темой духовных вариаций является «cantus Firmus» (неизменная мелодия).

По своему происхождению мотив «cantus firum» относится к литургическому песнопению, но в церковном обиходе он выходит из употребления, превращаясь в lamento, грунт. Несмотря на то, что термин чаще ассоциируется с философией, наиболее достоверным происхождением слова представляется «firmus», то есть «непоколебимый».

Существует множество версий, почему вариации так долго не находили места в классическом искусстве: - сама идея считалась анахронизмом в стилистической направленности Средневековья; — композиционное творчество в стиле барокко развивалось не количественно, а качественно; -духовные традиции придерживались чистоты музыкального звучания.

В развитии полифонической светской музыки жанр начал развиваться самостоятельно в эпоху Возрождения, распространяясь главным образом по европейским странам — Нидерландам, Италии, Германии, Испании.

Причиной актуальности видилось доминирование поэтики барокко.

Светское искусство заняло господствующее положение благодаря многочисленным гравюрам П.

П.

Рубенса, архитектуре А.

Сансовино, картинам Ф.

Босха.

Реформатор Дж.

Фрескабальди систематизировал идеи светского джаза в первом сборнике, где симфония была названа варьете - смене курсов.

К основным характеристикам итальянской духовной музыки относились кантус (мотив), партета (означающий диалог двух или трех голосов), континуо (устойчивый ритм).

Концепция оказала влияние на национальную школу барокко — полонез, гавот, менуэт. Традиционализм заметен в цикле А.

Диабелли – вариациях на главную тему вальса.

Яркими представителями венской инструментальной традиции считаются: А.

Берни, Ф.

Габриэли, Р.

Варгасси, З.

Бендавей.

Основой музыкальной ткани стала фуга.

Музыкальный эффект достигался за счет внимания слушателя к постепенным изменениям звука.

В 1913 году Г.

Малер составил цикл «Перезвоны мира».

Именно с этого времени фуга стала восприниматься как масштабная форма с обширными разветвлениями.

Среди известных произведений этого периода — опера «Похищение из сераля», трио для кларнета, фагота и трубы.

Для эпохи классицизма

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2011-07-23 05:15:35
Баллов опыта: 552966
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.