Разработка Без Программирования: Извращение Или Лайфхак?

Сегодня мы начинаем новую серию статей! Да-да, не удивляйтесь.

На этот раз основная тема — разработка игр.

Давайте поговорим о такой программе, как Clickteam Fusion 2.5, и попробуем создать в ней проект и сборку для UWP. Но сначала обзор платформы, уже вышедших на ней игр (в том числе FNAF) и интервью с разработчиками.

Посмотрите под кат!

Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

Предоставляю слово автору.

  • Введение: обзор платформы, известные игры
  • Часть 1: начало разработки
  • Часть 2: финальный проект и публикация в магазине
Поскольку статья будет большая, думаю, лучше сразу ее предоставить.

общий план , на котором будет основана статья:

  1. Обзор
  2. Пример работы в движке
    • Инструменты разработки
    • Пример разработки и сборки небольшого проекта (от А до Я)
    • Публикация
  3. Заключение
Также хочу сразу отметить, что статья посвящена обзору именно версии 2.5 и некоторых ее дополнений.

Я не буду слишком много внимания уделять предыдущим/будущим версиям.



Обзор



Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

Релиз CF2.5 состоялся в конце 2013 года.

Разработчиком выступила французская компания Clickteam. По своей сути Clickteam Fusion 2.5 является продолжением Multimedia Fusion 2. Движок представляет собой конструктор с возможностью разработки под Windows, Mac, Windows Mobile, Android, iOS, HTML5, Flash, Ouya, Xbox 360, Xbox One (да, CF2.5 поддерживает разработку проектов для консолей.

Кстати) , насколько мне известно, CF3, над которым сейчас работает Clickteam, будет поддерживать Xbox One, PS4 и Nintendo Switch!) и т.д. «Конструктор» означает, что в нем не нужно писать код. Почти все происходит путем составления событий.

Если уж сильно утрировать, то принцип такой разработки может чем-то напоминать работу в «Скретч», «Час кода», «Коду» и «Конструкт 2».

Кстати, если вы работали с последним, то разобраться в CF2.5 вам будет гораздо проще.

Эти программы очень похожи.

Но не будем говорить о том, кто у кого украл идею, вернемся к обзору.

Поговорим о возможностях двигателя.

Я надеюсь, что время, проведенное в этой программе, позволит мне быть достаточно объективным.

Промо

Разработка без программирования: извращение или лайфхак?



Разработка без программирования: извращение или лайфхак?



Разработка без программирования: извращение или лайфхак?



Разработка без программирования: извращение или лайфхак?



Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

В какой-то степени CF2.5 можно назвать «модульным» двигателем, поскольку в нем вы покупаете только те «модули», которые вам нужны.

Например: вы хотите создавать простые 2D-игры или экспериментировать с созданием псевдо-3D-графики на ПК (например, Doom)? Для этого достаточно CF2.5. Хотите 3D? Купите дополнение Firefly. Хотите разрабатывать для iOS? Купить экспортер iOS. Или, может быть, вы хотите заняться UWP и разрабатывать приложения для Windows 10, Windows 10 Mobile и Xbox One? Тогда возьмите UWP Exporter. Как к этому относиться — как к возможности не платить за ненужные вещи и сэкономить или как к «выкачке денег в виде кучи DLC» — решать вам.

Скажу лишь, что если сравнивать цены с ценами ближайших конкурентов, то цена при таком подходе оказывается гораздо приятнее, чем у других.

В целом функционал CF2.5 находится на достойном уровне, а для его изучения отлично подходят туториалы, сообщество и встроенный ClickStore (с бесплатными и платными материалами), что позволяет при наличии должного желания хорошо изучите двигатель за достаточно короткий период времени.

Отдельно стоит упомянуть сообщество этого движка.

Его можно охарактеризовать как «активно растущий и отзывчивый».

Зайдя на официальный форум или фан-ресурс, вы сможете быстро получить ответы на все интересующие вас вопросы (кстати, в случае с официальным форумом среди респондентов может быть представитель Clickteam) и найти много полезной информации - проект источники, советы, рекомендации и ссылки на сайты с бесплатными лицензионными материалами (музыка, спрайты и т.п.

).

Если говорить о том, «для кого» эта программа, то, пожалуй, сюда входят в первую очередь творческие люди и дизайнеры, у которых есть идеи, но которые по тем или иным причинам не могут/не хотят писать код. А теперь предлагаю поговорить о стереотипах.

Я уверен, что после первых строк большинство людей подумали примерно так: «Очередной движок для создания плохих игр и засорения магазинов».

Возможно, я попытаюсь «восстановить баланс справедливости».

Для начала скажу так – на мой взгляд, качество конечного продукта практически во всех случаях зависит от автора, поэтому при наличии желания, упорства и творческого подхода можно сделать конфету, которая по-настоящему удивит. Та же игровая разработка 20 века нам это прекрасно доказала.

