В первой половине 20 века немецкая инженерная школа породила целый ряд электромеханических музыкальных инструментов, предшествовавших классическим синтезаторам.
Среди них сферофон Йорг Магер и поликорд Харальд Боде.
Большинство этих изобретений не смогли выйти за пределы узкого круга энтузиастов.
Но среди них был инструмент, созданный между двумя мировыми войнами, который тем не менее оставил след в мировой культуре.
Этот инструмент был Траутониум Фридриха Траутвайна .
Мы расскажем вам, почему это замечательно.
Фото Эдвард Байерле / CC BY-SA / «Потомок» траутония — Mixturtrautonium
Отец-дизайнер
Изобретатель траутония Фридрих Траутвейн тяготел к идеалу «человека эпохи Возрождения» — разносторонне развитой личности.Он был ребенком играл на органе в церкви.
Во время Первой мировой войны, произошедшей в его юности, он командовал отрядом радистов в звании лейтенанта.
После войны он изучал физику в Технологическом институте Карлсруэ, физику и право в Гейдельбергском университете и получил степень доктора технических наук.
В 1923 году участвовал в открытии первая немецкая радиостанция с регулярным вещанием.
В 1929 году Траутвейн, уже будучи опытным инженером, получил должность преподавателя в Берлинской высшей музыкальной школе, где он взялся за проектирование прототип вашего инструмента.
Траутониевый аппарат
Первый траутониум выглядел как нечто среднее между клавесином и дифференциальный анализатор .Звук в нем генерировался генератором на лампы накаливания , что дало сигнал, богатый обертонами пилообразный .
Вместо клавиатуры инструмент имел длинную полосу металла, над которой натягивалась стальная «струна».
Прижав этот провод к рейке внизу, исполнитель замыкал электрическую цепь.
В зависимости от точки контакта изменялось сопротивление в цепи и частота в колебательном контуре.
Сила, приложенная к проводу, влияла на громкость звука, который исполнитель извлекал из этого монофонического прародителя современных синтезаторов.
Одним из инновационных решений Trautwein стало использование формантные фильтры .
Они используются в системах синтеза речи для генерации сигнала с определенной фонетической структурой.
Благодаря этим системам траутоний изменил тембральные характеристики звука.
В каком-то смысле инструмент имел что-то общее с голосовым аппаратом человека.
«Безладовый гриф» — полоска металла — для удобства музыкантов был размечен по хроматической гамме.Даже прототип траутониума обладал широчайшим выразительным диапазоном.Таким образом, никто не мешал им играть на траутонии как на инструменте с фиксированной настройкой, например на фортепиано.
В то же время это позволяло добиться непрерывного изменения высоты звука: достаточно было прижимать пальцем проволоку к стержню и перемещать его влево и вправо.
Так что «траутониумист» мог бы включить в свой арсенал такие игровые приемы, как глиссандо И вибрато .
Дело было за теми, кто возьмется ее решить.
Первые приверженцы, первые испытания
В том же году, когда Фридрих Траутвейн начал обучение инженерному делу в Берлинской высшей школе музыки, в это учебное заведение поступил 19-летний Оскар Сала.Он изучал композицию у Пол Хиндемит (Пауль Хиндемит), талантливый скрипач и композитор.
Вскоре преподаватель и его ученик подружились с изобретателем, лаборатория которого располагалась на территории консерватории.
И Хиндемит, и Зала были поражены потенциалом траутония.
Первый изъявил желание сочинять для него музыку, если бы в его распоряжении было три таких устройства: для низких, средних и высоких частот. Второй начал осваивать инструмент как исполнитель и за короткое время добился выдающихся результатов.
Уже 20 июня 1930 года Хиндемит, Сала и пианист Рудольф Шмидт впервые продемонстрировали широкой публике, на что способно изобретение: трио дал концерт , на котором "Хиндемит" Семь пьес для трёх траутониумов «Далее — больше: в 1931 году Хиндемит сочинил» Концерт для траутониума и струнных Премьера работы состоялась в Мюнхене, и там блистал Оскар Сала.
Новое устройство вызвало интерес не только в музыкальной и инженерной сфере (в профессиональных изданиях печатные инструкции , как собрать такое устройство), но и в промышленных кругах.
Telefunken взял на себя массовое производство.
В 1933–1935 годах она вывела на рынок свою версию инструмента – Фолькстраутоний , или «народный траутониум».
Однако ее ждал коммерческий провал: возможно, причиной тому была не только необычная система управления, но и цена в 400 рейхсмарок - по тем временам средняя зарплата рабочего через два с половиной месяца.
Был выпущен всего около 200 экземпляров синтезатор, и продали ещё меньше, после чего производство было свёрнуто.
Фото Музей-остров /PD/Фолькстраутониум
К проектированию фолькстраутониума приложил руку и Оскар Сала, который, вдохновленный идеей усовершенствования прибора, углубил свои познания в физике в Берлинском университете в первой половине 1930-х годов.
В то же время отец Траутониума Фридрих Траутвейн постепенно потерял интерес к своему детищу и в конце концов передал Зале право на его разработку.
Траутвейн продолжал изобретать инструменты (среди них электрический клавесин ) - однако сегодня о них знают еще меньше, чем о траутонии.
Через 11 лет после окончания Второй мировой войны Траутвейн ушел из жизни, но его преемник, приняв эстафету у учителя, нес ее еще добрые полвека.
Во второй половине 1930-х годов Сала создал две новые модели инструмента, в том числе концертную, более удобную с точки зрения транспортировки.
Также он получил дополнительную струну, благодаря которой стало возможным извлекать из траутония две ноты одновременно.
Вниз и немного вверх
Траутониум и энтузиасты, пропагандировавшие его разработку, тормозились не только инерцией массового восприятия, но и изменением политической ситуации в Германии.С приходом к власти национал-социалистов для авангардного искусства наступили темные времена.
В том числе и для электронных инструментов, которые были с ним связаны.
В 1935 году Траутвейн и Сала встретил с министром пропаганды Третьего рейха Йозефом Геббельсом и исполнял для него на траутониуме произведения композиторов-классиков.
Но постепенно места для творческих экспериментов в стране оставалось все меньше.
С единомышленниками у дуэта тоже были проблемы: тот же Пауль Хиндемит был вынужден переехать сначала в Швейцарию, затем в США.
Инструмент не был забыт полностью: например, в 1942 году Рихард Штраус использовал траутоний для имитации гонгов и колоколов на дрезденской премьере своей «Японской церемониальной музыки».
Но шанс на широкое распространение устройства был упущен.
А вскоре после падения нацистской Германии произошел всплеск популярности электроорганов – с тех пор траутониум оказался на периферии массовой музыкальной культуры.
Фото Утро Рог / CC BY-SA / Микстур-Траутониум
Однако «был на периферии» не значит «никак себя не проявлял».
Как только война закончилась, Оскар Сала вернулся к делу своей жизни и внес свой вклад в развитие музыкальных технологий.
В начале 1950-х годов он представил еще одну модель инструмента – Микстур-Траутоний .
Важным его нововведением стала электрическая схема, благодаря которой устройство могло воспроизводить субгармонический ряд - гармонический масштаб, расположенный вниз от основной частоты.
Но «оживить» инструмент Оскару не удалось.
Среди них авангардисты следующего поколения.
Карлхайнц Штокхаузен - отдавал предпочтение другим инструментам, включая орган Хаммонда и кольцевые модуляторы.
Так Сала волей-неволей переквалифицировался в кинокомпозитора: с помощью траутония он озвучил десятки рекламных и документальных фильмов у себя на родине.
Неожиданная смена специализации сыграла ему на руку – пусть и на большой дистанции.
В 1961 году Альфред Хичкок приступил к съемкам триллера « Птицы «, он не мог решить, как именно должны кричать вороны и чайки в кадре: все звуки казались ему слишком знакомыми и недостаточно пугающими.
Каким-то образом режиссер узнал о берлинском чудаке и его инструменте и предложил композитору попытаться решить эту проблему.
Сала блестяще с этим справился.
В результате все крики и шум , которые испускают птицы в легендарном фильме, были созданы на траутонии.Фактически за всю историю инструмента по-настоящему владел им только один человек – Оскар Сала.
Лишь немногие музыканты выбрали траутониум своим основным инструментом, например Питер Пихлер .
В наши дни некоторые композиторы тоже экспериментируя с этим предком современных синтезаторов.
Чтобы работать со звуком инструмента, не обязательно красть из музея чудом уцелевший фолькстраутониум или собирать прибор самостоятельно.
Существовать современные вариации старые добрые траутониумы.
Также есть плагин для звуковых редакторов.
Неймикстуртраутоний , имитируя эффекты аналогового оригинала, но, конечно, это уже шаг далеко от оригинальной концепции Траутвайна.
Фото Джим / CC BY-SA
Траутониум послужил источником вдохновения для композиторов-экспериментаторов и инженеров, но, вероятно, ему не суждено было получить по-настоящему широкое распространение.
Обладая огромными выразительными возможностями, он все же был слишком сложен в освоении – настоящий компьютерный аппарат. Недаром сам Оскар Сала допущенный : «Если хочешь играть на траутониуме, надо его собирать».
Дополнительное чтение — об инструментах и аудиогаджетах:
Необычные музыкальные инструменты
Восемь аудиотехнологий, которые будут включены в Зал славы TECnology в 2019 году
Как превратить компьютер в радио
Haken Continuum: электронный инструмент с отзывчивостью акустического инструмента.
Теги: #аудиомания #Звук #Гаджеты #Биографии компьютерщиков #Старое железо #музыкальные инструменты #поликорд #траутониум
-
Милл, Джон Стюарт
19 Oct, 24 -
Ньюэлл, Аллен
19 Oct, 24 -
Электронное Государство Будущего. Часть 3
19 Oct, 24 -
Истинное Лицо Qwerty-Провайдера
19 Oct, 24