Театральная цензура — система государственного контроля за публикацией и производством драматических произведений, которая делится на предварительную и карательную.
Цензура начала существовать с начала 19 века и сильно повлияла на развитие театра в этот период. Особое влияние оно оказало на русскоязычный театр в период его становления.
Первая форма театральной цензуры была введена в 1794 году, когда было утверждено положение о драматической цензуре.
За все время существования театра общая цензура несколько раз менялась, но основные принципы цензуры пьес оставались неизменными.
Разделение цензуры на внешнюю и внутреннюю цензуру было введено в 1904 году.
Однако это деление оказалось несовершенным, поскольку не учитывало характер национальной литературы и ее своеобразие.
Ввиду огромного значения театра для русской культуры театральная цензура была важной частью общей цензурной системы.
После начала 20 века политика правительства ужесточилась, и правительство стало всё активнее вмешиваться в подготовку постановок.
Отдельные аспекты общей театральной цензуры были сосредоточены теперь в Третьем отделе Политической канцелярии и представляли собой особую «двухступенчатую» систему цензуры драматических произведений на афише.
Основной целью театра было просвещение, поэтому цензура контролировала репертуар таким образом, чтобы произведения охватывали широкий круг общества.
Несмотря на то, что развитие авторского права и свободы творчества многих авторов способствовало появлению некоторых исключений из этого правила.
Например, еще в 1670 году Церковный Синод запретил постановку пьес на иностранных языках («они, к сожалению, портят публику») и издал списки книг, которые можно было использовать для постановок.
Однако полная творческая свобода оставалась недостижимой на протяжении многих десятилетий, особенно в периоды правительственных реформ.
Невольные искажения текста заставили многих театральных деятелей принять решение о сотрудничестве с царским двором и, в то же время, продолжать развивать свои интересы в области культуры.
Бездействие цензуры не дало возможности для полной реализации авторского проекта, что сделало спектакли более традиционными и реакционными.
История театра полна примеров, когда театральная цензура напрямую влияла на решение судьбы спектакля.
Наиболее яркие примеры в истории театрального искусства связаны с цензурой.
-
При Какой Температуре Стирать Полотенца
19 Oct, 24 -
Седых Сергей Николаевич, Воронеж
19 Oct, 24