Смещенная Активность: Почему В Неоднозначной Ситуации Чайки Чистят Перья, Собаки Зевают, А Мы Чешем Затылки

#ethology@phanerozoi Человек не склонен обращать внимание на свои привычки и непроизвольные действия.

Находясь в окружении одних и тех же людей, нам кажется абсолютно естественным, например, ходить по комнате, думать о важных вопросах или стучать ручкой по столу, составляя список покупок.

Наше собственное поведение часто ускользает от нас.

Но все же, почему мы это делаем?

Позвольте мне сделать небольшое отступление.

Если попытаться поискать в Интернете информацию по запросу «почему мы ломаем голову», то можно обнаружить значительное количество крайне сомнительных данных.

Для меня стало неожиданностью, что довольно большое количество ресурсов утверждает, что это, во-первых, исключительно жест и, во-вторых, только славянский (часто в источниках «русский»), сохранившийся со времен язычества.

.



Смещенная активность: почему в неоднозначной ситуации чайки чистят перья, собаки зевают, а мы чешем затылки

Не знаю, как вас, а меня родственники никогда не учили чесать затылок.

Если материалы подразумевают такую уникальную «память предков», то хотелось бы еще добавить, что ни знания языческих обрядов, ни древнеславянского языка мне, судя по всему, не передались.

Вернемся к полевой биологии.

В этологии существует понятие смещенной деятельности.

Так называют поведение животного, совершенно не соответствующее ситуации и не коррелирующее ни с предыдущими, ни с последующими действиями особи.

Например, во время ухаживания самец трехиглой колюшки может подплыть к гнезду и начать его проветривать (это делают рыбы с заполненным икрой гнездом для насыщения воды кислородом и избавления от конечных продуктов обмена веществ).

.



Смещенная активность: почему в неоднозначной ситуации чайки чистят перья, собаки зевают, а мы чешем затылки

Оказывается, самец прерывает ухаживание, чтобы проветрить пустое гнездо.

Такое поведение без смысла является хорошим примером предвзятой деятельности.

Обычно это явление происходит в точке равновесия между двумя различными мотивационными тенденциями.

Все ситуации перемещенной деятельности объединяет то, что происходило раньше:

  1. Или физическое ограничение нормального поведения
  2. Или невозможность получить желаемый результат обычными действиями.

  3. Или имеется несовместимость нескольких желаний.

Например, некоторые виды чаек при приближении хищника вместо того, чтобы вырваться из гнезда, начинают прихорашиваться.

Происходит это в данном случае из-за конфликта между инстинктом самосохранения и инстинктом заботы о потомстве.

В борьбу двух желаний вмешивается третье, которое зачастую не имеет никакого смысла в данной ситуации.

Таких примеров у разных животных можно привести множество.

Люди также не были исключением.

Очень часто «третьим самозванцем» становятся действия, связанные с комфортом.

Человек выходит поесть или справить нужду, мужчины поправляют бороду, женщины поправляют волосы и т. д. Важно отметить, что такое поведение возникает не только в случае предвзятой деятельности, но и предвзятая деятельность сопровождается аналогичным поведением.

У отдельного животного, например у человека, может быть свое индивидуальное «третье лишнее» желание.

Однако у многих видов все же сохраняются склонности к конкретным действиям в неоднозначной ситуации.

Почему?
Речь идет о другом механизме, определение которого мы спрячем в спойлер.

Ритуализация – это эволюционный процесс, посредством которого определенные комплексы поведения видоизменяются и приобретают коммуникативную функцию.

Что все это значит?
Позволь мне привести пример.

Есть птицы, которые чистят клювы после еды, но у многих видов такое же поведение наблюдается и в период ухаживания из-за уже знакомой предвзятой активности, возникающей при наличии баланса между тенденцией к приближению (сексуальным желанием) и тенденцией к избегайте (страх, что другое животное окажется слишком близко).

Но, в то же время, ничего подобного у двух видов вьюрков не наблюдается, а наблюдается следующее: самец опускает голову, как бы собираясь почистить клюв, но замирает в этом положении на несколько секунд, таким образом кланяясь перед собой.

женщины.

Самки стали воспринимать это как жест ухаживания.

Таким образом, бессмысленное предвзятое поведение (чистка клюва) трансформируется и приобретает дополнительный коммуникативный смысл и становится ритуализированным поведением (поклоны в период ухаживания).

Эта тема продолжает активно изучаться учеными.

С каждым днем все больше используются математические расчеты и компьютерные технологии.

Природа поведения животных удивительно сложна, и нам еще предстоит многому научиться.

Источники: Дэвид МакФарланд, Поведение животных: психобиология, этология и эволюция / Дэвид МакФарланд - Пер.

с англ.

– М.

: Мир, 1988 – 520 с.

, ил.




P.S. Однако люди любят искать простые решения сложных вопросов, основываясь на личном опыте.

Далее я хочу привести примеры предположений на тему того, почему мы до сих пор ломаем голову.

Все материалы взяты из открытых источников, где пользователи добровольно оставили свои комментарии.

Приятного чтения.



Смещенная активность: почему в неоднозначной ситуации чайки чистят перья, собаки зевают, а мы чешем затылки

С таким вариантом сталкиваюсь не первый раз.



Смещенная активность: почему в неоднозначной ситуации чайки чистят перья, собаки зевают, а мы чешем затылки

Для вас тоже самая ближайшая к рукам часть тела — голова?

Смещенная активность: почему в неоднозначной ситуации чайки чистят перья, собаки зевают, а мы чешем затылки

Мой любимый вариант. Особенно понравится людям, знакомым с физикой.

Статья написана палеонтологом Музей Ларенкова и опубликовано в научном сообществе фанерозой
Теги: #Биология #Популярная наука #этология #биология развития #Смешанная деятельность #биология человека
Вместе с данным постом часто просматривают: