В тексте " Семантические цифровые системы было отмечено, что современные семантические технологии пока не обладают полноценными инструментами описания деятельности.
Семантические данные традиционно представляются в виде графа объектов, узлами которого являются сущности или значения, а ребрами — свойства (отношения и атрибуты).
Такие графики фиксируют статическое состояние предметной области.
И такой одновременно фиксируемый набор данных следует скорее рассматривать как граф знаний о предметной области, а не как ее модель, особенно если предметная область представляет собой деятельность, а не набор непреложных фактов.
Рассматривая предметную область как деятельность, нас должны прежде всего интересовать не сущности и их свойства, а акты, то есть события изменения свойств.
И конечно, набор соответствующих высказываний, то есть необходимых для моделирования предметной области, не должен ограничиваться описанием текущего состояния деятельности, а должен представлять собой последовательность высказываний, фиксирующих события изменения сущностей.
По сути, речь идет о том, что семантическая модель предметной области должна быть представлена не статическим графом объектов, а временным ациклическим ориентированным графом.
Чтобы было понятнее, о чем идет речь, давайте рассмотрим несколько простых примеров.
Из отношения «Саша и Маша — супруги», учитывая фиксированные признаки индивидов «Саша — мужчина», «Маша — женщина», а также отношения «Саша — муж Маши», «Маша — жена Саши», а также отношения «Саша — муж Маши», «Маша — жена Саши», а также как ясно следуют родственные отношения между супругами и их родителями: зять, невестка.
, теща, тесть и т. д. Однако следует отметить, что весь этот набор фактов порожден одним событием «Саша и Маша поженились» (получили свидетельство о браке), которое следует сохранить в виде утверждения, и все отношения, порожденные этим событием, могут быть автоматически сгенерированы при ответе на поисковые запросы с использованием аксиом.
Но самое интересное и важное в этом примере то, что за событием «поженились» может последовать событие «Саша и Маша развелись», которое должно аннулировать все отношения, порожденные первым событием.
Приведенные рассуждения говорят о том, что мы строго различаем акты деятельности, определяющие семантику, и порожденные ими отношения, которые, не добавляя содержания, используются только в общении, то есть для упрощения общения.
Упорядоченная последовательность событий вроде «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду…» — всеобъемлющая основа для понимания того, кто чей сын, дед или прадед. То есть онтологию можно разделить на (1) содержательный (событийный, активный) уровень, на котором фиксируются события изменения статуса или свойств индивидов, и (2) чисто лингвистический уровень, на котором правила для наименования определяются отношения между особями.
Причем второй уровень онтологии необходим только для обслуживания поисковых запросов, ведь понятно, что пользователь спросит «сколько племянников было у МагогаЭ», а не сформулирует свой вопрос как «сколько детей родилось у тех, кто родились от того же, кто родил МагогаЭ» " Вышеизложенное актуально для всех отношений – все они являются производными от актов деятельности.
Отношения «Иванов работает в Газпроме» и «В Газпроме есть сотрудник Иванов» порождаются событием «Иванов принят на работу в Газпром».
Именно последнее утверждение должно быть сохранено как утверждение о физических лицах, и из этого утверждения по элементарным правилам (аксиомам) получается наличие Иванова в списке сотрудников «Газпрома» и место работы Иванова.
Ну и очевидно, что данные о физических лицах должны содержать последовательность всех событий найма и увольнения, то есть представлять собой направленный во времени ациклический граф.
В качестве примера, демонстрирующего не просто преимущества, но и смысловую необходимость событийного подхода, можно привести фиксацию отношения «кусок – целое» (кусок хлеба – буханка).
Попытка прямого описания через отношение «часть-целое» приведет к абсурду «кусок хлеба — часть буханки».
Ведь ясно, что когда перед нами буханка, то такого предмета, как кусок, не существует, а когда мы отрезаем кусок хлеба, никакого целого, то есть каравая, уже не будет. Эту ситуацию можно правильно описать только словесным высказыванием «от каравая отрезан кусок», которое привязано к конкретному моменту времени и из которого можно сделать все выводы о связи существовавшего до поступка каравая отрезания куска и нового индивидуального «куска», появившегося только после этого события.
Итак, если мы ставим перед собой цель моделирования деятельности, то мы должны фиксировать действия/события (с глагольной связкой) как высказывания, располагая их во временных последовательностях – процессах и действиях.
При таком подходе данные будут организованы в ориентированные ациклические графы.
В этом случае графы объектов, описывающие свойства сущностей предметной области, должны быть получены в результате логического вывода из совокупности действий, то есть событий изменения свойств.
Теги: #графы #Семантика #деятельность #семантическая сеть #модель событий
-
Фихте, Иоганн Готлиб
19 Oct, 24 -
Мышь Суетится Вокруг Статики
19 Oct, 24 -
От 3D-Модели До Прототипа Чужими Руками
19 Oct, 24 -
Консольные Раскопки
19 Oct, 24