Руководство Командой — Роль, Которая Может Стать Ловушкой Для Разработчика, Но Может Предоставить Огромные Возможности Для Создания Программного Обеспечения.

Давайте вернемся на два года назад, когда я был разработчиком.

О чем я только думал? «Я хочу стать лидером команды.

Это круто, он решает все вопросы, получает больше денег, им становятся после старшего».

.

Тогда не было никого, кто бы мне сказал: речь вообще о другом.

Мне пришлось учиться на своих ошибках.



Руководство командой — роль, которая может стать ловушкой для разработчика, но может предоставить огромные возможности для создания программного обеспечения.
</p><p>



Я дважды становился руководителем команды

У меня есть такая черта: я стараюсь наводить порядок, систематизировать и выстраивать процессы.

Поэтому меня всегда тянуло к чему-то большему, чем просто написанию кода.

В моем первом стартапе, назовем его «Т», в процессах разработки царил полный хаос.

Сейчас я бы вряд ли там работал, но тогда там было очень атмосферно.

Представь.

Много параллельных клиентов.

Менеджер пошел напрямую (и конкретно) к разработчикам.

Мы часто не укладывались в заявленные сроки и сидели допоздна.

Помню, как однажды в 20 часов позвонил начальник и попросил прийти на работу, чтобы закончить фичу для заказчика, потому что «он объявил срок на завтрашнее утро».

Но в T мы были «семьей».



Руководство командой — роль, которая может стать ловушкой для разработчика, но может предоставить огромные возможности для создания программного обеспечения.
</p><p>

И делали все сами – как могли.

Я помню, как устанавливал Ubuntu на стоечный сервер, который нам дал один из инвесторов.

Когда я включил его, раздался звук взлетающего вертолета! Там я дослужился до статуса технического директора и работал с командой из 10 человек.

По сути, там случился первый, по прихоти, опыт руководства командой.



В D, куда я пришел разработчиком, все было по-другому, особенно когда дело касалось процессов.

Компания внедрила классический Scrum: четкие спринты, диаграммы сгорания, демонстрации, планирование, Story Points, подготовка к будущему спринту.

Я был поражен качеством процесса, спокойно писал код и смотрел, как все работает. Потом я подружился со Скрам-мастером и начал задавать ему вопросы.

Он охотно отвечал и делился классными книгами.



Руководство командой — роль, которая может стать ловушкой для разработчика, но может предоставить огромные возможности для создания программного обеспечения.
</p><p>

Особенно запомнилась книга Хенрика Книберга «Scrum и XP: заметки с передовой».

Процесс в «Д» был построен близко к этой методологии: в результате все руководство и продавцы прекрасно понимали, когда будет результат. Я также присоединился к Skyeng в качестве разработчика.

В отличие от других моих компаний, здесь прекрасно реализована непрерывная интеграция: каждый день фичи попадают в продакшн.

В моей команде этот процесс больше всего напоминал Канбан.

У нас был отличный тимлид Петя.

На разговорах один на один мы могли обсудить все: от проблем со срывом сроков до настроек таск-трекера.

Иногда я просто давал отзывы, иногда что-то советовал.



Так Петя разобрался во мне и узнал об опыте руководства командой на «Т» и дистанционного обучения в Scrum на «Д».

В какой-то момент он предложил мне выступить в стендапе.



Руководство командой — роль, которая может стать ловушкой для разработчика, но может предоставить огромные возможности для создания программного обеспечения.
</p><p>

Операция «преемник» в моем случае выглядела так и заняла 6 минут) А через неделю выяснилось, что в компании открывается новое направление, и в этот проект отправили Петю и часть команды.

Оставшимся ребятам нужен новый лидер.



Все происходит само собой, как будто невидимый Закон Притяжения подталкивает вас к лидерству в команде.

Когда компании нужен тимлид и все думают: «Где его взятьЭ», они часто нанимают ребят, которые:
  • лучше организован
  • быстро втягиваться в процессы и идеи команды,
  • мотивированы и завоевывают авторитет в глазах коллег-разработчиков.

Таких людей быстро замечают в руководстве; собственно, поэтому, когда появляется вакансия, люди идут именно туда.

Так это сработало у меня и как минимум у нескольких коллег из других компаний, с которыми я разговаривал на эту тему.

И забавно, что все отметили: для совершения перехода не пришлось прилагать почти никаких усилий.

Здесь нужно объяснить, кто в нашем случае тимлид. Это определенно отличный программист, который хорошо разбирается в коде проекта и может при необходимости написать код самостоятельно (например, если кто-то из ребят заболел или в отпуске, а это срочно необходимо).

Но по функционалу вы скорее менеджер: общаетесь с бизнесом и другими командами, выстраиваете процессы внутри своих и почти не пишете код. У нас также есть должности технического руководителя, но только на крупных проектах.

Вот как выглядели примерные обязанности тимлида в Skyeng в начале истории:

Руководство командой — роль, которая может стать ловушкой для разработчика, но может предоставить огромные возможности для создания программного обеспечения.
</p><p>

Но одно дело брать на себя задачи тимлида, а совсем другое – справляться с ними.



Что изменилось и как я с этим справился

Первые несколько дней живешь с ощущением эйфории, триумфа и восторга.

Конечно: ты стоишь у руля целой команды, на тебя рассчитывают, у тебя больше возможностей и ответственности! Прошло несколько лет с момента ухода из «Т», я набирался опыта, анализировал свои ошибки, видел передовые процессы и методологии и работал над ними.

Все это придало мне сил и уверенности для моей второй попытки возглавить команду.

Однако со временем чувство эйфории прошло, и началась повседневная жизнь.

Это то, что я заметил про себя.

Нужно быть морально готовым расстаться со своим «вечерним дзеном»… и подружиться с «ежеквартальными».

Результат работы тимлида обычно невозможно увидеть за один день или даже неделю.

Это и плюс, и минус.

В своем докладе «Отходы и неудачи при переходе от инженера к тимлиду» Артем Каличкин попадает в самую точку, говоря, что «программисты — одни из самых счастливых людей на свете».

Когда ты разработчик, каждый день у тебя есть откомпилированная сборка, выполненная задача, новая фича в продакшене — и в этом есть определенное удовольствие.

Некий дзен: дело сделал, можно со спокойной душой идти вечером отдыхать.

Тимлиду редко есть чем поделиться на стендапе: ведь вчера вы «планировали, звонили, читали почту и добавляли задачи в бэклог».

Такие результаты, как новый раздел на веб-сайте или крупная функция в приложении, состоят из небольших шагов, которые вы и ваша команда предпринимаете каждый день.

За это время вы можете не написать ни строчки кода, но в целом у вас получится такой объем работы, который вы бы никогда не выполнили за это время.

Например, моя команда создала раздел «Темы обучения» для приложения Skyeng на iOS и Android: реализовала карту уровней упражнений, шкалу энергии для разных категорий учеников, ежедневные цели, трекеры прогресса в задачах, разные механики выполнения заданий.

открытки, озвучка и многое другое.



Руководство командой — роль, которая может стать ловушкой для разработчика, но может предоставить огромные возможности для создания программного обеспечения.
</p><p>

Тот же раздел в приложении.

Оценить количество экранов и механику одного урока можно в гифке: прогресс ускоряется

Руководство командой — роль, которая может стать ловушкой для разработчика, но может предоставить огромные возможности для создания программного обеспечения.
</p><p>

Во многом это история о делегировании.

Нужно бороться с привычкой все делать самому.

Фактически, чтобы стать настоящим тимлидом, вам необходимо научиться программировать руками разработчиков вашей команды.

Неопытный тимлид может легко стать узким местом для команды.

.

Чем меньше разработчик отвлекается от работы, тем идеальнее результат и команда.

Поэтому у него есть портфель задач с приоритетами, стендап и еще пару встреч в неделю.

А если нужно спланировать новую фичу для работы, обнаружен критический баг, продукт не работает или у команды есть вопрос, тянут тимлида.

Чтобы всё и все работали, приходится много общаться.



Вы рискуете превратиться в «оператора колл-центра» — и если не прекратить это, выгорание гарантировано в течение одного-двух месяцев.

Здесь я хочу поздороваться и сказать искреннее спасибо моему продукту.

Увидев эту проблему, он отправил меня читать «Джедайские техники» Дорофеева, «Тайм-менеджмент» Архангельского, а также изучать каналы и чаты для тимлидов, записи с конференций и так далее.

Практики, которые я изучил, помогли устранить недостаток внимания.

Я всех предупредил, что буду проверять почту 1-2 раза в день, стал устраивать дни без встреч и звонков, письменно планировал свой рабочий день (даже пытался внедрить такую практику в команде, но разработчики этого не любят) .

Я менял приоритеты только в том случае, если происходило что-то действительно критическое.

В результате запланированные дела больше не откладывались.

В общем, мне пришлось ломать свои привычки и срочно осваивать кучу полезных приемов.

Навыки, необходимые руководителю, не развиваются в ходе разработки.

Как руководитель группы вы становитесь активным участником торговых отношений между бизнесом и развитием.

Цель любой компании — прибыль, поэтому заказчик хочет получить от разработки множество качественных функций в короткие сроки.

Разработчики стремятся делать работу качественно, но не торопясь.

В этой картине тимлид должен сохранять необходимый баланс между качеством, скоростью и объемом решаемых задач.

Для этого необходимо построить доверительные отношения с заказчиком, чтобы он понимал, чем занимается команда, сколько времени займет вырезание той или иной фичи, успеем мы или нет, что сделать, чтобы мы успели.

.

Вам необходимо развивать эти «мягкие навыки» и в то же время твердо отстаивать позицию и принципы команды.

А еще подумайте о процессах, форматах, архитектуре пайплайна: как к вам приходят задачи, как они выполняются, как фиксируются, как идут в производство.

Конечно, сами навыки можно развивать.

Но нужно быть готовым, что это приведет к определенной трансформации личности.



Больше не лидер команды: как не потерять себя и снова найти себя

Два года назад я считал, что тимлид — это следующий шаг в эволюции программиста.

Сейчас я думаю, что это другая, параллельная ветка развития.

Исход перехода во многом зависит от каждого человека – и вы не узнаете, пока не попробуете.

Эту роль необходимо опробовать.

И не месяц, не два.

Я думаю, минимум шесть.

Еще лучше – год или два.

Высока вероятность, что будет сложно, вам захочется вернуться назад, не добившись результата.

Я бы посоветовал вам поставить себе срок и сказать: «Я не делаю промежуточных выводов до конца этого периода.

Я протестирую это и в конце приму решение, подходит оно мне или нет».

Лично я так и сделал.

Проработав лидом полтора года (с сентября 2018 по февраль 2020), я осознанно решил уйти с этой должности и вернулся к разработке.

В то же время руководитель группы канал которого я читал, вырос и стал техническим директором в моей компании.



Руководство командой — роль, которая может стать ловушкой для разработчика, но может предоставить огромные возможности для создания программного обеспечения.
</p><p>

Мы всегда удаленно, основное общение в Slack: поэтому «все перемещения записываются».

Все получилось как на картинке: коллега, которого я предложил, пробует себя в роли тимлида, а я наслаждаюсь «вечерним дзеном» в рамках другой команды.

А этим летом я и еще пара ребят, прошедших аналогичный путь, провели внутреннюю встречу по поводу нашего опыта.

И самый главный вопрос, который возник у слушателей: ок, а как ты понимаешь, когда думаешь, куда развиваться дальше, подходит тебе роль тимлида или нет? И пришла идея обсудить это в публичном формате с:

  • Егор Толстой (подкаст и курсы «Подлодка») — он сделал выбор в пользу продакт-менеджмента и расскажет о моменте, когда понял, что устал вести разработку,
  • Вадим Мартынов (сообщество Контур и RndTech) — он вернулся к разработчикам и расскажет, как переучивался писать код и как все это сказалось на финансах,
  • И Евгений Кот (Wrike и тот же репортаж о боли тимлида) - в качестве ведущего.

Все пройдет В сети В следующую среду (2 сентября) в 19:00 по Москве/Киеву/Минску на YouTube: будет чат и простая возможность для зрителей настроиться голосом.

А если у вас еще есть силы, давайте пообщаемся в Zoom. Здесь вы можете положить напоминание календаря .

Присоединяйтесь к обсуждению «MoreNotTeamLead» или смотрите его в записи.

Надеюсь, наш опыт будет вам полезен, ведь два года назад я тоже так думал.

В опросе могут участвовать только зарегистрированные пользователи.

Войти , Пожалуйста.

Ваше отношение к вопросу 36,39% Я разработчик, не хочу быть лидом 135 20,49% Я разработчик, хочу быть лидом 76 19,41% Я тимлид, я хорошо 72 9.97% Я руководитель команды, я плохо себя чувствую 37 13.75% Я больше не руководитель команды Проголосовал 51 371 пользователь.

65 пользователей воздержались.

Тэги: #Карьера в IT-индустрии #программирование #Управление разработкой #Управление проектами #тимлиды и разработчики #грабли везде #уроки ошибок #я тимлид почему меня это ранит

Вместе с данным постом часто просматривают: