Подсветите Прожектором. Как Получить Максимальную Отдачу От «Социальных» Хакатонов?

Целью проведения «хакатонов воздействия» является создание как можно большего количества приложений с т.н.

социальный эффект на выходе.

Социальный эффект – это совокупность положительных изменений в жизни целевых групп (клиентов, бенефициаров), которые происходят благодаря проекту.

В статье выдвигается тезис о том, что корни многих социальных проблем кроются в дефектах информационного обмена, а потому начинать решение физических проблем можно с выявления и понимания информационных.

И именно этим и следует заниматься на «социальных хакатонах».



Необычный хакатон

В апреле 2015 года петербургский журналист Серафим Романов.

потраченный , на тот момент очень необычный хакатон.

Это был не первый российский хакатон – к тому времени хакатонов было проведено довольно много – всего можно было насчитать, наверное, несколько сотен подобных мероприятий.

Но к 15-му году солнце хакатонов стало постепенно садиться.

Если в 2011 и 2012 годах на хакатонах еще можно было увидеть рождение новых идей, необычных приложений, MVP свежих IT-продуктов, то процент повторов только увеличился.

По мере появления на рынке идей, прототип которых можно было хоть как-то реализовать за два дня (частое требование к презентациям на хакатонах), результаты хакатонов были (и во многом остаются) весьма удручающими – всё равно сервисы, карты, тиндеры (приложения, упрощающие задачи сопоставления), более поздние чат-боты и «что-то есть в блокчейне, но мы не успели это закончить».

Кроме того, хакатоны были разделены на понятные жанры в зависимости от мотивов тех, кто их организовал.

Например, компания хотела познакомить разработчиков со своей структурой или экосистемой.

Или владелец наборов данных хотел, чтобы с данными можно было играть.

Или компания искала сотрудников, а заодно и некую интеллектуальную собственность, созданную на хакатоне.

Наконец, был классический жанр «хакатон без приза», когда сообщество энтузиастов какой-то технологии просто возились с кодом и обменивались опытом (мой любимый тип неударного хакатона).

Наконец появился тип хакатонов, немного обособившийся от чисто технических хакатонов (тех самых хакатонов, где программистов не хватает).

Назовем их «импакт-хакатоны», т. е.

целью организатора было создать за два дня как можно больше приложений с т.н.

социальный эффект на выходе.

Общественное влияние (в русскоязычной литературе «социальный эффект», а в деловых кругах «воздействие») — понятие давно известное в социальной среде, но в технологическую среду оно проникает окольным путём, прежде всего из пресс-релизов компании Silicon. Компании долины.

Социальный эффект – это совокупность положительных изменений в жизни целевых групп (клиентов, бенефициаров), которые происходят благодаря проекту.



Подсветите прожектором.
</p><p>
 Как получить максимальную отдачу от «социальных» хакатонов?

— Папа, мы можем что-нибудь с этим поделать? – надпись в информационном центре Фонда Билла и Мелиссы Гейтс.

Источник: Википедия: Джекли (CC-BY-SA 4.0).

Вообще, лидеры технологических компаний (Билл Гейтс, покойный Уильям Хьюлетт, Гордон Мур – все они основали фонды с огромным капиталом) являются крупнейшими филантропами (хотя, конечно, есть и вопросы ), но их эффект не ограничивается только дележом банкнот – но это отдельная история.

Важно то, что влияние — это тот случай, когда хайповая история приносит пользу остальному миру.

Воздействие может быть достигнуто не только за счет «стандартной филантропии», но и за счет умных технологических решений.

Подводя итог, импакт-производство — это когда ваш проект не только решает прикладную задачу, но и исправляет мир вокруг себя.

Но вернемся в Петербург.

JourHack, хакатон Серафима, относился к последнему «социальному» типу, но сильно отличался от предыдущих подобных мероприятий.

Это был первый хакатон журналистских проектов, основанных на данных, в России.

«У меня достаточно большой опыт в журналистике и проведении тематических мероприятий, хотя непосредственно хакатонов я раньше не организовывал.

В какой-то момент стало понятно, что профессия журналиста (особенно ее расследовательская составляющая) вдруг вновь стала элементом массовой культуры, как это было, например, в 70-е годы.

Журналисты — главные герои оскароносного фильма «В центре внимания».

Скандал с Panama Offshore затронул многих деятелей шоу-бизнеса и привел к громким отставкам – об этом писали все.

В обоих случаях мы имеем дело с журналистикой данных в чистом виде, предполагающей совместную работу специалистов из разных областей.

Лучший формат такого сотрудничества — хакатон».

сказал Серафим после события.

По итогам хакатона было создано 26 проектов, большинство из которых сейчас доступны только через Веб-архив.

Исследования пролили свет на темы, которые, как правило, любят оставаться в тени: спортивная фармацевтика, систематическое повышение стоимости строительных подрядов, влияние новых законов на усыновление детей-сирот, альтернативная госслужба, ситуация со студенческими общежитиями.

и т. д. Такие проекты можно реализовать за два дня в творческой атмосфере хакатона и обеспечить им достаточно высокую степень выживаемости (т.е.

самостоятельную реализуемость вне мероприятия).

Результаты хакатона получили сотни комментариев и вызвали массу споров.



Подсветите прожектором.
</p><p>
 Как получить максимальную отдачу от «социальных» хакатонов?

Журхак.

Участники хакатона.

С разрешения организаторов хакатона.

JourHack показал, что контекстуализация данных и углубленный анализ причинно-следственных связей в сочетании с хорошей визуализацией могут принести тот же эффект в большем объеме, чем менее целенаправленные хакатоны.

Почему? Давайте изучим этот вопрос.



Два типа проблем

Все социальные проблемы можно разделить на два типа: физический И информационный .

И методы принятия решений у них принципиально разные.

Физические проблемы – это, например, отсутствие инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями.

Если в вашем доме нет лифта и вы передвигаетесь на инвалидной коляске, то даже обычная прогулка станет очень серьезным испытанием.

Либо плохая погода в феврале в северном полушарии и, как следствие, повышенный расход ресурсов на отопление, хроническая северная депрессия и т. д. Единственное решение этой проблемы – переехать куда-нибудь самому.

Физические проблемы находятся в мире атомов, реальных объектов, по ту сторону экрана.

Эти проблемы невозможно решить с помощью ИТ.

Главное отличие любых информационных проблем от физических в том, что их можно хотя бы попытаться исправить с помощью ИТ-решений.

Кроме того, решение физических задач обычно обходится гораздо дороже, чем информационных.



Информационные проблемы

Наиболее известные виды информационных проблем связаны с недостатком информации, знаний или понимания какого-либо явления.

Например, отсутствие информации и, следовательно, знаний о том, что Земля круглая, долгое время сдерживало международную торговлю и на протяжении веков поддерживало самые консервативные социальные системы.

«Экономист Фридрих фон Хайек» выделено проблема неполноты знаний и неспособности централизованных статистических систем учитывать «специальные знания о мимолетных обстоятельствах», которые имеются на гораздо более низком уровне - например, на уровне предпринимателей.

Этот аргумент был центральным в его критике командно-административного управления.

Наверное, это можно было бы даже назвать «информационной метапроблемой», характеризующей гиперцентрализованные системы управления с дефектной системой сбора и использования знаний.

Те.

неоптимальная система получения и интерпретации информации приводит к систематически неоптимальному принятию решений.

Независимо от того, живем ли мы в рыночной или командно-административной (хотя лично я, конечно, выберу рыночную) системе, все социальные системы проектируются.

Придумано на основе прошлых социальных проблем, опыта отцов и матерей, дедушек и бабушек.

Ценности, правила, законы, узы и моральные нормы являются результатом осмысленных и неосведомленных решений предыдущих поколений, принятых на основе той информации и знаний, которые были им доступны и которые выдержали конкуренцию с альтернативными идеями и практиками.

В отличие от окружающей нас физической реальности, общество и происходящие в нем процессы подвержены информационным проблемам.

И, следовательно, решения.

«Оранжерея социальных технологий» уже менее восьми лет проводит хакатоны по решению социальных проблем.

За это время мы видели разные примеры проектов.

Проекты различались как по степени адекватности, так и по степени серьезности.

Были и примеры, когда на хакатоне люди хотели решить не информационную, а физическую проблему.

В 2015 году пожилой мужчина из экопоселка приехал на хакатон в Иркутск и рассказал, что приехал на хакатон, чтобы выиграть 60 тысяч рублей на покупку автокрана.

Большинство хакатонов не всегда подходят к проектам разумно и не всегда понимают, какую проблему они решают, и решает ли ее так называемое решение.

"корень".

Под «коренной» (или фундаментальной) проблемой мы подразумеваем причину, которая порождает остальные.

Первопричина — это ответ, к которому вы приходите, используя методологию изучения причинно-следственных связей».

5 почему ? Те.

Приложения, услуги или проекты борются с симптомами, а не причинами социальных болезней.

ИТ-решения не являются инструментами для решения всех проблем.

Журналист Евгений Морозов в 2013 году ввел термин « солюционизм », в котором описывалось стремление решить все социальные проблемы техническими решениями (и даже в какой-то степени перестарался, тролля почти весь технический истеблишмент).

Но что же тогда можно решить с помощью наших клавишных соло? На хакатоне воздействия можно разработать решения, которые либо выявят социальные проблемы, либо решат их более эффективно.

А упомянутый выше JourHack был особенным именно потому, что фокусировался только на выявлении проблем.

Или пытались выявить симптомы неоптимального принятия решений, которые проявляются через социальные проблемы.



Ээффективное обнаружение

Хорошо собранные и визуализированные данные могут рассказать впечатляющую историю.

Отличный сюжет – поиск неравенства.

Неравенство можно интерпретировать как симптом информационной проблемы или заведомо несправедливого информационного дизайна.

Используя ту же логику, данные можно использовать, например, для обнаружения недостатков инфраструктуры.

Эти открытия выглядят особенно впечатляюще, когда можно увидеть не только сам дефицит, но и сравнить этот дефицит с планами городских властей.

Например, собираются ли строить парки там, где площадь парков на душу населения ниже, чем в других районах? Если нет, то почему? Данные могут указывать на низкое качество или подозрительную активность.

В 2017 году журналист Виктор Борисов, например, смог документ ухудшение качества воздуха в отдельных видах вагонов московского метрополитена.

Журналистам РБК Дада Линделл и Евгению Тарасенко удалось выяснить причины постоянного дорогостоящего ремонта на одних и тех же московских улицах - город заменил 8-летние циклы ремонта улиц на трехлетние.

Формат публикации не позволяет журналистам делать выводы, но иногда «и так все ясно».

В феврале 2018 года на хакатоне Declarabum сотрудники отдела данных «Новой газеты» Ирина Долинина и Алеся Мароховская изучили декларации 59 тысяч чиновников и обнаружили прочные связи между т.н.

«кланы» или «клипы» чиновников, которые переходят из ведомства в ведомство вслед за своим лидером, если он меняет работу.

Средний размер такой видимой части круга (стабильной группы) составляет около 4 человек, но не исключено, что некоторые группы могут быть значительно больше (за счет тех чиновников, которые занимают более низкие должности и не подают декларации).

Позже этот проект обрел жизнь в виде материала» VIP-кочевники Проблема обнаруженного явления в том, что личные связи при приеме на важные должности могут привести к прямому конфликту интересов (когда нанимают друга, не самого подходящего).

В мае 2019 года «Новая газета» потраченный хакатон, посвященный выявлению дискриминации, то есть ограничения прав группы людей, объединенных по какому-либо признаку.

Дискриминацию, прямую или косвенную, не всегда легко выявить.

Не просто, но возможно.

Основываясь на данных судебных дел, проект-победитель установил, что 80% убийств, совершаемых женщинами, связаны с домашним насилием и обычно совершаются в целях самообороны.

Кроме того, данные позволяют определить «узкие места» и другие, то есть те структурные препятствия, которые иногда не видны невооруженным глазом, но становятся очевидными в результате анализа данных.

У проблем сразу есть наблюдатель (а иногда наблюдателей много), проблема выходит на поверхность и с ней нужно что-то делать; игнорировать его, сохраняя при этом в тени, будет не очень хорошо.

Как гласит закон Линуса: «Если глаз будет достаточно, насекомые выйдут на поверхность».

Еще один петербургский ученый и активист Александр Карпов.

акции ваш опыт работы с данными:

«Очень важно собирать и предоставлять данные в нужное время.

На этапе, когда решение только нащупывается.

Когда оно сформировано, очень сложно что-либо изменить».

Формирование мнений, аргументов и содержательных и обоснованных позиций являются очень важными процессами в любом цивилизованном обществе.

Вот почему данные важны для истинного воздействия.



Вызовы десятилетия

Через пять лет после JourHack «Оранжерея социальных технологий», «Новая газета» и Серафим Романов объединяют усилия, чтобы пролить свет на проблемы и их коренные причины.

В эти выходные мы находимся в Санкт-Петербурге, посвященные использованию данных для решения проблем, обозначенных в Целях устойчивого развития ООН.

Находясь в самом начале нового десятилетия, мы хотим работать с журналистами, программистами и дизайнерами, чтобы оставаться на шаг впереди и создавать значимые проекты, которые сделают задачи следующего десятилетия более ясными.

Приём заявок уже закрыт, но мы всё ещё ищем специалистов.

Список проекты и потребности как можно конкретнее:

  • 4 фронтенд-программиста
  • 3 бэкендера
  • ГИС-программист
  • 2 UX-дизайнера
  • 2-3 любителя парсить сайты
  • 1 специалист СПСС
Конкретного упоминания о хакатоне нет, и стоит отметить, что этот хакатон — лишь один из элементов значимой техно-культуры.

Теги: #Хакатоны #социальное воздействие #социальный эффект

Вместе с данным постом часто просматривают: