2020 год поразил человечество не только эпидемией Covid-19. Мировую экономику, а также потребителей электронных устройств потряс кризис микрочипов.
Их был отчаянный дефицит, цены устремились в неведомые дали.
Как только станет общедоступным — просто заплатите! - вдруг оказались в дефиците устройства, за которыми надо гнаться и которые надо «достать».
Все как в старые советские времена.
Причины, как правило, довольно просты.
Потребность в микрочипах и процессорах уже продолжала расти на протяжении последних лет – но темпы были примерно ясны, и производство можно было плавно наращивать.
Пандемия коронавируса привела к взрывному и беспрецедентному росту спроса на электронные устройства, обеспечивающие удаленную работу, развлечения и общение.
Производство всячески наращивали, тем более, что на нем стало можно зарабатывать гораздо больше – но возникла проблема.
Заводы по производству микрочипов являются самыми дорогими, сложными, требовательными в плане персонала и оборудования из всех производств, существующих сейчас в мировой экономике.
Быстро и где угодно их подключить не получится, будь то цех по сборке игрушек, швейная мастерская или даже нефтеперерабатывающий завод. Чтобы построить, запустить и вывести на нормальную мощность новые производства чипов с нуля, даже при самых благоприятных условиях, потребуется не менее трех лет и миллиардов долларов США.
Так возник разрыв спроса и предложения на микрочипы, закрыть который быстро и легко оказалось невозможно.
К началу 2021 года дефицит чипов на мировом рынке составил около 30%.
Ситуацию усугубила политика – и важность этого фактора может в ближайшие годы оказаться такова, что нынешний чипкризис по производственно-потребительским причинам окажется мелким недоразумением на фоне полноценного глобальная катастрофа.
В 2020 году США и Китай окончательно и четко вошли в политический клинч, перерастающий в Холодную войну 2.0. Экономическая и торговая война между двумя наиболее мощными экономиками уже в самом разгаре – и она также бьет по рынку чипов.
Еще летом 2020 года США запретили китайской Huawei передавать разработку чипов на аутсорсинг тайваньской TSMC — абсолютному мировому лидеру в этой области.
Последовали и другие санкции.
TSMC оказалась между двух огней.
Руководство компании выбрало сторону США.
Проблема всей мировой экономики – и политики – заключается в том, что большая часть производства TSMC расположена на Тайване: острове у побережья материкового Китая.
Сейчас там производится более 50% мировой продукции, а самой современной и сложной - даже 90%.
Чипы TSMC, в основном произведенные на Тайване, встречаются практически во всем: в смартфонах, высокопроизводительных вычислительных платформах, ПК, планшетах, серверах, базовых станциях и игровых консолях, устройствах Интернета вещей, цифровой бытовой электронике, автомобилях и почти в каждой системе вооружения, созданной в Китае.
Двадцать первый век.
век.
Десятилетиями это всех устраивало, но на наших глазах ситуация резко изменилась.
Новые заводы на Тайване – несмотря на острую нехватку и идеальную для них инфраструктуру на острове – даже не планируются.
Официально, даже с точки зрения США, Тайвань является частью КНР.
Однако на острове до сих пор существует собственная политическая система «Китайская Республика», не подчиняющаяся Пекину и берущая свое начало от антикоммунистических сил, эвакуированных на остров в 1949 году.
жители все дальше отходят от идеи воссоединения с материком, популярной в 90-е годы – особенно после «закручивания гаек» в КНР и разгрома протестов в Гонконге.
Жители Тайваня теперь предпочитают традиционное покровительство Вашингтона и сотрудничество с Токио.
Пекин на фоне конфронтации с США и соседями от Индии до Японии все больше стремится подчинить себе «бриллиант» мировой микроэлектроники, ускользающий от «воссоединения».
Его подстегивает осознание того, что факторы, обеспечившие китайское экономическое чудо, уже остались в прошлом, экономический рост снижается, граждане требуют свободы вместо того, чтобы закручивать гайки, а планы доминирования в XXI веке могут оказаться такая же несбыточная мечта, как и мировая коммунистическая революция для СССР.
На пути безудержной экономической экспансии встает все больше конкурентов, а также политическая оппозиция со стороны США и других стран.
Поэтому сейчас КНР усиливает свою военную мощь, особенно военно-морской флот, и явно намекает на возможность силового решения проблемы «мятежного острова» посредством быстрой десантной операции.
Не менее явно Тайвань демонстрирует свою готовность отразить вторжение.
Его в этом поддерживают США, Япония и другие противники Пекина с его амбициями доминирования в «Южных морях» и мировой экономике.
Не только война, но даже серьёзное обострение вокруг Тайваня может поставить под удар поставки с острова полупроводников для критически важных для современного мира микрочипов, чреватых мировым экономическим кризисом огромных масштабов.
США уже разместили на острове контингент военных советников, о чем громко и публично сообщается.
Вашингтон и его союзники явно полны решимости не допустить ситуации, в которой флагман мирового производства чипов окажется в руках КНР и председателя Си Цзиньпина.
Вполне можно предположить ситуацию, при которой – в случае войны и вторжения – заводы TSMC будут уничтожены вполне намеренно и целенаправленно.
Во-вторых, остров пострадал от меняющегося климата.
Тайвань считается чрезвычайно влажным местом и подвержен муссонным дождям и тайфунам.
Однако в 2020–2021 годах Тайвань пережил самую сильную засуху, не наблюдавшуюся более чем за полвека.
Муссон 2020 года просто не наступил.
К весне 2021 года реки на острове начали пересыхать, а запасы воды в водохранилищах заканчивались.
А заводы по производству современных полупроводников для микрочипов требуют огромных объемов сверхчистой воды.
Раньше этого было достаточно, а сейчас уже не так много.
Дошло до того, что к лету 2021 года властям пришлось пойти на радикальные шаги: выбросить оставшиеся запасы воды на заводы по производству полупроводников, сократив ее раздачу гражданам и даже фермерам – несмотря на то, что сельскохозяйственное производство на острове было остановлено.
на грани катастрофы.
Только эти драконовские меры предотвратили падение производства полупроводников, дефицит которых уже душит мировую микроэлектронную промышленность.
Муссон 2021 года оказался более приличным и несколько облегчил ситуацию – но точных прогнозов на ближайшие годы никто не даст. Климат становится очень непредсказуемым с общей тенденцией к увеличению засушливости.
Но на маленьком острове просто нет мощных рек, которые позволяли бы обеспечить бесперебойную подачу воды даже в засушливое время.
Поэтому TSMC уже объявила о строительстве нового завода по производству новейших чипов минимального размера в Аризоне в дополнение к уже работающему в штате Вашингтон.
Сами американцы собираются запустить программу субсидирования полупроводниковой промышленности на своей территории – но пока суммы для этого выглядят консервативными и скромными по сравнению с масштабами проблемы, всего несколько сотен миллиардов долларов США.
А производственные мощности в США по-прежнему в целом отстают от тайваньских по качеству и размеру чипов.
Европа не остается в стороне от проблемы микрочипов.
Летом 2021 года страны ЕС объявили о цели удвоить свою долю на мировом рынке микрочипов к 2030 году.
Intel намерена построить в Европе современный завод по производству полупроводников стоимостью 20 миллиардов долларов и присматривается к Германии, Нидерландам, Франция и Бельгия как потенциальные места производства.
Проблема ЕС в том, что их потенциал сильно устарел.
Лучшим заводом в Европе является завод Intel в Ирландии, который собирает 14-нм чипы, тогда как на Тайване уже производят 3-нм чипы, а Samsung и IBM только вчера заявили о технологическом прорыве и преодолении порога 1 нм.
Планы КНР также отнюдь не ограничиваются идеей добиться подчинения Тайваня.
Помимо двух заводов TSMC в стране, которые сталкиваются с растущими проблемами, в 2021 году Пекин решил выделить полтора триллиона долларов США на развертывание собственного производства и импортозамещение технологий усилиями Huawei, Alibaba, SenseTime вместо все более недоступные решения от IBM, Oracle, EMC. Идет кампания по переманиванию инженеров TSMC, которым обещают двух- или трехкратное увеличение зарплат на континенте – на что сама тайваньская компания ответила резким повышением зарплат сотрудников, а правительство Китайской Республики с запретом публикации вакансий в КНР.
Мы решили совершить прорыв в сфере производства чипов в Южной Корее — где раньше Samsung и другие чеболи предпочитали закупки у той же TSMC. Сейчас в Сеуле хотят в ближайшие годы запустить в стране полный цикл производства.
Однако Южная Корея тоже расположена рядом с Китаем, а на севере ей угрожают ядерные ракеты ее северных собратьев, дружящих с Пекином.
Правительство Индии, имеющее собственную мощная IT-сфера , также решила побеспокоиться о конкуренции со своими соседями за пределами Гималаев — отношения с которыми Нью-Дели ухудшаются, а столкновения на границе становятся все более частыми.
Буквально на этой неделе Индия объявила, что тратит 11 миллиардов долларов на привлечение производителей чипов в страну.
Однако многие экономисты ставят под сомнение распространение производства микрочипов за пределами Тайваня.
По их мнению, если – что все же более вероятно – военного кризиса вокруг острова не произойдет, колоссальные силы и ресурсы многих стран будут брошены на ветер, и когда рынок микросхем снова нормализуется, о нем уже можно будет говорить.
об избытке предложения.
Время покажет, кто прав в этом споре.
Но все же идея не складывать яйца в одну корзину, особенно лежащую в пожароопасном здании, кажется более разумной.
Теги: #Производство и разработка электроники #Исследования и прогнозы в сфере ИТ #Будущее уже здесь #Читальный зал #чипы #производство #Тайвань #ruvds_weekend_articles #микрочип
-
Воздушный Поток, Подвинься
19 Oct, 24 -
Вячеслав Смирнов — Ускорение Apache Jmeter
19 Oct, 24 -
Россия Может Ужесточить Наказание Кардерам
19 Oct, 24 -
Представляем Semantic3 Api
19 Oct, 24