Хабр, май 2031 г.
Трагедия корабля «Провиденс-1», свидетелями которой мы сегодня стали, к сожалению, вписывается в историю космонавтики.
Как большинство космические катастрофы этого можно было избежать.
И ужас не в том, что по неизвестной причине произошел взрыв в районе твердотопливного ускорителя, а в том, что спасательная система специально созданные для такого случая космонавты себя совершенно не проявили.
Возникает сюрреалистическое ощущение, что мы смотрим фильм, в котором сценаристы просто выбросили ее из ракеты из соображений сюжета.
14 сентября стриминговый сервис Hulu выпустил сериал «Первый», созданный совместно с британским каналом Channel 4. КиноПоиск , ИМДБ ).
Первый сезон посвящен двухлетней подготовке экипажа к полету на Марс.
И, несмотря на наличие звездной команды — шоураннера и сценариста «Карточного домика» Бо Уиллимона, в главной роли — обладатель двух «Оскаров» Шон Пенн, на мой взгляд, сериал получился противоречивым.
Он прекрасно показывает неприглядные стороны космонавтики, но, увы, не лишен недостатков.
Сначала о технологии
Научным консультантом фильма был Чарльз Элачи, бывший директор Лаборатории реактивного движения.И в целом сериал действительно выглядит реалистичным.
Но, к сожалению, возникли технические неполадки.
В первую очередь по сюжетным соображениям сценаристам нужно было уничтожить первый экипаж.
Трудно придумать реалистичную аварию, поэтому мы наблюдаем повторение катастрофы «Челленджера» 1986 года.
Проблема в том, что у шаттла не было системы эвакуации, а у SLS она есть, и в фильме наглядно был показан «шпиль» SAS.
Слева фото катастрофы Челленджера, справа кадр из фильма.
Кадр из фильма
Спасательная система SLS не имеет ограничений по высоте и скорости и способна увести корабль и его экипаж от взорвавшейся ракеты хоть с самого старта, хоть на большой высоте.
Так вот, по сценарным соображениям, система спасения не только была отключена, но и никак не упоминалась во избежание лишних вопросов.
Далее, причину катастрофы они с «Челленджера» не скопировали (это было бы слишком странно), а то, что придумали, — это вообще смешно.
С одной стороны, кто-то (подозреваю, что это был Лачи) абсолютно правильно описал конструкцию передних двигателей для отделения и уборки боковых твердотопливных ускорителей Спейс Шаттла/SLS. Дело в том, что сам шаттл имеет крышки маневровых двигателей, защищающие его от дождя.
Большую часть программы они делались из бумаги, а ближе к концу перешли на Тайвек .
Эти крышки регулярно отрывались при запуске под давлением набегающего воздуха, а иногда отваливались сами еще до запуска.
А вот на твердотопливных ускорителях на высоте действительно того стоит подпружиненные крышки.
Слева - верхние двигатели отделения и вывода, справа - нижние.
Эти крышки открываются при включении двигателей, как нам показали в сериале.
Но на самом деле любой посторонний предмет случайно задел бы достаточно толстый слой теплоизоляции внешнего бака шаттла (или центрального блока СЛС) и не смог бы причинить заметного вреда.
При реальных запусках двигатели отсека успели выжечь большие участки теплоизоляции, и ничего не произошло.
Вообще выбор SLS в качестве носителя очень странный.
Дело в том, что космонавты стартуют на корабле, отдаленно напоминающем «Орион», который стыкуется с марсианским транспортным кораблем, находящимся на низкой околоземной орбите.
Масса «Ориона» из фильма — не более 30 тонн, а показанный в сериале блок SLS 1 выведет на низкую орбиту 70 тонн.
Поскольку «Орион» из фильма не является точной копией настоящего, Лачи, кажется, и не спрашивал, а зря, ведь в сценах с ним было много мелких ошибок.
При отделении третьей ступени явно цитируются исторические кадры американской лунной программы, но, в отличие от реальности, кораблю и ступени придается совершенно неподходящее вращение.
При запуске напутали с циклограммой, и баллистическое прикрытие с системой восстановления отделяется от корабля только в самом конце, после отключения третьей ступени.
Реально его можно сбросить вскоре после отделения первой ступени (боковые ускорители) - уже на второй-третьей минуте полета высота увеличивается до ~50 км, сопротивлением атмосферы можно пренебречь.
В сознании создателей фильма шаттл перепутан с «Орионом», и совершенно непонятно, как работает электросистема корабля — они показывают открытие солнечных батарей и одновременно обсуждают включение топливных элементов.
У Ориона первое, у шаттла второе, в реальном корабле достаточно одной вещи, а для короткого полета к марсианскому транспортному кораблю хватило бы и банальных батареек.
Есть очень забавная ошибка в конструкции стыковочных узлов.
На псевдо-Орионе нарисовали стыковочный узел российского "Союза" с конусной системой, а на марсианском транспортнике - андрогинный узел.
Несмотря на всю радость для российской космонавтики продажи стыковочных узлов в США даже в 2030-е годы, эти конструкции несовместимы.
Слева псевдо-Орион, справа марсианский транспортный корабль.
В сценах сближения и стыковки совершенно необязательно разворачиваться, чтобы скорректировать скорость на 4 м/с.
Марсианский транспортный корабль выглядит слишком пустым, в отличие от МКС с развешенным по стенам хламом.
В целом конструкция вызывает вопросы - оранжереи на корабле явно нет, а значит, космонавты летят с незаменимыми припасами, а корабль для этого выглядит слишком маленьким.
Отдельно стоит отметить, что художники, рисовавшие корабли, похоже, слышали об утроении (тройном резервировании), поэтому слишком часто можно увидеть блоки из трех двигателей, когда их обычно два, но это не невозможно.
Но у марсианского корабля только один ионный двигатель, без каких-либо резервов, что странно.
И совершенно непонятно, откуда берется энергия для него — солнечных панелей мало, а радиаторов охлаждения ядерного реактора не видно.
Так что, невольно полемизируя с уже опубликовано здесь обзор, транспортный корабль из "Марсианина", на мой взгляд, выглядит более реалистично.
Процессы
В сериале хорошо передан дух космической индустрии.Наблюдая на экране перипетии работы с родственниками или формирования экипажа, невольно вспоминаешь воспоминания настоящих космонавтов, очень похоже.
Но, увы, не обошлось без странностей.
У первого экипажа есть резервные копии, а у второго нет. И нельзя сказать, что они существуют, но не показаны - вместо исключения/добавления людей в команду (к которой тоже есть вопросы), логичнее было бы обсудить перемещения космонавтов между вторым и третьим экипажами.
А вот организация миссионерских процессов вызывает серьезные сомнения.
В ситуации, когда дополнительные риски возникли на этапе вылета, который находится на Марсе и производит топливо для взлета, фактически принимается решение о полете наугад вместо устранения проблемы, что совершенно нереально.
Наверняка эта проблема принесет неприятные сюрпризы в будущих сезонах (несмотря на всю критику, хотелось бы, чтобы она была).
Люди
Прекрасно показаны переживания родственников, но это характерно для эпохи шаттлов, не имевших систем спасения; теперь риски воспринимаются по-другому.Яркий пример – во времена шаттлов для Майка Муллейна каждый запуск был кошмаром для его семьи, а в мемуарах Криса Хэдфилда есть гораздо более спокойная симуляция с выводом его жены: «Мне, наверное, не стоит отправляться в пустыню без связи».
, если Крис погибнет на орбите, то мне следует узнать об этом из центра управления, а не от репортеров».
Космонавтам очень не повезло с семьями.
В сериале единственная нормальная семья, где твой партнер тебя поддерживает и не создает проблем, — это однополый брак бывшего командира второго экипажа.
У всех остальных либо дочь-наркоманка, либо муж, требующий поместить в хоспис мать, страдающую деменцией (надеюсь, не усыпляющую, нет четкой формулировки), либо муж, желающий детей, либо родственники с с которым вы не поддерживаете отношения.
Глава частной корпорации, отправляющей астронавтов в полеты, которую явно скопировали с Маска, судя по всему, разведен.
В жизни всякое бывает, но концентрация личных проблем в сериале зашкаливает, и неизбежно с грустью вспоминаешь здоровые семейные отношения, показанные в «Аполлоне-13».
Символизм
Сериал выполнен в реалистической манере, но, к сожалению, авторы не удержались от попытки добавить более глубокого смысла.Загадочный персонаж, коллекционирующий телефоны, вызывает ассоциации с фильмом «Контакт» и что-то символизирует, но в первом сезоне его личность и предназначение не раскрываются.
В общем, при просмотре последней серии первого сезона у меня возникла мысль «а вдруг все происходящее окажется его бредом», но, к счастью, полет на Марс, скорее всего, реален.
Очень важный вопрос
В нескольких сериях поднимается вопрос о смысле экспедиции – зачем им вообще лететь на Марс.И, на мой взгляд, создателям фильма не удалось дать хороший ответ. Выступление главы компании воспринимается совершенно противоположным образом, мол, они загрязнили Землю, давайте теперь полетим загрязнять Марс.
И даже аргумент командира о красоте не выдерживает контраргумента – «давайте отправим спутник с 4К-камерами и будем снимать космических красот в свое удовольствие».
Увы, со смыслом такого полета в реальной космонавтике есть проблемы( один раз , два ).
Хорошо, что сценаристы не придумали простого, но нереалистичного решения, и плохо, что они не смогли дать ответ, оставаясь в рамках реализма.
Заключение
К плюсам сериала можно отнести общий реализм техники (несмотря на ляпы), людей и атмосферы.Из минусов - настроение местами слишком мрачное.
В целом, на мой взгляд, преимущества перевешивают преимущества, и хотелось бы надеяться на будущие сезоны.
Теги: #Научно-популярная #Космонавтика #кино #Научная фантастика #Первый #НСРТ
-
Быстрый И Простой Хостинг Intuit Quickbooks
19 Oct, 24 -
Бесплатный Веб-Хостинг: Подходит Ли Он Вам?
19 Oct, 24 -
Паразитизм
19 Oct, 24 -
Когда Марлин Встретил Вск
19 Oct, 24 -
О Простоте
19 Oct, 24 -
Появился Хит-Парад «Вирусных» Видеороликов
19 Oct, 24