Управление Вниманием И Его Применение.

Написать следующее меня побудила статья в Geektimes «Медитация — взлом древней реальности в современности».

Вначале я хотел написать небольшой комментарий, который стал большим и вылился в эту статью.

Хочу сразу сказать, что у меня нет достаточных знаний и опыта, чтобы затронуть столь глубокую тему, но мне посчастливилось много лет жить в Индии рядом с великими Учителями буддизма и йоги и слушать их наставления, а также как учебные тексты.

Мое понимание теории и практики «медитации» пока находится в процессе развития, поэтому прошу рассматривать данную статью не как истину, а лишь как направление для размышлений, которые, возможно, помогут другим лучше разобраться в этой теме.

Термин «медитация» теперь включил в себя все, что не является ленью, обозначая им многие практики, используемые в духовных традициях (и не только в восточных, к этой категории можно отнести и христианские бдения и многое другое).

Этот термин не имеет однозначного аналога в индийских (тибетских и др.

) языках; Значение термина «дхина» — одно из многих, обобщаемых им.

Термин «медитация» можно использовать для определения практик работы с вниманием, при которых мы: а) мы концентрируем свое внимание, подчиняем его своей воле, в результате чего приобретаем навык концентрации внимания; б) подчиняясь воле, мы направляем сосредоточенное внимание на различные стороны восприятия, включая анализ и переживания внешнего мира, тела, психических процессов для их изучения и преобразования.

В одном тексте говорится, что наше внимание подобно пламени свечи в ветреную погоду, оно постоянно колеблется, не давая нам ночью увидеть фрески на стене.

Сосредоточенное внимание похоже на пламя свечи, окруженное стеклом; он горит равномерно и помогает видеть все, куда бы вы его ни направили.

Что значит подчинить внимание воле? Для этого существуют практики одноточечной концентрации внимания, которые включают в себя: - возвращение внимания к выбранному объекту, - удержание внимания на выбранном объекте, - полностью однонаправленная концентрация.

Чтобы понять, как это работает, нужно обратиться к теории, изложенной в индийской философии (в данном случае буддийской), которая гласит: «Один момент – одно сознание».

Нам часто кажется, что мы можем одновременно слышать, видеть и думать в один и тот же момент, то есть в один момент существует множество одновременных сознаний, наполненных разными процессами (сознание видимого, слухового, обонятельного, вкусового, тактильного, психического ).

Но это неправда.

Наше сознание существует как последовательный процесс вспышек сознания, где в один момент (чрезвычайно малую единицу времени) возникает только одно сознание (только восприятие того, что видно, или то, что слышно и т. д.).

Но поскольку вспышки сознания-восприятия происходят очень быстро, мы создаем иллюзию их одновременного (двух и более) проявлений.

Если условно взять 100 последовательных вспышек сознания, то окажется, например, что первые несколько вспышек заняты восприятием видимого, следующие несколько - восприятием осязательного, следующие - обонятельными, следующие - обонятельными.

слуховым, следующим вкусовым и следующим мысленным.

Они могут быть в любом порядке.

Когда мы начинаем практику концентрации, мы выбираем один объект, которым намерены непрерывно заполнять всю последовательность вспышек сознания.

Эти объекты могут быть внешними - точка, камешек и т. д., дыхание, произнесенный звук, образ в сознании (символ, учитель, божество), представление себя в другом образе (например, божестве).

Поскольку наш разум не привык последовательно удерживать один и тот же объект в каждый последующий момент сознания, нам приходится прилагать постоянное усилие, чтобы вернуть внимание к выбранному объекту.

Для этого мы разрабатываем: - Внимательность – постоянное запоминание того, почему мы сидим и что здесь делаем (обычно развивается в течение дня как размышление о пользе концентрации и намерении качественно ее реализовать), - Бдительность – замечайте, когда внимание отвлекается, - Усилие - возвращение к выбранному объекту (разум очень не хочет этого делать и начинает уговаривать додумать какую-то мысль, а уже потом вернуться к объекту, помечтать о чем-то и т. д.).

Чтобы получить хотя бы минимальный эффект, практику концентрации выполняют не менее 2 – 3 раз в день по 35 минут и дольше.

Считается, что только за это время разум совершает минимально необходимое количество действий для развития навыка.

Возвращая внимание на выбранный объект, вы как бы тренируете свое внимание, в результате чего приобретаете навык концентрации.

Это похоже на то, как поднятие гантели тренирует мышцу и, как следствие, увеличивает мышечную силу.

Когда вы уже приобрели определенный навык концентрации внимания и, например, из ста последовательных вспышек сознания более пятидесяти заняты выбранным объектом, ваше сознание естественным образом будет оставаться на объекте, вам нужно приложить немало усилий.

меньше усилий, и вы уже можете использовать свое внимание для изучения и трансформации своего опыта мира.