Помните: программа — это всего лишь инструмент. Поэтому, пожалуйста, не связывайте движки с качеством игр.

Практически во всех случаях за конечное качество продукта отвечает не движок, а автор.



Что уже сделано на CF2.5?

В продолжение темы предлагаю вам обратить внимание на небольшую подборку примечательных игр, сделанных в CF2.5:
  1. Five Nights at Freddy's — пожалуй, FNAF можно назвать поистине культовым произведением.

    Первая часть получила достаточно высокую популярность и хорошие отзывы критиков, что в итоге позволило вылиться в нее еще в нескольких частях, 5 книгах, аттракционе в Лас-Вегасе (в рамках «Купола страха» можно посмотреть Здесь ), море фанфиков и артов, тонны мерча, десятки инди-пародийных игр и фан-фильмов (разного качества, что-то не очень, что-то достойно внимания).



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

    Также сейчас идет подготовка к съемкам официального фильма (Съемки осуществляла студия Blumhouse ["Коварный", "Чистка", "Паранормальное явление", "Зловещий", "Уиджа" и др.

    ].

    Режиссером выступил Крис Коламбус («Один дома» 1, 2, «Гарри Поттер 1, 2», «Двухсотлетний человек» и др.

    )).

    Скриншоты из разных частей сериала

    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

  2. Concrete Jungle — красивая игра-головоломка с градостроительным уклоном, в которой можно с интересом убить часик-другой.



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

    Другие скриншоты

    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

  3. room13 — увлекательная казуальная игра, по стилю напоминающая старый «День безумия».



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

    Другие скриншоты

    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

  4. The Escapists — конечно, эта игра разрабатывалась в Multimedia Fusion (предке CF2.5), да и то только ПК-версии, но я не мог ее не упомянуть.



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

    Другие скриншоты

    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

  5. Boom Slime — красивая мобильная игра-головоломка от украинского разработчика.



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

  6. Rock Rock Rocket — насколько я знаю, это псевдо-3D игра от одного из авторов CF2.5. Поскольку я уже давно ничего не слышал об этом проекте, я сделал запрос в Clickteam и получил следующий ответ:
    Разработчик отменил его, но мы выпустили исходный файл в последнем скромном пакете.

    Джефф Вэнс

    На англоязычной вики Джефф Вэнс подписан как «CEO Clickteam United States».



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

    Как видите: судьба этого проекта несколько печальна — разработчик отменил его, но исходный код был включен в их последний бандл на HumbleBundle. Хоть игра и не была выпущена как самостоятельный продукт, я не мог о ней не написать, поскольку игры такого типа и качества в CF2.5 не просто редки, а нечто из ряда вон выходящее.

    Другие скриншоты

    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

  7. ЗУП! – минималистичная красивая головоломка от российского разработчика.

    Она была хорошо принята публикой, что позволило ей перерасти в целую серию игр.

    На момент написания имеется 9 частей и 8 DLC.

    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

    Другие скриншоты

    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

  8. EvilMorph — еще одна игра от российского разработчика.

    EvilMorph — пиксельный платформер в духе игр старой школы.



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

    Другие скриншоты

    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

  9. Freedom Planet — мультиплатформенная игра в духе и стиле 16-битных игр серии Sonic the Hedgehog. Игра получила положительные отзывы и высокие оценки на таких ресурсах, как Metacritic и GameRankings.

    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

    Другие скриншоты

    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?



    Разработка без программирования: извращение или лайфхак?



Интервью с разработчиками

Специально для вас мне удалось провести мини-интервью с несколькими разработчиками из списка выше.

Александр Скулкин, Тихая река Игры: серии «Зуп!», «Коп» и др.

Почему Clicktem Fusion 2.5? Потому что обучение максимально простое и не требует знания языков, грубо говоря, порог входа низкий.

Какие преимущества и недостатки вы видите после стольких лет работы в нем? Достоинства – простота обучения как на шаге 1, недостатки – ограничения.

Например, чтобы игрок мог менять разрешение игры, мне пришлось бы пройти около 9 кругов ада, чтобы реализовать это должным образом.

В портах для iOS и Linux многие расширения clicktim недоступны; люди на iOS не смогут получать достижения и все, что связано с API Steam. Какой совет вы можете дать новичкам на этом движке? Новичкам могу посоветовать быть изобретательными, ведь даже чтобы создать что-то простое, иногда приходится пошалить с бубном, но и наоборот, иногда то, что на первый взгляд кажется сложным, можно сделать в пару кликов, если вы удачливый.

Ну и разработчики, можно сказать, махнули рукой на движок, а их конкуренты выпускают новые версии.

Сергей Макрушин, ClickGames Игры: EvilMorph, Slash or Die и Tailwind.
Почему Clickteam Fusion 2.5? Я выбрал Clickteam Fusion 2.5, потому что четыре года назад мне захотелось делать игры.

Но у меня были лишь поверхностные знания по программированию, типа «3 года в колледже».

Я искал долго и упорно и выделил трёх лидеров: Unity, Clickteam Fusion 2.5, Game Maker. Unity отошёл на второй план из-за очень большой (для меня) работы с C# или JavaScript-кодом.

Game Maker - отошел на второй план из-за большой работы (для меня) с кодом, а смысл этого действия я тоже не мог понять, пришлось учить язык программирования, который нигде не понадобится, кроме этого Сам Game Maker. И, наконец, Clickteam Fusion 2.5 остается по той причине, что для создания игр достаточно только логики и изучения интерфейса.

Какие преимущества и недостатки вы видите после стольких лет работы в нем? У него всего 2 преимущества: низкий барьер входа и использование логики для создания игр.

Я работал с Clickteam Fusion 2.5 4 года, а точнее 5307 часов.

Выпустил 3 полноценные игры и около 12 закрытых прототипов с разной степенью завершенности от 30 до 80%.

Но всему когда-нибудь приходит конец, на последней игре я начал деградировать, работая с ним.

Я начал понимать, что мне нужно двигаться дальше, ведь если весь мой инди-путешествие закончится, то с навыками этой программы я нигде не смогу найти работу, поэтому сейчас работаю над Unity и начал изучать C# .

Выходя из Clickteam Fusion 2.5, я прямо поблагодарил разработчиков этой программы за все, что их творение сделало для меня.

И самое главное, что оно для меня сделало, это то, что оно дало мне движение и желание расти и развиваться в сфере инди-игр.

Также, работая с кликом, я отточил свои навыки логического программирования до очень хорошего уровня.

Это очень помогло мне осознать, что язык программирования — это 90% того, что я делал в клике + 10%, знание синтаксиса языка и некоторых его особенностей.

НО основа не меняется.

Какой совет вы можете дать новичкам на этом движке? Если вы уже умеете все логично и грамотно организовать, то учите язык программирования.

Если вы полный профан, каким был я 4 года назад, то смело покупайте и устанавливайте Clickteam Fusion 2.5. Вы будете гордиться тем, что ваш враг теперь может перепрыгивать препятствия, и это ваш лично созданный искусственный интеллект без использования программирования с вашей стороны.

Что касается сообщества, то я редко обращался к ним за помощью, чаще всего оставался в тени и читал, нашел массу сайтов с исходниками того или иного действия, скачал, разобрал и тем самым понял хитрости, которые можно сделать, используя обычную логику.

Поэтому я скажу это еще раз.

Если вы уверены, что ваша логика на хорошем уровне, то учите язык и работайте с Unity, если вы профан, то начинайте разработку с Clickteam Fusion 2.5.

Виктор Вовк, PolyWolf Games Игры: Бум Слизь
Почему Clicktem Fusion 2.5? Потому что я не умею программировать.

Я искал конструктор, в котором уже было много уроков, стабильная работа и экспорт на нужные платформы.

Конструктивом не пользовался, не знаю, лучше он или нет. Какие преимущества и недостатки вы видите после стольких лет работы в нем? Преимущества: Пройдя серию уроков на YouTube, вы сможете приступить к созданию своей первой игры.

Множество готовых решений.

Есть официальный форум, на котором можно легко пообщаться даже с разработчиками движка (на английском языке), группа в ВК и несколько других сайтов, где можно попросить помощи у других разработчиков.

Недостатки: Игру я разрабатывал для мобильной платформы, поэтому могу говорить только на эту тему.

Я обнаружил отсутствие решений, связанных с интеграцией API социальных сетей, Google Analytics (или аналогичных).

Без этих простых вещей доступ к мобильным платформам невозможен.

Какой совет вы можете дать новичкам на этом движке? — Прежде чем задавать глупые вопросы в пабликах и форумах, посмотрите уроки на YouTube. К счастью, их много на русском языке.



Будущее серии статей

Это только первая статья из серии.

Далее мы рассмотрим создание проекта на платформе, а также его сборку для UWP. Следите за обновлениями!

об авторе



Разработка без программирования: извращение или лайфхак?

Лев Буланов — студент Индустриального колледжа имени Чайковского и Удмуртского государственного университета, студенческий партнер Microsoft, разработчик C#, разработчик CF2.5, разработчик Unity, оператор VM (5 разряд).

Основная сфера интересов — разработка мини-игр, утилит и MR-проектов.

Теги: #Разработка игр #Разработка Windows #microsoft #программирование #ИТ-компании #ИТ-компании #разработка #game #uwp #cf #clickteam fusion 2.5 #clickteam fusion 2.5 #fnaf #fnaf

Вместе с данным постом часто просматривают: