ВАЛЛАБХА: основатель школы шуддха-адвайта и признанной традиции вишнуитской бхакти
ВАЛЛАБХА (санскр. Vallabha) – видный деятель индуистской религии, основатель школы шуддха-адвайта и одной из четырех признанных традиций вишнуитской бхакти – рудра-сампрадая. Он жил в 15-16 веках и проповедовал свое учение в различных регионах Индии, в основном в северных штатах.
Родился Валлабха в Бенаресе или Чамапаранье (Мадхья Прадеш) в семье брахманов-вишнуитов. Еще в детстве он проявил значительные способности в изучении сакральных текстов и обошел множество священных мест, проповедуя путь бхакти и излагая свое истолкование событий жизни Кришны по Бхагавата-пуране. В одной из таких дискуссий он был объявлен наставником школы бхакта Вишнусвамина.
Валлабха создал свою собственную «секту», которая почитает два события, связанных с Браджей – пригородом Матхуры, знаменитого кришнаитского центра. Первое событие связано с тем, что Кришна, якобы явился Валлабхе в видении и сам открыл ему мантру, посредством которой адепт может вступить в прямой контакт с Брахманом (брахмасамбандха). Второе событие – с обнаружением Валлабхой на горе Говардхана близ Матхуры каменного идола Шри Натхджи: Кришны, держащего эту гору в знак защиты над своими почитателями. Названная мантра является основным компонентом в обряде инициации в «секту» Валлабхи, а идол Кришны – ее главной реликвией.
Суть учения Валлабхи заключается в том, что адвайта Шанкары на деле не такая уж «недвойственная», поскольку допускает неопределенный статус Майи. Валлабха решает ее «очистить», включив Майю в природу Брахмана в качестве одной из его энергий. Разумеется, это предполагает изменение понимания и самого Брахмана, который у Валлабхи, как и у Рамануджи, Нимбарки и Мадхвы, отождествляется с персонифицированным Божеством, наделенным полнотой сознания (чайтанья) и блаженства (ананда). Это Высшее Существо, кроме которого в мире ничего нет. Есть Кришна, тогда как души и мир – его вполне реальные, но ограниченные манифестации, которые он «проецирует» из самого себя. Таким образом, Валлабха считает, что основная цель человеческой жизни – это достижение бхакти (преданности) к Кришне, которая достигается путем почитания и служения ему, а также путем посвящения себя его воле и желаниям.
Важным элементом учения Валлабхи является также понимание бхавы – эмоционального настроя, который возникает в сердце бхакта во время его почитания Бога. Валлабха утверждал, что бхава не может быть искусственно создан или подражан, он приходит только от искренней преданности и любви к Богу.
Несмотря на то, что учение Валлабхи не получило такого широкого распространения, как, например, учение Шанкары или Рамануджи, его традиция все еще жива и существует в современной Индии. Его учение влияло на развитие бхакти-движения и культуры в Индии, а также на формирование философских и религиозных представлений многих людей.
-
Георг Iii
19 Oct, 24 -
Разделы Польши
19 Oct, 24 -
Домициан
19 Oct, 24 -
Бхававивека
19 Oct, 24 -
Советы (Советы Рабочих Депутатов) В России
19 Oct, 24 -
Цинциннат, Луций Квинкций
19 Oct, 24 -
Солон
19 Oct, 24 -
Всадники
19 Oct, 24 -
Каракалла
19 Oct, 24 -
Нефертити
19 Oct, 24