Когда все сто из ста последовательных вспышек сознания заняты одним объектом, то это совершенно однонаправленная концентрация, при которой даже переживание себя как субъекта и объекта, как чего-то отдельного от тебя, прекращается, поскольку возникают не осталось вспышек сознания, наполненных тактильными или другими ощущениями.

Но просто вернуть внимание недостаточно, нужно понять, как это делать, поэтому практика однонаправленной концентрации чередуется с практикой концентрированного размышления, при котором вы понимаете, как правильно концентрироваться.

И это еще не все.

Также необходимо создать в уме и повседневной жизни условия, способствующие концентрации.

Это действия тела, речи и ума, которые позволяют уму и телу быть невозбужденными и податливыми.

Сфокусировав внимание, мы можем направить его к самому разуму, постигая, как он создаёт совокупность восприятий, называемую реальностью (где «Я» и «МИР» — это не двойственность, а порождённые сознанием, в котором имеются присвоенные переживания, которые мы считаем себя, а не присвоенными, которые мы считаем внешним миром), развиваем хорошие качества (не только прилагаем усилия делать добро и не делать плохо, но и обнаруживаем и устраняем причину заблуждений, побуждающих нас совершать негативные действия ), трансформируют наше восприятие реальности.

Без навыка концентрации это становится невозможным или крайне неэффективным.

Как сказано: «Что бы ты ни делал, читай мантры, Много лет я сохранял аскетизм, Если бы в то же время мой ум был отвлечен, Все бесполезно, так сказал Мудрый».

Я не буду здесь подробно останавливаться на целях и методах использования концентрированного ума, поскольку у меня нет для этого достаточных знаний и опыта.

Но могу сказать одно: даже сама практика концентрации приносит много пользы, в том числе для организации жизни, умения достигать поставленных целей, вникать в поставленные задачи и решать их наиболее эффективным способом.

Еще одно важное преимущество практики осознанности — это возможность отдохнуть от себя.

В некоторых учениях считается, что каждый момент нашей реакции оставляет на нас отпечатки, которые накапливаются на протяжении всей нашей жизни.

И эти отпечатки не просто лежат мертвым грузом, а постоянно требуют нашего внимания и энергии для самоподдержания, которые мы им все время подсознательно отдаем.

И чем дольше мы живем, тем больше нашего внимания и энергии они поглощают, тем меньше нам остается на активную жизнь.

Время начинает лететь быстрее, и мы все больше погружаемся в различные мысли и переживания, не связанные с настоящим моментом.

Мы устаем постоянно «пережевывать» мысли.

Когда мы практикуем концентрацию внимания, то, возвращая внимание на выбранный объект, мы постепенно отвлекаем внимание от всего остального, тем самым лишая отпечатки их «питания», в результате чего они тускнеют и становятся менее выраженными.

Процессор нашего разума, не занятый открытыми окнами печати, начинает работать эффективнее и с меньшими усилиями, высвобождая свой ресурс в нужном нам направлении.

И можно сказать, что мы почувствовали облегчение.

Отдыхаем, отдыхаем от себя.

В принципе, все эти методы действительно можно назвать «взломом» реальности, но нужно понимать, что это большой труд, работа над собой, и пять минут практики утром и вечером не дадут даже небольшого результата.

Кроме того, это последовательный, глубокий метод работы с сознанием, и чтобы он был эффективным, нужно обращаться к тем традициям, которые проверены временем и имеют настоящих учителей, обладающих необходимыми знаниями, собственной практикой и опыт. Но мы можем взломать реальность и более простыми способами — принимая обдуманные решения и придерживаясь их.

В одном тексте сказано, что карма может быть хорошей, не хорошей, а также карма йогов (иногда считается и нейтральной).

Чем карма йогов отличается от других? Дело в том, что йог, зная, что определенные действия приводят к строго определенным результатам, и зная, какие результаты он хочет получить, принимает обдуманное решение и неукоснительно его выполняет. Например, он решил каждое утро концентрироваться, молиться, бегать, не есть сладкое и т. д. И он это делает. Однажды утром у него есть кармическая предрасположенность к этому, и он хочет это сделать, и он это делает, а на следующее утро предрасположенности у него нет, и он не хочет, но все равно делает. Таким образом, он «взламывает» (раскрывает) свой разум.

Но прежде чем решиться делать что-то или нет, важно очень тщательно все обдумать, не браться сразу за большие дела, чтобы потом не перегореть и не сломаться, а, начав с малого, наполнить всю свою жизнь сознательные действия.

Прошу прощения за довольно сумбурное изложение, мало что раскрывающее, но эта тема затрагивается довольно часто и, возможно, мое письмо создаст для кого-то новое направление в размышлениях.

Теги: #Лайфхаки для гиков #мозг #внимание

Вместе с данным постом часто просматривают: