- Привет. Расскажите, пожалуйста, немного о себе.
Как долго вы работаете в Wrike и чем занимались до прихода в компанию? - Привет. Меня зовут Саша Плотвинов.
Я работаю в Wrike шесть лет. До этого я работал в другой организации и работал там сначала в поисковой оптимизации, а потом перешел на менеджеров проектов.
Потом в какой-то момент мне захотелось погрузиться в UX. Я работал ещё в двух местах UX-дизайнером, а после этого устроился в Wrike. — Насколько ваш опыт работы с UX пересекался с тем, чем вы занимаетесь сейчас? - Это была совсем другая история.
Раньше я в основном работал либо над очень небольшими проектами «под ключ», либо над вещами, не связанными с самим продуктом.
Например, я работал в «Деловых линиях».
Очевидно, что в основе продукта лежит доставка грузов.
Мы просто создали там интерфейс, чтобы было удобно.
Wrike — это совершенно другая история; это компания, в центре которой находится цифровой продукт. Кроме того, я устроился на работу мобильным UX-дизайнером в Wrike, и это была для меня совершенно новая сфера.
До этого я серьезно мобильными приложениями не занимался.
Помню, что устроился на работу в компанию в сентябре.
И буквально сразу я попал в забавную ситуацию: мобильное приложение было частично разработано и имело базовые виды, но дизайна и интерфейса не было.
Фактически мне сразу поставили задачу выпустить Android-приложение в декабре, несмотря на то, что на тот момент я еще не был знаком с этим продуктом.
— Получается, вы пришли в Wrike, и вам с первого дня пришлось учиться совершенно новому? - Да все верно.
Все усугублялось тем, что Wrike — это крупный сервис для управления работами.
Никто не знал, как вписать это в мобильное приложение.
Не было четкого ответа на вопрос, что там должно быть, а чего там быть не должно.
Можно ли пойти на компромисс с какой-нибудь облегченной версией, сохранившей лишь часть функционала? Короткий ответ сейчас: «Нет».
Платформа Wrike устроена таким образом, что некоторым пользователям достаточно просто зайти в папку «Входящие» и просмотреть комментарии, а другим может потребоваться разобраться в проблеме и изменить описание.
Третьим пользователям необходимо изменить свой статус, а четвертым пользователям необходимо заполнить форму запроса.
В результате, чтобы удовлетворить большинство пользователей, необходимо так или иначе реализовать половину функционала Wrike в мобильном приложении.
Но какая именно половина – большой вопрос.
И где предел того, что должно быть в мобильном приложении Wrike? — Вы сказали, что одной из ключевых задач было определить, какие основные компоненты десктопной версии включить в мобильное приложение и как расставить приоритеты.
Какие еще серьезные проблемы были помимо этого? — Лично для меня одной из ключевых задач было то, что меня окружали люди с огромным опытом и мне срочно нужно было дорасти до их уровня.
Но, знаешь, бывают моменты в жизни, когда ты готов свернуть горы.
Ты чувствуешь себя сильным, понимаешь, что набрал обороты – просто позволь мне положить на это руки.
Так получилось, что когда я закончил работать в предыдущей компании, мне там не очень понравилось.
Я поняла, что могу и хочу быть более полезной.
И когда я пришел в Wrike, я был готов действовать.
Этот импульс помогает преодолевать трудности где угодно.
Но тогда это пересекалось с тем, как устроен Wrike. Компания уже создала среду, в которой я действительно мог быть эффективным.
И первые два-три года я спокойно работал по 12–14 часов в сутки.
Я не чувствовал усталости, и меня никто не заставлял это делать.
Меня подстегивало только внутреннее желание учиться больше и продвигаться дальше.
Чтобы понять, почему я был так мотивирован, стоит взглянуть на то, как устроен Wrike. Для себя я как бы придумал определение, почему здесь вообще можно работать.
- И почему? — Wrike сильно отличается от других компаний, в которых я работал.
Здесь создана среда, в которой формируются справедливые правила игры.
Здесь мало политики и высокая прозрачность происходящего.
Люди, которые могут делать хорошую работу, имеют свободу рук.
Они могут менять роли по горизонтали, менять проекты.
В принципе, у меня было то же самое — сначала я работал UX-дизайнером, потом стал продакт-менеджером в мобильной команде.
Тогда я собрал несколько мобильных команд. Потом я перешел к основному продукту, тоже в роли продукта.
Получается, что когда ты видишь, где приложенные усилия приводят к лучшим результатам, ты можешь идти туда.
Мы обязаны этим «отцам-основателям», которые разработали Wrike таким образом, что это стало возможным.
Здесь нет ситуаций, в которых кто-то придет и скажет: «Мы должны это сделать, потому что я так думаю» без каких-либо объяснений.
Они всегда разложат перед вами на столе аргументы, объяснят логику и учтут вашу позицию.
Это основной принцип, по которому существует компания.
В такой обстановке очень хочется что-то сделать и начинаешь относиться к компании как к своей.
— Вопрос о роли UX-дизайнера.
Вы пришли на эту должность шесть лет назад, и многие другие пришли после вас.
Как вы думаете, насколько изменилась и изменилась роль UX-дизайнера? - Она очень изменилась.
По мере роста компании стандарты росли, а процессы менялись.
Шесть лет назад у нас был UX-отдел из трех человек.
В зависимости от функций были фронтенд, бэкенд и другие отделы.
Люди объединялись по своим компетенциям, варились внутри себя, работа передавалась из одного отдела в другой.
Потом мы перешли на Scrum. UX-дизайнеры разделились на команды, изменились функции и формат работы в целом.
Вместо обсуждения решения для четвертей, его полировки, написания длинных спецификаций, охватывающих все узкие случаи, работа превратилась в нечто совершенно иное.
Теперь нужно было как можно быстрее создавать прототипы, доставлять ценность отдельными инкрементными историями, то есть быть гораздо более гибкими.
И даже когда вам нужно работать над чем-то стратегическим, это создает ощущение гибкости.
Вы не навязываете команде свое видение, вы говорите, что мы провели исследование проблемы, придумали концепцию решения и примерно идем в этом направлении.
Но если после двух спринтов нам придется сказать, что мы можем лучше решить задачу другим способом, все повторяется.
Это нормально в новом мире.
Это один из аспектов, который изменился в профессии UX. Сегодня в Wrike работают около 20 дизайнеров продуктов.
Когда меня впервые взяли на работу, каждый работал так, как считал нужным.
Сейчас картина совершенно иная.
Есть четкие ориентиры, компоненты, процессы.
Есть обзор, UX-обзор, которого раньше тоже не было.
И все это, естественно, упрощает и ускоряет вашу работу, но и обязывает соблюдать систему.
И с тех пор технологии развивались довольно быстро.
Шесть лет назад никто толком не знал о Sketch. — Я знаю, что вы стали самым первым продакт-менеджером в Wrike. Можете ли вы рассказать о том, как это произошло и что изменилось с вашим переходом на эту роль? — 6 лет назад была такая история, что у нас практически не было продакт-менеджеров.
Были UX-дизайнеры, генеральные директора и технические директора.
Компания быстро росла, проекты множились.
В какой-то момент стала возникать потребность в том, чтобы кто-то смог ответить на вопрос: «Когда мы выпустим эту функциюЭ» Самым очевидным решением было адресовать такие вопросы UX-дизайнерам.
Почему? Потому что они связывались с пользователями, обсуждали решения с заинтересованными сторонами и планировали итерации.
Нас естественно было спросить: «Ребята, давайте узнаем, сколько это будет стоить.
Исходя из этого, будут ясны сроки реализации проекта».
Со временем зона ответственности UX-дизайнеров выросла.
Нас было трое, каждый в своей области, все больше занимаясь исследованием того, как клиенты используют продукт, и больше работали с маркетингом.
Например, в контексте мобильного приложения я мог бы готовить маркетинговые материалы для следующего выпуска.
Не похоже на большую ответственность за UX, не так ли? И это было совершенно нормально, когда в компании было всего 30-50 человек.
Сейчас, конечно, есть отдел маркетинга, в котором ребята этим занимаются отдельно и знают, как это делать лучше.
В какой-то момент нам объявили: «Ребята, вы теперь владельцы продукта.
Как вам такое расположение? Ввиду того, что у меня был отдельный субпродукт (мобильные приложения), для меня это была достаточно естественная история.
Я задумался и понял, что в принципе такой переход для меня неизбежен.
Я стал продакт-менеджером не потому, что всю жизнь хотел им стать, а потому, что понял, что другая роль при такой деятельности невозможна.
Именно в этой роли можно полностью понять проблему пользователя от начала до конца.
Стройте гипотезы, находите решение и внедряйте его, смотрите, что сработало, а что нет, анализируйте результаты и проводите следующий раунд улучшений.
Или погрузиться в стратегию и определить оптимальный путь к желаемой цели в больших масштабах – это все, конечно, очень интересно.
— То есть переход от UX-дизайнера к продакт-менеджеру прошел гладко, и ваша зона ответственности была более-менее обозначена еще до этого? - Верно.
Значительная часть обязанностей возникла естественным образом еще до перехода.
Но, в то же время, была часть, которую еще предстояло изучить.
Вы не можете просто случайно научиться разрабатывать стратегию, куда вам нужно идти.
Или случайно придумали, как правильно анализировать результаты своей работы.
С того момента, как стало понятно, что у вас новая роль, стало понятно, что вам срочно нужно развивать другие компетенции, чтобы стать умным продуктом.
— Расскажите, как произошел переход от мобильного приложения к веб-продукту? — В какой-то момент, работая над мобильным приложением, я понял, что вижу, как можно решить проблемы пользователей, но решения лежат за пределами мобильных приложений.
Они лежат в области основного продукта — сети.
Мы пошли на хакатон с идеей представления «Доска» (один из видов рабочего пространства в Wrike, представляющий задачи проекта в виде карточек по статусам).
Мы презентовали проект, выиграли приз, и в итоге это стало для меня переломным моментом.
Помню, была встреча, на которой мы обсуждали, что будем делать с проектами хакатона.
Я вызвался развивать этот проект дальше в сети.
Потом в компанию пришел человек, который начал работать над мобильными приложениями, Дима Орлов (см.
Интервью с ним), и я перешёл в сеть на постоянной основе.
У меня новая команда.
Мы разработали Board View — скрипт для создания и настройки проектов, а также другие популярные скрипты и представления.
В определенный момент представление «Доска» стало вторым по популярности видом проекта в продукте после стандартного «Списка», когда задачи представлены в виде списка.
Оказалось, что маркетинговой аудитории понравилось представление работы в виде статусных карточек.
— Что изменилось с переходом на роль ведущего менеджера по продукту? Можете ли вы описать, что представляет собой эта роль в Wrike? — Это достаточно новая роль в компании.
Ей чуть больше года.
Я расскажу вам предысторию, основанную на моем видении.
Мы с командой работали над довольно большим проектом, он называется «Пространства».
По сути, это новый способ организации данных в вашем рабочем пространстве, необходимый для масштабирования вашего решения для более крупных команд. У наших крупных клиентов на счетах становится все больше команд. И для них, соответственно, основанная десять лет назад Wrike стала слишком тесной.
В работе над этим проектом участвовали разные команды.
Было много задач по синхронизации разных элементов, проработке межкомандных вопросов, мы анализировали архитектурные особенности и обсуждали проект с ключевыми заинтересованными сторонами в компании.
По ходу работы стало понятно, что подобные масштабные инициативы будут появляться все чаще.
В этот момент, когда наша продуктовая организация была уже достаточно большой и возникла необходимость объединить продуктовые команды в группы, была сформирована группа «Ядро», в которую вошли три команды.
Я стал в нем лидером.
Для меня эта роль была новой, непонятной и непривычной поначалу.
Мне кажется, что продуктом управлять проще, чем продакт-менеджерами.
Я стал работать не напрямую с командой, создающей продукт, а с менеджерами по продукту, которые работают с командами, создающими продукт. Роль менеджера по продукту вполне независима.
Некоторые даже называют это «мини-СЕО», поскольку продакт-менеджер владеет своей частью продукта и отвечает за полный цикл.
Но в то же время, когда у одного крупного продукта более 20 владельцев продукта, вариант «каждый сам за себя» уже не работает эффективно.
И одна из самых серьезных задач заключалась в том, как, с одной стороны, оставить свободу действий владельцам продуктов, а с другой — сделать так, чтобы векторы деятельности стали сонаправленными и команды могли коллективно приносить больше пользы.
— Насколько вы участвуете в формировании глобального видения направления? Или это чисто «нисходит» сверху? Кто, условно говоря, является глобальным архитектором? «Я считаю, что в таком большом продукте, как Wrike, не может быть одного архитектора, который мог бы собрать все воедино от начала до конца и сказать: «Вот наш план, идите и скажите своим командам, что делать».
И, в первую очередь, это связано с тем, что зачастую большая часть ответов появляется именно на уровне этих самых команд. Это одна из ключевых задач для нас – сделать так, чтобы видение и стратегия компании дружили с видением и стратегией продукта, группы, команды.
Нормальной инструкции по этому поводу нет. Со временем мы научились относиться к стратегическому планированию на всех уровнях как к важной отдельной части работы, и это для меня в принципе одно из самых интересных занятий.
Есть команды, которые работают «в поле» и понимают потребности клиентов, но не видят общей картины рынка в целом.
Есть генеральные директора и вице-президенты по продукту, у которых есть видение и стратегия высокого уровня для компании и продукта.
И, мне кажется, одна из ключевых задач лидера группы – помочь этим двум мирам дополнять и усиливать друг друга, в самой оптимальной конфигурации.
— Нет ли у вас ощущения, что вы находитесь дальше от места, где непосредственно создается продукт? Ведь чем ближе вы к точке задания стратегического направления, тем дальше вы от «движения».
— Правильно, в какой-то момент я начал скучать по работе с командой.
А потом мне просто понадобился менеджер по продукту в одну из моих команд, чтобы работать над сложным проектом, оказывающим огромное влияние на пользователя.
И я понял, что могу работать над этим проектом какое-то время, пока не найду продукт, чтобы присоединиться к команде.
Я делаю это сейчас.
— То есть на данный момент вы совмещаете роль ведущего продукта с продуктом? - Да все верно.
Но справедливости ради скажу, что сама роль лида подразумевает, что вы можете при необходимости охватить продакт-менеджера в своем подразделении.
— Ваш путь в Wrike особенный? Или его в принципе можно с некоторыми нюансами охарактеризовать как типичный? — В Wrike много примеров, когда ребята резко менялись ролями.
Например, люди перешли от фронтенд-разработчиков к аналитикам или от iOS-разработчиков к машинному обучению.
В этих случаях люди фактически выполняли одну работу, а потом делали совершенно другую.
В моем случае все переходы между ролями можно охарактеризовать как вполне органичные.
Что касается перехода от UX-специалистов к продакт-менеджерам — я думаю, сейчас около трети всех продуктов в Wrike — это бывшие UX-дизайнеры.
Возможно, сейчас статистика немного другая, но я скажу, что из 6 UX-дизайнеров, которые были в Wrike четыре года назад, четверо стали продуктовыми дизайнерами.
То есть конверсия достаточно высокая.
Наш UX-директор все время шутит на эту тему, грустит и, наверное, гордится одновременно.
Реальность такова, что в нашей компании UX-дизайнеры достаточно тесно работают с продуктом, с пользователями и с аналитикой, что помогает приобретать продуктовые компетенции.
- Спасибо! Может быть, в заключение вы хотели бы что-нибудь добавить? Может быть, какой-нибудь совет для новичков? — Да, пожалуй, добавлю одну историю.
Речь идет не о гипотезах, показателях или анализе; Об этом уже написано много хороших статей.
Это история о том, каково быть владельцем продукта.
Одна иллюстрация из жизни, без каких-либо выводов с моей стороны.
Мы собрались накануне прошлого Нового года на гастрономическую встречу.
Мы сели за стол – нас там было около 20 человек – и начали обсуждать итоги года.
Мы оглянулись на год назад и провели неформальную ретроспективу.
Мы не зацикливались на конкретных релизах или оценках – скорее, делились впечатлениями и чувствами.
И все по очереди говорили, как они оценили этот год. И буквально в каждом продукте говорилось, что это был очень сложный год, что это был, пожалуй, самый сложный год в принципе.
Что мне приходится сворачивать горы по понедельникам, четвергам и пятницам и постоянно расти над собой.
Но самое главное, все отметили: «Я настолько вырос за этот год, настолько многому научился, что никогда не променяю этот опыт ни на что».
И, по сути, каждый раз, когда я смотрю на то, как новички приходят в продуктовую организацию на должность менеджера по продукту или заместителя менеджера по продукту, и вижу, о чем им приходится беспокоиться, я все это вспоминаю.
Тебе приходится принимать решения в тот момент, когда ты не до конца знаешь, что будет правильно, тебе нужно мотивировать команду в тот момент, когда ты сам ищешь мотивацию для себя.
Возникает вопрос: «Зачем ты вообще это делаешьЭ» А потому, что оно того стоит. В результате вы приобретаете навык решения любой задачи оптимальным способом, это просто какое-то волшебство.
В общем, я бы прописал это всем, кому небезразлична жизнь.
По сути, вы учитесь делать что-то полезное из ничего.
И этот навык универсален, независимо от того, чем вы хотите заниматься – начать свой бизнес, отремонтировать яхту, проложить маршрут, преподавать курсы – чем угодно.
Теги: #Управление проектами #Управление продуктами #SaaS / S+S #wrike
-
Ноутбук Lg R700
19 Oct, 24 -
Свободные Радикалы
19 Oct, 24 -
Канобувости, 32-Й Выпуск
19 Oct, 24 -
Жизнь - Игра?
19 Oct, 24 -
Я Сказал В Подкасте Каннада (№ 13)
19 Oct, 24 -
Микрокопирайтеры – Наше Будущее
19 Oct, 24