Одним из самых популярных материалов в нашем блоге на GT был пост «Теплый ламповый волшебный сеанс с откровением» .
Он затронул распространенные стереотипы при оценке УМЗЧ с полупроводниковой и ламповой схемотехникой.
Кроме того, дискуссия стала жаркой и оживленной.
почта об усилении гитарной лампы и цифровой эмуляции ламповых эффектов.
Некоторые мои оппоненты в холиварах на эти темы говорили, что я, мол, мало знаю о ТЛЗ, и все ее прелести вовсе не в гармониках, а в трансформаторах, операционных усилителях и т. д. Оппоненты непрозрачно намекали, что никаких детальные исследования спектрального состава искажений ламповых и транзисторных усилителей.
В тех материалах я писал, что ставить точку в вопросе лампового звука еще рано, теперь, думаю, самое время.
Совсем недавно я наткнулся на относительно недавнее исследование физика Дэвида Кейпортса, которое окончательно закрывает вопрос о природе и влиянии так называемой ТЛЗ (по крайней мере, в вопросе гитарного усиления).
Психоакустика восприятия искажений
Как мы уже писали, в исследованиях Флетчера, Войшвилло и Алдошиной выявилась разница в субъективном восприятии разных гармоник.В частности, исследования показали, что гармоники высших порядков воспринимаются как выраженные неприятные искажения, а низшие - как более благозвучные или, по крайней мере, менее заметные.
Исследования также отметили, что нечетные гармоники (3-я, 5-я, 7-я, 15-я и т. д.) создают диссонансные тона и поэтому воспринимаются как диссонирующие или дисгармоничные.
Тоны, порождаемые четными гармониками, напротив, гармонично сочетаются с основным звуком.
Эти исследования являются основой для большинства утверждений о том, что звук теплых (в буквальном смысле) ламповых усилителей приятен человеческому уху.
Полупроводниковые уступают им по благозвучности искажений.
Именно благозвучие ламп успешно используется музыкантами и иногда ценится аудиофилами.
При этом доказано, что так называемая «честность» (верность воспроизведения) у современных «каменных» усилителей выше, поскольку уровень искажений в них значительно ниже.
В 70-е годы ламповая технология имела преимущества, поскольку гармонические искажения были примерно равны у транзисторных и ламповых систем.
Сегодня ситуация существенно иная, поскольку большинство ламповых изделий искажают звук в десятки, а иногда и в сотни раз сильнее, чем аналогичный по цене полупроводниковый УМЗЧ.
Дэвид Кейпортс поинт
Дэвид Кейпортс, работающий в Миллс-колледже в Америке, не придумал ничего нового.Но именно этого человека запомнят как физика, который раскрыл ламповую «магию» и доказал физическую природу психоакустических эффектов.
На всякий случай опишу в упрощенной форме появление гармонических искажений при усилении звука.
Транзисторы (чипы) или электронные лампы могут увеличить электрическую мощность.
В случае со звуком процесс усиления мощности связан с появлением дополнительных сигналов на других частотах – т.е.
гармонических искажений.
Например, при усилении сигнала частотой 300 Гц появляются сигналы частотой 600, 900, 1200 Гц соответственно второй, третьей и четвертой гармоник.
Дэвид Кейпортс тестировал гитарные усилители, потому что его интересовала любовь гитаристов.
С т.н.
С аудиофильской лампой он не работал и судя по его статье, мало о ней знает. Ученый исследовал и сравнил гармонические искажения в усилителях Fender Pro Jr и Bugera BC15. Первый полностью ламповый (предусилитель и оконец реализованы на триодах), второй построен как гибрид (ламповый предусилитель и транзисторный конец).
Ученый выявил ряд закономерностей, связанных с этими усилителями.
Например, Fender Pro Jr в режиме работы без перегрузки характеризовался низким Кг, значительным преобладанием четных гармоник, были выражены гармоники низшего порядка 2-й и 4-й.
Режим перегрузки привел к увеличению 5-й гармоники по сравнению с 6-й и ослаблению четных гармоник, а нечетные несколько усилились.
Бугера BC15 в обоих режимах продемонстрировал выраженность нечетных гармоник, преимущественно 3-й и 5-й.
Выводы экспериментатора кратко можно охарактеризовать как то, что реализация усиления на транзисторах способствует появлению большего количества какофонических нечетных гармоник в результирующем сигнале.
При этом не наблюдается появления гармоник высших порядков, на которые ссылались авторы аналогичных публикаций в 70-х годах.
Напротив, и в ламповых, и в транзисторных усилителях порядок гармоник ограничен 6-й.
В своих исследованиях физик также дает психоакустическое обоснование благозвучия четных и диссонансных нечетных гармоник, а также называет причины, по которым ламповое усиление ценится гитаристами.
Таким образом, усиливающий сигнал электрогитар уже богат гармоническим содержанием.
К исходным гармоникам этого сигнала перегруженный ламповый тракт способен добавить к каждой из исходных добавочные гармоники.
При этом наиболее выраженными из них будут четные, что гарантирует необходимый эстетический музыкальный эффект.
Сухой остаток
Данные, отраженные в исследовании Кейпортса, позволяют предположить, что известные эффекты благозвучия лампового звука носят исключительно гармонический характер.Исследование также показывает, что ламповая технология в настоящее время наиболее применима именно для усиления гитары, а также для создания эстетически ценных музыкальных эффектов.
При этом сегодня классическую «ламповую» можно эффективно заменить цифровыми эмуляциями (поскольку теперь нет проблемы создания гармонических искажений при цифровой обработке сигнала).
Хочется отметить, что последние пока не получили широкого распространения на концертах и репетициях из-за непривычности их применения (многим проще купить лампу), но все чаще используются в студийной работе.
В HI-FI и Hi End лампы постепенно умирают из-за схемотехнической сложности достижения высокой точности, а также возможности точного и недорогого цифрового моделирования т.н.
звук трубки.
В этих сегментах ламповое усиление остается актуальным для создания уникальных и неоправданно дорогих аутентичных схемотехнических шедевров, рассчитанных на узкий круг ценителей.
Лампы также эффективны в специализированном усилении наушников, особенно электростатических.
Джинсы В нашем каталоге представлен широкий ассортимент гитара усилители, а также лампа УМЗЧ играть музыку.
В опросе могут участвовать только зарегистрированные пользователи.
Войти , Пожалуйста.
Что будет с лампами дальше? 19,19% Умрут на рынке и останутся в музеях 38 35,35% Останутся в составе музыкальных инструментов (эффекты) 70 8,08% Возродятся как феникс и заполнят планету, как винил 16 37,37% После ядерной войны, на некоторое время только трубчатое оборудование из глубоких убежищ будет работать 50-е 74 Проголосовали 198 пользователей.
25 пользователей воздержались.
Теги: #Научно-популярная #Звук #физика #Старая техника #акустика #лампы #звук и музыка #усилитель #аудио #аудиофилы #аудиотехника #УМЗЧ #теплый ламповый звук #аудиоаппаратура #психоакустика #психоакустика #гармоники #искажения #физика звука
-
Публикация Dvd-Шоу На Youtube В Windows 8
19 Oct, 24 -
Cpa-Маркетинг На Cpa Forum
19 Oct, 24 -
Самые Востребованные Картриджи Kodak
19 Oct, 24 -
Капица Петр Леонидович
19 Oct, 24 -
Что Означает Dipm Для Ssd-Накопителей?
19 Oct, 24 -
Брачные Шары
19 Oct, 24 -
Робот Удалил Опухоль Головного Мозга
19 Oct, 24